ДИНАМИКА ПРОЯВЛЕНИЯ
АГРЕССИВНОСТИ МАЛЕНЬКИХ
ДЕТЕЙ И ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ
ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Итак, ребенок старается, учится подавлять агрессию. И нужно очень внимательно и бережно относиться к развитию ребенка. Если только подавлять агрессивность, то она никуда не уйдет. Будет «копиться» нервное напряжение, и оно либо разрушающе подействует на здоровье и развитие малыша, либо будет неадекватно выплескиваться вовне, доставляя беспокойство в первую очередь родителям.
Еще раз перечислим последовательность изменения агрессивного поведения у маленького ребенка.
1. Новорожденный ребенок, если он голоден, сердится на весь мир.
2. Годовалый малыш, разозлившись на мать, может ударить ее.
3. В полтора года ребенок уже может сдержать гнев, он «отведет душу», затопав ногами или упав с криком на пол.
4. Двухлетний ребенок, не задумываясь, ударит по голове лопаткой того, кто отнял у него игрушку.
5. В три года малыш уже немного вежливее; он скорее начнет спорить с «захватчиком», во всяком случае, первые несколько минут.
6. Постепенно ребенок научается переводить свои гневные чувства в игру: «Пиф-паф» — стреляет малыш. Он уже знает, что причинять боль другим людям нельзя, что выразить свои эмоции можно в словах и игре. Это и есть процесс социализации, ребенок постепенно вписывается в общество. А помогают ему в этом нелегком процессе родители.
Мы рассмотрели нормальную агрессивность, ее преувеличенные формы и ее изменяемость в зависимости от стадии развития ребенка. В течение первых двух лет редкие периоды агрессивности детей можно считать нормальными. Многие специалисты считают, что до трех лет ребенок не проявляет значительной агрессивности, при условии, что его этому не учат (сознательно или бессознательно). Становясь старше, ребенок учится выражать свой гнев в приемлемых для человеческого общества формах. Но откуда же берутся агрессивные дети?
|
На формирование агрессивности у ребенка могут влиять личностные особенности мамы и малыша, например, несовпадение их темперамента. Замечено, что одни мамы легче управляются с активными детьми, другие со спокойными. И если маме трудно справиться с активным ребенком, то, скорее всего, она будет воспринимать его как неуправляемого, непослушного, и это будет раздражать ее. И можно предположить, что воспитательные меры будут направлены на сдерживание активности малыша. Мамина борьба с природной данностью ребенка (активностью) вызовет у него агрессивную реакцию, что приведет к усилению активности, которая так раздражает маму. Родитель и ребенок окажутся в замкнутом круге.
Постоянное раздражение приведет, в конце концов, к неприятию ребенка, к его эмоциональному отторжению, на что малыш будет реагировать очень чувствительно.
Мама, которая считает своего ребенка медлительным, заторможенным, также будет испытывать по этому поводу раздражение. Это • может выразиться в постоянных упреках и ответной агрессивности малыша.
В обоих случаях несоответствие темпераментов и будет создавать нездоровую атмосферу, которая, возможно, станет причиной развития и закрепления агрессивности ребенка. В таких ситуациях маме, лучше при помощи других членов семьи, нужно осознать эти различия и учиться понимать своего ребенка, его особенности, идти на компромиссы, серьезно относиться к планированию времени.
|
Агрессивность может стимулироваться ревностью старших детей к младшим. Замечено, что если после рождения еще одного ребенка старший не чувствует себя брошенным, если ему уделяется достаточно внимания и он привлекается к заботе о малыше, чувствуя при этом свою значимость, то все проходит для него безболезненно.
Постоянное третирование ребенка другим членом в семье или вне ее также может сформировать агрессивную личность. Родителям необходимо установить источник агрессии и принять незамедлительно меры.
Часто папы поощряют агрессивное поведение мальчиков. Как правило, в основе такого сознательного воспитания агрессивности у сына лежит страх отца, что мальчик не вырастет настоящим мужчиной, не сможет постоять за себя. В данном случае требуется небольшой психологический ликбез с папой.
Итак, еще раз напомним, что врожденные качества ребенка (возбудимость, чувствительность к боли) создают лишь предрасположенность к агрессии. А вот насколько она реализуется, зависит от ближайшего социального окружения и в первую очередь от мамы.
Малышу нужна любящая и заботливая мать. Заметьте: не «правильная» мама, начитавшаяся умных книжек и в целях воспитания часами не подходящая к плачущему в кроватке ребенку, а любящая и заботливая, которую Д. В. Винникотт назвал «обычная преданная мать». Формирует агрессию у ребенка не шлепок по попе, данный в сердцах мамой, а ее отчужденность, холодность и враждебность к нему.
|
Обращаясь к мамам, хотим еще раз напомнить: не так уж много надо вашему малышу, чтобы стать хорошим человеком, — ваша любовь и терпение. Когда я говорю о терпении, то имею в виду не то терпение, которое есть попытка сдержать из последних сил растущее раздражение (это бесполезное занятие, рано или поздно все равно прорвет), а терпение — понимание того, что сейчас происходит с вашим ребенком и какое значение имеет данный период в его дальнейшей жизни. Агрессивное поведение — это нормальное явление в разви-
|тии ребенка, и есть разные стадии его формирования и проявления. Они могут то затухать, то проявляться с новой силой. Надо относиться к этому без излишней паники и следить за своим поведением, так как пройдет этот период агрессивности или задержится и станет личностной чертой вашего ребенка, зависит только от родителей.
Мамы и папы, использующие агрессивные физические формы наказания (порка, битье по рукам, лицу, запирание в комнатах), воспитают агрессивного ребенка.
Малыш будет агрессивным, если мать поощряет его агрессивное поведение с детьми, в семье, с другими взрослыми.
ИГРЫИ ЗАНЯТИЯ С МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ ДЛЯ СНЯТИЯ АГРЕССИИ
1. Сшейте или купите большую мягкую игрушку или просто цилиндрической формы подушку. Придумайте простое имя, удобное для произношения маленьким ребенком (Бобо, Жу-жу и т. п.).
Когда у малыша появится желание покусаться, потолкаться, стукнуть кого-либо игрушкой, лопаткой и т. д., познакомьте его с этой игрушкой и объясните, что папу, маму (и прочих взрослых в доме) бить нельзя (сказать четко и строго), а вот есть Бобо (покажите игрушку), который всегда будет рад подраться. Научите ребенка, как можно драться, кусаться с этим Бобо. Первое время следите, чтобы агрессия ребенка сразу направлялась на игрушку, а не на людей.
2. Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Летом разрешите даже очень маленькому ребенку повозитъся в песке (сухом и мокром), в воде. В холодное время года это можно заменить купанц ем в ванне. Дети постарше (1,5—3 года) судовольствием переливают воду из одной емкости в другую. Обеспечьте им условия для этого занятия.
3. Хорошо снимает напряжение лепка из глины и пластилина. Начинайте обучать мять в кулачке пластилин, глину как можно раньте. Не бойтесь, что малыш испачкается или весь дом будет в пластилине. Просто будьте рядом и обучайте его с самого начала соблюдению определенных правил лепки (па картонке, в одном месте и пр.).
4. Подвижные игры. Учите ребенка снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку и т.п. Дети с. удовольствием играют в такие игры с взрослыми. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребенку.
5. Релаксация, расслабление. Послеснятия излишней напряженности (подвижная игра) положите ребенка «поспать», «поплавать на надувном матрасе» и т. п. — обеспечьте состояние покоя. Пусть это будет всего одну минуту.
6. Можно чередовать движение и покой. Это научит ребенка произвольно контролировать свое поведение, а значит, и эмоциональное состояние.
7. Массаж. Перед сном, после купания, делайте малышу легкий массаж спины, ножек, ручек, лица. Бели на что-то ребенок реагирует отрицательно, то не стоит настаивать, делайте то, что ему приятно, а, следовательно, позволит расслабиться. При атом рассказывайте о том, что вы делаете, тихим и спокойным голосом. Дети после двух лет с удовольствием соглашаются на игровой массаж.
Взрослый говорит слова и в соответствии с ними делает массаж на спине ребенка; «Рельсы, рельсы» — движения пальцами вдоль спины малыша. «Шпалы, шпалы» —, поперечные движения. «Ехал поезд запозда-лый» — движение указательными пальцами вдоль позвоночника. «Из последнего вагона вдруг посыпался горох» — легкие постукивания подушечками пальцев по всей спине. «Пришли куры, поклевали, поклевали, поклевали», — соединив большой и указательный палец, делать точечные нажимы. «Пришли утки, пощипали, пощипали, пощипали» — легкое пощипывание кожи. «Пришел слон, потоптался, потоптался, потоптался» — пошлепывания ладошкой. «Пришла слониха, потопталась, потопталась, потопталась» — легкие нажимы кулаками. «Пришел слоненок, потоптался, потоптался, потоптался» — нажимы подушечками * пальцев всей руки. «Пришел дворник, все подмел» — ладошкой погладить всю спинку. «Поставил стол, поставил стул» — чере дующиеся шлепки ладошкой и кулачком. «Начал писать письмо» — волнистые дви женил указательными пальцами или всей рукой по всей поверхности спины. (Слова письма могут быть разными и обращены непосредственно к ребенку. Приведем пример: «Здравствуй, дорогая дочка. Я купил тебе щеночка. Приезжай скорее, дочка. Забирай себе щеночка»). «Запечатал письмо и отправил его» — погладить спинку сверху вниз обеими ладонями.
8. Рисование красками, лучше пальцами. Хорошо снимает напряжение, создает положительный эмоциональный фон. Будьте готовы к тому, что одежду ребенка придется стирать. Лучше такие рисунки делать на большом листе бумаги или старых обоях.
Примечание: Пластилин, краски и другие материалы игрушек и предметов, которыми будет играть ребенок, должны быть нетоксичны и безопасны для его здоровья.