ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ЗАДАЧ И ПОЛНОМОЧИЙ




Основным средством установления формальных взаимоотношений работников в организации и распределения между ними работы и ответственности является процесс делегирования задач и полномочий.

Делегирование

· средство распределения задач (работ) среди сотрудников, выполнение которых необходимо для достижения целей организации;

· постановка задач перед кем-нибудь и одновременно наделение этого лица полномочиями для их решения.

Из второго определения термина «делегирование» видно, что, если какому-либо работнику делегируется выполнение определенных задач, организация должна предоставить ему и необходимые для этого ресурсы. Поэтому вместе с задачами руководитель вынужден делегировать подчиненному и соответствующий объем полномочий.

Проблема делегирования связана с размерами организации. В малых организациях предприниматель может сам выполнять все основные управленческие функции (например, это может быть автостоянка, закусочная, небольшая мастерская по ремонту отдельных узлов автомобилей и т.п.). Однако по мере роста организации часть своих задач руководитель вынужден передавать подчиненным. Поскольку для выполнения этих задач необходимы ресурсы, то вместе с задачами руководитель делегирует и часть своих полномочий. Так, в нашем примере, при увеличении объемов работ в мастерской, в связи с освоением ремонта других узлов автомобилей, руководитель вынужден будет принять в штат организации приемщика, мастеров по ремонту, других специалистов и передать им часть своих задач и полномочий.

Полномочия

· совокупность предоставленных прав самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять иные действия в интересах организации;

· делегированное ограниченное право распоряжаться ресурсами и определять действия работников организации.

С организационными полномочиями тесно связано такое понятие, как власть.Однако по смыслу оно существенно от них отличается.

Власть

· реальная возможность использовать ресурсы организации;

· потенциал, имеющийся у руководителя (т.е. она существует и тогда, когда не применяется).

Полномочиями наделяются, как правило, управленческие кадры (менеджеры) организации.

Процесс делегирования задач и полномочий всегда двусторонний. Поэтому необходимо учитывать не только волю и желание руководителя, но и возможности и желание подчиненного.

Различают два основных вида организационных полномочий: линейные и аппаратные.

Линейные полномочия — это:

• право непосредственного единоличного командования;

• право принятия решений по всем вопросам, возникающим в подчиненном руководителю коллективе, в пределах, установленных организацией, законом или обычаем.

Руководитель, наделенный линейными полномочиями, называется линейным руководителем.

Линейные полномочия лежат в основе формирования организационной структуры, их делегирование создает иерархию уровней руководства в организации. Линейные полномочия позволяют реализовать на практике принцип единоначалия, который гласит, что у исполнителя должен быть только один начальник.

Возникновение аппаратных полномочий вызвано усложнением управленческого труда, специализацией руководителей. В результате такой специализации сформировался управленческий аппарат (иногда называемый штабом).

Главное назначение аппарата управления:

• анализ информации;

• консультации линейных руководителей;

• разработка различных вариантов решений;

• экспертиза;

• контроль выполнения принятых решений и т.п.

Функции, выполняемые аппаратными службами:

• планирование;

• маркетинговые исследования;

• управление персоналом;

• документирование;

• решение юридических вопросов и т.п.

Виды аппаратных полномочий:

• функциональные;

• рекомендательные;

• полномочия обязательного согласования;

• контрольно-отчетные;

• координационные и т.п.

Функциональные полномочия означают право руководителя, наделенного этими полномочиями самостоятельно принимать решения в пределах определенной функции управления. Менеджеров, наделенных такими правами, обычно называют функциональными руководителями.

Руководители или специалисты, наделенные функциональными полномочиями, имеют право давать обязательные для исполнения указания работникам, непосредственно подчиняющимся другим должностным лицам (например, линейным руководителям).

Эти указания (решения) обычно предписывают методы работы, иными словами, то, как действовать, чтобы достичь целей.

Для сохранения единства управления (единоначалия) содержание и объем функциональных полномочий строго регламентируются.

Рекомендательные полномочия — полномочия узкоспециализированных работников аппарата управления, которые готовят по своим вопросам рекомендации или советы линейным руководителям. Например, рекомендательными полномочиями наделяются обычно такие специалисты, как психолог, юрист, консультанты по информационным технологиям и т.п.

Полномочия обязательного согласования означают для линейного руководителя необходимость согласовывать с соответствующим специалистом административного аппарата проекты готовящихся решений.

Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять проверку деятельности руководителей и исполнителей, требовать от них предоставления обязательной информации. Контрольно-отчетными полномочиями могут наделяться: главный бухгалтер, главный экономист-финансист, инженер по охране труда и т.п.

Координационными полномочиями обладают различного рода комитеты и комиссии, создаваемые для рассмотрения спорных проблем и принятия совместных решений.

Пределы полномочий внутри организации определяются:

• уставом, правилами;

• положениями о структурных подразделениях;

• должностными инструкциями и т.п.

Внешние ограничения содержатся в законодательных актах, других нормативных документах или формируются традициями и обычаями.

Наделение подразделения или работника обязанностями и правами должно четко фиксироваться на основе:

• издания приказа;

• утверждения соответствующего положения о подразделении;

• внесения изменений в должностную инструкцию и т.п.

Делегирование задач и полномочий порождает в организации и проблему распределения ответственности.

Ответственность - обязательство работника выполнять задачи, соответствующие занимаемой должности, и отвечать за результаты своей деятельности.

Следует различать ответственность руководителя (общая ответственность) и ответственность исполнителя (функциональная ответственность).

Ответственность исполнителя — обязательство работника выполнять делегированные ему задачи и отвечать за результаты своего труда.

Ответственность руководителя — обязательство руководителя отвечать за выполнение задач и результаты труда подчиненных ему работников.

Руководитель, делегируя часть своих полномочий, не может вместе с ними передавать подчиненным и часть своей ответственности, т.е. ответственность в отличие от полномочий не делегируется. В крупных организациях (например, на заводах по производству автомобилей, супермаркетах и т.п.) менеджеры высшего уровня управления очень часто не знают подчиненных им работников низших уровней, но, тем не менее, отвечают за их работу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: