Цур-Царь Кирилл Владимирович




Научный руководитель: Петрова Светлана Сергеевна,

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ,

г. Нижний Тагил, Россия

kirill.czurczar@mail.ru

Аннотация: в данной научной статье рассмотрены основы деятельности педагога-психолога по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников. В частности, рассматривается, на что именно должен обратить внимание педагог-психолог, чтобы правильно и продуктивно выстраивать работу со школьниками, прививая им понятие о здоровом образе жизни. Раскрывается понятие «представление» с точки зрения психологии. Указывается, какие методики следует применять педагогу-психологу, исходя из психологических особенностей обучающихся младших классов.

 

Ключевые слова: здоровый образ жизни, представление, учебная деятельность, методы формирования представлений о здоровом образе жизни, мотивация.

ОСНОВЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

В формировании представлений о здоровом образе жизни у младших школьников деятельность педагога-психолога играет ключевую роль. Для того, чтобы эта деятельность была продуктивной, педагогу-психологу необходимо понимать и знать, что вкладывается в понятие «представление» в психологии. С точки зрения психологии, представление – это образ предмета или явления, которые здесь и сейчас человек не воспринимает; а также психический процесс формирования этого образа. Представления формируются на основе восприятий: зрительных, обонятельных, осязательных, слуховых, вкусовых, тактильных и температурных [5]. Существуют единичные (сформированные на восприятии одного определенного предмета или явления) и обобщенные (отражающие ряд сходных предметов или явлений) представления. Таким образом, представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.

Для того, чтобы запустить процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников, необходимо объяснить учащимся, что это такое, на простых и наглядных примерах, а также рассказывать о том, что же такое «здоровый образ жизни» и в чём его преимущества.

Также психологу-педагогу необходимо чётко представлять, какие именно представления о здоровом образе жизни необходимо формировать у младших школьников. Прежде всего, педагог-психолог должен обращать внимание учащихся на:

- развитие физических качеств и накопление двигательного опыта (физическое развитие);

- расширение кругозора, формирование целостной картины мира в части здоровья (познание);

- свободное межличностное общение (коммуникация);

- формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни (самореализация);

- формирование безопасности жизнедеятельности (безопасность).

Для формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников педагог-психолог должен:

а) расширять уже имеющиеся представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Обращать внимание детей на особенности их организма и здоровья;

б) расширять представления о составляющих здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода);

в) показывать зависимость человека от правильного питания;

г) расширить представления о роли гигиены и режима дня для здоровья;

д) учить характеризовать своё самочувствие;

е) раскрыть возможности здорового человека [4].

В качестве основных приёмов и методик по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников педагог-психолог может использовать беседы, игровые упражнения, моделирование игровых и бытовых ситуаций, рассматривание картин, тематических иллюстраций, игры-релаксации, физкультминутки, дыхательные упражнения, артикуляционную и логоритмическую гимнастику и т. д. [2].

Необходимо также учитывать, что учебная деятельность в младших классах, прежде всего, стимулирует формирование психических процессов непосредственного познания мира – восприятий и ощущений [7]. Развитие здорового образа жизни имеет огромное значение для развития у обучающихся таких психических особенностей, как мышление, внимание, воображение, память, речь, кроме того, формируются спортивные качества младшего школьника, сплоченный коллектив, самостоятельность, сила духа. У младших школьников преобладает конкретно-образное мышление. Таким образом, основная тенденция развития в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения, которое понимается, как «создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания» [3]. Важным критерием при этом становится создание мотивации младших школьников к восприятию и ведению здорового образа жизни: учащегося необходимо заинтересовать, привлечь его внимание к наглядно-образному примеру посредством приёмов и методик, упомянутых выше (игровая, творческая, развивающая деятельность). Чтобы мотивировать младших школьников на ведение здорового образа жизни, создать положительные эмоции при освоении знаний, необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность [6].

Во время процесса обучения ребенок начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности.

Принимая непосредственное участие в формировании представления о здоровом образе жизни, развивая мотивацию к его ведению, педагог-психолог может использовать различные методы обучения. Рассмотрим их подробнее. Различают словесные, наглядные и практические методы обучения. Деятельность педагога-психолога в целом основывается на словесных и наглядных методах, к которым относятся:

- метод игры - игры должны подбираться такие, чтобы вызывали эмоциональный настрой, создавали бодрое настроение и возможность активного отдыха;

- метод беседы - преследует цель: помочь физически пассивным людям оценить события, явления, осознать свой образ жизни, пересмотреть свое отношение к физической культуре и спорту;

- метод лекции - дополняет метод беседы. Если в беседе конкретные примеры, факты составляли основу, то в лекции они служат иллюстрацией к материалу. Главным в лекции является теоретическое обобщение материала.

Педагог-психолог, убежденный в целесообразности и актуальности здоровьесберегающей деятельности, сообщает свои убеждения воспитанникам (ссылки на сложившиеся традиции, на мнение, стиль и образ жизни авторитетных людей, учёных, политиков, знаменитых спортсменов, высказывания личного мнения).

Все выше обозначенные методы должны использоваться педагогом-психологом систематически и последовательно. Это способствует формированию активной мировоззренческой традиции и культуры личности в целом. Также педагог-психолог периодически должен проводить анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни и мотивации к его ведению. Это позволит корректировать педагогу-психологу программу своей работы с разными категориями младших школьников с учётом результатов подобных опросов.

В частности, нами, в качестве наглядного примера, было проведено анкетирование, выявляющее уровень представлений о здоровом образе жизни (по методу Ю. В. Науменко) среди учащихся начальных классов МОУ Ключевская СОШ в Ирбитском районе Свердловской области. В опросе участвовали учащиеся в возрасте 9-10 лет (3-4 классы школы), в количестве 20 человек. Среди них – 10 мальчиков и 10 девочек. Данная методика позволяет комплексно оценить, каков уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни, его отдельных компонентах. Среди них - правила пользования средствами личной гигиены; правила организации режима питания; правила гигиены; правила оказания первой медицинской помощи; ценность здоровья; поведение в охране и укреплении своего здоровья; распорядок дня школьника с учетом здорового образа жизни; мероприятия, проводимые в школе для формирования здорового образа жизни.

Результаты исследования представлены в таблице.

Таблица

Уровень представлений о ЗОЖ Количество школьников Доля, %
Высокий уровень    
Достаточный уровень    
Недостаточный уровень    
Отсутствует    

 

Распределение школьников по уровням сформированности

представлений о ЗОЖ (констатирующий этап исследования), % школьников

 

Результаты исследования показали, что 25% учащихся (5 человек) имеют недостаточный уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Эти младшие школьники:

- недостаточно осведомлены о правилах пользования средствами гигиены;

- не осведомлены о правилах организации режима питания;

- имеют удовлетворительный уровень осведомленности о правилах гигиены;

- осведомлены о правилах оказания первой помощи;

- имеют недостаточную личностную значимость здоровья;

- обладают недостаточным пониманием поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья;

- неполно соответствуют распорядку дня учащегося требованиям ЗОЖ;

- оценивают значимость мероприятий, проводимых в школе, как низкую.

60% испытуемых (12 человек) имеют достаточный уровень представлений, т.е. учащиеся:

- достаточно осведомлены о правилах пользования средствами гигиены;

- не осведомлены о правилах организации режима питания;

- имеют высокий уровень осведомленности о правилах гигиены;

- осведомлены о правилах оказания первой помощи;

- имеют недостаточную личностную значимость здоровья;

- обладают пониманием поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья;

- полно соответствуют распорядку дня учащегося требованиям ЗОЖ;

- оценивают значимость мероприятий, проводимых в школе, как недостаточную.

15% (3 человека) имеют высокий уровень представлений. Эти младшие школьники:

- достаточно осведомлены о правилах пользования средствами гигиены;

- осведомлены о правилах организации режима питания;

- имеют высокий уровень осведомленности о правилах гигиены;

- осведомлены о правилах оказания первой помощи;

- имеют недостаточную личностную значимость здоровья;

- обладают пониманием поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья;

- полно соответствуют распорядку дня учащегося требованиям ЗОЖ;

- оценивают значимость мероприятий, проводимых в школе, как высокую.

Таким образом, у младших школьников преобладает достаточный уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. При этом четверть детей имеют недостаточный уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. На наш взгляд, у большинства школьников возникла потребность в деятельности по сохранению своего здоровья. Формированию устойчивой мотивации к этому будет способствовать дальнейшая работа педагога, связанная с применением на практике соответствующей программы психологической направленности. При этом следует помнить, что благодаря развитию мотивации, сознательному усвоению воспитательных требований, внутренней работе по перестройке потребностей, норм поведения происходит изменение, расширение деятельности, отношений между личностью ребенка и окружающей его действительностью [1].

 

Список использованной литературы:

1. Асеев В. Г. Мотивация и формирование личности [Текст] / В. Г. Асеев.

— М.: Мысль, 1976. — 158 с.

2. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение [Текст] //пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Григорьев, Д.В., Куприянов Б. В.-М.: Просвещение 2013.-223 с.

3. Данилов М.А. Умственное воспитание [Текст] / М. А. Данилов // Сов. Педагогика. – 2004. – № 12. – 70-86с.

4. Мокроусова Г. В. Формирование у младших школьников представлений и понятий о здоровом образе жизни [Текст] /Г. В. Мокроусова // Сибирский педагогический журнал – 2007. – С. 196 – 199.

5. Рубинштейн С. Память. Представления [Текст] // Основы общей психологии. — Питер, 2000. – С. 241 – 243.

6. Цaбыбин С.A. Здoрoвьeсбeрeгaющиe технологии в образовательном процессе [Текст] /С.A.Цaбыбин.// Волгоград: Учитeль — 2008. — 172 с.

7. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90 - 92.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: