Проблемы произведения Л.Н. Толстого «Война и мир»




В чем заключается смысл жизни человека? Поиск счастья  
Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Образы Кутузова, Наполеона, Александра 1. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг.
Проблема патриотизма. Истинный и ложный патриотизм Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым, князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину. Кутузов, Багратион, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский и Пьер Безухов, Петя Ростов, Василий Денисов вместе с народом грудью встают на защиту родины. Всей душой любит родину и народ и героиня романа, чудесная "волшебница" Наташа Ростова. Отрицательные персонажи романа: князь Василий Курагин и его дети Анатоль, Ипполит и Элен, карьерист Борис Друбецкой, стяжатель Берг, иноземные генералы на русской службе, Пфуль, Вейротер и другие, — все они далеки от народа и заботятся только о своих личных выгодах.
Влияние природы на человека Тесным образом связана она с главными героями, отражая их душевное состояние. Князь Андрей, лежа на поле Аустерлица, смотрит в “доброе... высокое, бесконечное небо” и понимает, что небо, облака, земля — это вечное, высшее, главное. Человек живет одно лишь мгновение, всего лишь один краткий и сладостный миг. И по сравнению с вечностью невероятно ничтожно значение славы и честолюбия. Позже, в беседе в Богучарове на переправе, Пьер Безухов с жаром убеждает князя Андрея в необходимости жить, любить, верить. А природа, словно отражая состояние героев, усиливает художественный эффект сцены. “Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что волны приговаривают: “Правда, верь этому”. И князь Андрей впервые после долгого периода фатальных, пессимистических раздумий переживает момент душевного озарения. И снова он видит небо, высокое, доброе, вечное, как символ божественного откровения. Но для возвращения к жизни князю Андрею необходимо было большее эмоциональное потрясение, чем то, которое он испытал в разговоре с другом. Возрождение его происходит в Отрадном, усадьбе Ростовых. По дороге к Ростовым, в лесу, Андрей Болконский замечает дуб, старый и уродливый, который упорно не хотел подчиняться влиянию весны. Он чувствует духовное единение с этим дубом, кажется себе отжившим своё. Ночью, глядя в окно, князь Андрей слышит разговор Наташи с Соней. Наташа любуется ночным небом, звездами и говорит, что хотела бы обнять себя руками за коленки и полететь... Светлые чувства девушки возрождают в душе князя Андрея ощущение молодости, чувство чего-то невыразимо прекрасного. Происходит катарсис, перерождение героя. На обратном пути, снова встретив дуб, покрывшийся молодой листвой, Андрей Болконский опять же соглашается с ним, говоря себе, что нужно жить, действовать. В романе понимать природу, чувствовать её красоту могут только любимые герои Л. Толстого: князь Андрей, Наташа Ростова, Пер Безухов…А отрицательные персонажи романа, преподносимые автором в статичном состоянии, никогда не показаны на фоне природы, наверное, потому, что абсолютно безразличны к ней.
Материнская любовь Смысл жизни Наташи Ростовой – любовь. Она становится по-настоящему счастлива только тогда, когда обрела счастье семейной жизни и материнства. Её интересы подчинены интересам мужа и детей.
Проблема восприятия красоты Красота физическая, такая, как у Элен, у Анатоля Курагина, - это внешнее, Толстому гораздо важнее видеть человека с богатым духовным миром, недаром все его любимые герои вовсе не красавцы внешне: Наташа Ростова в начале – «некрасивая, но живая девочка», впоследствии она хороша собой, но именно благодаря своей искренности. Княжна Марья и вовсе некрасива, порой даже дурна собой, но в момент душевного волнения мы видим её прекрасные глаза, отражающие душу, и сама она становится прекрасной. Пьер – толстый, неуклюжий человек, но он любим многими своим стремлением «быть вполне хорошим». Князь Андрей красив, но не той броской бездушной красотой, которая присуща Анатолю. Что же такое истинная красота? У Л.Н. Толстого на этот вопрос ответ однозначный: истинная красота - это красота нравственная, чуткая совесть, доброта, душевная щедрость
Проблема подлинных и мнимых ценностей Князь Андрей перед Аустерлицким сражением мечтает о своём «Тулоне», о славе. Он совершает подвиг, со знаменем в руках увлекает за собой солдат. Тяжёлое ранение, вид открывшегося перед ним безграничного неба приводят его к пониманию того, что прежние ценности были ложными, и даже появление его кумира –Наполеона – не может отвлечь его от боли, от нового видения жизни. Стремление к исключительности, превосходству над людьми было свойственно Наполеону. На самом деле его величие было мнимым. Свою тиранию он ошибочно рассматривал как истинное проявление добра и человеколюбия. Однако в смешном и жалком положении оказался французский император, стоя на Поклонной горе в ожидании депутации бояр с ключами от Москвы. Таким образом, подлинные ценности всегда преобладают над мнимыми.
Проблема доброты (ми­лосердия, отзывчивости, сострадание) Наташа Ростова способна проявить милосердие, высокие душевные порывы: она фактически решает судьбу раненых, отдавая подводы, чтобы вывезти их из горящей Москвы; спасает от умопомешательства мать после смерти Пети; самозабвенно ухаживает за умирающим князем Андреем. Доброта, которая окружала Петю Ростова в семье, сделала его чутким, отзывчивым, способным к состраданию. Петю беспокоит судьба мальчика-француза, которого взяли в плен. Он ровесник Ростова, такой же юный и неопытный. Для него Винсент Босс не враг, а попавший в беду совсем юный солдат, и ему просто необходимо помочь. Петя просит Денисова пригласить Винсента поужинать вместе с партизанами. Ведь даже к пленным нужно относиться по-человечески. Мальчик-француз видит в Ростове друга, готового прийти на помощь любому в трудную минуту. Благородство Пети идет от души, однако он стесняется своего поступка. Быть настолько чутким, искренним, доброжелательным к врагу – вот настоящая доброта и любовь к людям. Причём, в дальнейшем Толстой показывает, что эта черта присуща не только юному Пете Ростову: когда стало ясно, что победа в войне на стороне русских, в армии стали жалеть пленных, ведь цель была не в захвате военачальников и уничтожении армии, которая и так большей частью погибла от холода и голода, но в том, чтобы прогнать нашествие с русской земли. Когда Кутузов осматривает пленных, захваченные знамена, он говорит так, как простой старый человек разговаривал бы со своими товарищами. «Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома; а они - видите, до чего они дошли, - сказал он, указывая на пленных. - Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди...»
Проблема благородства Андрей Болконский стал символом благородства для многих людей. Ему свойственно стремление стать лучше, понять поступки окружающих. Он сумел простить человека, причинившего ему горе: после ранения на Бородинском поле он видит Анатоля Курагина, когда-то оскорбившего его и его невесту Наташу Ростову, Теперь перед ним страдающий человек, у которого только что отняли ногу. Князь Андрей нашёл в себе силы простить и его, и Наташу Ростову, поняв, что юной девушкой совершена ошибка, за которую он слишком сурово наказал её…
Проблема дружбы Примеры настоящей, искренней дружбы можно найти на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Это дружба главных героев Андрея Болконского и Пьера Безухова. Они понимает друг друга, взаимно обогащают духовный мир, готовы прийти на помощь другу в трудную минуту. Не случайно князь Андрей, уезжая от Наташи Ростовой за границу, поручает её своему другу. Настоящей дружбой связаны Николай Ростов и Василий Денисов. Они вместе переживают тяготы военной жизни, оба героически сражаются на Бородинском поле, в партизанском отряде. Когда гибнет Петя Ростов, Денисов переживает так, как мог переживать только очень близкий семье Ростовых человек. С недоразумения, непонимания начинается дружба Наташи Ростовой и княжны Марьи: Наташа, невеста князя Андрея, боится будущего тестя и ведёт себя неестественно, княжна Марья сначала принимает её за пустышку. Но суровые испытания Отечественной войны 1812 года, встреча у постели умирающего князя Андрея сближают их, они остаются подругами на всю жизнь, деля и радости, и невзгоды.
Проблема любви Князь Болконский после жизненных невзгод был убеждён, что больше никогда не испытает счастья, радости. Однако встреча с Наташей Ростовой изменила его взгляд на мир. Любовь – великая сила.
Проблема роли семьи в формировании личности В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети – Наташа, Николай и Петя - стали по-настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль - безнравственные эгоисты.
Проблема роли детства в жизни человека Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту.
Проблема духовного совершенствования человека В основе множества сюжетов об Андрее Болконском, Пьере Безухове, Наташе Ростовой – духовные искания, попытки определения своего места в жизни, что ведет, непосредственно к самосовершенствованию, нравственному взрослению (Болконский и Безухов – испытания на войне, Ростова – любовь к Болконскому, его смерть).
Человек и война Автор показывает, что война была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысли и цели ее были непонятны русскому человеку. Сила духа, стойкость русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении.
Человек и его Родина В России Наполеону противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных наций, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, не хотели оказаться под властью французов, а с такой силой никто не может сладить.
Душевная глубина, духовность Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое он открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось много пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты.
Нравственная деградация, низость Для Анны Михайловны Друбецкой и ее сына главная цель в жизни - устройство своего материального благополучия. И ради этого Анна Михайловна не гнушается ни унизительного попрошайничества, ни применением грубой силы (сцена с мозайковым портфелем).
Проблема восприятия искусства. Наташа Ростова училась пению, обладала чудесным голосом. Когда Николай Ростов, проигравший крупную сумму денег и находившийся из-за этого в удручённом состоянии, слышит её пение, мир преображается. Князь Андрей, услышав пение Наташи, почувствовал, что к его горлу подступают слёзы, «возможность которых он за собой не знал».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: