Зарождение культа личности Сталина и способы его формирования.




К 1930-м гг. за Лениным закрепился культ идеологического вождя СССР.

Советская пресса функционировала в рамках развитого культа личности, пропаганда марксизма-ленинизма сформировалась к третьему десятилетию как прочный метод идеологической пропаганды внутри тоталитарного государства. К приходу к власти И.В. Сталина ему требовалось перевести акцент с культа личности своего предшественника на себя, в том числе сделать культуру Советского Союза служащей новым задачам, поставленным перед страной: укреплению оборонного комплекса, пути индустриализации.

Феномен культа личности в СССР обусловлен потребностью режима к созданию собственных образов, отражающих идеологию марксизма и идеи господства мирового пролетариата. Перед новообразовавшейся страной встали вопросы о задачах культуры и ее предназначения, роли в современном мире - этот подход обусловил прагматическое отношение к вопросу культуры и СМИ. (Н.В. Шалаева. Механизм формирования образа власти в Советской культуре 1920-х гг)

Над формированием культа личности Сталина работала вся советская пресса, а не только органы печати ЦК КПСС. Культ личности в тоталитарной стране был всеохватывающим.

В 1930-1950 гг. пресса окончательно перестроилась на осуществление пропагандистской деятельности и была призвана внедрять и популяризировать партийную идеологию вне зависимости от типа и направленности издания.

По мнению Г. Лассуэлла, СМИ выполняют четыре функции в обществе:

- Сбор и распространение информации

- Ее отбор и комментирование

- Формирование общественного мнения

- Распространение культуры

В обозначенный период СМИ пользовались всеми перечисленными средствами влияния на социум.

Сталин полностью узурпировал власть в ЦК КПСС, о чем впоследствии писал Хрущев, поэтому партия стала практически эквивалентна Сталину, она во всем поддерживала его решения, была полностью зависима от него, безукоснительно следовала за ним.

“Для всех очевидно, насколько поднялась за последние годы роль Центрального Комитета как коллективного руководителя нашей партии. Президиум ЦК стал регулярно действующим коллективным органом, в поле зрения которого находятся все наиболее важные вопросы жизни партии и страны.

Борясь за всемерное развитие творческой активности коммунистов и всех трудящихся, Центральный комитет принял меры к широкому разъяснению марксистско-ленинского понимания роли личности в истории.” (Письмо В. М. Молотова в ЦК КПСС (1965 г.)

 

Для формирования обновленного культа требовалась реорганизация старого: при сохранении марксистско-ленинистской пропаганды нужно было свести к минимуму заостренность прессы на почитании культа личности Ленина, перевести внимание на нового вождя. Сталин добился этого путем создания образа приемника власти, продолжателя дела марксизма-ленинизма, отца народа.

“Старобольшевистская концепция принадлежит представителям так называемой ленинской гвардии, которые, как правило, недооценивали роль Сталина в революции и в ближайшие постреволюционные годы. В оценке старых большевиков Сталин представляется нередко человеком, не проявившим в должной мере лидерских качеств, косноязычным, не любившим и не умевшим выступать перед большими массами людей. Иногда отмечались не очень лестные черты характера будущего вождя: хитрость, вероломство, способность играть на низших свойствах человеческой натуры, склонность находить у других только дурные стороны и с недоверием относиться к бескорыстным побуждениям, жестокость и мстительность.” (Харламов В.И. Концепции и идеологемы сталинизма: Сталин и война)

Несмотря на то, что такое отношение партии к Сталину не было широко известно советскому народу, оно оказало свое влияние на становление сугубо тоталитарной системы в СССР, где абсолютной властью наделялся только вождь народа, а партия в свою очередь обладала более фиктивной, чем реальной властью. Тем не менее, к началу 30-х годов Сталин был не мог сравниться в популярности с Лениным, а потому СМИ предстояло осуществление реорганизации культа личности в Советском Союзе. В их организационные задачи входило:

1) уничтожение оппозиционных настроений и запрет на выражение мнений, идущих вразрез с партией.

2) запрет на положительное или нейтральное освещение в СМИ членов ленинской гвардии, выступающих против узурпирования власти Сталиным.

3) клеймение несогласных, публичные обвинения противников сталинского режима

4) устранение автономной региональной прессы, отчужденной от задач линии партии.

Для психологического воздействия СМИ использовали:

1) Абсолютизация качеств

2) Тотальность авторитета

3) Мифологизация личности

4) Создание информационной среды, большей частью состоящей из освещения личности

5) Принудительно-добровольное почитание

После смерти Сталина ЦК КПСС объяснил необходимость формирования культа в СССР: “Приходилось идти на некоторые ограничения демократии, оправданные, логической борьбой нашего народа за социализм в условиях капиталистического окружения. Но эти ограничения уже тогда рассматривались партией и народом, как временные подлежащие устранению по мере укрепления Советского государства и развития сил демократии и социализма во всем мире.” Политолог А.А. Кара-Мурза же утверждает обратную точку зрения, говоря, что большОе влияние на формирование культа личности оказал сам Сталин для достижения наиболее эффективной политики в рамках государства. Одним из способов достигнуть создания культа было внедрение идеи о том, что человек без партии беззащитен и всеми своими достижениями он обязан партии.

Кроме того, в СССР происходило развенчание религиозности, сносились церкви, поэтому место основательного и древнейшего института церкви в сознании людей занял духовный вождь народов Советского союза И. В. Сталин.

Кроме того, Комитет подчеркнул неразрывную на тот момент связь между партией и вождем: “Поскольку Сталин длительное время находился на посту генерального секретаря ЦК партии, успехи, достигнутые Коммунистической партией и Советской страной стали связывать с его именем”. Такая идентификация вождя и партии стала возможна благодаря нескольким причинам: убийством центристского блока партии, репрессивных мер в отношении к оппозиции, готовность партии отступиться от демократических мер.

Было распространено превознесение обыденных действий и черт личности Сталина. В газете “Комсомольская правда” от 20 апреля 1937 г. размещен крайне показательный материал “Изучать и пропагандировать доклад тов. Сталина”, который наглядно иллюстрирует весь перечень приемов формирования культа личности Сталина. В нем призывается распространять речь, сказанную вождем на последнем пленуме ЦК ВКП(б), комсомолам. Газета рекомендовала изучать речь в кружках по истории ВКП(б) и школах политической грамоты. Более того, если комсомолец не состоит в таковых кружках, парткабинет обязан был дать ему заочную консультацию. Отмечалось, что занятия, посвященные этой речи, должны быть длительными и основательными. Сама речь названа “величайшим документом эпохи”. Здесь также можно проследить средство формирования культа личности, которое было перечислено выше: клеймение людей, недобросовестно относящихся к партийной идеологии. Нужно учесть, что клеймение в период 30-50 гг было не обделено конкретикой, поэтому полную информацию о провинившихся указывали даже такие крупные печатные издания, как “Комсомольская правда”. В ней райком обвиняется в неправильной формулировке призыва к пропаганде. В газете дано полное название райкома, допустившего ошибку. В материал советской периодики конкретизация и разоблачение обычно сопровождались деанонимизацией личности, указанием ее места работы, учебы, проживания. Сталинский райком допустил оплошность - разослал телеграммы о “необходимости проработки” доклада тов. Сталина. Далее в действие вступает прием обожествления личности Сталина и уничижение личности человека перед лицом вождя. “Комсомольская правда” обрушивается на провинившихся: “Почему бы райкомам не помочь пропагандисту организацией лекций, к примеру, на такие темы: об эволюции троцкизма (превращении его в банду убийц), о капиталистическом окружении и его агентуре, исторический обзор контрреволюционного пути правых реставраторов и др.”

Этот прием был определен выше как “принудительно-добровольное почитание. На фоне с принудительной агрессией выступает хвалебная речь комитету тракторного завода: “Правильно поступает комитет ЛКСМУ Харьковского тракторного завода, который организует такие лекции. Этот комитет понял свои задачи. Уже в день опубликования доклада завком комсомола выделил 100 активистов-чтецов, снабдил их газетами, проинструктировал и направил в цехи, общежития, квартиры рабочих”. Нужно заметить, что СМИ предлагает не столько изучение и исследование речи и действий Сталина, сколько цитирование первых и безоговорочное одобрение вторых. Критика, как показано в этом материале, даже непреднамеренная и случайная несет за собой карательные меры, которые как минимум повлекут собой изгнание из общества. Рекомендации в том, какие темы должны быть подняты, какие труды Сталина процитированы и далее встречались в прикладных рекомендациях газет, этот опыт перешел и в послевоенную прессу.

Несмотря на свою величественность вождь, тем не менее, снисходит до нужд народа и доброжелателен к ним: “ Доклад и заключительное слово товарища Сталина, где сложность и глубина вопросов сочетаются с простотой их изложения, одинаково понятны рабочему и профессору, крестьянину и красноармейцу, большевику и молодому комсомольцу.”

 

Одним из первых материалов, воспевающих Сталина на новом посту Главного секретаря ЦК КПСС стал материал газеты “Правда” от 21 декабря 1929 г., где было отведено 90% места статьям, посвященным пятидесятилетию Сталина. Обожествление Сталина стало внедрять в СМИ статьи «Головокружение от успехов», где давался призыв прекращению коллективизации в деревня, обвинив местные органы власти за излишнюю “ретивость”, сняв с советской власти ответственность за смерть миллионов крестьян. Тем не менее, пресса, несмотря на всю очевидность промаха советской власти, поддержала тезис, высказанный в статье Сталина, и обозначила процесс коллективизации как положительный опыт СССР. После этой публикации возросла уверенность в безошибочности методов Сталина.

...





Читайте также:
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.014 с.