В отличие от психических явлений, психологические факты существуют объективно и доступны для объективного изучения. Среди этих фактов: акты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления (то есть процессы, происходящие в нашем организме под влиянием психологических факторов), продукты материальной и духовной культуры.
Перечислите отличительные признаки научных психологических знаний от житейских психологических знаний?
Основное различие житейской и научной психологии - в качестве и характере знания. Житейские знания и опыт обычно более конкретны, носят интуитивный характер и чаще невысокого культурного уровня: основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативны и безответственны, сильно подвержены моде, настроениям, страхам и слухам, во многом иррациональны. Научные психологические знания - продуманы, обобщены, рациональны, обоснованы профессиональным наблюдением и организованным экспериментом.
Поясните смысл утверждения-«в психологии сливаются объект и субъект познания»
Субъект и объект противостоят друг другу как познание (постижение) и познаваемое (постигаемое). Познание происходит в силу того, что субъект вторгается в сферу объекта и как бы переносит его на свою собственную орбиту, при этом определенные моменты объекта отображаются в субъекте. Следовательно, сама познавательная деятельность и ее результаты содержат в себе и субъективное (то, что зависит от субъекта), и объективное (то, что определяется самим объектом и никак не зависит от субъекта). Фрагменты бытия, оказавшись в центре внимания познающей мысли субъекта, составляют ее объект и становятся в некотором смысле «собственностью» субъекта, вступая с ним в некие субъективно-объективные отношения.
|
Приведите 2 примера жизненных и/или профессиональных ситуаций, в которым по Вашему мнению возникает необходимость в психологических знаниях?
Например в общении с преподавателем нужно знать к нему подход, потому что у каждого преподавателя свой характер и поведение. Точно также в воспитании детей. Есть дети, которым достаточно спокойно объяснить что так делать нельзя, а для кого-то необходимо повысить голос, чтобы он понял.
ЗАДАНИЕ 2
1. Общая психология — одна из наук о человеке. Предмет ее изучения — сложнейшая сфера жизнедеятельности человека — психика. Сложность психики, как явления, обусловлена тем, что она является высшим продуктом биологического и общественного развития живых существ. Сложной является и функциональная сторона психики. Она — способ ориентации организма в окружающем мире, регулятор поведения и деятельности в динамичных условиях среды.
2. Предметом психологии труда являются психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют её в исполнительских действиях, а также свойств личности, через которые эта активность реализуется.
3. Предметом клинической психологии являются многообразные особенности психики и личности, а также различные социально-психологические феномены.
4. Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития человека в онтогенезе.
|
Таким образом, предметом возрастной психологии как научной дисциплины является изучение фактов и закономерностей психического развития человека в онтогенезе.
5. Предмет психологии личности - исследование согласованности индивидуального функционирования и индивидуальных различий.
6. Предметом изучения политической психологии являются психологические компоненты политического поведения человека, касающееся проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнёров переговоров), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций), исследование которых позволяет применить психологическое знание к объяснению политики.
7. Физическое воспитание и спорт, как всякая другая деятельность, предметны. Предмет их специфичен. Им является сам человек, занимающийся физической культурой и спортом. Он сознательно овладевает движениями своего тела, перемещениями его во времени и пространстве с помощью собственных усилий. Он развивает необходимые для этого физические качества (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и в то же время совершенствует психические процессы, психические состояния и свойства личности. Он развивает свои способности к конкретным видам упражнений и видам спорта.
8. Сравнительная психология изучает филогенез, онтогенез, закономерности и функции психики, врожденное и приобретенное. Она рассматривает в сравнительном аспекте психологию приматов и человека, особенно ребенка. Особая область — изучение интеллекта животных. Иногда сравнительная психология воспринимается как метод, а не самостоятельная наука.
|
9. Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента). В последние годы активно развиваются такие отрасли психогенетики как генетическая психофизиология, исследующая наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, генетика индивидуального развития, а также геномика поведения, изучающая влияние генетических эффектов на поведение и различные виды психопатологий.
10. Предмет математической психологии – разработка и применение формального аппарата для адекватного моделирования систем, обладающих психическими свойствами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Общая психология: Учебное пособие / Г.С. Абрамова. - М.: Инфра-М, 2011. - 320 c
2. Еникеев, М.И. Общая психология: Учебник для ВУЗов / М.И. Еникеев. - М.: Приор, 2002. - 400 c.
3. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2014. - 416 c.
4. Резепов, И.Ш. Шпаргалки: общая психология / И.Ш. Резепов. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 288 c
5. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том ii в 4 книгах. книга 4. речь. психические состояния: Учебник и практикум для академического бакалав / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 223 c.
6. Штейнмец, А.Э. Общая психология: Учебное пособие / А.Э. Штейнмец. - М.: Академия, 2018. - 496 c.