Самостоятельная работа
Студента П-186Б группы медицинского факультета
Кадировой Рушены Рустамовной
(ФИО)
Занятие 12 (II). ГОРМОНЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ. ГОРМОНЫГИПОТАЛАМУСА, ГИПОФИЗА, ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ, ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ПЕПТИДНЫХ ГОМОНОВ.
1. Дайте определение:
Гормоны – это биологически активные вещества, которые выделяются эндокринными клетками в кровь или лимфу и регулируют в клетках-мишенях биохимические и физиологические процессы
|
3. Напишите классификацию гормонов, основанную на их химической структуре. Приведите примеры.
1. белки например, пролактин,лактоген,инсулин,
2. стероиды, например, эстрадиол,эстриол,тестостерон
3 производные аминокислот, например, адреналин,норадреналин,гистамин
4.дериваты жирных кислот, например,простагландины,тромбоксаны,лейкотриенты
5.пептиды, например, окситоцин,
4. Назовите две группы гормонов, продуцируемых гипоталамусом, и их функции.
1. _________________________________, их функции _______________________________
_____________________________________________________________________________
2._________________________________, их функции _______________________________
_____________________________________________________________________________
5. Заполните схему, указав гомоны гипофиза, действующие на соответствующие органы-мишени:
|
Молоч. железа – Пролактин
Кости,мышцы, жир ткань – Соматотропин
Щитовидная железа – Тиреотропин
Яичники, семенники – Гонадотропины
6. Назовите заболевания, названные дефицитом гормона роста и объясните разницу клинических проявлений в различных возрастных группах:
При снижении синтеза СТГ и его концентрации в крови возникает гипофизарный нанизм (карликовость). Проявляется в раннем детстве (на 1-4 году), критерием служит снижение скорости роста до 4 см в год и менее.
2. При наличии в мишеневых клетках дефектов рецепторной и пострецепторной передачи сигнала (резистентность к СТГ) развивается синдром Ларона (карликовость Ларона, частота 0,5-1 на 1 млн). Концентрация СТГ при этом высока из-за отсутствия обратной отрицательной связи со стороны ИФР-1.
3. При наследственном уменьшении в клетках продукции ИФР-1 снижаются рост-стимулирующие эффекты гормона – тело развивается пропорционально, но не достаточно. Примером выраженной нехватки ИФР-1 могут служить пигмеи, племена Центральной Африки.
4. При нарушении синтеза у взрослых отмечается снижение мышечной массы и тенденция к гипогликемии.
7. Напишите формулу тироксина.
8. В течение дня к эндокринологу обратились два пациента А. и Б. со сходными жалобами: слабость, головокружение, постоянное чувство жажды и выделение большого количества мочи. Лабораторные исследования показали, что концентрация глюкозы в крови больного А. – 5,2 ммоль/л, а у больного Б. – 9,6 ммоль/л. В моче больного Б. обнаружены глюкоза, кетоновые тела, у больного А. – относительная плотность мочи низкая, глюкоза и кетоновые тела не выявлены. Поставьте предварительный диагноз обоим пациентам.
|
А. ________________________________________________________________
Б. _________________________________________________________________
9. Вспомните, какие витамины и гормоны участвуют в регуляции концентрации кальция в крови и укажите их место на схеме.
10. Известно, что воздействие инсулина на обмен углеводов основано на усилении утилизации глюкозы клетками и превращении ее в гликоген и триглицериды. Ниже перечислены основные метаболические эффекты инсулина. С помощью цифр укажите, через какие ферменты (белки) реализуются эти эффекты
Метаболические эффекты инсулина | Ферменты (белки) | |
1. ускорение утилизации глюкозы | липопротеинлипаза | |
2. ускорение гликолиза | гликоген-фосфорилаза | |
3. ускорение синтеза гликогена | пируваткарбоксилаза | |
4. торможение распада гликогена | гексокиназа, фосфофруктокиназа, пируваткиназа | |
5. торможение глюконеогенеза | транспортер глюкозы | |
6. ускорение синтеза жирных кислот | ацетил-СоА-карбоксилаза | |
7. ускорение синтеза триглицеридов | гликоген-синтетаза |
11. Исследования показали, что во время экзаменов у студентов повышается артериальное давление и отмечается увеличение уровня сахара в крови. Назовите гормональную причину этих явлений и объясните их механизм.
Эмоциональный стресс вызывает увеличение секреции адреналина мозговым веществом надпочечников. Адреналин усиливает расщепление гликогена в печени до глюкозы, способствуя повышению концентрации ее в крови.
|
Адреналин действует на рецепторы сердца, что приводит к его более сильным сокращениям и увеличивает сердечный ритм и артериальное давление.
12. На схеме «Механизм действия пептидных гормонов» некоторые части обозначены цифрами. Назовите эти части.
Гормон
Мембрана ГТФ ГДФ
АТФ
Фосфодиестераза
АТФ
АДФ
1 – рецептор гормона
2 –аденилатциклаза
3 – G-белок
4 – цАМФ
5 – 5 АМФ
6 –.-неактивная протеинкиназа
6 Р – неактив.регул. субъединица
6 К – активная субъединица