Категории и альтернативы диалектики




Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии.

План:

1. Движение как способ бытия материи. Основные формы движения. Развитие как особая форма движения.

2. Законы диалектики.

3. Категории диалектики. Альтернативы диалектики: догматизм, софистика, эклектика, схоластика.

4. Детерминизм и индетерминизм. Причина и следствие, их диалектика. Понятие о статистических и динамических закономерностях.

Движение как способ бытия материи. Основные формы движения. Развитие как особая форма движения

Диалектика – это философское учение о всеобщих связях бытия, о движении и развитии всего сущего. Диалектика рассматривает развитие и изменение мира во всем разнообразии. Основу диалектики составляют ее принципы и законы. Принципы и законы диалектики универсальны, они проявляются везде. Мы знаем, например, о законах природы, законах общественного развития. Законы диалектики всеобщи, распространяются абсолютно на все.

Основу диалектики составляют два принципа и три закона. Начнем мы с принципов. Первый принцип диалектики очень простой: все движется. Обратите внимание, что в философии под движением понимается не перемещение тела в пространстве, а любое изменение. С точки зрения диалектики весь мир меняется – и меняется постоянно. Выделяют несколько видов движения.

Механическое движение. Это буквально перемещение в пространстве: листик упал, капелька дождя съехала по крыше. Признаком этого вида движения является изменение местоположения предмета, наличие траектории движения.

Физическое движение. Физическое движение связано с такими физическими процессами, как тепло, свет, магнетизм. Вот здесь траектории уже нет, но изменение есть обязательно. Когда капелька воды стекает по крыше, она не просто меняет свое местоположение. Что происходит с температурой крыши? Температура крыши понижается.

Химическое движение. Далее выделяют химическое движение – оно заключается в взаимодействие атомов. Та же капелька воды не просто охлаждает крышу, но и растворяет вещества, которые есть на крыше, состав самой капли воды меняется, и соответственно, может окисляться краска на крыше и т. д.

Биологическое движение. Носителями данного движения являются только белковые тела. Человек тоже относится к ним. Деление клеток, их отмирание – это и есть биологическое движение.

Высшим видом движения является социальное движение. Носителем социального движения является только человек. Обретение навыков, знаний, умений – это все примеры социального движения. Например, человек пришел в музей и посмотрел на экспонаты – он обязательно узнал для себя что-то новое. Это и будет социальное движение. Или ребенок усвоил новый навык: научился завязывать шнурки, мыть посуду.

Процесс развития – процесс, конечно, очень сложный. Он не всегда идет плавно, элементом развития бывает и регресс, однако регресс – это не возврат к изначальной точке. Например, если человек успешно делал карьеру, поднимался по служебной лестнице, а затем по какой-то причине оказался на должности рядового исполнителя (сокращение штата, болезнь, наличие вредных привычек), это регресс. Однако перечеркнуть все прежние успехи и достижения невозможно, у такого сотрудника остались определенный опыт, навыки. Если будет нужно, он может опять занять руководящую должность, опираясь на свой прежний опыт.

Второй принцип диалектики еще проще: все взаимосвязано, обусловлено, одно влияет на другое. Порой эти изменения очевидны, связь на поверхности: осенью происходит сокращение светового дня – листики начинают желтеть. В некоторых случаях, когда много промежуточных звеньев, выявить взаимосвязь между некоторыми процессами бывает нелегко

Законы диалектики

Три закона диалектики как раз определяют, объясняют механизм развития. Законы диалектики имеют всеобщий характер. Если физические, химические, социальные законы имеют ограниченное действие (например, социальные законы не действуют в химии), то законы диалектики проявляют себя во всех сферах.

Первым законом диалектики является закон единства и взаимодействия (борьбы) противоположностей. Самый простой пример – свет и темнота. Человек лучше видит не в темноте, а при свете. Первобытный человек никаких источников света, кроме естественного светила, не имел. Какой он придумал способ освещения? Человек стал использовать огонь. Вначале он использовал костер в пещере, а потом были придуманы и локальные способы освещения – лучина.

Выделяют несколько типов противоречий.

Основные и неосновные противоречия. Основные – противоречия, которые лежат в сути какого-либо явления или процесса. Так, потребность человека в свете породила светильник. Противоречие между светом и тьмой породило это изобретение. Это основное противоречие. В то же время есть и другие противоречия: между затратами и потребностью экономить. Это заставляет человека придумывать светильники, которые не просто освещают помещение, но и делают это с наименьшими затратами. Это противоречие неосновное. Основным противоречием, которое лежит в основе прогресса, является противоречие между ограниченными возможностями человека и его постоянно растущими потребностями. Внутренние и внешние противоречия. Внутренние противоречия – это противоречия внутри какой-то одной системы. Внешние противоречия – это противоречия между разными системами. Это разделение очень условно, при изменении точки зрения или подхода внутренние противоречия могут перерасти в противоречия внешние, и наоборот. Например, противоречие между разными политическими партиями. Это внутреннее или внешнее противоречие? Как посмотреть. Если мы берем каждую партию как систему в отдельности, то это будет внешнее противоречие, а если политическую систему государства, то это уже противоречие внутреннее. Партии между собой взаимодействуют, где-то находят точки соприкосновения, где-то не находят, но это их заставляет искать компромисс и это можно назвать элементом развития такого процесса, как демократия.

 

Антагонистические и неантагонистические противоречия. Неантагонистические противоречия – противоречия, которые могут быть примиримы. Например, противоречия между политическими партиями, между разными конфессиями примиримы. Антагонистические противоречия – противоречия, которые в принципе не могут быть примиримы. При антагонистических противоречиях одно исключает другое. Например, жизнь или смерть. Нельзя быть немножко мертвым.

Второй закон диалектики – закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Проще его еще называют «закон перехода количества в новое качество». В обыденном языке его еще больше упрощают, говорят «закон перехода количества в качество», но это не совсем верно, качество есть всегда, а вот то, что оно становится новым, и является сутью этого закона. Например, если мы говорим «качество стола», то под этим подразумевается, чтобы он был из хорошего дерева, без царапин, не шатался. В диалектике понятие «качество» имеет несколько другое значение, оно обозначает суть, предназначение предмета или явления, т. е. это единство важнейших и необходимых свойств предмета, ради которых он вообще существует. Качество стола не в том, что на нем нет царапин, оно заключается в том, чтобы использовать устойчивую плоскую поверхность на определенной высоте и сидя делать какие-либо действия (писать, принимать пищу и т. д

Мера – интервал, промежуток, в ходе которого допустимо изменение количественных показателей без перехода в новое качество.

Например, вода бывает в состоянии воды, когда ее температура бывает в промежутке от 1 до 99 градусов, 100 – это уже пар. Промежуток от 1 до 99 градусов и есть мера. На предыдущем примере мы выяснили, что мера в каждой ситуации бывает своя: где-то месяц регулярных занятий, где-то полгода, а где-то и годы.

Тот момент, когда мера уже перебрана и уже появляется новое качество, в философии называется скачок, т. е. момент появления нового качества. Выделяют два вида скачка. Мгновенный, когда

Далеко не всегда возможен мгновенный скачок. Существует много ситуаций, где принципиально возможен только другой вид скачка – постепенный, мгновенным скачком может считаться революция – кардинальная смена государственного общественного строя.

Третий закон диалектики – закон отрицания.Этот закон объясняет, куда направлено развитие. Его суть очень проста: все новое когда-то устаревает, заменяется более новым, но это более новое рано или поздно также устареет и будет заменено еще более новым.

Категории и альтернативы диалектики

Всеобщие связи подчеркивают в диалектике и категории философии, т. е. они также выражают связи общие, существенные, необходимые и повторяющиеся. В философии категориями называют основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания. Категории существуют в любой науке. К ним относятся понятия, которые выражают наиболее общие связи и закономерности, рассматриваемые в данной науке. Например, стоимость, прибыль – в экономике, энергия, вещество – в физике и т. д. Философские категории отличаются предельной степенью обобщенности.Философские категории применяются во всех отраслях наук, а также в обыденной жизни. Чаще это бывают парные (реже тройные) противоположные понятия.

Необходимость и случайность – философские категории, выражающие определенный характер зависимости, связи и степень детерминированности явлений. В быту мы слово «необходимость» используем в несколько ином плане: то, что важно, нужно сделать, актуально. В философии под словом «необходимо» понимают немного другое, и здесь может быть использован термин-синоним «закономерно», «неизбежно». То есть, необходимость – это то, что обязательно происходит (не то, что нужно, а то, что обязательно происходит) в соответствии с какими-либо закономерностями. Необходимость – это отражение устойчивых связей бытия. Необходимость объясняется каким-либо законом, например химическим, социальным, биологическим. Самый простой пример необходимости – таяние снега в марте. Или выпадение снега в ноябре. И то, и другое объясняется законом природы: в марте температура воздуха повышается, поэтому таяние снега является закономерным, т. е. это необходимость.

А случайность – это отображение неустойчивых единичных связей. Случайность – это то, что может произойти, а может и не произойти.Например, снег выпал в июне.

Следующая парная категория: действительность и возможность. Эти категории очень понятны, и в принципе, они для нас уже знакомы – в определенном плане мы о них говорили тогда, когда говорили об уровнях бытия: актуальное и потенциальное. Соответственно, действительность – это объективная реальность, которая есть в данный конкретный момент. Возможность – это то, что еще пока не стало реальностью, это только предпосылка того или иного бытия, предпосылка действительности. Возможность может превратиться в действительность, но не всегда.

Выделяют два вида возможности: реальная возможность и абстрактная возможность. Реальная возможность обладает всеми необходимыми условиями для своего осуществления. Например, можно говорить, что у студента есть реальная возможность стать дипломированными специалистами? Да, конечно. Если студент будет как следует учиться, то он станет дипломированным специалистом.

Абстрактная возможность характеризует отсутствие принципиальных препятствий для становления предмета или системы («все возможно, что не противоречит себе», «все возможно, что мыслимо допустимо»). В качестве примера абстрактной возможности можно привести сход Земли с орбиты

Следующая категория – это содержание и форма. Это тоже взаимосвязанные философские категории. Под содержанием понимается суть явления, вещи, совокупность ее свойств, всех составных элементов их, свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. Форма – это внешнее оформление предмета, явления, способ выражения сути.

Диалектике противостоят ее антиподы (альтернативы) как исторически сложившиеся способы мышления, оперирования понятиями для достижения определенных, порою неблаговидных целей. Это догматизм, софистика, эклектика, схоластика.

Догматизм (от гр. dogma – положение, некритически принимаемое за истину, верную везде и всегда) – следование заранее сформулированным положениям как «вечным» и неизменным истинам без учета конкретно-исторических задач. Догматики не замечают или же сознательно игнорируют происходящие изменения. В сферах науки, политики, идеологии догматизм ведет к застою мысли, и изменения в жизни начинают опережать теоретические схемы – догмы.

 

Софистика (от слова «софия», как и «философия», означает «мудрость, мудрая») появляется в Древней Греции в V в. до н. э. как искусство и как мудрость убеждать и переубеждать оппонентов и слушателей в судах, народных собраниях. Софисты первоначально были учителями-мудрецами, бравшими плату за обучение. Мудрость, за которую платили, ставилась на службу личным интересам. Истина софистов не интересовала, они учили побеждать в спорах, доказывая, при необходимости, что черное есть белое. Это удавалось при использовании некоторых хитростей, уловок, опиравшихся на субъективные моменты в познании, в оценках, злоупотреблениях логикой

Следующий антипод диалектики – эклектика. Этот термин произошел от древнегреч. eklektikos – «выбираю, отбираю, собираю». Эклектика встречается в архитектуре, когда при проектировании здания используются различные стили, направления. В архитектуре эклектика была очень распространена в начале ХХ в. В философии под эклектикой понимают беспринципное и непоследовательное сочетание противоречивых положений или учений, например в попытках соединить материализм и идеализм, религию и науку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: