Сущность понятий «образование», «профессиональное образование». Основные вехи развития общего и профессионального образования в России.




БИЛЕТ 13

Понятие педагогического общения. Уровни педагогического общения: коммуникативный, перцептивный, интерактивный.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Педагогическое общение – это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка, предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, но перегружены, скованны, имеют заниженную самооценку. В этом смысле педагогическое общение важнее педагогической технологии.

Педагогическое общение должно быть личностно-развивающим, эмоционально-комфортным, и решать следующие задачи:

- взаимообмен информацией между учителем и учащимися;

- взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;

- мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;

- взаимодействие и организация совместной деятельности;

- разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся;

- взаимная удовлетворенность участников общения.

Три уровня педагогического общения:

1. Коммуникативный – обмен информацией между партнерами по общению, передача и прием знаний, идей, мнений и чувств.

2. Интерактивный – обмен действиями между обучающимися сторонами, т.е. организация межличностного взаимодействия (обмен действиями).

3. Перцептивный – процесс воспитания и познания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.

 

Сущность понятий «образование», «профессиональное образование». Основные вехи развития общего и профессионального образования в России.

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (в соответствии с законом РФ «Об образовании»).

Образование - процесс становления и обучения человека, направленный на формирование и развитие его умственных и физических возможностей, приобретение знаний и навыков. Это одна из приоритетных областей жизнедеятельности общества и человека. Оно является мощным и действенным фактором социального, экономического и духовного развития личности.

В широком смысле слова, образование - процесс или продукт «формирования ума, характера и физических способностей личности». В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому (между поколениями).

Образование - это только толчок к успеху, ведь, как известно, если человек сам не поставит перед собой цели добиться вершин, то ни советы учителей, ни горы прочитанных книг не помогут ему в этом. Прежде всего, среди множества плюсов, что дает образование, можно выделить следующие: уверенность в себе и завтрашнем дне, стимул развиваться и покорять новые высоты, двигаться вперед с высоко поднятой головой, чувствуя себя уверенно и достойно. В наши дни образование является одним из показателей социального статуса человека. Образование - это четко налаженный процесс обработки и получения знаний, за счет централизованного систематического обучения группы людей в течение некоторого периода времени. Благодаря образованию, люди в течение многих веков перенимают огромный опыт умений и знаний, накопленный цивилизацией за все время своего существования. Познавательная целенаправленная деятельность людей по получению и совершенству умений и знаний, является основной движущей силой научно-технического прогресса.

В зависимости от характера и объема знаний, можно выделить начальное, общее и специальное (профессиональное), а также высшее образование.

Профессиональное образование - процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. (А. Н. Лейбович)

Профессиональное образование – это социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности. Профессиональное образование создает условия для профессионального становления, развития и самореализации личности.

 

Основные вехи развития общего образования в России.

Даты Вехи развития образования в России
XI–XVI вв. Создаются школы при дворцах князей и церквях
  Решением Стоглавого собора закреплена система православного просвещения
  В Москве создана Славяно-греко-латинская академия
начало XVIII в. Петр I проводит реформу по образу европейского образования
  По указу Петра I создается Академия наук и Академический университет при ней
  Открывается Московский университет
1780-е гг. Екатерина II проводит реформу образования по австрийскому и прусскому образцу
  Министр просвещения С. С. Уваров провозглашает лозунг "Православие, самодержавие, народность"
XIX в. То возрастает, то уменьшается влияние церкви, свидетельствующее о сложности становления в России нововременного идеала образования
1917–1990 Школа объявляется единой, трудовой, бесплатной, обязательной и общедоступной. Советской властью проводится многоплановая работа по обеспечению единообразия содержания образования и методов обучения, сопровождаемая крайней идеологизацией образования и приоритетом коллективистского образования над индивидуальным развитием личности
  Принятие Закона РФ 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", регламентировавшего деятельность учебных заведений в постсоветское время
  Принятие Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Φ3 "Об образовании в Российской Федерации", вступающего в силу с 1 сентября 2013 г. В нем учитываются особенности современного положения нашей страны. Устанавливаются следующие уровни общего и профессионального образования. В первом случае это: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. Во втором – 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – бакалавриат; 3) высшее образование – специалитет, магистратура; 4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

 

Основные вехи развития профессионального образования в России.

Даты Вехи развития профессионального образования в России
VI – первая половина XIX в. Возникновение различных форм профессионального обучения на ранних этапах российской цивилизации; зарождение профессиональной школы и начало теоретического осмысления профессионального образования.
вторая половина XIX в. – 1917 г. Развитие профессионального образования и профессионально-педагогической мысли в эпоху индустриального становления России; формирование системы государственных профессиональных учебных заведений и развитие общественно-педагогического движения в области профессионального образования.
1917– 1940 Преобразование и развитие системы профессионального образования в постреволюционные десятилетия, связанные с новыми политическими реалиями, и в первую очередь с восстановлением и массовой индустриализацией экономики; начальный этап институциирования профессиональной педагогики.
1940– 1958 Создание и функционирование системы государственных трудовых резервов как системы профессионального образования, отразившей потребности жестко централизованной плановой военной и послевоенной экономики и форсированной индустриализации СССР; активизация разработки методики для производственного обучения и становления системы подготовки индустриально-педагогических кадров.
1959– 1990 Развитие профессионального образования в СССР в условиях либерализации общества, социально-экономических реформ и технико-технологического перевооружения производства в 1959–1980-х г.г.; преобразование системы трудовых резервов в систему профессионально-технического образования; осуществление среднего профессионального образования и переход к всеобщему профессиональному образованию; становление научных центров профессионального образования.
1991 – 2000 Развитие профессионального образования в Российской Федерации в условиях демократизации общества и перехода к рыночным отношениям в экономике, кризисных явлений в производстве и обществе, внедрения в производство высоких технологий. Осмысление пути, пройденного российской системой профессионального образования, ее успехов и ошибок, тенденций развития и закономерностей позволит более уверенно прогнозировать и конструировать контуры профессиональной школы XXI в. (Е.Г. Осовский).
начало XXI в. Характеризуется необходимостью по-новому осмыслить функциональное назначение профессионального образования в современном российском обществе. Основным заказчиком подготовки квалифицированных специалистов является государство, а в связи с изменением форм собственности основным работодателем выступает частный предприниматель – организатор производственного процесса.

Профессиональное образование в Российской Федерации является неотъемлемой составной частью системы непрерывного образования. В учебных заведениях профессионального образования формируется, по существу, тот кадровый потенциал для социально-экономических реформ в России, который определит будущее страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: