Детская агрессивность
ВВЕДЕНИЕ
Агрессивным чаще называют ребенка, который дерется, причиняет боль другим детям, взрослым, угрожает. Специалисты же склонны разделять такие понятия, как агрессивное поведение ребенка в той или иной ситуации и агрессивный ребенок (где агрессивные проявления считаются личностной чертой). Поясним это.
Каждый ребенок, развиваясь, испытывает желание наказать обидчика, использовать силу для решения своих проблем, высказать угрозу. В младенчестве дети бьют игрушками своих родителей, отбирают понравившуюся игрушку у другого ребенка, при этом могут толкаться, кусаться, царапаться, драться. Чем старше они становятся, тем чаще речь и действия могут заменять на угрозы, ругательства, оскорбления либо сопровождать ими свои действия. У одних детей такое поведение возникает чаще, чем у других, и окружающие называют их агрессивными. Хотя при правильной реакции родителей такое поведение может со временем исчезнуть и замениться более приемлемым в обществе. При неправильном отношении агрессивное поведение закрепится и станет характерным для ребенка.
Итак, следует различать агрессивное поведение ребенка, что является естественным для того или другого периода его развития, и агрессию как устойчивую черту личности.
Тогда возникают вопросы: как определить агрессивность; от чего зависит проявление агрессивности ребенка; врожденное это качество или приобретенное?
ВСЁ ОБ АГРЕССИИ
ПРИЧИНЫАГРЕССИИ
Существует много определений агрессии. Мы же предлагаем следующее: агрессия есть активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету.
|
Гнев — одна из основных и важнейших эмоций человека. Агрессии не бывает без эмоции гнева. Рассмотрим ее происхождение.
У только что родившегося ребенка мы уже можем определить состояние, когда он доволен и когда недоволен. Его недовольство проявляется в крике, движении тела, выражении лица. В 2 месяца легко выделить из общего состояния недовольства эмоцию гнева. По выражению лица (рот, брови, лоб) можно сказать, что младенец злится. Становясь старше и овладевая своим телом, младенцы сопровождают данную эмоцию действиями: движениями рук, ног. Например, в б—7 месяцев ребенок может злиться на попытки мамы закапать капли в нос, он попытается оттолкнуть ее руку, вывернуться, при этом все действия будут сопровождаться криком и гневным выражением лица. В дальнейшем добавляются бросание игрушек, их пинание и другие более демонстративные формы поведения.
Что же становится причиной появления гнева у младенцев? Одна из первых причин — боль. Многие мамы сталкивались с этим явлением, когда делали в поликлинике первые прививки своим детям. На неожиданно причиненную боль младенцы реагируют мимическим выражением гнева. Многие исследования подтверждают предположение о том, что боль является врожденным пусковым механизмом гнева и возможного агрессивного поведения.
Переживание гнева создает побуждение к действию, а не само действие. А вот будет ли это действие агрессивным, зависит от ряда причин: это и индивидуальные особенности ребенка (возбудимость нервной системы), и особенности социальной среды (его ближайшее окружение).
|
Гнев вызывает ощущение дискомфорта — голод, усталость, стресс. Человек становится раздражительным, вероятность «сорваться» на ком-либо возрастает, или, снижается его порог гнева
Психологическое ограничение, лишает человека свободы действий. Но возникает оно несколько позже, когда ребенок уже понимает, что такое запрет и последствия его нарушения. Первым психологическим ограничением в жизни ребенка является «нельзя», которое родители говорят ему при попытках освоить большой и незнакомый мир. И чем старше становятся дети, тем более разнообразными будут эти «нельзя». Родители могут припомнить много ситуаций, когда дети реагировали гневом на различные запреты.
Неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих тоже могут стать источником гнева. Но в данном случае большую роль играют не сами поступки, а их интерпретация человеком. Прежде чем на кого-то рассердиться, мы возлагаем на этого человека вину. Если ребенок в своих неудачах, переживаемых им некомфортных состояниях винит, например, брата, сестру или мать, то его гнев и агрессия будут вызываться ими.
Препятствие в достижении цели так же может являться причиной гнева. Например, дошкольник сосредоточенно занят игрой, и тогда вмешательство будет им воспринято как препятствие, ограничение и вызовет гневную реакцию.
Кроме того, причиной гнева могут быть определенные эмоциональные состояния. Замечено, например, что в депрессии печаль часто соседствует с гневом. Чувство отвращения к себе или другим людям тоже способно вызывать гнев и агрессию.
|
Рассмотренные выше источники гнева относятся к ситуативным, т. е. человек находится в конкретной ситуации, которая в силу обозначенных причин становится раздражающей и служит источником гнева и агрессии. Кроме того, гнев может быть вызван воспоминаниями и мыслями о случившейся когда-то ситуации, тогда говорят об ассоциативной причине гнева.
КАК РАСПОЗНАТЬ АГРЕССИЮ
Теперь, когда мы знаем, что может послужить причиной гнева и агрессии, хотелось бы подробнее остановиться на их проявлении. Уже упоминалось о мимическом (выражение лица), поведенческом (действия, поступки), вербальном (слова) выражении гнева и агрессии.
Мимическое выражение гнева включает в себя:
- характерные сокращения лобных мышц и бровей,
- брови опущены и сведены,
- кожа лба втянута и образует на переносице или прямо над ней небольшое утолщение (у взрослого человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины),
- глаза сужаются и приобретают угловатую, заостренную форму,
- взгляд фиксирован на источнике раздражения (и это важно, так как указывает, куда будет направлена агрессия),
- рот маленького ребенка распрямляется, приобретая прямоугольную форму;
- губы сжимаются, превращаясь в две тонкие параллельные линии (при этом они могут слегка выпячиваться);
- старшие дети и взрослые в гневе часто стискивают зубы и сжимают плотно губ (это является результатом социализации)
При интерпретации мимических проявлений следует подходить осторожно к приобретенным выражениям гнева: люди часто хмурятся, стискивают зубы и смотрят на собеседника в упор, но это может быть привычкой, а не выражением гнева. Чем взрослее ребенок, тем большие изменения претерпевает врожденное проявление гнева и тем лучше нужно знать индивидуальные особенности ребенка, чтобы определить, какую эмоцию он переживает.
На поведенческом уровне можно выделить позу, жесты, действия. Данные проявления скорее следует отнести к приобретенным, обучаемым.
1. Поза:
- общее напряжение тела как бы демонстрирует готовность к нападению,
- голова немного опущена (взгляд «исподлобья»),
- плечи тоже напряжены и слегка приподняты,
- руки сжимаются в кулаки,
- ноги напрягаются и немного сгибаются в коленях,
- туловище слегка наклонено вперед или направлено в сторону раздражителя.
Все это можно наблюдать у детей во время сильной ссоры, драки. В процессе взросления дети учатся контролировать выражение гнева, и у них наблюдаются, как и у взрослых, одно или несколько характерных проявлений позы гнева.
2. Жесты:
- сжимание, разжимание кулаков,
- держание в руках различных предметов и манипулирование ими,
- угрожающие движения руками (замахивание, показывание кулаков, фиг и др.) можно на блюдать у маленьких детей.
Действия выражения гнева могут быть разнообразными (в данном случае мы можем говорить об агрессии). Наиболее встречающиеся виды агрессии:
1) физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого человека или объекта;
2) прямая агрессия — непосредственно направленная против раздражителя (человека илв| предмета);
3) косвенная агрессия — действия, которые направлены окольным путем на другое лице (злобные действия, шутки), и действия, которые характеризуются ненаправленное тью, неупорядоченностью (взрывы ярость, проявляющиеся в крике, топанье ногами битье кулаками по столу и т. п.);
4) инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели;
5) враждебная агрессия — выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;
6) аутоагрессия — проявляется в самообвинении, самоуничижении, причинении себе вреда, вплоть до самоубийства.
Вербальное выражение гнева совпадает с понятием вербальной агрессии. Это выражение негативных чувств как через форму (ссора, визг, крик), так и через содержание (угроза, проклятие, ругань). Наиболее информативным является не столько содержание речи, сколько ее эмоциональная окраска. Например, можно говорить самые ругательные слова, но при этом тело, мимика, интонация будут выражать дружелюбие, и человек интуитивно поверит не содержанию речи, эмоциональному настрою говорящего — то есть человек более реагирует на невербальные стимулы, чем на вербальные.
Как правило, внимательные мамы могут легко определить состояние своего ребенка. У агрессивной реакции всегда есть подготовительный период, но у одних детей он более продолжителен, а у других длится всего несколько минут. Признаки наступления агрессии все те же: меняется мимика, поза тела, тон, тембр, интонация голоса. Умение замечать эти изменения может пригодиться родителям для того, чтобы научить своего ребенка выражать гнев в социально приемлемых, а не агрессивно-деструктивных формах. Надо не ждать спонтанной реакции агрессии, а, заметив ее приближение, направить в подготовленное русло.
НУЖНА ЛИ ЧЕЛОВЕКУ АГРЕССИЯ?
Нашей культурой проявления гнева не поощряются, обществом устанавливаются запреты на его проявления (моральные, правовые), и это имеет объективные причины.
Гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него уверенность и повышает способность к самозащите. И гнев помогает отстаивать свои права и психологическую целостность. Умеренный гнев придаст силы и уверенности, смелости, а небольшая доля злости позволит выступить в свою защиту. Кроме того, экспериментально доказано, что подавление гневной экспрессии (агрессии) или запрет на нее может нарушить адаптацию человека. Выражение агрессии (в основном вербальной) может быть конструктивным, когда человек, испытывающий гнев, хочет установить или поддержать хорошие отношения с другими. Он должен уметь искренне выразить свои чувства, сохраняя достаточный контроль над ними.
Адекватное выражение гнева способствует социальному, личностному и физическому благополучию человека. Однако нужно помнить, что любое проявление гнева сопряжено с риском, так как может привести к нежелательным последствиям. Поэтому целесообразно учить детей выражению агрессии в социально приемлемых формах (это в основном вербальные проявления), учить контролировать свои негативные эмоции.