НУЖНА ЛИ ЧЕЛОВЕКУ АГРЕССИЯ?




Детская агрессивность

ВВЕДЕНИЕ

Агрессивным чаще называют ребенка, который дерется, причиняет боль другим детям, взрослым, угрожает. Специалисты же склонны раз­делять такие понятия, как агрессивное поведение ребенка в той или иной ситуации и агрессивный ребенок (где агрессивные проявления считаются личностной чертой). Поясним это.

Каждый ребенок, развиваясь, испытывает желание наказать обидчи­ка, использовать силу для решения своих проблем, высказать угрозу. В младенчестве дети бьют игруш­ками своих родителей, отбирают понравившуюся игрушку у другого ребенка, при этом могут толкать­ся, кусаться, царапаться, драться. Чем старше они становятся, тем чаще речь и действия могут заме­нять на угрозы, ругательства, оскорбления либо со­провождать ими свои действия. У одних детей такое поведение возникает чаще, чем у других, и окружа­ющие называют их агрессивными. Хотя при правильной реакции родителей такое поведение может со временем исчезнуть и замениться более приемле­мым в обществе. При неправильном отношении агрес­сивное поведение закрепится и станет характерным для ребенка.

Итак, следует различать агрессивное поведение ребенка, что является естественным для того или другого периода его развития, и агрессию как устойчивую черту личности.

 

Тогда возникают вопросы: как определить аг­рессивность; от чего зависит проявление агрессивности ребен­ка; врожденное это качество или приобретенное?

ВСЁ ОБ АГРЕССИИ

ПРИЧИНЫАГРЕССИИ

Существует много определений агрессии. Мы же предлагаем следующее: агрессия есть активная форма выражения эмоции гнева, ко­торая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету.

Гнев — одна из основ­ных и важнейших эмоций человека. Агрессии не бывает без эмоции гнева. Рассмот­рим ее происхождение.

У только что родившегося ребенка мы уже можем определить состояние, когда он доволен и когда недоволен. Его недовольство проявля­ется в крике, движении тела, выражении лица. В 2 месяца легко выделить из общего состоя­ния недовольства эмоцию гнева. По выраже­нию лица (рот, брови, лоб) можно сказать, что младенец злится. Становясь старше и овладе­вая своим телом, младенцы сопровождают дан­ную эмоцию действиями: движениями рук, ног. Например, в б—7 месяцев ребенок может злить­ся на попытки мамы закапать капли в нос, он попытается оттолкнуть ее руку, вывернуться, при этом все действия будут сопровождаться криком и гневным выражением лица. В даль­нейшем добавляются бросание игрушек, их пинание и другие более демонстративные формы поведения.

Что же становится причиной появления гнева у младенцев? Одна из первых причин — боль. Многие мамы сталкивались с этим явле­нием, когда делали в поликлинике первые прививки своим детям. На неожиданно причи­ненную боль младенцы реагируют мимическим выражением гнева. Многие исследования подтверждают предположение о том, что боль яв­ляется врожденным пусковым механизмом гнева и возможного агрессивного поведения.

Пере­живание гнева создает побуждение к действию, а не само действие. А вот будет ли это дей­ствие агрессивным, зависит от ряда причин: это и индивидуальные особенности ребенка (воз­будимость нервной системы), и особенности со­циальной среды (его ближайшее окружение).

Гнев вызывает ощущение диском­форта — голод, усталость, стресс. Человек ста­новится раздражительным, вероятность «со­рваться» на ком-либо возрастает, или, снижается его порог гнева

Психологическое ограничение, лишает человека свободы действий. Но возникает оно несколько позже, когда ребенок уже понимает, что такое запрет и последствия его нарушения. Первым психологическим ог­раничением в жизни ребенка является «нельзя», которое родители говорят ему при попытках освоить большой и незнакомый мир. И чем старше становятся дети, тем более разнообраз­ными будут эти «нельзя». Родители могут при­помнить много ситуаций, когда дети реагиро­вали гневом на различные запреты.

Неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих тоже могут стать ис­точником гнева. Но в данном случае большую роль играют не сами поступки, а их интерпре­тация человеком. Прежде чем на кого-то рас­сердиться, мы возлагаем на этого человека вину. Если ребенок в своих неудачах, переживаемых им некомфортных состояниях винит, напри­мер, брата, сестру или мать, то его гнев и агрессия будут вызываться ими.

Препятствие в достижении цели так же может являться причиной гнева. Например, дошкольник сосредоточен­но занят игрой, и тогда вмешательство будет им воспринято как препятствие, ограничение и вызовет гневную реакцию.

Кроме того, причиной гнева могут быть оп­ределенные эмоциональные состояния. Замече­но, например, что в депрессии печаль часто соседствует с гневом. Чувство отвращения к себе или другим людям тоже способно вызы­вать гнев и агрессию.

Рассмотренные выше источники гнева от­носятся к ситуативным, т. е. человек нахо­дится в конкретной ситуации, которая в силу обозначенных причин становится раздражаю­щей и служит источником гнева и агрессии. Кроме того, гнев может быть вызван воспо­минаниями и мыслями о случившейся когда-то ситуации, тогда говорят об ассоциативной причине гнева.

 

КАК РАСПОЗНАТЬ АГРЕССИЮ

Теперь, когда мы знаем, что может послу­жить причиной гнева и агрессии, хотелось бы подробнее остановиться на их проявлении. Уже упоминалось о мимическом (выражение лица), поведенческом (действия, поступки), вербаль­ном (слова) выражении гнева и агрессии.

 

Мимическое выражение гнева включает в себя:

  • характерные сокращения лобных мышц и бровей,
  • брови опущены и сведены,
  • кожа лба втянута и образует на переносице или прямо над ней небольшое утолщение (у взрослого че­ловека между бровями пролегают глубокие вер­тикальные морщины),
  • глаза сужаются и приобретают угловатую, заостренную форму,
  • взгляд фиксирован на источнике раздражения (и это важно, так как указывает, куда будет направлена агрессия),
  • рот маленького ребенка распрямляется, приобретая прямоугольную форму;
  • губы сжимаются, пре­вращаясь в две тонкие параллельные линии (при этом они могут слегка выпячиваться);
  • старшие дети и взрослые в гневе часто стискивают зубы и сжимают плотно губ (это является резуль­татом социализации)

 

При интерпретации мимических проявлений следует подходить осторожно к приобретенным выражениям гнева: люди часто хмурятся, стис­кивают зубы и смотрят на собеседника в упор, но это может быть привычкой, а не выражени­ем гнева. Чем взрослее ребенок, тем большие измене­ния претерпевает врожденное проявление гне­ва и тем лучше нужно знать индивидуальные особенности ребенка, чтобы опреде­лить, какую эмоцию он переживает.

 

На поведенческом уровне можно выделить позу, жесты, действия. Данные проявления скорее следует отнести к приобретенным, обу­чаемым.

1. Поза:

  • общее напряжение тела как бы де­монстрирует готовность к нападению,
  • голова немного опущена (взгляд «исподлобья»),
  • плечи тоже на­пряжены и слегка приподняты,
  • руки сжима­ются в кулаки,
  • ноги напрягаются и немного сгибаются в коленях,
  • туловище слегка накло­нено вперед или направлено в сторону раздра­жителя.

Все это можно наблюдать у детей во время сильной ссоры, драки. В процессе взрос­ления дети учатся контролировать выражение гнева, и у них наблюдаются, как и у взрос­лых, одно или несколько характерных проявлений позы гнева.

2. Жесты:

  • сжимание, разжимание кулаков,
  • держание в руках различных предметов и манипулирование ими,
  • угрожающие движения руками (замахивание, показывание кулаков, фиг и др.) можно на блюдать у маленьких детей.

 

Действия выражения гнева могут быть разнообразными (в данном случае мы можем говорить об агрессии). Наиболее встречающиеся виды агрессии:

1) физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого человека или объекта;

2) прямая агрессия — непосредственно направленная против раздражителя (человека илв| предмета);

3) косвенная агрессия — действия, которые направлены окольным путем на другое лице (злобные действия, шутки), и действия, которые характеризуются ненаправленное тью, неупорядоченностью (взрывы ярость, проявляющиеся в крике, топанье ногами битье кулаками по столу и т. п.);

4) инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели;

5) враждебная агрессия — выражается в дей­ствиях, целью которых является причине­ние вреда объекту агрессии;

6) аутоагрессия — проявляется в самообвине­нии, самоуничижении, причинении себе вреда, вплоть до самоубийства.

 

Вербальное выражение гнева совпадает с понятием вербальной агрессии. Это выраже­ние негативных чувств как через форму (ссо­ра, визг, крик), так и через содержание (угроза, проклятие, ругань). Наиболее инфор­мативным является не столько содержание речи, сколько ее эмоциональная окраска. Например, можно говорить самые ругатель­ные слова, но при этом тело, мимика, инто­нация будут выражать дружелюбие, и чело­век интуитивно поверит не содержанию речи, эмоциональному настрою говорящего — то есть человек более реагирует на невербальные стимулы, чем на вербальные.

Как правило, внимательные мамы могут легко определить состояние своего ребенка. У агрессивной реакции всегда есть подготовительный период, но у одних детей он более продолжителен, а у других длится всего не­сколько минут. Признаки наступления агрес­сии все те же: меняется мимика, поза тела, тон, тембр, интонация голоса. Умение заме­чать эти изменения может пригодиться роди­телям для того, чтобы научить своего ребен­ка выражать гнев в социально приемлемых, а не агрессивно-деструктивных формах. Надо не ждать спонтанной реакции агрессии, а, заметив ее приближение, направить в подго­товленное русло.

 

НУЖНА ЛИ ЧЕЛОВЕКУ АГРЕССИЯ?

Нашей культурой проявления гнева не по­ощряются, обществом устанавливаются запре­ты на его проявления (моральные, правовые), и это имеет объективные причины.

Гнев мобилизует энергию человека, все­ляет в него уверенность и повышает способ­ность к самозащите. И гнев помогает отстаивать свои права и психологическую целостность. Умеренный гнев придаст силы и уверенности, смелости, а небольшая доля злости позволит выступить в свою защиту. Кроме того, экспериментально доказано, что подавление гневной экспрессии (агрессии) или запрет на нее может нарушить адапта­цию человека. Выражение агрессии (в основ­ном вербальной) может быть конструктивным, когда человек, испытывающий гнев, хочет ус­тановить или поддержать хорошие отношения с другими. Он должен уметь искренне выразить свои чувства, сохраняя достаточный контроль над ними.

Адекватное выражение гнева спо­собствует социальному, личностному и физи­ческому благополучию человека. Однако нуж­но помнить, что любое проявление гнева сопряжено с риском, так как может приве­сти к нежелательным последствиям. Поэтому целесообразно учить детей выражению агрес­сии в социально приемлемых формах (это в основном вербальные проявления), учить кон­тролировать свои негативные эмоции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: