Функции и задачи супервизии





Супервизор – квалифицированный специалист (психолог, психотерапевт), проводящий супервизию путем профессионального консультирования коллеги, обратившегося за супервизией.

Традиционно супервизии приписывают следующие функции:

  1. Обучающая (образовательная, формирующая) – развитие умений, навыков, понимания и способностей супервизируемого. Обучение и преподавание осуществляется через анализ и исследование работы супервизируемого с клиентами, что помогает консультанту лучше понимать клиента, осознавать свои реакции на клиента, понимать динамику отношений и взаимодействий с клиентом, исследовать другие пути работы.
  2. Поддерживающая (тонизирующая) – помощь в переживании негативного опыта общения с «трудными» клиентами.
  3. Консультирующая – исследование вопросов, возникающих у консультанта во время и по поводу своей работы. Супервизор не дает прямых ответов (знания), а скорее снабжает супервизируемых альтернативами, стимулируя развитие профессионального мышления. В фокусе внимания – сложности и язык концептуализации случая, перевод профессионального опыта на грамотный профессиональный язык, извлечение знания из опыта, обращение к концептуальным основаниям работы.
  4. Оценочная (экспертиза) – контроль достижения целей, сформулированных в супервизорском контракте, отслеживание прогресса клиента, обратная связь консультанту по поводу знания теории и реализации практических навыков, помощь в оценке своих сильных и слабых сторон, оценка профессионализма перед лицом психотерапевтического сообщества.
  5. Административная – степень соответствия работы супервизируемого стандартам учреждения, в котором она осуществляется, а также контроль за соблюдением этических стандартов психологической помощи.
  6. Менеджерская («менеджмент случая») – супервизия команды смежных специалистов, работающих с трудным клиентом, нуждающимся в разносторонней помощи. В такой команде необходимо согласовывать профессиональные действия специалистов, осуществлять общее руководство, ведение случая.


Формы супервизии.

1) Очная супервизия – это вариант ко-терапии с обсуждением очно наблю­даемой супервизором работы супервизируемого немедленно после окончания лечебной сессии (индивидуальной, семейной или групповой) или прерыванием психотерапевтического сеанса и управление событиями по мере необходимости. Присутствие ко-терапевта (супервизора) на сессии согласовывается с пациен­том и членами лечебной группы.

Разделяют несколько вариантов очной ("живой") супервизии в зависимости от временных, пространственных и личностных па­раметров:

- временная (немедленная или отсроченная);

- простран­ственная (внутри или снаружи комнаты);

- личностная (с присут­ствием пациента).

Преимущества: необходимо меньше времени и материальных затрат; большая степень доверия к супервизору; сочетание обучения и психотерапии.

Недостатки: нарушение границ пространства между супервизируемым специалистом и клиентом; вторжение в конфиденциальность работы с клиентом.

2) Заочная супервизия считается наиболее оптимальной ее формой. Супервизируемый, исходя из предварительной догово­ренности с супервизором, предоставляет ему те или иные мате­риалы психотерапевтической работы (индивидуальной, семейной, групповой). Результаты могут быть представлены в виде устного доклада (обычно для групповой супервизии) о какой-либо одной терапевтической сессии или серии сессий, стенограммы или аудио-, видеозаписи.

3) Очно-заочная супервизия – специфическая форма, исполь­зуемая в системной семейной психотерапии. Она осуществляет­ся группой супервизоров-ко-терапевтов, находящихся в соседнем кабинете и наблюдающих работу супервизируемого через зер­кальное стекло. Супервизируемый, в любой момент семейной сессии, испытывая трудности, может проконсультироваться с су­первизорами по телефону, о чем предварительно договаривают­ся с семьей (в России этот метод используется редко).

Сферы применения

При супервизии индивидуальной психотерапии:

• правомерность диагноза (заболевания или проблемы);

• концепция психосоциогенеза заболевания;

• концепция стратегии вмешательства;

• концептуальное соответствие психосоциогенеза и стратегии вмешательства;

• стиль интервью и достаточность информации для форму­лирования диагноза и запроса пациента, выбора стратегии и так­тики вмешательства;

• обоснование выбора «мишени» для текущей работы;

• качество контакта с пациентом;

• соответствие контакта стилю работы;

• выбор тактики и модели работы;

• качество выполнения выбранных приемов психотерапии;

• эффективность работы;

• трудности и ошибки в проведении психотерапии (в уста­новлении контакта, в стиле интервью, выполнении принципа ин­формированного согласия, в целенаправленности, последова­тельности и мастерстве выполнения каждой из продемонстриро­ванных техник).

При супервизии групповой психотерапии:

• модель групповой работы;

• качество контакта с группой;

• концепция стратегии вмешательства;

• соответствие стратегии вмешательства избранной модели психотерапии;

• обоснование выбора мишени для текущей работы;

• выбор тактики и стиля работы;

• качество выполнения избранных приемов психотерапии;

• степень понимания и использования групповой динамики;

• результативность работы;

• трудности и ошибки в проведении групповой сессии.

При супервизии семейной психотерапии:

• модель работы с семьей;

• качество присоединения и контакта с каждым членом семьи;

• концепция стратегии вмешательства;

• соответствие стратегии вмешательства избранной модели психотерапии;

• обоснование выбора "мишени" для текущей работы;

• выбор тактики, стиля и приемов работы;

• качество выполнения избранной техники работы;

• умение ставить гипотезы происхождения проблем с пози­ций системного подхода;

• эффективность работы;

• ошибки и трудности в проведении семейной сессии.

Качества супервизора

Для собственного эффективного обучения супервизору необходимо обладать навыками самооценки. Есть несколько вопросов для самооценки, которые помогут супервизору определить на каком уровне развития он находится, и развить необходимые навыки.

1) Знания: понимание целей супервизии, ясное представление о границах, понимание организационного, образовательного и поддерживающего элементов супервизии, знание различных типов супервизорского контракта.

2) Навыки организации супервизии: умение объяснить супервизируемому цель супервизии, достигать договоренность при заключении контракта, поддерживать границы отношений. Умение создавать климат, характеризующийся эмпатией, искренностью, доверием, непосредственностью. Возможность сохранять баланс между организационной, образовательной и поддерживающей функциями. Возможность закончить сессию вовремя и соответствующим образом.

3) Навыки супервизорской интервенции: использование таких типов интервенции, как предписание, информирование, конфронтация, катализирование, катарсис, поддержка. Предоставление обратной связи, характеризующейся ясностью, адресностью, сбалансированностью, конкретностью. Умение сфокусироваться на передаваемом содержании, интервенциях супервизируемого терапевта, отношениях между клиентом и супервизируемым терапевтом, на контрпереносе терапевта, на отношениях в супервизии, на собственном контрпереносе, на более широком контексте.

4) Отличительные особенности: настроенность на роль супервизора, адекватное использование власти, которую она даёт, способность вдохновлять и внушать оптимизм, способность понимать потребности супервизируемых терапевтов, способность осознавать индивидуальные различия (пол, культура, раса и т.п.), чувство юмора.

5) Настрой на продолжение собственного развития: получение собственной супервизии, на обновление собственных терапевтических и супервизорских навыков. Осознание собственных ограничений и способность видеть свои сильные и слабые стороны как супервизора. Получение регулярной обратной связи от супервизируемых, от коллег, от собственного супервизора/наставника.

6) Для групповых супервизоров: знания о динамике в работе с группой, использование группового процесса в интересах процесса супервизии, умение справляться с соперничеством в группе.

7) Для старших супервизоров: умение проводить межпрофессиональную супервизию, проводить супервизию организации. Иметь знания по стадиям развития рабочих групп и организаций. Умение осветить скрытую культуру организации или рабочей команды, фасилитировать организационные изменения, формировать культуру обучения, благоприятную для развития супервизии.

Для эффективного профессионального роста супервизор должен обучаться на специальных курсах, на которых помимо усвоения теории и практических навыков, он должен вырабатывать свой личный супервизорский стиль и собственную модель супервизии.

Этика супервизора.

6 базовых этических принципов для супервизора:

1) соблюдение баланса между ответственностью за работу супервизируемого и уважением его самостоятельности;

2) проявление должной заботы о благополучии клиента и его защита с уважением его автономии;

3) действие в границах своей компетенции, обращение за помощью при необходимости;

4) лояльность – верность открыто и скрыто сделанным обещаниям;

5) отказ от использования подавляющих действий;

6) открытость критике и обратной связи вместе с обязательством продолжать учиться.

Роли супервизора

Важным является следование принципа «не навреди». Также необходимо учитывать межкультуральные различия.

Супервизорский стиль – это манера, в которой работает супервизор с супервизируемым.

Выделяют эффективные и неэффективные супервизорские стили.

К эффективным стилям относят:

1) Ориентированный на решение проблемы: фокусировка на структурированном, целенаправленном и тщательном подходе к супервизии.

2) Межличностно-сензитивный: фокусировка на отношениях между супервизором и супервизируемым; поддержка взаимодействия, обращение к потребностям во взаимоотношениях.

3) Располагающий стиль характеризуется теплом, помощью, дружеским поведением, поддержкой и открытостью по отношению к супервизируемому.

К неэффективным стилям относят:

1) Аморфный характеризуется недостаточной ясностью в отношении супервизии и с ней связанных надежд социального работника, а также малой структурированностью и руководством.

Не структурирующий ситуацию супервизор не помогает новичку-супервизируемому удовлетворить потребность в руководстве. Супервизор должен признавать потребности начинающих в руководстве и действовать в соответствии с ними.

2) Неподдерживающий стиль характеризуется холодностью, отчужденностью, а иногда и враждебностью. Подобный супервизор нередко приписывает проблемы супервзии сопротивлению супервизируемого, забывая о своём участии в проблеме. Поддержка супервизируемого является важным элементом его развития.

3) Терапевтический стиль. Супервизор склонен приписывать событиям в терапии значение личных проблем супервизируемого.

Типы супервизии

1) Наставническая супервизия – супервизор концентрируется на образовательной функции, помогая ученику исследовать работу с клиентами, а кто-то другой в рабочем окружении супервизируемого осуществляет поддержку и направляющую функцию

2) Обучающая супервизия – хотя ударение остается на образовательной функции и супервизируемый оказывается в роли ученика, это может быть студент – психолог на практике или обученный психолог, ведущий индивидуальный работу с клиентами, в отличие от наставнической супервизии, в этом случае супервизор несет частичную ответственность за работу супервизируемого с клиентами, и поэтому отчетливо заметна его направляющая, нормативная роль.

3) Направляющая супервизия – супервизор является в то же самое время и начальником супервизируемого. Как и в обучающей супервизии, в этом случае супервизор отвечает за работу супервизируемого с клиентами, но отношения субординации между ними более выражены.

4) Консультирующая супервизия – в этом варианте ответственность за выполнение работы принадлежит супервизируемому, но он может консультироваться по некоторым вопросам со своим супервизором, который является либо его учителем, либо администратором. Такая форма подходит для опытных квалифицированных специалистов.

 





Читайте также:
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.035 с.