Пояснительная записка.
Рабочая образовательная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся.
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся:
- социализация как адаптация к существующим социальным условиям, обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума;
- перевод ребёнка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты.
Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социального творчества.
Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразование ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
В 1 классе достижение в социально преобразующей добровольческой деятельности воспитательных результатов первого уровня обеспечивается формой социальной пробы (работу над понятием инициировал М.И. Рожков): инициативное участие ребёнка в социально значимых делах, организованных взрослыми.
|
В основе реализации внеурочной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
· воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
· переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;
· учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
· обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
· обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Цель примерной внеурочной программы участия в социальной деятельности учащихся - формирование у них в процессе создания и презентации проекта способности управления культурным пространством своего существования.
Задачи программы
▪ осознание ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции ученика, определяющей новый образ жизни школьника и перспективы личностного и познавательного развития;
|
▪ формирование понимания и поддержания таких нравственных устоев, как любовь, взаимопомощь, уважение к труду воспитателя детского сада и учителя, забота о младших товарищах, ответственность за другого человека;
▪ развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных взаимодействий.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
|
Календарно – тематическое планирование занятий кружка
Полугодие
№ п/п | тема, тип занятия, форма проведения | дата | текущая работа |
1. | День знаний (Правовое воспитание) | ||
2. | Беседа «Техника безопасности во время похода» | ||
3. | Игра «Тайны дорожных знаков» | Подготовка стенда. | |
4. | Чтение книг | ||
5. | Подготовка к празднику осени | Сбор осенних листьев. | |
6. | Игра «Спички – детям не игрушка» | ||
7. | Посвящение 1- классников в пешеходы. | ||
8. | Правила ДД Лесная школа. Спектакль. | ||
9. | Праздник осени. | Приглашение родителей. | |
10. | Правила поведения на дороге, на льду. Пожарная безопасность. | ||
11. | Подготовка к празднику матери. Чтение книг. | Разучивание стихов. | |
Беседа: «Какие бывают профессии, профессия твоих родителей» | Дети беседуют с родителями. | ||
Конкурс рисунков «Портрет моей мамы» | |||
Конкурс рисунков на новогоднюю тему. | Экскурсия в зимний лес. | ||
Работает «Мастерская Деда Мороза» | |||
Подготовка к Новогоднему утреннику. | Разучивание стихов. | ||
Новогодний утренник. |
Календарно – тематическое планирование занятий кружка
Полугодие
№ п/п | Тема, тип занятия, форма проведения | дата | Текущая работа |
1. | Экскурсия к зимней кормушке | Подготовка подарков для птиц | |
2. | Чтение русских народных сказок. Беседа о добре и зле. | Экскурсия в библиотеку | |
3. | Урок вежливости «Ты и твои товарищи». Умеешь ли ты прощать? | Подготовка рассказа о друге или подруге. | |
4. | Игра «Зарничка» День здоровья | ||
5. | Подготовка к празднику «День защитника отечества» Праздник. | Чтение книг о войне | |
6. | Концерт для мам, чаепитие. | Подготовка к концерту для мам, оформление стенда «Мамы всякие важны» | |
7. | Заочное путешествие по родному краю «Тропа испытаний» | ||
8. | Рассказ о дедушке и бабушке | ||
9. | Конкурс рисунков на военную тему | ||
10. | День здоровья. Беседа о том, как не стать жертвой преступника. | ||
11. | Оформление стенда «Они защищали Родину» | Сбор материала. Оформление стенда. | |
12. | Чтение книг о защитниках отечества. Беседа: «Отношение к пожилым людям» | Поход в школьную библиотеку. | |
13. | Спортивный кросс. | ||
14. | Митинг памяти. | Изготовление цветов для украшения колонны. | |
15. | Подготовка к прощанию с 1 классом. | Заучивание стихов | |
16. | Прощание с 1 классом. | Оформление приглашений. |