ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ»
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ТЕХНИКИ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ»
ТЕМА: «Структура публичного выступления»
Выполнила: Студентка группы ПОФК/б-20-4-о
Фомина В.А.
Проверил: ст. преподаватель кафедры
«Государственное и муниципальное управление»
Изотова Л.И.
Севастополь – 2021
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Структура публичного выступления: общие положения…………………. 6
2. Характеристика и основные правила составления отдельных элементов структуры публичного выступления………………………………………. 11
3. Заключение: выводы, предложения и правильное окончание публичной речи………………………………………………………................................ 17
4. Заключение ……………………………………………………………………20
5. Список использованной литературы…………………………………………22
ВВЕДЕНИЕ
Публичное выступление - один из важнейших видов массовой коммуникации, цель которого - вызвать определенную реакцию у слушателей. Такое выступление, в силу своих особенных характеристик, всегда направлено на аудиторию, всегда рассчитано на наличие контакта между ней и оратором, всегда преследует какие-либо важные для выступающего цели. Все исследователи в области риторики сходятся в одном общем мнении - к любому публичному выступлению надо готовиться. И это касается не только кропотливой проработки материала, примеров, глубокого изучения темы выступления, но и разработки правильной структуры речи. Именно структуре публичного выступления будет посвящено настоящее научное исследование. В процессе исторического развития ораторского искусства, возникали все новые и новые идеи относительно расположения и содержания различных частей публичного выступления. Однако, как правило, все исследователи исходили из общепринятой трехчастной структуры публичного выступления, включающей в себя вступление, основную часть и заключение. Подобное внутреннее устройство речи было известно риторике еще со времен первых значительных представителей ораторских школ Древней Греции и Древнего Рима, таких, как Сократ, Демосфен, Цицерон и другие. Процесс структурирования и проработки материалов выступления всегда занимал значительную часть времени, выделяемого на подготовку публичного выступления. Вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления для современного общества стоит наиболее актуально. В последние годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельность человека - умение грамотно общаться с аудиторией. И это не только профессии юриста или преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, бизнесом, политикой, управлением и многим другим. Человек, свободно владеющий речью, пользуется уважением окружающих почти автоматически. Он всем интересен, ему легко вступить в контакт, он может влиять на собеседников. Несмотря на то, что структура публичного вступления является достаточно традиционным и неизменным теоретическим образованием, актуальность ее изучения также не уменьшается. И в наши дни различными исследователями в области ораторского искусства издаются монографические работы, посвященные рассмотрению процентного соотношения различных структурных элементов выступления между собой, определению содержания и правил построения этих элементов, а также различных стратегий разработки структурных частей в зависимости от цели выступления, индивидуальных особенностей оратора и его аудитории и так далее. Достаточно масштабные споры в современной риторике возникают в области исследования структурных элементов основной части публичного выступления. Некоторые исследователи, в частности, П. Сопер настаивают на возможности разработки общего внутреннего устройства для любой публичной речи. Другие же (например, О.З. Муштук) настаивают на необходимости разработки отдельных правил построения для различных разновидностей публичных выступлений, таких, как аргументирующая, информационная и эмоциональная речь. В науке также не утихают споры относительно определения особенностей различных приемов и стилей, применяемых в рамках всех структурных частей публичного выступления. Ставится вопрос оснований выбора тех или иных моделей вступления, изложения основной части, подведения итогов. Вводятся такие важнейшие теоретические понятия, как экспедиция, хрия, клаузула и другие. Основной целью нашего исследования явилось изучение различных подходов к структурированию публичного выступления, а также выявление наиболее общих правил построения трех основных его частей. В рамках достижения поставленной цели, нами был определен ряд задач, решение которых было непосредственно связано с ее достижением. К числу таких задач относилось:) выработка общетеоретического понимания понятия публичного выступления, определение его особенностей и основных видов;) выделение процесса структурирования как важнейшего подготовительного этапа при разработке публичного выступления;) рассмотрение основных подходов к выделению структурных частей в теории риторики;) определение основных типов и особенностей разработки и структурирования вступления как одного из важнейших элементов структуры публичного выступления;) выявление основных типов и элементов основной части публичного выступления;) рассмотрение значения заключения и подведения итогов в общей структуре публично речи. В процессе работы над выбранной темой нами были исследованы различные теоретические источники. Прежде всего, к таким источникам можно отнести различного рода монографии в области научного и научно-популярного исследования рассматриваемой нами темы. Настоящая научная работа состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, заключения и списка использованных источников и литературы.
|
|
|
СТРУКТУРА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Публичное выступление - один из важнейших видов массовой коммуникации, высшая форма проявления ораторского искусства. Основным отличительным признаком, придающим данному виду речевой коммуникации особую значимость, выступает публичность, под которой подразумевается открытость, официальность и явность такого вида выступления. Стоит отметить, что, несмотря на то, что публичные выступления, как правило, дифференцированы по своей направленности, они всегда имеют одну общую цель - развитие и совершенствование имеющихся ораторских навыков путем апробации на практике различных риторических приемов. При этом такая апробация не всегда происходит осознанно. Чаще всего оратор старается сделать выступление на публике как можно более комфортным для себя, что, во всяком случае, не исключает подготовки к публичному выступлению и его структурирования. Итак, прежде всего, рассмотрим общее понятие публичного выступления. В толковом словаре С.И. Ожегова содержится следующее определение рассматриваемого термина: «публичное выступление - это выступление, осуществляемое в присутствии публики, открытое». При этом такое выступление подразумевает установление двухстороннего контакта и без такового теряет свою сущность и смысл. Основными признаками публичного выступления как особого вида речевой коммуникации (помимо свойства публичности) являются:
а) оперативность;
б) возможность использования различных способностей слушателей;
в) принципиально творческий характер устного выступления;
г) непосредственное живое общение оратора и аудитории;
д) эмоциональное воздействие выступающего на слушателей.
Каждый из указанных выше признаков придает рассматриваемому нами виду выступления специфичность, и выражает его сущность. В этом отношении следует сказать, что общее понимание термина публичного выступления непосредственно связано с его основными задачами, к которым, в частности, относятся:) развитие познавательной деятельности людей;) стимулирование положительных или критических установок слушателей по определенным вопросам;) формирование познавательных и иных интересов;) формирование творческого стиля работы и жизни;) стимулирование общественной и профессиональной активности;) ознакомление с достижениями практики, науки, техники, а также текущим положением дел в стране, регионе, коллективе и так далее (в зависимости от содержания конкретного выступления). Помимо ряда общих задач публичное выступление всегда преследует какие-либо цели, и, в зависимости от этого, дифференцируется на различные виды. В зависимости от общих речевых целей публичного выступления, выделяют три его вида:
1. Информирующая речь. Целью такой речи является информирование
аудитории о какой-либо проблеме или событии, а также их обсуждение с целью поиска истины. Также целью такого выступления может быть выражение оратором понимания и оценки какого-либо факта.
2. Аргументирующая (убеждающая) речь. Основной целью данного вида
речи является непосредственно убеждение аудитории в истинности точки зрения оратора, а также прямая агитация, имеющая своей целью побудить слушателей к действию.
3. Эмоциональная речь. Основными целями данного публичного
выступления, как правило, выступают создание определенной психологической атмосферы, выплеск собственных эмоций оратора, а также непосредственно само публичное общение, приносящее удовольствие как оратору, так и его аудитории.
Все представленные выше виды публичного выступления обладают определенными специфичными чертами относительно их структуры и порядка построения, что необходимо учитывать при разработке конкретного варианта соответствующей речи. В заключение настоящего пункта хотелось бы отметить, что общее понимание публичного выступления, его основных признаков, задач и целей является необходимым для оратора при подготовке к публичному выступлению в части его структурирования, так как позволяет правильно расставить акценты в речи и удачно расположить специальные риторические средства в элементах ее структуры, соответствующих целям и особенностям конкретного публичного выступления.
2. Структура публичного выступления: понятие и основные этапы
Переходя от общего к частному, стоит отметить, что в рамках выбранной нами темы, наибольший интерес представляет такая важная составляющая публичного выступления, как его структурирование. Введем определение данного понятия. О.З. Муштук в «Основах общей риторики» представляет следующую трактовку рассматриваемого термина: структурирование публичного выступления - это разделение его на части, каждая из которых выполняет определенную функцию в достижении речевой цели выступления. Данное определение представляется нам наиболее удачным. Исходя из него, можно вывести собственное понимание термина «структура публичного выступления». Итак, структура публичного выступления представляет собой взаимосвязанную систему элементов публичной речи, расположенных в определенной последовательности, соответствующей выполняемым каждой структурной единицей выступления целям. Надо сказать, что структурирование и подготовка речи является одним из важнейших процессов в ораторском искусстве. Так, С.М. Халин отмечает, что осуществление рассматриваемого процесса позволяет оратору провести через весь процесс работы над выступлением определенное организационное начало, которое, в свою очередь, «облегчает слушателям усвоение материала, придает материалу композиционное единство, обеспечивает согласование и даже известную гармонию частей выступления». Рассмотрим существующие в теории представления о структуре публичного выступления. Как правило, большинство ученых сходятся в понимании публичного выступления как триединой структуры, основными элементами которой выступают вступление, основная часть выступления и заключение. Однако некоторые исследователи также рассматривают подготовительный и резюмирующий этапы как часть публичной речи. Выступление, таким образом, является единым процессом, и его публичная часть выступает всего лишь одним из этапов. Мы считаем данную позицию нелогичной, так как само теоретическое понимание термина «публичного выступления», рассмотренное нами в первом пункте, позволяет сделать вывод о том, что оно начинается только с момента вербального воздействия оратора на конкретную аудиторию и заканчивается, соответственно, прекращением такого контакта. Подготовка публичной речи, сбор материалов, резюмирование и оценка результатов выступления при этом не должны включаться в общую структуру рассматриваемого нами понятия. Итак, прежде чем кратко охарактеризовать элементы структуры публичного выступления, отметим, что трехчастная модель речи (как устной, так и письменной) не является достижением современной науки. Подобное трехчастное деление существует достаточно длительное время. Зародилась она еще во времена древнегреческих и древнеримских ораторов. Яркими представителями классической ораторской школы и последователями трехчастной структуры публичного выступления являлись такие известные ораторы, как Сократ, Демосфен, Цицерон и другие. Какие же основные композиционно-логические части выделяются в структуре публичного выступления?
Прежде всего, это вступление, или введение, которое выступает своеобразным подготовительным этапом к основной части выступления. В рамках данного этапа особую важность представляют психологические приемы и, прежде всего, способы захвата внимания аудитории. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме. Представленный элемент структуры публичного выступления является наиболее обширным и, в связи с этим, как правило, также делится на внутренние подэлементы, такие как характеристика темы выступления и собственной позиции по данному вопросу, рассуждение аргументация, контраргументация, анализ различных позиций и так далее. Заключение, или выводы. В рамках данной структурной части публичного выступления, оратор обозначает окончательные тезисы своего выступления и его общие итоги, а также завершает свое выступление при помощи использования каких-либо риторических средств или приемов. В отношении структурных частей публичного выступления стоит также отметить, что их объем и соотношение друг между другом различно. При этом, на наш взгляд, невозможно выработать единое процентное соотношение этих частей, так как каждое конкретное выступление, в силу не только собственных специфических черт, но и преследования какой-либо цели, всегда будет обладать определенными структурными особенностями. Однако, все же некоторые исследователи выделяют общее «идеальное» соотношение элементов структуры публичного выступления. Так, П. Сопер в своей работе «Основы искусства речи» отмечает, что вступление и заключение должны составлять по 20% каждое, тогда как на основную часть отводится, соответственно, 60% от общего объема публичного выступление. Указанное процентное соотношение, на наш взгляд, является достаточно условным, но все же может использоваться на практике, особенно начинающими ораторами. В заключение данного пункта стоит сказать, что структурирование публичного выступления и выделение в его составе определенных элементов является важнейшим процессом в ораторском искусстве. При этом наиболее распространенным является трехчастная структура речи, основными элементами которой являются введение, основная часть и заключение, процентное соотношение которых неоднозначно и различается в зависимости от цели и специфики каждого конкретного выступления.