Работа над репертуаром
Год
Инструкция: Задания выполняются в устной/письменной форме с обратной связью в виде фотографии/видео с подтверждением, что задание было действительно выполнено. Обратная связь может производится в месседжереViber или на платформе classroom.google.com
План занятия:
1.Организационный момент |
2.Актуализация знаний -целеполагание -определение цели, постановка задач мотивация на предстоящую деятельность |
3.Проверка домашнего задания, повторение пройденного материала |
4.Изучение, повторение образовательного материала |
5.Физкульт. минутка |
6.Рефлексия |
Ход занятия
Музыкальное приветствие «Добрые песни» (А. Ермолов)
(поём вместе с детьми).
- Здравствуйте ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия – «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения». Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.
Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.
Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. (Показ плаката: строение голосового аппарата).
Работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа над артикуляцией позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.
|
Распевание (15 мин.)
Дыхательные упражнения:
Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.
Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.
Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания.
Артикуляционные упражнения:
Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ).
Скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит» — на глухое согласные; «На мели лениво лосося ловили» — на работу кончика языка. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании.
Цель -активизировать артикуляционный аппарат.
Вокальные упражнения:
Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.
. Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.
|
Упражнение на работу кончика языка: вверх по звукам Т53 на слоги «ля-лё-лю», вниз — поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю».
2. Работа над дикцией и артикуляцией в песнях:
Команда»
(музыка: Андрей Ширман / Владимир Чиняев.
слова: Андрей Ширман / Владимир Чиняев / Егор Крид / Лара Д’Элиа/ Александр Сахаров.)
Волшебная страна»
(музыка: Андрея Варламова, слова: Раисы Паниной.)
а) Беседа о настроении песни;
б) прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию. «Пойте мысль!» — говорил Станиславский.
г) прочитать 1 куплет «нараспев» — протягивать гласные и коротко произносить согласные:
пример:
«Е-сли- до-жди-кна- дво-рее-сли- лу-жи- все-нтя-бре,
Е-сли- си-ль-ный- сне-го-па-де-сли- ты- не- ра-д. и т.д.»
Цель – отработать правильное произношение текста.
д) исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе (следить за выполнением предыдущего задания), а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.
Подведение итогов:
- Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстами новых песен. Познакомились с новыми понятиями. Назовите их.
- Ребята, всем спасибо за внимание, и до новых встреч!
Доп. Инф:
Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
|
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.
Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
- восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
- улучшают дренажную функцию бронхов,
- положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
- повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
- улучшают нервно — психическое состояние организма.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” — 96 раз, но поскольку эта гимнастика — один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Вдох должен быть шумным, резким, сравнимым с ударом в ладоши. Мы делаем по 8 движений дыхательного упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:
Упражнение «Обними плечи » (Вдох на сжатии грудной клетки).
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.
Упражнение «Насос ». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.
Упражнение «Большой маятник » («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) — вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, — тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами — движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).