Режиссер и продюсер Александр Корда.




КО́РДА Александр, сэр (с 1942 г.; Sir Alexander Korda; Шандор Ласло Кельнер; 1893, Пуста Турпасто, близ Туркеве, Венгрия, — 1956, Лондон), венгерский и английский кинорежиссер, продюсер, сценарист.

Почтенное еврейское семейство Келлнеров. Трое сыновей: Шандор Ласло, Золтан и Винсент. Шандор старший. После смерти отца он должен помогать семье, самостоятельно зарабатывать. Вид заработка выбран оригинальный: Шандор Келлнер принимается писать статьи в киножурналы, а потом и сценарии для кино.

Для этого он придумывает псевдоним: «Корда». Согласно основной версии, это слово — часть латинского выражения sursum corda — «возвысьте ваши сердца». Пройдет не так много времени, и все трое братьев будут носить имя Корда. На фронт в 1914 Шандора не берут — он очень близорук. Повезло.

У Шандора Корды все получается. Получается настолько, что в 1914 году (ему 21) с первым же своим сценарием «Дозор в горах» он дебютирует как кинорежиссер (ставит совместно с известным венгерским актером Дьюлой Зилахи). В 1916 году Корда поступает на службу в студию «Корвин фильм». Его первый фильм в киностудии — «Белые ночи» (по популярной в свое время мелодраме Сарду «Федора» из экзотической жизни русского высшего света) оказывается весьма успешным — настолько, что венгерское кино впервые попадает в международный прокат. За три года для «Корвин фильм» Корда делает еще два десятка картин. В основном — адаптации известных (преимущественно в Восточной Европе) литературных и драматических произведений.

В большинстве из них снимается его жена — выдающаяся актриса Мария Корда. Однако особой любовью публики пользуется комедия под названием «Харрисон и Баррисон» (по оригинальному сценарию).

В 1918 году Шандор Корда делает экранизацию знаменитого романа венгерского классика Мора Йокаи «Золотой человек». Романтические страдания мятежной души капитана Михая Тимара, неправедно нажитое богатство, турецкое золото, крушение, разорение, коварное злодейство, юная дикарка на дивном острове, очень большая собака и несчастная любовь — и если бы не скромный бюджет (а у венгерского немого кино нет денег), получилась бы роскошная мелодрама. Но в этом фильме бюджет, кажется, режиссера смущает не слишком: ему отменно удаются натурные съемки, путешествие по Дунаю снято не без изысканности, маленький остров посреди великой реки полон тайн и чудного трепета густой листвы. В этом можно увидеть некоторую небрежность или просто недостаток мастерства, но любопытно, что Корда до конца своей режиссерской и продюсерской карьеры останется верен однажды выбранному принципу: декорации могут быть сделаны из фанеры и не скрывать этого, машинерия может работать почти напоказ, важно, чтобы люди, действующие в этом кукольном мире, выглядели живыми

 

1919 год — в Венгрии провозглашена Советская республика. За четыре месяца ее существования Корда успевает снять несколько фильмов, включая «Ave Caesar!» по сценарию Ласло Вайды: некий принц из дома Габсбургов посылает своего адъютанта привезти ему в военный лагерь юную цыганку, и все вместе это каким-то образом должно стать горькой насмешкой над высшей аристократией.

Советская республика пала, и в октябре 1919 года во время начавшегося белого террора Шандор Корда был арестован — за связь с правительством красных. Выйдя из-под ареста, он немедленно и навсегда покидает Венгрию, для начала подавшись неподалеку — в соседнюю Австрию. Для семейства Корда (пока только двоих, братья присоединятся много позднее) начинаются годы скитаний по Европе в поисках кино.

В Вене в 1920-м Корда встрчает Графа Александра (Саша) Коловрата, известного мецената и энтузиаста. Он предлагает Корде поработать на его собственной студии Sascha–Film. Корда выпускает там несколько фильмов («Исчезнувший мир» — из великосветской жизни, «Хозяин морей» — про пиратов), но главное — знакомится с романистом и драматургом Лайошем Биро, в творческом тандеме с которым ему предстоит провести более четверти века. Их первый фильм с Биро — «Принц и нищий» по мотивам Марка Твена.

Исчезнувший мир (немецкий: Eine versunkene Welt) является 1922 австрийский немой приключенческий фильм 1922 года режиссера Александра Корды с Альберто Капоцци, Виктором Варкони, Марией Корда и Ольгой Левински в главных ролях. Он был основан на романе Лайоса Биро "Серполетто". Эрцгерцог Габсбургов записывается в рядовые моряки.[1] Фильм получил Золотую медаль за лучший драматический фильм на Международном киноконкурсе в Милане

Принц и нищий (немецкий: Prinz und Bettelknabe) - австрийский немой приключенческий фильм 1920 года режиссера Александра Корды с Тибором Любинским, Альбертом Шрайбером и Адольфом Вайсе в главных ролях. Она основана на романе Марка Твена " Принц и нищий " 1881 года о бедном мальчике, который поменялся местами с Эдвардом, принцем Уэльским в Англии эпохи Тюдоров.

Шумный успех во всем мире его фильмов «Частная жизнь Генриха VIII» (1933) (Этот фильм рассказывает историю жизни одного из самых известных королей Англии Генриха VIII), «Рембрандт» (1936) (Фильм рассказывает биографию знаменитого нидерландского художника Рембрандта ван Рейна, охватывая события от смерти его жены Саскии до конца жизни. Много внимания уделено отношениям Рембрандта с экономкой Гертье Диркс и второй женой, а также прослежено постепенное обнищание его семьи), «Леди Гамильтон» (1941)(Кале, Франция. Холодным вечером в одной из лавок за кражу бутылки вина арестована плохо одетая женщина. В тюремной камере она рассказывает о своей жизни и трагической любви. Это была печальная исповедь знаменитой Леди Гамильтон. Изображение Британии в контексте Второй мировой войны) и других.


В 1942 году Александр Корда был удостоен рыцарского звания за вклад в дело войны, став первым кинорежиссером с рыцарским титулом.

Высокая культура игры актеров и постановочный размах в кинокартинах фирмы, где Корда как продюсер проявил себя блестящим организатором и тонким психологом, умеющим привлечь к съемкам самых подходящих режиссеров и исполнителей, обеспечили успешное противостояние английского кино конкуренции американских фильмов.

В 1939 г. Корда открыл собственную фирму «Александер Корда фильм продакшн». Был сценаристом большинства своих фильмов. Под руководством Корды снято свыше 110 кинокартин.

В 1947 Корда снимает свой последний фильм — экранизацию «Идеального мужа» Оскара Уайльда, цветной фильм-праздник, фильм-букет, обошедшийся студии в 500 тысяч фунтов. Над декорациями работал целый коллектив отборных художников, по дорожкам Гайд-парка сновала пестрая толпа в превосходном настроении, всадники теснили прохожих, платья и прически дам были щедро украшены цветами нежнейших расцветок, каждый новый интерьер, каждое новое платье сопровождалось восторженным зрительским аханьем (костюмы делал сам Сесил Битон). Старушка Англия вспоминала, кто она. С трудом, но без ошибок. Александр Корда, похоже, стал настоящим англичанином: он научился продавать ностальгию.

В 1956 году сэр Александр Корда, продюсер, названный современниками великим, умер в Лондоне от сердечного приступа.

Главным художником его фильмов с 1933 г. был его младший брат Винсент (1896–1979) — мастер богатых по фантазии и изобретательности монументальных декораций и макетных дополнений к натуре.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: