Д-р Сингх. Философия санкхьи изучает и высшую, и низшую энергии?
Шрила Прабхупада. Нет. Последователи философии санкхьи не знают о высшей энергии. Как и ученые, они просто исследуют материальные элементы. Ни ученые, ни последователи философии санкхьи ничего не знают о духовной душе. Они просто исследуют материальную энергию Кришны.
Д-р Сингх. Они исследуют созидательные материальные элементы?
Шрила Прабхупада. Материальные элементы не созидают! Созидает душа. Жизнь нельзя создать только из материи, и материя не может сотворить себя сама. Вы, живое существо, можете смешать водород и кислород, чтобы получить воду. Но сама материя не обладает созидательной энергией. Если вы поместите баллон с водородом рядом с баллоном кислорода, соединятся ли они сами по себе, без вашей помощи?
Д-р Сингх. Нет. Их надо смешать.
Шрила Прабхупада. Да, необходима высшая энергия - живое существо. Кислород и водород - низшая энергия, но когда высшая энергия смешивает их, они могут превратиться в воду.
Без вмешательства высшей энергии низшая ни на что не способна. Это море (показывает на Тихий океан) тихое и спокойное. Но когда высшая стихия - воздух - приводит его в движение, поднимаются высокие волны. Само море без вмешательства высшей силы не способно на это. Аналогично этому, есть иная сила, высшая по отношению к воздуху, а выше нее другая, и так до тех пор, пока мы не достигнем Кришны, самой высшей силы. Так должно проводиться истинное исследование. Допустим, железнодоржный состав только что тронулся. Паровоз толкает первый вагон, тот толкает другой и так далее, пока не приходит в движение весь состав. А все движение начинается с машиниста, живого существа. Так же и в космическом творении первый толчок дает Кришна, и затем с помощью множества последовательных толчков возникает все мироздание. Это объясняется в «Бхагавад-гите» (9.10): майадхйакшена пракритих суйате са-чарачарам. «Эта материальная природа действует под Моим управлением, о сын Кунти, порождая все движущиеся и неподвижные существа». И чуть ниже:
|
сарва-йонишу каунтейа
муртайах самбхаванти йах
тасам брахма махад йонир
ахам биджа-прадах пита
«Все виды жизни порождены материальной природой, а Я - отец, дающий семя» (Б.-г., 14.4). Например, если мы посадим семя баньяна, то в конце концов вырастет громадное дерево, которое произведет миллионы новых семян. Каждое из этих семян в свой черед произведет еще одно дерево с миллионами новых семян и так далее. Таким образом, Кришна - изначальный отец, дающий семя.
К сожалению, ученые наблюдают только непосредственную причину; отдаленной причины они не видят. Есть два вида причин: непосредственная и отдаленная. В Ведах Кришну описывают как сарва-карана-каранам - причину всех причин. Поняв причину всех причин, вы поймете все. Йасмин виджнате сарвам эвам виджнатам бхавати - «Знание последующих, второстепенных причин само приходит к тому, кто познал изначальную причину». Ученые занимаются поисками изначальной причины, но когда Веды, содержащие совершенное знание, указывают на нее, они отказываются ее признать. Они держатся за свое неполное, несовершенное знание.
Д-р Сингх. Ученых волнуют источники энергии, и сейчас они пытаются придумать, как можно использовать солнечную энергию для приготовления пищи, освещения и в разных других целях. Они надеются, что, исчерпав все другие источники энергии, смогут использовать солнечную.
|
Шрила Прабхупада. Эта теория не нова. Каждый знает, что из дерева можно добыть огонь, потому что его корни накапливают солнечную энергию. Эти ученые - крошечные создания, но они очень горды собой. Мы не признаем их заслуг, потому что они просто повторяют то, что и так знает каждый. Из свежесрубленного дерева нельзя извлечь огонь. Его нужно сначала высушить на солнце. Когда в нем накопится солнечная энергия, его можно будет использовать для получения огня. На самом деле все держится на солнечной энергии, но ученые не знают, откуда она берется. В «Бхагавад-гите» (15.12) Кришна говорит:
йад адитйа-гатам теджо
джагад бхасайате 'кхилам
йач чандрамаси йач чагнау
тат теджо виддхи мамакам
«Сияние солнца, рассеивающее царящую в этом мире тьму, исходит от Меня, и от Меня же исходит свет луны и огня».
И вновь Кришна говорит: джйотишам равир амшуман - «Из светил Я лучезарное солнце» (Б.-г., 10.21). В одиннадцатой главе «Бхагавад-гиты» Арджуна говорит Кришне то же самое: шаши-сурйа-нетрам - «Солнце и Луна - одни из Твоих огромных и бесчисленных глаз». Эта информация содержится в «Бхагавад-гите», но ученые не могут познать это с помощью своих гипотез. Верно?
Д-р Сингх: Да, это невозможно.
Шрила Прабхупада. И чего стоит их знание? Писания гласят, что, даже сосчитав все песчинки на земле, вы все равно не сможете понять Бога. Все эти материальные подсчеты еще не означают, что вы способны понять беспредельное. Но даже сосчитать все материальное им не под силу. Почему ученые так гордятся своей энергией и способностями? Они толком не знают даже материального, не говоря уже о духовном. Что касается ученых и других живых существ, то их знание ограниченно. Но к Кришне это не относится. Если мы получаем знание от Кришны, то это знание совершенно. В писаниях говорится, что в океане обитает девятьсот тысяч разновидностей живых существ. Сведения, приведенные в писаниях, точны, так как исходят от Кришны, и Сам Кришна говорит: «Как Верховная Личность Бога, Я знаю обо всем, что происходило в прошлом, что происходит в настоящем и должно произойти в будущем» (Б.-г., 7.26).
|
Д-р Сингх. Иначе говоря, мы должны получать знания из источника всего знания.
Шрила Прабхупада. Чтобы получить совершенное знание, мы должны прибегнуть к помощи того, кто знает больше нас, то есть к помощи гуру. Можно пытаться изучить предмет, читая книги дома, но будет гораздо лучше, если мы поступим в колледж и обратимся к профессору. Подобно этому, мы тоже должны обратиться к гуру. Конечно, если нам встретился лжегуру, наше знание тоже будет ложным. Но если наш гуру совершенен, наше знание совершенно. В качестве своего гуру мы принимаем Кришну. Если Его знание совершенно, наше знание также совершенно. Что касается нас, то нам самим не обязательно быть совершенными, но если мы получаем знания из совершенного источника, то наше знание тоже совершенно. Мы не можем сказать, что исследовали весь океан и потому знаем, что в нем обитает девятьсот тысяч форм жизни. Напротив, мы говорим, что получаем эти сведения из писаний, и потому они совершенны. Таков ведический подход.
Ученые могут проводить обширные исследования, но каким бы великим ученым ни был человек, его чувства несовершенны. Поэтому он не может обладать совершенным знанием. Чего стоят наши глаза? Мы не способны видеть без солнечного света, а чтобы увидеть маленькие предметы, нам нужен микроскоп. Наши глаза несовершенны, и инструменты, изобретенные с помощью наших глаз, также несовершенны. Откуда тогда взяться совершенному знанию? Живое существо ограниченно, поэтому его знания также ограниченны. Ребенок может знать, что дважды два четыре, но когда он говорит о высшей математике, мы не принимаем его слова всерьез. Чувства, посредством которых ученый получает знания, ограниченны и несовершенны, поэтому и его знание ограниченно и несовершенно. В своем невежестве он может заявлять, что знает обо всем на свете, но это просто вздор.
Один слепой может вести за собой другого слепого, но какой от этого толк, если они оба падают в канаву? Законы природы связывают нас по рукам и ногам, и тем не менее мы думаем, что вправе строить догадки. Это иллюзия. Несмотря на обусловленность многочисленными законами природы, негодяи думают, что они свободны. Однако достаточно одной тучи, чтобы они потеряли из виду солнце. Чего стоит наше зрение? Мы способны видеть только тогда, когда законы природы предоставляют нам такую возможность. Действительно, мы можем проводить свои эксперименты только при определенных условиях, а если условия неблагоприятны, наши эксперименты проваливаются. Почему же тогда мы так гордимся своим экспериментальным знанием?
Зачем ставить эксперименты? Все уже есть: солнечная энергия дана нам Господом в пользование. Что еще нужно знать? Столько яблок падает с деревьев! Чего ради еще как-то объяснять закон гравитации? На самом деле ученым просто недостает здравого смысла. Их занимают только «научные» объяснения. Они говорят, что закон гравитации действует только при определенных условиях, но кто создал эти условия? Кришна, явившийся как Господь Рамачандра, бросал в воду камни, и они плавали. Закон гравитации в этом случае не действовал. Следовательно, закон гравитации действует только под управлением Верховного Господа. Сам по себе закон не является конечной инстанцией. Царь может издать закон и может тут же изменить его. Высшим законодателем является Кришна, и закон будет действовать только по Его воле. Самыми разными способами ученые пытаются объяснить волю Бога, но поскольку они обусловлены майей, иллюзией, то рассуждают как люди, которых одолевают призраки. Скажите мне, каково научное объяснение существования всего разнообразия деревьев?
Карандхара дас. Они говорят, что природа видоизменяется и создает разнообразие этих форм.
Шрила Прабхупада. Тогда это должна быть воля природы. А что это за воля? Есть ли воля у земли?
Карандхара дас. У них нет определенного мнения на этот счет.
Шрила Прабхупада. Это значит, что они не обладают совершенным знанием. Они не знают, что за природой стоит воля Кришны.
Д-р Сингх. Они объясняют это тем, что растения отличаются друг от друга по химическому составу.
Шрила Прабхупада. Это верно, но кто создает химические элементы? Само выражение «химический состав» уже предполагает существование Бога.
Карандхара дас. Они говорят, что в Боге нет необходимости, потому что, если вы смешаете два химических вещества...
Шрила Прабхупада. Есть Бог или нет, должна быть некая воля. Должно быть некое сознание. Два химических вещества смешиваются, образуя то-то и то-то. Кто их смешивает? Должно быть сознание. Этим сознанием является Кришна. Сознание пребывает повсюду, и коль скоро вы признаете его вездесущность, то должны признать Его личностью. Поэтому мы говорим о сознании Кришны. В «Бхагавад-гите» утверждается, что сознание всепроникающе. У вас может быть сознание, и у меня может быть сознание, но есть иное сознание, которое пронизывает все. Мое сознание ограничено моим телом, а ваше сознание - вашим, но есть иное сознание, которое присутствует внутри вас, внутри меня и всех остальных. Это сознание Кришны.
Фактически все в мире относительно. Это научный факт. Наши тела, жизни, разум и все прочее - все относительно. Жизнь муравья кажется нам очень короткой, но для него она длится около ста лет. Эти «сто лет» могут длиться разное время в зависимости от тела. Аналогично этому, для Брахмы, который, с нашей точки зрения, живет фантастически долго, его жизнь тоже длится всего-навсего сто лет. В этом заключается относительность.
Карандхара дас. В таком случае, относительность диктуется нашим индивидуальным положением.
Шрила Прабхупада. Да. Поэтому говорится: то, что является пищей для одного - яд для другого. Люди думают, что раз они не могут выжить на Луне, то и никакие другие живые существа не способны на это. Каждый судит обо всем со своей колокольни, не выходя за рамки собственных представлений. В этом смысл «лягушачьей философии». Лягушка все мерит мерками своего колодца. Она не в состоянии представить себе Атлантический океан, так как ничего не видела, кроме своего колодца. Бог велик, но наши представления о Его величии ограничены тесными рамками нашего относительного опыта. Есть насекомые, которые рождаются ночью. За ночь они вырастают, рожают детей и той же ночью умирают. Они никогда не видят солнца и потому приходят к выводу, что такого явления, как день, не существует. Если бы вы спросили это насекомое об утре, оно бы ответило: «Никакого утра не может быть». Подобно этому, люди, узнавая из писаний о продолжительности жизни Брахмы, не верят этому. Они говорят: «Разве может кто-либо жить так долго?» В «Бхагавад-гите» (8.17) Кришна утверждает:
сахасра-йуга-парйантам
ахар йад брахмано видух
ратрим йуга-сахасрантам
те 'хо-ратра-видо джанах
«Один день Брахмы длится тысячу эпох по времяисчислению людей, и столько же длится его ночь».
Таким образом, по этим подсчетам, Брахма живет миллионы и триллионы лет. Мы не можем поверить в это, хотя так говорится в писаниях. Другими словами, мы заявляем, что Кришна говорит вздор, а наши утверждения авторитетны. Даже великие ученые говорят, что утверждения писаний - вымысел. Хотя эти люди на самом деле не кто иные, как негодяи, они слывут признанными учеными. Они ставят себя выше Бога, пытаясь опровергать или отрицать сказанное Им в богооткровенных писаниях. Так великое множество глупцов под маской ученых и философов вводят в заблуждение целый мир.
Д-р Сингх. Конечно, столько всего написано о теории Дарвина. В каждой библиотеке сотни книг по его теории.
Шрила Прабхупада. Они принимают или отвергают ее?
Д-р Сингх. Как правило, они признают ее, но есть и такие, которые относятся к ней очень скептически.
Шрила Прабхупада. Дарвин говорит об эволюции видов, но у него нет истинных сведений о духовной эволюции. Он ничего не знает об эволюции духовной души от низших форм жизни к высшим. Он заявляет, что человек произошел от обезьяны, но мы видим, что обезьяны не вымерли. Если обезьяна - непосредственный предок человека, почему обезьяны до сих пор существуют?
Д-р Сингх. Дарвин говорит, что формы жизни не созданы независимо друг от друга, а происходят одна из другой.
Шрила Прабхупада. Если он отрицает независимость их возникновения, как он ни с того ни с сего может начинать с определенных видов? Он должен объяснить, как появились исходные виды.
Карандхара дас. Ученые утверждают, что Земля образовалась в результате биохимических процессов и отказываются учить тому, что Землю сотворил Бог, полагая, что тогда все сочтут их глупцами.
Шрила Прабхупада. Если у них так развиты биология и химия, почему бы им не создать чего-нибудь? Они заявляют, что в будущем смогут создать жизнь, но почему в будущем? Жизнь уже создана. Разве наука основывается на будущем? Мы не должны верить в будущее, чего бы оно нам ни сулило. Все думают, что будущее прекрасно, но откуда у вас такая уверенность? Они должны признать, что не имеют понятия об истине. С помощью своих биологических или химических экспериментов они не могут создать даже травинки, но тем не менее заявляют, что творение возникает в результате каких-то химических или биологических процессов. Почему никто не подвергает сомнению весь этот вздор?
Д-р Сингх. Делая окончательный вывод из своих исследований происхождения жизни, они утверждают, что все началось с материи. Иначе говоря, живая материя возникает из мертвой, безжизненной.
Шрила Прабхупада. А как эта живая материя возникает теперь? Когда-то она возникала из неживой материи, а сейчас нет? В результате чего образуется муравей? Он материализуется из грязи? Даже муравей не возникает из инертной материи. Какие у них доказательства подобной теории? Дарвин заявляет, что в далеком прошлом не существовало ни одного действительно разумного человека, что человек просто эволюционировал из обезьян. Если в прошлом не было существ, наделенных разумом, как случилось, что ведические писания были написаны тысячи и тысячи лет назад? Как они объясняют существование такого мудреца, как Вьясадева?
Д-р Сингх. У них нет объяснения этому. Они говорят, что это были неизвестные лесные мудрецы.
Шрила Прабхупада. Они могут ничего не знать о Вьясадеве, но он тем не менее существовал. Откуда он получил такой мозг? Я или вы можем не знать его, но невзирая на это существуют плоды деятельности его мозга: его философия, его язык, его лингвистика, поэтический строй и сила слога. Можно не знать личность, но знать ее ум.
Д-р Сингх. Таким образом, все виды животных существовали с самого начала?
Шрила Прабхупада. Да. То, что все виды возникли одновременно, подтверждается в «Бхагавад-гите». Все разновидности животных и людей, а также полубогов существовали с самого начала. Живое существо хочет получить определенное тело, и Кришна дает его ему. У живого существа есть определенные желания, поэтому оно вступает в связь с определенными качествами материальной природы. Оно получает определенный тип тела, соответствущий форме этой его связи с качествами природы. Склад психики, ум, мышление, эмоции и желания определяют структуру тела, получаемого живым существом. Эволюционный процесс есть, но это не эволюция видов. Неверно, что один вид жизни развивается из другого, так как Кришна утверждает:
авйактад вйактайах сарвах
прабхавантй ахар-агаме
ратрй-агаме пралийанте
татраивавйакта-самджнаке
«В начале дня Брахмы все непроявленные существа переходят в проявленное состояние, а затем, когда наступает ночь Брахмы, они вновь становятся непроявленными» (Б.-г., 8.18).
Под эволюцией подразумевается духовное развитие индивидуального живого существа, проходящего через различные виды жизни. Если кто-либо вошел в тело рыбы, он должен будет шаг за шагом пройти по ступеням эволюции. Если кто-то находится на вершине лестницы и по той или иной причине падает, он будет вынужден снова шаг за шагом подниматься по этой эволюционной лестнице. Конечно, ученые слишком заняты своими исследованиями, чтобы понять это. Если вы скажете им, что в своей следующей жизни они могут стать деревом, они решат, что вы несете вздор. В конце концов, что мы можем узнать путем исследований? Когда известна причина всех причин, все познаваемое становится известным, и не остается ничего непознанного. В Ведах утверждается: йасмин виджнате сарвам эвам виджнатам бхавати (Мундака-упанишад, 1.3). Когда мы познаем Абсолютную Истину, нам открываются все остальные истины, но если мы не знаем Абсолютной Истины, то пребываем в невежестве. Человек может не быть официально признанным ученым или философом, но если он знает Кришну, то может любого вызвать на спор и смело говорить.
Эта современная цивилизация очень гордится своей независимостью, но на самом деле полностью зависит от нефти. Если прекратится снабжение нефтью, что будут делать эти мошенники-ученые? Они ни на что не способны. Пусть они попробуют производить нефть в своих лабораторных пробирках - столько нефти, сколько нужно для их цивилизации. В Индии сейчас не хватает воды. Что ученые могут с этим поделать? Они могут знать химический состав воды, но не могут создать ее, когда в ней возникает нужда. Они нуждаются в помощи облаков, а ими управляет Бог. На самом деле они ни на что не способны. Они побывали на Луне, но, затратив столько усилий, привезли оттуда лишь горстку пыли и камней. Правительство негодяев вымогает налоги и бессмысленно растрачивает средства. Таков их разум. Это государство ослов, только и всего. У политиков нет ни сочувствия, ни сострадания. Им нет дела до того, что народ отдает им деньги, заработанные тяжелым трудом, а они тратят их, запуская на другие планеты огромные космические корабли. Сами они ограничиваются обещаниями привезти оттуда еще больше пыли. Вначале они могут привезти горстку пыли, а затем обещают привезти тонны пыли. Какой во всем этом смысл?
Карандхара дас. Они считают, что на Марсе возможна жизнь.
Шрила Прабхупада. Они могут считать или не считать - какой в этом прок? Нам доподлинно известно по крайней мере то, что жизнь есть здесь. Они знают это, и тем не менее воюют и убивают живое. Здесь есть жизнь. Здесь есть человек. Здесь, несоменнно, есть жизнь. Но они пытаются погубить ее своими огромными бомбами. Вот он - их научный прогресс.
Д-р Сингх. Им очень любопытно узнать, что происходит на других планетах.
Шрила Прабхупада. И поэтому, чтобы удовлетворить свое ребяческое любопытство, они пускают на ветер огромные суммы денег. Они могут тратить огромные деньги на удовлетворение своего любопытства, но когда к ним за помощью обращаются страны, находящиеся в бедственном положении, они говорят, что денег у них нет. Они очень гордятся тем, что слетали на Луну, но почему их не интересует, как попасть к Кришне на Голоку Вриндавану? Если они попадут туда, их любопытство будет полностью удовлетворено. Они узнают, что помимо этой низшей энергии существует высшая, духовная энергия. Материальная энергия не может действовать сама по себе. С ней должна соединиться духовная энергия. Материальные элементы не возникают сами собой. Созидательной способностью обладает душа. Мы можем попытаться сделать что-нибудь из материи, но сама материя творить не может. Водород соединяется с кислородом только тогда, когда этими элементами движет высшая энергия. Только глупцы могут считать, что все космическое проявление, состоящее из одной материи, возникает само по себе. У нас может быть прекрасная машина, но если нет водителя, какая от нее польза? Пока человек не узнает, как работает машина, и пока он не нажмет кнопку, машина не заработает. Аналогично этому, материальная энергия не может действовать без высшей энергии. Этим удивительным космическим проявлением управляет высшая энергия. Все это содержится в писаниях, и все же люди не верят им.
Фактически все является собственностью Бога, однако люди заявляют, что это принадлежит им или их стране. Теперь они говорят о проблеме перенаселения, но на самом деле Бог снабжает нас всем необходимым. Ведь если пользоваться этим правильно, не будет недостатка ни в земле, ни в пище. Люди искусственно создают проблемы, а ученые помогают им, предлагая всевозможные разрушительные изобретения. Этим они только поощряют негодяев и жуликов, пытающихся эксплуатировать собственность Бога. Если вы помогаете убийце или вору, то тоже становитесь преступником. Разве не так? Ученые помогают всем ворам и жуликам, и это приносит миру бесчисленные беспокойства. Следовательно, все они тоже преступники. Стена эва сах. Тот, кто не признает право собственности Верховного Господа, - вор.
Наша миссия - образумить этих негодяев. Сейчас необходимо найти способы, как это сделать. Негодяи страдают, но поскольку они дети Бога, они не должны страдать. Они не знают ни о существовании Бога, ни о существовании счастья. Они ничего не знают ни о блаженстве, ни о вечной жизни. Они проводят одно исследование за другим, а живут пятьдесят, шестьдесят или семьдесят лет. Они не знают, что случится с ними после смерти. Они не ведают о том, что жизнь вечна. В сущности, они низвели себя до положения животных. Животное не знает, что ждет его после смерти, на самом деле оно никогда не думает о смерти. Оно не знает, почему оно здесь, не знает, в чем заключается ценность жизни. Под влиянием майи животное просто продолжает есть, спать, защищаться, совокупляться и умирать. Только и всего. Люди тратят столько сил, но на что? Они говорят, что так упорно борются, чтобы обеспечить всем необходимым будущие поколения, но зачем их обеспечивать? Они не могут ответить на этот вопрос. Наше Движение сознания Кришны призвано указать людям истинную цель жизни, поставив Кришну, Бога, в центре всего. Следовательно, в интересах всех ученых понять это важное Движение.
На пути к духовному миру
Приезд Шрилы
Прабхупады в Америку
Через несколько лет после того как Шрила Прабхупада впервые прибыл в Америку, один из его учеников обнаружил дневник, который Шрила Прабхупада вел во время своего путешествия из Индии на пароходе «Джаладута». Там были стихи на бенгали, написанные от руки. Шрила Прабхупада написал их на борту корабля по прибытии в бостонский порт. Стихи прекрасно передают первые впечатления Шрилы Прабхупады от западной цивилизации и раскрывают его непреклонную решимость изменить сознание Америки.
Мой дорогой Господь Кришна, Ты так добр к этой никчемной душе, но я не знаю, для чего Ты привел меня сюда. Теперь Ты можешь делать со мной все, что пожелаешь.
Я догадываюсь, однако, что у Тебя здесь есть какое-то дело, иначе для чего бы Ты привел меня в это ужасное место?
Большинство людей здесь находятся под влиянием материальных гун невежества и страсти. Поглощенные материальной жизнью, они считают себя очень счастливыми и довольны жизнью, поэтому они не испытывают вкуса к трансцендентному посланию Васудевы. Я не знаю, как они смогут понять его.
Но я знаю, что по Твоей беспричинной милости все возможно, ибо Ты - самый искусный мистик.
Как они смогут понять расы преданного служения? Господи, я уповаю только на Твою милость и молю дать мне сил, чтобы я смог убедить их в истинности Твоего учения.
Все живые существа оказались под властью иллюзорной энергии по Твоей воле, и потому, если Тебе будет угодно, они также по Твоей воле смогут вырваться из тисков иллюзии.
Мне бы хотелось, чтобы Ты освободил их. Они смогут понять Твое послание, только если Ты пожелаешь даровать им освобождение.
«Шримад-Бхагаватам» - Твое воплощение, и, если здравомыслящий человек будет со смирением слушать поведанное в нем, он сможет понять Твое послание.
В «Шримад-Бхагаватам» (1.2.17-21) говорится: «Господь Кришна, Личность Бога - Параматма (Сверхдуша) в сердце каждого и благодетель честного преданного - очищает сердце преданного от стремления к материальным наслаждениям, когда в том развивается потребность слушать Его послания, которые добродетельны сами по себе, если их правильно слушают и повторяют. Благодаря регулярному посещению лекций по «Бхагаватам» и служению чистому преданному все, что вызывает тревогу в сердце, почти полностью уничтожается, и тогда любовное служение Верховному Господу, воспеваемому в трансцендентных песнях, становится необратимым. Как только в сердце навечно утверждается любовное служение, все последствия воздействия гун страсти [раджаса] и невежества [тамаса]: похоть, желания [кама] и страсти - покидают сердце. Тогда преданный утверждается в благости и обретает полное счастье. Так, утвердившись в гуне беспримесной благости, человек, чей ум оживлен соприкосновением с преданным служением Господу, обретает позитивное научное знание о Личности Бога на стадии освобождения от любого материального общения [мукти]. Так разрубается узел в сердце и вдребезги разбиваются сомнения. Цепь кармической деятельности обрывается, когда человек видит, что господином является душа».
Он освободится от влияния гун невежества и страсти, благодаря чему все нежелательное, скопившееся в глубине его сердца, исчезнет.
Как мне сделать так, чтобы они поняли это послание сознания Кришны? Я невезучий, никчемный и самый падший человек. Поэтому я прошу Твоего благословения на то, чтобы суметь убедить их, ибо сам я не в силах сделать это.
Так или иначе, Господи, Ты привел меня сюда, чтобы я говорил о Тебе. Теперь, мой Господь, только от Тебя зависит, чем закончится эта попытка - успехом или поражением. Поступай, как Тебе будет угодно.
О духовный учитель всех миров! Я могу только повторять Твое послание, поэтому, если будет на то Твоя воля, Ты можешь наделить меня способностью говорить так, чтобы они смогли понять меня.
Только по Твоей беспричинной милости мои слова станут чистыми. Я уверен, что, проникнув в их сердца, это трансцендентное послание наполнит их радостью, и они избавятся от всех страданий жизни.
Господи, я подобен марионетке в Твоих руках. Итак, раз уж Ты привел меня сюда танцевать, то заставь меня танцевать, заставь меня танцевать, Господи, заставь меня танцевать, как Тебе угодно.
У меня нет ни преданности, ни знаний, но есть твердая вера в святое имя Кришны. Меня назвали Бхактиведантой, и теперь, если Тебе будет угодно, Ты можешь осуществить истинное предназначение Бхактиведанты.
Подпись:
самый злополучный, ничтожный нищий,
А.Ч. Бхактиведанта Свами,
на борту корабля «Джаладута»,
пирс «Коммонуэлс»,
Бостон, Массачусетс, США,
датировано 18 сентября 1965 г.
Стройте свое государство на духовной основе
Приглашенный выступить с лекцией в Университете Найроби в сентябре 1972 года, Шрила Прабхупада обратился к студентам и государственным служащим, заполнившим Тайфла Холл (зал Независимости). В своей лекции он советовал гражданам развивающегося государства Кении: «...развивайтесь духовно, так как духовное развитие - это развитие в верном направлении. Не подражайте американцам и европейцам, живущим, как кошки и собаки. Атомная бомба уже создана, и, как только разразится новая война, всем их небоскребам и всему прочему придет конец».