ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ ДЛЯ СНЯТИЯ АГРЕССИИ




ДИНАМИКА ПРОЯВЛЕНИЯ

АГРЕССИВНОСТИ МАЛЕНЬКИХ

ДЕТЕЙ И ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ

ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Итак, ребенок старается, учится подавлять агрессию. И нужно очень внимательно и бе­режно относиться к развитию ребенка. Если только подавлять агрессивность, то она никуда не уйдет. Будет «копиться» нервное напряже­ние, и оно либо разрушающе подействует на здоровье и развитие малыша, либо будет не­адекватно выплескиваться вовне, доставляя бес­покойство в первую очередь родителям.

Еще раз перечислим последовательность из­менения агрессивного поведения у маленько­го ребенка.

1. Новорожденный ребенок, если он голоден, сердится на весь мир.

2. Годовалый малыш, разозлившись на мать, может ударить ее.

3. В полтора года ребенок уже может сдер­жать гнев, он «отведет душу», затопав но­гами или упав с криком на пол.

4. Двухлетний ребенок, не задумываясь, уда­рит по голове лопаткой того, кто отнял у него игрушку.

5. В три года малыш уже немного вежливее; он скорее начнет спорить с «захватчиком», во всяком случае, первые несколько минут.

6. Постепенно ребенок научается переводить свои гневные чувства в игру: «Пиф-паф» — стреляет малыш. Он уже знает, что причи­нять боль другим людям нельзя, что выра­зить свои эмоции можно в словах и игре. Это и есть процесс социализации, ребенок постепенно вписывается в общество. А по­могают ему в этом нелегком процессе роди­тели.

Мы рассмотрели нормальную агрессивность, ее преувеличенные формы и ее изменяемость в зависимости от стадии развития ребенка. В те­чение первых двух лет редкие периоды агрес­сивности детей можно считать нормальными. Многие специалисты считают, что до трех лет ребенок не проявляет значительной агрессив­ности, при условии, что его этому не учат (со­знательно или бессознательно). Становясь стар­ше, ребенок учится выражать свой гнев в при­емлемых для человеческого общества формах. Но откуда же берутся агрессивные дети?

На формирование агрессивности у ребенка могут влиять личностные особенности мамы и малыша, например, несовпадение их темперамента. Замечено, что одни мамы легче управляются с активными детьми, другие со спо­койными. И если маме трудно справиться с активным ребенком, то, скорее всего, она бу­дет воспринимать его как неуправляемого, не­послушного, и это будет раздражать ее. И мож­но предположить, что воспитательные меры будут направлены на сдерживание активности малыша. Мамина борьба с природной даннос­тью ребенка (активностью) вызовет у него аг­рессивную реакцию, что приведет к усилению активности, которая так раздражает маму. Ро­дитель и ребенок окажутся в замкнутом круге.

Постоянное раздражение приведет, в конце концов, к неприятию ребенка, к его эмоцио­нальному отторжению, на что малыш будет реагировать очень чувствительно.

Мама, которая считает своего ребенка мед­лительным, заторможенным, также будет ис­пытывать по этому поводу раздражение. Это • может выразиться в постоянных упреках и ответной агрессивности малыша.

В обоих случаях несоответствие темперамен­тов и будет создавать нездоровую атмосферу, которая, возможно, станет причиной развития и закрепления агрессивности ребенка. В таких ситуациях маме, лучше при помощи других членов семьи, нужно осознать эти различия и учиться понимать своего ребенка, его особенно­сти, идти на компромиссы, серьезно относить­ся к планированию времени.

Агрессивность может стимулироваться рев­ностью старших детей к младшим. Замечено, что если после рождения еще одного ребенка старший не чувствует себя брошенным, если ему уделяется достаточно внимания и он при­влекается к заботе о малыше, чувствуя при этом свою значимость, то все проходит для него безболезненно.

Постоянное третирование ребенка другим членом в семье или вне ее также может сфор­мировать агрессивную личность. Родителям не­обходимо установить источник агрессии и при­нять незамедлительно меры.

Часто папы поощряют агрессивное поведе­ние мальчиков. Как правило, в основе такого сознательного воспитания агрессивности у сына лежит страх отца, что мальчик не вырастет настоящим мужчиной, не сможет постоять за себя. В данном случае требуется небольшой пси­хологический ликбез с папой.

Итак, еще раз напомним, что врожденные качества ребенка (возбудимость, чувствитель­ность к боли) создают лишь предрасположен­ность к агрессии. А вот насколько она реали­зуется, зависит от ближайшего социального ок­ружения и в первую очередь от мамы.

Малышу нужна любящая и заботливая мать. Заметьте: не «правильная» мама, начитавшая­ся умных книжек и в целях воспитания часа­ми не подходящая к плачущему в кроватке ребенку, а любящая и заботливая, которую Д. В. Винникотт назвал «обычная преданная мать». Формирует агрессию у ребенка не шле­пок по попе, данный в сердцах мамой, а ее отчужденность, холодность и враждебность к нему.

Обращаясь к мамам, хотим еще раз напом­нить: не так уж много надо вашему малышу, чтобы стать хорошим человеком, — ваша лю­бовь и терпение. Когда я говорю о терпении, то имею в виду не то терпение, которое есть попытка сдержать из последних сил растущее раздражение (это бесполезное занятие, рано или поздно все равно прорвет), а терпение — пони­мание того, что сейчас происходит с вашим ребенком и какое значение имеет данный пе­риод в его дальнейшей жизни. Агрессивное поведение — это нормальное явление в разви-

|тии ребенка, и есть разные стадии его форми­рования и проявления. Они могут то затухать, то проявляться с новой силой. Надо относиться к этому без излишней паники и следить за своим поведением, так как пройдет этот пери­од агрессивности или задержится и станет личностной чертой вашего ребенка, зависит только от родителей.

Мамы и папы, использующие агрессивные физические формы наказания (порка, битье по рукам, лицу, запирание в комнатах), воспита­ют агрессивного ребенка.

Малыш будет агрессивным, если мать по­ощряет его агрессивное поведение с детьми, в семье, с другими взрослыми.

 

ИГРЫИ ЗАНЯТИЯ С МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ ДЛЯ СНЯТИЯ АГРЕССИИ

1. Сшейте или купите большую мягкую иг­рушку или просто цилиндрической формы подушку. Придумайте простое имя, удобное для произношения маленьким ребенком (Бобо, Жу-жу и т. п.).

Когда у малыша появится желание покусаться, потолкаться, стукнуть кого-либо игрушкой, лопаткой и т. д., познакомьте его с этой игрушкой и объясните, что папу, маму (и прочих взрослых в доме) бить нельзя (сказать четко и строго), а вот есть Бобо (покажите игрушку), который всегда будет рад подраться. Научите ребен­ка, как можно драться, кусаться с этим Бобо. Первое время следите, чтобы агрес­сия ребенка сразу направлялась на игруш­ку, а не на людей.

2. Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Летом разрешите даже очень маленькому ребенку повозитъся в песке (сухом и мокром), в воде. В холодное время года это можно заменить купанц ем в ванне. Дети постарше (1,5—3 года) судовольствием переливают воду из одной емкости в другую. Обеспечьте им условия для этого занятия.

3. Хорошо снимает напряжение лепка из гли­ны и пластилина. Начинайте обучать мять в кулачке пластилин, глину как можно раньте. Не бойтесь, что малыш испачкает­ся или весь дом будет в пластилине. Просто будьте рядом и обучайте его с самого начала соблюдению определенных правил лепки (па картонке, в одном месте и пр.).

4. Подвижные игры. Учите ребенка снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку и т.п. Дети с. удовольствием играют в такие игры с взрослыми. Эти занятия снимают агрессивное на­пряжение и дают положительные эмоции ребенку.

5. Релаксация, расслабление. Послеснятия излишней напряженности (подвижная игра) положите ребенка «поспать», «поплавать на надувном матрасе» и т. п. — обеспечьте со­стояние покоя. Пусть это будет всего одну минуту.

6. Можно чередовать движение и покой. Это научит ребенка произвольно контролировать свое поведение, а значит, и эмоциональное состояние.

7. Массаж. Перед сном, после купания, де­лайте малышу легкий массаж спины, но­жек, ручек, лица. Бели на что-то ребенок реагирует отрицательно, то не стоит наста­ивать, делайте то, что ему приятно, а, сле­довательно, позволит расслабиться. При атом рассказывайте о том, что вы делаете, тихим и спокойным голосом. Дети после двух лет с удовольствием соглашаются на игровой массаж.

Взрослый говорит слова и в соответствии с ними делает массаж на спине ребенка; «Рельсы, рельсы» — движения пальцами вдоль спины малыша. «Шпалы, шпалы» —, поперечные движения. «Ехал поезд запозда-лый» — движение указательными пальца­ми вдоль позвоночника. «Из последнего вагона вдруг посыпался горох» — легкие постукивания подушечками пальцев по всей спине. «Пришли куры, поклевали, поклева­ли, поклевали», — соединив большой и ука­зательный палец, делать точечные нажи­мы. «Пришли утки, пощипали, пощипали, пощипали» — легкое пощипывание кожи. «Пришел слон, потоптался, потоптался, по­топтался» — пошлепывания ладошкой. «Пришла слониха, потопталась, потопталась, потопталась» — легкие нажимы кулаками. «Пришел слоненок, потоптался, потоптал­ся, потоптался» — нажимы подушечками * пальцев всей руки. «Пришел дворник, все подмел» — ладошкой погладить всю спин­ку. «Поставил стол, поставил стул» — чере дующиеся шлепки ладошкой и кулачком. «Начал писать письмо» — волнистые дви женил указательными пальцами или всей рукой по всей поверхности спины. (Слова письма могут быть разными и обращены непосредственно к ребенку. Приведем при­мер: «Здравствуй, дорогая дочка. Я купил тебе щеночка. Приезжай скорее, дочка. Забирай себе щеночка»). «Запечатал письмо и отправил его» — погладить спинку сверху вниз обеими ладонями.

8. Рисование красками, лучше пальцами. Хо­рошо снимает напряжение, создает положи­тельный эмоциональный фон. Будьте гото­вы к тому, что одежду ребенка придется стирать. Лучше такие рисунки делать на большом листе бумаги или старых обоях.

Примечание: Пластилин, краски и дру­гие материалы игрушек и предметов, кото­рыми будет играть ребенок, должны быть нетоксичны и безопасны для его здоровья.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: