Задание 5. Проанализируйте отрывок из сочинения В.О.Ключевского.




«Воротившийся из плена отец государев, возведённый в сан патриарха (1) и второго государя, твёрдою рукою взялся за кормило правления и не всегда смотрел на боярские лица; но управление до конца жизни патриарха велось совместными силами обоих государей при участии Боярской думы (2) и Земского собора (3). Это двоевластие было сделкой семейных понятий и политических соображений: родителю неловко было стать просто подданным своего сына, а сын нуждался в постоянном регентстве (4), которое всего естественнее было поручить отцу с титулом второго государя. В одном местническом случае вопрос, который из государей больше или меньше другого, решён был так: «каков он, государь, таков же и отец его государев; их государское величество нераздельно».

Ответьте на вопросы. (Максимальный балл -17)

1. Укажите с точностью до полувека период, описываемый в источнике.

__________________________________________________________________

2. Назовите имена «первого» и «второго» государей, упоминаемых в тексте. __________________________________________________________________

3. Следствием каких событий стало вступление на престол «первого государя»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Напишите значение выделенных понятий.

 

1.____________________________________________________________________________2. ____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________________

Задание 6. Перед вами 8 музейных экспонатов, рассказывающих о страницах российской и европейской истории. Разбейте представленные экспонаты на 4 пары, пояснив, каким сюжетом они между собой связаны. Назовите представленные ниже экспонаты, ответ внесите в таблицу в соответствующие графы. (Максимальный балл - 12)

 

   
   
 
   
   
 
  Название экспонатов Что их связывает?
1 пара      
   
2 пара      
   
3 пара      
   
4 пара      
   
         

 

Задание 7. Какому историческому событию соответствует карта-схема? Напишите событие и номер соответствующей иллюстрации. (Максимальный балл - 6)

     

 

Событие:_____________________________________________________________________Номер иллюстрации: ____________

 

Задание 8. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков. (10 баллов)

1....рдынский выход, б...с...рмены, б...скаки,...рлык, н...й...н.

2. Р...формация, к...льв...низм, пр...тес...ан...ство, лют...ранство,.....зуиты.

Задание 9. Выберите и подчеркните правильный ответ (10 баллов):

1. Как называлось наследственное земельное держание?

а) поместье; б) удел; в) вотчина; г) домен.

2. Укажите годы Ливонской войны.

а) 1558-1583 гг.; б) 1555-1575 гг.; в) 1547-1552 гг.; г) 1505-1533 гг.

3. Какое название получила монета в результате денежной реформы Елены Глинской?

а) деньга; б) копейка; в) рубль; г) пуло.

4. Какое государство было первым исследователем новых земель?

а) Португалия; б) Англия; в) Россия; г) Испания.

5. В переводе с испанского «конкистадор» означает:

а) завоеватель; б) пират; в) авантюрист; г) рыцарь.

Задание 10. Напишите заметку в журнал «Дилетант» о наиболее значимом событии истории России. (20 баллов)

Назовите описываемое событие;

укажите период (век, год) истории России, когда оно произошло;

назовите не менее двух участников события;

опишите произошедшее событие;

объясните, в чём его значение для истории русского государства.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ.

2016-2017 гг. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС.

Время выполнения работы - 1 час

Фамилия, Имя _________________________________ Класс _______

Ф.И.О. учителя _____________________________________________

Задание 1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. (Максимальный балл - 6)

1. 1816-1818 гг., 1818-1821 гг., 1820 г., 1821-1825 гг., 1825 г.

2. Фаворит, кондиции, «бироновщина», гвардия.

3. А. Е. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, П.А. Строганов.

Задание 2. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните. (Максимальный балл - 6)

1. Ф.А.Головин, Ф.Я. Лефорт, Б.П.Шереметев, А.Л. Левенгаупт, А.С.Шеин.

2. Гросс-Егерсдорф, Цорндорф, Кунерсдорф, Белград, Берлин.

3. Коллегии, ассамблеи, министерства, Синод, Сенат.

Задание 3. Расположите в хронологической последовательности. (5 баллов).

А. Бородинское сражение.

Б. Венский конгресс.

В. Тарутинский манёвр.

Г. Смоленское сражение.

Д. Совет в Филях.

         
         

 

Задание 4. Используя все приведённые слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам. (Максимальный балл - 6)

1. Купцы, страна, запрещающая, экономическая политика, товары, полученные, вывозить, ими, иностранные, проданные, деньги, тратить, эти, покупка, их, изделия, местные, обязывающая, средства.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Александр I, созданный, неофициальный, для, орган, Россия, император, при, планы, основные, преобразования, разработка, необходимые.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Найдите в тексте ошибки, подчеркните их, поставьте номер и дайте правильный вариант под текстом. (10 баллов)

Важным фактом русской истории XVI века был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Аввакума. Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении религиозных обрядов. Наиболее существенными из нововведений, принятых Церковным собором 1554 года, была замена крещения тремя перстами двоеперстием, произнесение славословия Богу «Аллилуйя!» не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу солнца, а против него. Все они касались существа православия, а не его обрядовой стороны. Однако именно обряд трактовался в традиционной русской культуре как «вера». Поэтому перемены вызывали широкий протест. Несогласных ждала жестокая расправа. В 1582 году погиб на костре вождь старообрядцев протопоп Никон. Старообрядцы, пытаясь сохранить свою веру, уходили на юг, бежали за границу.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Впишите правильные буквы вместо пропусков. (8 баллов)

1. С...кул...ризация, к...л...егии, м...ркант...лизм, а...с...мблеи.

2. М...ст...цизм, к...нт...нентальная блокада, ад...ютант, фл...ши.

Задание 7. Перед вами 8 музейных экспонатов, рассказывающих о страницах российской и европейской истории. Разбейте представленные экспонаты на 4 пары, пояснив, каким сюжетом они между собой связаны. Назовите представленные ниже экспонаты, ответ внесите в таблицу в соответствующие графы. (16 баллов)

 

   
   
   
   
   
 

 

  Название экспонатов Что их связывает?
1 пара      
   
2 пара      
   
3 пара      
   
4 пара      
   

 

Задание 8. Перед вами карта, на которой обозначены крупнейшие сражения второй половины XVIII в. (18 баллов)

8.1. Цифрами обозначены места сражений. Внесите названия этих мест в таблицу под

соответствующим номером. В следующем столбце запишите год сражения.

8.2. Соотнесите имена полководцев с названными вами сражениями и внесите их буквенные обозначения в таблицу. В соответствующей колонке запишите имя полководца.

8.3. Впишите цифровые обозначения текстовых фрагментов в соответствии с названными

вами сражениями.

А Б В

 

1. Президент Адмиралтейств-коллегий по итогам этого сражения получил следующее донесение: «Честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26 неприятельский военный флот... атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, а сами стали быть во всем архипелаге... господствующими».

2. «Я с войсками сюда прибыл. 24 часа на размышление для сдачи – и воля; первые мои выстрелы – уже неволя; штурм – смерть. Что ставлю вам на рассмотрение».

3. «Великий! Твоего флота больше нет», - доложили турецкому султану. Тот был настолько напуган увиденным зрелищем и известием о сокрушительном поражении своего флота, что немедленно поспешил заключить мир с Россией».

 

Цифровое обозначение на карте   Место сражения Год Буквенное обозначение портрета Имя полководца Текстовый фрагмент
           
           
           

 

Задание 9. Соотнесите литературные направления и их представителей. (5 баллов)

  Направление   Представители
А Классицизм   А.П.Сумароков
  Д.И.Фонвизин
Б Реализм   Н.М.Карамзин
  Г.Р.Державин
В Сентиментализм   А.Д.Кантемир
             
             
               

Задание 10. Напишите заметку в журнал «Дилетант» о наиболее значимом событии истории России. (20 баллов)

Назовите описываемое событие;

укажите период (век, год) истории России, когда оно произошло;

назовите не менее трёх участников события;

опишите произошедшее событие;

объясните, в чём его значение для истории русского государства.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: