Формы профилактики наркозависимости




 

Как уже говорилось, профилактику наркомании принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная направлена на предупреждение болезни, вторичная подразумевает способы сдерживания их развития и предупреждение осложнений, а третичная представляет собой комплекс реабилитационных воздействий на больных. В применении к подростковой наркологии эта классификация может быть расшифрована следующим образом. Первичная профилактика - предотвращение аддитивного поведения подростков, вторичная - предотвращение рецидивов после лечения ранних форм алкоголизма и наркомании, третичная - реабилитация в тяжких случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения [9].

При разработке программ следует помнить, что особенности профилактики наркомании у подростков заключены в самом ее предмете - в особенностях подросткового возраста.

В процессе профилактики необходимо решать следующие задачи:

. Развитие рефлексивного компонента личности.

. Эмоциональное развитие подростка (причем необходимо развивать у подростка эмоции не по отношению к музыке, природе, литературе и т.д., а по поводу самого себя).

. Преобразование деструктивной тревожности, свойственной исследуемому возрасту, в конструктивную путем нахождения способов разрешения подростковых проблем.

Основными направлениями профилактики наркомании являются:

своевременное выявление причин и условий, способствующих распространению наркомании, организация и реализация мер по их устранению или минимизации;

формирование в обществе негативного отношения к наркомании и связанным с ней правонарушениям;

антинаркотическая пропаганда и реклама, противодействие фактам пропаганды и незаконной рекламы наркотиков;

психолого-педагогическая и медицинская диагностика наркотического поведения и своевременное выявление незаконных потребителей наркотиков и лиц, склонных к их потреблению;

повышение уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков;

изучение и внедрение в практику наиболее эффективных видов и направлений профилактической работы, основанных на отечественном и зарубежном опыте организации профилактики наркомании;

создание условий и формирование мотивации на лечение у лиц, больных наркоманией, повышение эффективности и доступности социально-медицинской и духовно-психологической реабилитации, развитие сети реабилитационных учреждений; снижение тяжести медицинских и социальных последствий наркомании;

организация мониторинга наркоситуации и осуществление постоянного контроля масштабов распространения незаконного оборота и потребления наркотиков в Российской Федерации;

укрепление материально-технической базы и кадрового состава наркологических служб;

обучение и переподготовка педагогов образовательных учреждений, родителей (иных законных представителей) и других специалистов, осуществляющих работу с молодежью (в том числе медицинских работников и психологов) современным формам, методам и средствам профилактики наркомании;

популяризация массовых видов спорта и вовлечение детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом;

формирование волонтёрского молодёжного антинаркотического движения;

проведение научных исследований в сфере профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых;

совершенствование законодательства в сфере профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых.

До настоящего времени акцент в профилактике делался на методе запретов и наказаний. Но эта технология не учитывала социально-психологических и возрастных особенностей подростков. Современные подходы заменяют "деструктивные методы", связанные с запугиванием, ориентируют на формирование таких установок и ориентации личности, при которых наркотики не являются ценностями.

В настоящее время в мире наибольшее распространение получили две модели обучающих программ первичной профилактики для подростков: программы достижения социально-психологической компетентности и программы обучения жизненным навыкам. И та и другая программа включает в себя 3 основные задачи: 1) развитие личностной компетенции; 2) выработка и развитие навыков защиты; 3) предупреждение возникновения проблем [20].

Первая задача реализуется посредством обучения навыкам эффективного общения, принятия решений. Вторая - посредством обучения умению противостоять различным факторам риска. Третья реализуется посредством формирования навыков регуляции эмоций, разрешения конфликтов и т.д.

Предлагается следующая классификация факторов риска: индивидуальные факторы; факторы, берущие начало в семье; факторы, связанные с обучением в школе.

При обучении навыкам акцент делается на "диалогических" формах взаимодействия, а не информационно-назидательных, как в настоящее время в России. Процесс обучения включает совместный поиск решений жизненных проблем, предполагает обязательное владение специалистом методами групповой работы, что не всегда встречается в наших школах. Считается, что групповые дискуссии и совместное принятие решений являются наиболее эффективными способами разрешения проблемы. При обучении используются разнообразные психотехнические приемы, разработанные в моделях группового тренинга, что подчеркивает глубокую научную обоснованность используемых методов. Таким образом, программы базируются на диалогичном стиле воспитания, групповом методе построения занятий и психотехнических приемах формирования жизненных навыков [12].

Одной из неотъемлемых частей программы комплексной профилактики наркомании является участие подростков в психокоррекционных группах. При организации групп необходимо руководствоваться следующими положениями.

. Каждый подросток изначально имеет отношение к наркотикам (он о них знает, он видит их последствия, он их боится и т.д.). С другой стороны, каждый подросток имеет право не употреблять наркотики и имеет право реализовать себя в этом мире независимо от того, принимал ли он раньше наркотические вещества или нет.

. Каждый подросток является личностью, и как личность он имеет потребность в росте и развитии. Как известно, развитие в старшем подростковом возрасте происходит посредством установления межличностных контактов. Подростки группы риска обладают зачастую большим творческим потенциалом, но фактически они находятся в окружении, где отсутствуют межличностные отношения, близость, любовь, принятие одного человека другим. Возникает диссонанс между потенциальными возможностями и потребностями. Этот диссонанс приносит подростку глубокое страдание и, по нашим наблюдениям, зачастую является причиной, по которой он обращается к наркотикам и попадает в общество наркоманов.

. При реализации программы профилактики следует обращаться именно к тому здоровому началу, что есть в подростке. Кроме того, проблему необходимо решать на том уровне, на котором она возникает [30].

Коррекционный эффект зависит от умения специалиста увидеть различия, особенности каждого подростка и суметь эти особенности поддержать. Сходство потенциальных наркоманов заключается в одинаковом пути побега от мира, но способы выживания и самовыражения у каждого глубоко индивидуальны. Подростки, участвующие в программах, еще не выработали другого способа существования в мире, кроме "ухода" от него посредством наркотиков. В соответствии с этим программа профилактики должна предполагать работу с личностью на всех ее уровнях - физическом, эмоциональном и когнитивном [24].

. Большая часть того, что называется психической зависимостью, состоит из нерешенных психологических проблем, которые в подростковом возрасте приходится решать очень быстро. Однако подростки часто пытаются всеми способами уйти от их решения. Когда они это делают с помощью наркотика, то психологически застревают на подростковой стадии развития. Они употребляют наркотики, чтобы быть взрослыми, однако взрослыми (в психологическом смысле) так и не становятся. В том случае, если клиент в процессе участия в программе профилактики сможет активизировать механизмы разрешения собственных проблем, а в подростковом возрасте - это задачи взросления, он может превратиться из подростка группы риска в нормально развивающегося человека [37].

Именно для реализации этих положений целесообразно создавать психокоррекционные группы, являющиеся мощнейшим инструментом изменения человеческого поведения.

Несомненно, полностью изменить сущность подростка и его представление о себе практически невозможно, да и не имеет смысла, однако одним из направлений может быть работа по облегчению самопознания, т.е. минимизация деструктивной тревоги самораскрытия, свойственной данному возрастному периоду. Поэтому задачей групповой работы со старшеклассниками является создание условий для нейтрализации негативной тревоги и увеличения возможностей безопасного в данной ситуации риска самораскрытия. Наличие в группе атмосферы, где познание себя становится возможностью, побуждает подростка находить в себе новые ресурсы и овладевать ими, преодолевая, таким образом, различные препятствия на пути взросления.

Как известно, специфика групповой психокоррекционной работы заключается в целенаправленном использовании в терапевтических целях групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы. Группа является моделью реальной жизни, а внутригрупповые отношения - моделью тех отношений, которые каждый из участников группы строит с реальными людьми, составляющими его окружение. Возможность изменений личности подростка заключена в процессе самораскрытия на групповых занятиях. Тренинг - это место, где каждый может попробовать себя в новом качестве, не только не опасаясь за собственную жизнь и благополучие, но также и получив насыщенную и адекватную обратную связь.

В соответствии с этим, основные психокоррекционные задачи при работе с подростками заключаются в реконструкции и восстановлении нарушенной системы отношений личности, коррекции неадекватных форм поведения и эмоционального реагирования, иными словами - в психологической коррекции личности подростка посредством обучения его установлению отношений. Целью такого обучения является восстановление полного функционирования личности.

Групповая личностно-ориентированная психокоррекция достигает эффекта, с одной стороны, посредством осознания и понимания роли собственных личностных особенностей в возникновении межличностных конфликтов, а с другой - реальной коррекции неадекватных реакций и форм поведения [37].

В результате групповой работы подросток:

расширяет область знания о себе как за счет того, что скрываемое делается открытым, так и за счет обратной связи;

открывает с помощью других то, что сам о себе не знал;

начинает видеть то, о чем ни он, ни другие и не подозревали, его "Я" начинает проявляться свободнее, и скрытая область его личности также начинает осознаваться.

Семья играет очень важную роль на всех этапах развития наркомании подростка. Результативная профилактическая работа невозможна вне работы с семьей. Для организации целенаправленной работы по первичной профилактике наркомании среди подростков, необходимо прежде всего понять, какие особенности семьи повышают риск наркотизации [4].

Работа с проблемными семьями должна быть направлена на решения нескольких задач:

информирование родителей о роли и месте семьи в развитии наркомании у подростка;

информирование родителей о возможных семейных причинах наркотизации и о признаках употребления подростком наркотиков;

участие в разрешении латентного семейного кризиса;

оптимизация системы внутрисемейного воспитания;

нормализация родительско-детских отношений и снижение их конфликтности;

повышение адекватности реагирования подростком на семейную ситуацию;

повышение ответственности членов семьи за свое внутрисемейное поведение;

создание позитивного эмоционального фона семейных отношений [37].

Таким образом, задача-минимум формулируется как активизация и обеспечение позитивной динамики семейных отношений; задача-максимум - участие и содействие в нормализации и реконструкции основных функций семьи, активизация личности, как субъекта ответственности за свою жизнь и судьбу.

Работа с семьей является важной составляющей системы профилактики молодежной наркомании. Она может осуществляться социальными службами в нескольких формах:

индивидуальная работа с членами проблемных семей;

работа с семьей в целом;

специальные родительские группы;

работа с массовой родительской аудиторией.

Индивидуальная работа с членами проблемных семей часто является единственно доступной формой профилактической работы с семьей. Как правило, привлечь к такой работе удается субъективно наиболее заинтересованного члена семьи. В подавляющем большинстве случаев - это женщины. Однако, по мере развития консультативно-терапевтического процесса, к нему в значительной части случаев удается привлечь и других членов семьи. В этом случае работа может продолжаться в режиме общесемейных встреч, индивидуальных встреч с членами семьи либо в обеих формах сразу.

Результатом индивидуальной работы также может быть готовность взрослых членов семьи посещать родительские группы. Здесь важен не столько какой-то конкретный результат, сколько готовность и желание продолжать работу и сотрудничество со специалистами социального центра.

Приоритетными формами профилактической работы с семьей считаются общесемейные встречи. Важным здесь является не столько полнота представленности семьи, сколько ориентация на работу с общесемейной проблемой, носителем которой является семья "как целое" [26].

В структуре системного профилактического воздействия на семью важную роль играют групповые формы работы с родителями, которые могут вестись как параллельно с другими формами профилактики, так и независимо от них. Даже если подросток избегает участия в профилактических программах, родители, посещающие родительские группы, могут изменить свое отношение к наркомании, свое поведение в семье, свои реакции на ребенка. Клиническая практика подтвердила и необходимость, и полезность таких групп [34].

Поэтому в рамках модели психологического консультирования могут быть широко использованы следующие методы:

методы по изменению привычного мышления;

методы, направленные на познание происходящего;

методы поддержки и помощи;

методы, направленные на снятие напряжения;

методы, вызывающие эмоциональные переживания и чувства;

методы изменения поведения.

Что касается профилактической работы с родительской аудиторией, то мы рассматриваем ее не только как основную форму просвещения родителей и сообщение им достоверной информации о наркотиках, способах приобщения к ним детей, признаках наркотизации и т.п. Одной из форм такой работы, хорошо зарекомендовавшей себя, является кинотерапия, заключающаяся в просмотре специально подобранного художественного фильма с его последующими обсуждениям. Сеансы кинотерапии вызывают высокую заинтересованность и позволяют успешно решать задачу привлечения проблемных семей к участию в профилактических программах.

Очевидно, что добиться значительных результатов возможно, если в деятельности реализуются различные формы работы с семьей, позволяющие гибко сочетать психологические методы работы и привлекать специалистов разных сфер социальной практики.

Наиболее удобным местом для превентивной работы является школа, где осуществляется целенаправленное и систематическое обучение на протяжении ряда лет. Типовые, а иногда создаваемые специально для данной школы профилактические программы включаются в учебный план [27].

Исследования доказывают, что педагогические условия профилактики наркозависимости должны быть ориентированы на формирование устойчивости личности, в том числе антинаркотической устойчивости. Выявление готовности подростков к употреблению психотропных веществ обусловливает необходимость нового подхода к предупреждению наркозависимости у несовершеннолетних: переноса акцента на личность. В связи с этим на первый план выходят вопросы педагогической профилактики наркозависимости подростков, содействия становлению личности, самореализации [35].

Цель педагогической профилактики наркотической зависимости у подростков заключается в формировании у них антинаркотической устойчивости личности, которая выступает, с одной стороны, как состояние активного неприятия наркотических веществ, а с другой, как механизм позитивного самоотношения и оптимальная стратегия самореализации подростка. Основными направлениями педагогической профилактики наркотической зависимости у подростков выступают обеспечение сберегающей здоровье направленности образовательного процесса; использование современных педагогических технологий, соответствующих новым жизненным реалиям и направленных на профилактику явлений аддиктивного поведения несовершеннолетних; создание благоприятных условий для личностного роста, реализации собственных возможностей и развития у подростка социальной компетентности и функциональной грамотности, позволяющих ему интегрироваться в социум; установление связей и осуществление взаимодействия со всеми институтами социального воспитания, в том числе с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Различные методы первичной профилактики предназначены для поддержания интереса у подростков и высокой учебной мотивации. Одни из них являются традиционными, другие предполагают менее привычное для российской школы активное взаимодействие и помощь детей друг другу. Наиболее часто используются:

анализ конкретных историй жизни (случаев);

индивидуальные и групповые выступления;

просмотр видео материалов;

ролевое моделирование;

лекции учителя;.

Программы Профилактики для подростков основаны не столько на дидактических методах, сколько на интерактивных приемах: диалогах, групповых дискуссиях и т.д. Программы Профилактики должны включить родителей или авторитетных взрослых, которые могут помочь узнать детям новые факты относительно употребления наркотиков, легальных и нелегальных веществ. Программы профилактики должны быть долговременные, с элементами повторения и преемственности от одной возрастной группы к другой. Усилия профилактики, сосредоточенные на семье имеют больший эффект чем стратегии, адресованные только детям или только родителям. Программы общественных организаций могут включать кампании и акции изменения региональной политики, которые ограничивают доступ к алкоголю, табаку, лекарственным средствам и др. (например, вблизи учебных и рекреационных учреждений для детей и подростков) [36]. Объединения усилий учреждений образования и здравоохранения, общественных организаций предназначены для определенных субпопуляций риска злоупотребления наркотиками - у детей с проблемами поведения, низкой успеваемостью. Программы профилактики должны отвечать проблем злоупотребления в данном регионе (образцы поведения, виды наркотиков, способы употребления). Чем выше уровень риска, тем более интенсивной должна быть деятельность по профилактике и тем в более раннем возрасте она должна начинаться.

Вывод: программы профилактики должны быть адресованы определенным возрастным категориям, развиваться и дополняться при переходе к следующей возрастной ступени. Кроме того, они должны быть культурально адаптированы. Рентабельность профилактических программ может рассчитываться на основе затрат на лечение. Оценка эффективности профилактических программ может быть как непосредственной, кратковременной, так и отставленной во времени. Критериями оценки являются численность участников, отношение к программе, изменение информированности, намерений, отношения к ПАВ, изменения поведения, отношения к себе, а также в общении. Основной упор нужно делать на первичную профилактику.

 

Профилактические модели

 

Первая модель основана на распространении информации о наркотиках.

Данная модель предполагает, что повышение знаний об употреблении психоактивных веществ и их последствиях будет являться эффективным толчком для формирования здорового образа жизни. Предоставляется частичная информация о фактах влияния употребления наркотических веществ на организм, поведение и продолжительность жизни; стратегия запугивания, вызывание страха, путем описания фактов деградации личности людей, употребляющих наркотики, их жизненных трудностях.

Чаще всего информационная модель не является эффективной, т. к. краткосрочна и непродолжительна в использовании, и поэтому комбинируется с другими типами интервенций.

Вторая модель основана на аффективном (эмоциональном) обучении.

В основе этой модели лежит теоретическое положение о том, что употреблять наркотические вещества начинают люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, имеющие в структуре своего воспитания так называемый «запрет на эмоции». Люди, имеющие низкую самооценку, неразвитую способность сопереживания, не умеющие накапливать свой собственный опыт переживания и принятия решений в сложных жизненных ситуациях. Кроме того, замечено, что наши культурные традиции воспитания ребёнка предполагают определённые эмоциональные запреты, что отражается отрицательно на формирование личности в целом.

Данная модель является по своей сути эффективной, но также применяется в сочетании с другими профилактическими подходами, т.к. наркотизация в нашем обществе распространяется не только на подростков с низкой эмоциональной сферой.

Третья модель основана на влиянии социальных факторов.

Она базируется на понимании того, что влияние социального окружения (родителей, родственников, друзей) играет значимую роль, способствуя или наоборот препятствуя употреблению наркотиков. Самую первую свою социализацию ребёнок проходит в семье, именно там закладываются навыки культуры.

Программы для родителей и программы, направленные на предотвращение социального давления наркотизирующейся среды сверстников, являются главными в этой модели.

Четвертая модель основана на формировании жизненных навыков.

Данная модель базируется на понятии об изменении поведения и использует методы поведенческой модификации и терапии. Две теории являются основой этого направления: теория социального обучения Бандуры и теории проблемного поведения Джессора. В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей.

Разрабатываются специальные программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, обучение стратегиям принятия решений, устойчивости к влиянию других.

Данная модель имеет большие шансы быть эффективной, но должна пройти достаточную апробацию в России.

Пятая модель основана на развитии деятельности, альтернативной употреблению наркотиков.

Программы, в которых предусмотрено стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активности (прыжки с парашюта, «тарзанки», путешествия с приключениями, активная творческая работа)

Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск употребления наркотиков.

Шестая модель основана на укреплении здоровья.

Эта модель включает в себя личный выбор и социальную ответственность за здоровье. Позитивная концепция, берущая за основу социальные, личностные и физические возможности человека. Важной составляющей концепции является жизненная компетентность.

Группы, в которых проводится обучение здоровому жизненному стилю, охватывают популяцию школьников. Кроме того, работа проводится и со средой - семьёй, общностью, в которой живёт ребёнок.

Существуют следующие программы укрепления здоровья:

личная гигиена, физическое и эмоциональное развитие, здоровый образ жизни, превенция алкоголизма, табакокурения и употребления наркотиков, заболеваний и несчастных случаев;

интерперсональные связи, такие как эмоциональные потребности, связь с противоположным полом, с родителями, учителями, обучение взрослых и родителей;

среда и общественное здоровье подразумевают влияние средств массовой информации, концентрацию общественных усилий для улучшения жизни[2].

Вывод: таким образом, каждая из программ несёт в себе позитивные моменты в формировании здорового образа жизни и развивает жизненную компетентность. Но они должны иметь достаточную апробацию, работать комплексно и долгосрочно.

 

Выводы

 

Глава 1 1.1. проблема наркомании достигла глобальных масштабов. Она имеет многогранный характер, включает экономический, медицинский, социальный, правовой, воспитательный аспекты. Наркоситуация в настоящее время, как серьезная самостоятельная проблема, представляет собой реальную угрозу национальной безопасности и здоровью населения.

Глава 1 1.2. список веществ, способных вызвать наркоманию, очень велик и расширяется по мере синтеза новых средств. Наиболее употребляемым наркотическим веществом является каннабис <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%81> (почти 150 млн потребителей), за которым следуют стимуляторы амфетаминового <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D1%84%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD> ряда (приблизительно 30 млн - главным образом метамфетамин и амфетамин, а 8 млн - экстази <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B7%D0%B8>). Немногим более 13 млн человек употребляют кокаин <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B8%D0%BD> и 15 млн - опиаты <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%8B> (героин <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%BD>, морфин <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D0%BD>, опий <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D0%B8%D0%B9>, синтетические опиаты), в том числе приблизительно 10 млн человек употребляют героин.

Глава 1 1.3. методы, применяемые в государственной наркологии, мало эффективны и объективно, в некоторых случаях даже способствуют распространению наркотизма в стране. Государственная наркология своей неэффективной безальтернативной деятельностью наносит значительный материальный и моральный ущерб обществу и государству. Существуют проверенные на практике технологии лечения и реабилитации наркоманов, эффективность которых достаточна для внедрения в широкую практику (программа Анонимные наркоманы, Россия без наркотиков, Метод доктора Назаралиева).

Глава 2 2.1. подростковый возраст не случайно называют кризисным, конфликтным. По мнению Э.Эриксона это самый глубокий жизненный кризис. В этом возрасте молодой человек пытается выстроить собственную идентичность. Формирование цельной идентичности развивается по трем направлениям: бурный физический рост, половое созревание, озабоченность тем «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю», необходимость найти свое профессиональное признание.

Глава 2 2.2. каждый факт употребления наркотических средств вызван не одной какой-либо изолированной причиной, а совокупностью причин и условий, действующих в разное время и в различных обстоятельствах. Не учитывая этого, трудно объяснить, почему один человек стал употреблять наркотические средства, а другой, находясь в таких же условиях, даже и не думал о наркотиках.

Глава 3 3.1. только целенаправленное внимание всех институтов государства, а также общества в его гражданском понимании к указанным проблемным ситуациям позволит сделать работу по профилактике вовлечения подростков в потребление наркотиков системной и эффективной.

Глава 3 3.2. наркотизм - реальная проблема, стоящая перед всеми без исключения современными обществами. Это осознается большинством населения России, оценивается соответственно. Почти половина (46%) опрошенных отметили, что наркомания - это показатель кризиса и деградации нашего общества, общей ситуации в стране; 16% респондентов считают, что молодежь обращается к наркотикам из-за низкого развития культуры, а 14% - из-за распущенности современной молодежи и слабой воли. Десятая часть студентов обратили внимание на связь между процветанием наркомании и глубокой криминализацией государственных, структур, а 7% согласны с тем, что государство наплевательски относится к молодежи. В этом случае профилактика необходимый шаг на пути приостановки наркотизма.

Глава 3 3.3. программы профилактики должны быть адресованы определенным возрастным категориям, развиваться и дополняться при переходе к следующей возрастной ступени. Кроме того, они должны быть культурально адаптированы. Рентабельность профилактических программ может рассчитываться на основе затрат на лечение. Оценка эффективности профилактических программ может быть как непосредственной, кратковременной, так и отставленной во времени. Критериями оценки являются численность участников, отношение к программе, изменение информированности, намерений, отношения к ПАВ, изменения поведения, отношения к себе, а также в общении. Основной упор нужно делать на первичную профилактику.

Глава 3 3.4. каждая модель профилактики несёт в себе позитивные моменты в формировании здорового образа жизни и развивает жизненную компетентность. Но они должны иметь достаточную апробацию, работать комплексно и долгосрочно.


Заключение

 

К сожалению, объем данной работы не позволяет полностью осветить такую важную проблему как профилактика наркозависимости подросткового возраста.

Основываясь на изучении психофизических особенностей подросткового возраста, предпосылок наркотизации у подростков, а также анализе анкетирования можно выработать следующие рекомендации по проведению профилактической работы в подростковом возрасте.

При работе со старшеклассниками необходимо учитывать, что период ранней юности - это время определения социальной, профессиональной и гражданской ориентации личности. В соответствии с этим, профилактические мероприятия должны включать в себя обсуждения следующих вопросов:

каким образом идеологические установки общества реализуются в его политической, социальной, экономической организации, определяющей государственную политику в отношении химических и нехимических зависимостей;

анализ деятельности некоторых музыкальных групп и направлений, тоталитарных сект и иных сообществ, членство в которых нередко сопряжено с употреблением одурманивающих веществ.

В результате обсуждения этих вопросов у подростков должно быть сформировано понятие о формах зависимого поведения, поощряемых в различных слоях общества, способах их распознавания и противостояния им.

К слову, именно модели профилактики, направленные на осознание подростком влияния на его поведение друзей, СМИ, неблагоприятного примера родителей дали устойчивые положительные результаты в борьбе с употреблением алкоголя и марихуаны в Америке конца 80-х годов.

На этом этапе более чем уместным будет подключение к работе специалистов по этике и психологии семейной жизни: с одной стороны это позволит подросткам осознать отношения в дисфункциональных (неблагополучных) семьях как разновидность зависимого поведения, с другой - даёт возможность осветить вопрос о влиянии наркотиков на семейную жизнь и здоровье матери и ребёнка.


Список литературы

 

1. А. Данилина и И. Данилиной «Как спасти детей от наркотиков» М., 2001

. Активные формы работы с подростками и молодежью по профилактике аддиктивного поведения / СПб: Агентство «Вит-принт», 2006г. - 112с.

. Бабаян Э.А., Гонпольский М.Х. Наркология. - М.: Медицина, 2001. - 190с.

. Белогуров С.Б. Наркотики и наркомания. - СПб.: Университетская книга, 2002. - 160с.

. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.Н. Психология наркотической зависимости и созависимости: монография. - М.: МПА, 2001. - 213с.

. Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В., Глушков В. А: Наркомании у подростков. Киев: Здоровье, 2003. - 176 с.

. Вторичная и третичная профилактика зависимости. Концепция Комплексной Активной Профилактики и Реабилитации (КАПР). - М., 2000. -250с.

. Гаранский А. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления. - М. 2003. - С.155.

. Гурвич И.Н. Выводы и рекомендации для программ первичной профилактики. - СПб, 2000. -175с.

. Джон А., Соломзес Вэлд Чебурсон, Георгий Соколовский, Наркотики и общество.

. Журавлева Л. Факторы и условия наркотизации молодежи. // Социс. - 2000. - №6. - С.43

. Замечания к городской программе "Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге" среди молодёжи и подростков на 1999-2001. -СПб, 2000. -243с.

. Караганова С.А., Малашенко И.Е., Федорова А.В., Наркомания в России: угроза нации аналитический доклад, Совет по внешней и оборонной политике.

. Кесельман Л, Мацкевич М. Социальное пространство наркотизма. СПб, 2001.-с.10

. Кле М. Психология подростка. М., 1991.

. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утверждённая Приказом МЗ РФ от 28.02. 2000 № 619. -183с.

. Концепция профилактической антинаркотической помощи / Т.Н. Дудко, Н.В. Вострокнутов, А.А. Гериш, А.М. Басов, Л.Н. Котельникова, под рук. Г.Н. Тростнецкой. Разработана МО РФ при поддержке МЗ РФ. - М., 2000. -289с.

. Краковский А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1970.)

. Латышев, Г.В., Бережная, М.А. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. - М.: Медицина, 1999. -158с.

. Левицкий К.Е. Организация поэтапной профилактики химических зависимостей в образовательных учреждениях. - Самара, 2000. -130с.

. Леонова Л.Г., Бочкарева, Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: Новосибирский медицинский институт, 1998. - 79с.

. Лисовский В., Колесникова Э., Наркотизм как социальная проблема. - СПб., 2001. - С. 31

. Личко А., Лавкой И. Акцентуации характера у подростков // Психологический журнал. - 1987. - № 2. - С.113

. Малюченко Г.Н. Профилактика наркомании в образовательной среде: проблемно-ориентированный подход. - Балашов, Изд-во БГПИ, 2001. - 196с.

. Наркология. Пер. с англ. - М.; СПб.: "Издательство Бином" - "Невский диалект", 1998. -174с.

. Научно-методические основы профилактики наркомании в семье. / Под. ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, Москва, Изд-во РАО. - 2000. -203с.

. Носачев Г.Н. Направления, виды, методы и техники психотерапии. - Самара: "Парус", 1998. -242с.

. Пятницкая И. Наркомания. - М., 1990. - С.12

. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков / Пер. с англ. - СПб, 2000. -186с

. Паюшина М.Н. Я минус наркотик. Методическое пособие по профилактике антинаркотической зависимости подростков. - М.: Крипто-логос, 2006. - 146с.

. Романович Н., Звоновский В. Общественное мнение о наркотизме. Опыт региональных исследований // Социс. - 2004. - №6. - С. 56

. Результаты проведенного исследования группой специалистов НИИКСИ СПбГУ, Северо-западной Академии государственной службы на тему «Наркотизация в подростковой и молодежной среде Санкт-Петербурга» // Лисовский В., Колесникова Э. Наркотизм как социальная проблема. - СПб.

. Работа с детьми группы риска: Методическое пособие для социальной службы "Ребёнок на улице". - М.: Российский Благотворительный Фонд "Нет алкоголизму и наркомании" ("НАН"), 1999. - 192с.

. Стенли Холл. История детской психологии

. Соболев В.А., Белоусов Ю.Л., Подгорный И.А. Центр первичной профилактики наркотизма: методологическое и организационное обеспечение. - Харьков: Финарт, 2002. - 180с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: