Ледники и их образование




Тема: «Таяние ледников»

 

Работу выполнил:

Стрельников Никита Сергеевич

ученик 4-в класса

МОУ Лицей № 1

Руководитель: Ткачёва С.А.

 

 

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

I.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….......3

1.1.Актуальность проблемы.................…….…………………………………3

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………....4-10

2.1. Ледники и их образование………………………………………………...4

2.2. Виды и польза ледников ………………………………………………....5-6

2.3. Проблемы таяния ледников ……………………………………………...7-8

2.4. Пути решения проблемы …………………………………………………..9

2.5. Интересные факты о ледниках……………………………………………..10

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………….…..11

IV.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..12-13

 

 

Введение

 

Актуальность проблемы

 

В настоящее время проблема глобального потепления известна каждому жителю Земли. Она дала знать о себе особенно в 1996-1997 гг., когда погода в различных регионах Земли преподносила немало сюрпризов. По информации изученной на эту тему можно сказать, что в 1996 году на Земле произошло 600 различных природных катаклизмов (ураганы, землетрясение, наводнение, засухи, ливни, снегопады). Стихия унесла 11 тысяч человеческих жизней, причинив материальный ущерб на 60 млрд. долларов. А к 2017году эта цифра увеличилась в 1,3триллирна.К лету 2030года может растаять весь лед.

Таяние ледников угрожает погубить планету. Данная проблемя является актуальной и в наши дни. Меня это заинтересовало и я решил разобраться в этом вопросе. Цель моего проекта: узнать, почему происходит таяние ледников. Для решения данной цели мне необходимо реализовать следующие задачи:

- выяснить причины таяние ледников

- доказать, что таяние ледников приводит к увеличению уровня мирового океана

- выявить последствия таяния ледников и меры, которые необходимо применить для борьбы с этими последствиями.

В ходе выполнения работы я просматривал научно-популярные фильмы по телевидению и в интернете, касаемые данной тематики, обращался в школьную и городские библиотеки за научно-популярными книгами на заданную тематику, даже попросил помощи у нашего учителя географии Даниловой Ирины Владимировны.

Я начал изучать информацию по данной тематике. В литературе последних лет приводятся многочисленные данные о тенденциях изменения температуры на Земле на протяжении последних 100-150 лет. В частности, показано, что в конце XIX века началось потепление, которое особенно усилилось в 20-30-х годах ХХ века. В 40-х годах потепление закончилось и началось медленное похолодание, которое в 60-х годах прекратилось и сменилось новым потеплением. Четких объяснений этому явлению пока не дано. Приводимые результаты показывают, что в целом за столетний период среднегодовая температура на Земле увеличилась на 0,5° С. Для сравнения, следует отметить, что со времен последнего ледникового периода (10 тыс. лет тому назад) температура на планете повысилась всего на 3-5 С.21век не стал исключением он отличается нестандартными погодными условиями.

 

Основная часть

Ледники и их образование

Ледники возникают в тех местах, где накопленная масса снега и льда существенно превышает массу тающего снега. И через много лет в таком регионе сформируется ледник. Энциклопедия «Я познаю мир» говорит нам «Ледник - это естественные массы кристаллического льда, перекрытого уплотненным снегом-фирном».

Ледники – самые огромные хранилища пресной воды на Земле. Большинство ледников накапливают воду в зимний сезон и отдают ее талыми водами. Такие воды особенно полезны в горных регионах планеты, где такая вода используется людьми, которые живут в районах, где выпадает небольшое количество атмосферных осадков. Также талые воды ледников являются источниками для существования растительного и животного мира.

Из литературы я узнал, что ледники образуются в результате многолетнего накопления и последующего преобразования твёрдых атмосферных осадков (снега) при их положительном многолетнем балансе.Для образования ледника необходимо сочетание большого количества осадков и устойчиво низкой температуры воздуха. Этим условиям идеально соответствуют шапки полюсов и вершины высоких гор. Выпавший на землю снег некоторое время лежит пушистым покровом, но через некоторое время начинает подтаивать под солнечными лучами.

А Ирина Владимировна рассказала мне, что когда выпадает большое количество осадков, больше, чем их успевает растаять, образуются ледники. Нижние слои снега утрамбовываются под тяжестью верхних, становятся более плотными. В результате превращаются в лед. Сначала он имеет зернистую структуру, кристаллическую форму, затем становится голубым и прозрачным, приобретая высокую плотность. Силы тяжести заставляет его перемещаться. Движение происходит вдоль плоскостей кристаллической решетки. Молекулы воды соединяются с другими, находящимися в своем и соседних слоях. Связь с соседними менее прочная, поэтому и происходит движение. Скорость движения может быть различной, за год масса льда проходит до 200 километров. Небольшая минусовая температура способствует перемещению, а давление влияет на скорость движения.

Ночью, когда солнца нет, подтаявший снег смерзается в массу, состоящую из множества ледяных шариков – это так называемый фирн, который является основой ледника. Накапливаясь, пласты фирна спрессовываются под собственным весом и превращаются в ледник. Фирн-зернистый лёд, глетчер - кристаллический лёд.

 

Виды и польза ледников

 

По способу движения и визуальным очертаниям ледники классифицируют на два типа: покровные (континентальные) и горные. Ледники покровные занимают 98 % от общей площади планетного оледенения, а горные – почти 1.5 %.

Горные Покровные

 

Материковые ледники – ледниковые щиты гигантских размеров, которые расположены в Антарктиде и Гренландии. Ледники этого типа имеют плоско-выпуклые очертания, которые не зависят от типичного рельефа. В центре ледника накапливается снег, а расходование происходит в основном на окраинах. Лед покровного ледника двигается в радиальном направлении – от центра к периферии, где происходит обламывание льда, который находиться на плаву.

Ÿ Обладая пластичностью, многие ледники движутся, спускаясь из области накопления снега ниже, при этом они таят, давая начало ручьям и рекам.

Ÿ Некоторые ледники при остановке и таянии оставляют после себя морену. Морена – скопление несортированного обломочного материала, переносимого или отложенного ледниками. Соответственно различают движущиеся, или подвижные, и отложенные морены.

Морена ледника

Кроме пресной воды, ледники содержат большое количество углекислого газа. Если их не будет, парниковый эффект значительно усилится. Благодаря им, земная поверхность отражает солнечные лучи, что позволяет не подниматься средней температуре воздуха до опасных пределов. Таким образом, значение ледниковых масс для всей планеты переоценить сложно. Пресную воду, благоприятный климат в мире, ландшафты природы невероятной красоты люди имеют именно благодаря им. Я сравнил положительное и отрицательное значение ледников. Вот что у меня получилось:

положительно отрицательно
Ø Начало питания горным рекам и ручьям   Ø Увеличения уровня мирового океана  
Ø Ледник - источник пресной воды   Ø Заполнение прибрежных зон всех материков  
Ø Усиление парникового эффекта   Ø Увеличение числа стихийных бедствий, нехватка пресной воды
  Ø Могут возникать наводнения в результате извержения вулкана под ледником или вблизи него  

 

Но ледник это ещё и отражатель солнечной энергии. Лёд белый, а потому он отражает почти 98% солнечной энергии обратно в космос. Когда лёд тает на его место приходит океан, который имеет темный оттенок, оттенок поглощающий тепло. За счёт этого нагрев планеты происходит ещё быстрее, это своего рода замкнутый круг. Как и любая балансирующая система, климат на Земле может достигнуть точки не возврата, то есть, достигнув определённой стадии, мы просто не сможем вернуться обратно, наступит климатический коллапс. Тогда человечество почувствует всю тяжесть наступивших последствий.

Помимо Гренландии, таяние ледников происходит и в Антарктиде. Только за последние семнадцать лет шельфовый ледник в Антарктиде сократился на 85%. Эти цифры просто ужасающие, особенно если принять во внимание, что растопив этот лед, человечество просто на просто теряет пресную воду, которой можно было бы поить нуждающиеся в пресной воде страны в течение десятилетий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: