Проект «Семейный мяч»
С родителями и детьми старшего дошкольного возраста.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
По форме – познавательно-игровой;
По типу – социальный;
По виду – оздоровительный;
По длительности – долгосрочный
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей старшего дошкольного возраста. Важным средством развития моторной функции служат упражнения с мячом, поскольку именно предметно – манипулятивная деятельность лежит, главным образом, в основе развития двигательных функций рук. Движения рук способствует развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, "отвечающие" за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т.е. непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность.
Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами. Эти игры развивают глазомер, координацию, ловкость, согласованность движений, быстроту реакции, прыгучесть, силу.
Двигательные навыки, приобретаемые детьми в процессе упражнений с мячом, используются ими затем в своей игровой деятельности, переносятся на действия с предметами в быту, т.е. становятся важным составным компонентом их повседневного двигательного поведения. И зачастую, малыш самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть столь желанная для родителей самостоятельность и волевая активность.
|
Однако, хотя данные факты научно доказаны и общеизвестны порой не все родители о них знают и применяют в деятельности. По данным статистического анализа, проведенного в детском саду в подготовительных группах выявлено, что 100% семей имеют дома мяч, но только 49 % из них используют в совместной деятельности с ребенком. Данный факт способствовал обоснованию выбора темы для проектной деятельности и определил приоритетные цели и задачи.
ЦЕЛЬ: способствовать познавательному и физическому развитию ребенка в мире спорта посредством взаимодействия с мячом при сотрудничестве педагога и семьи.
ЗАДАЧИ:
1.Актуализация роли семьи в физическом воспитании дошкольников, формирование гармоничных отношений между детьми и взрослыми.
2. Заинтересовать родителей в использовании мяча в играх с детьми.
3. Научить родителей использовать мяч как основное средство для профилактики нарушений осанки.
4. Познакомить детей с подвижными играми с мячом, в которые играли в детстве их родители. Использовать их в самостоятельной деятельности.
5. Пропаганда здорового образа жизни посредством организации активного досуга с использованием мяча.
ГИПОТЕЗА – предполагается, что применение игр и упражнений с мячом не только на физкультурных занятиях, но и в повседневной жизни, могут повысить уровень координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшего дошкольного возраста, инструктор по физкультуре, родители, воспитатели.
|
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Разработка плана работы с родителями по теме проекта.
3. Беседы с детьми: «Игры, в которые я играю дома», «Для чего нужны мячи?"
4. Анкетирование родителей «Мы с мячом друзья».
5. Знакомство родителей с целями, задачами и направлениями реализации проекта.
6. Индивидуальная работа с педагогами по подготовке и проведению совместных мероприятий
2 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ
1. Знакомство детей и родителей с историей возникновения мяча посредством видео презентации.
2. Проведение викторины «Мой веселый звонкий мяч»
3. Совместная деятельность родителей и детей.
4. Проведение подвижных игр.
5. Привлечение детей к созданию картотеки видов спорта, родителей к созданию картотеки «Игры нашего детства».
6. Знакомство родителей с упражнениями для формирования осанки с мячами и практическое их применение.
3 ЭТАП – ОБОБЩАЮЩИЙ
Анализ проведенной работы, соотнесение результатов с поставленными целями.
Проведение итогового мероприятия.
Создание фоторепортажа.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА
- Формирование активной позиции у детей и родителей по здоровьесбережению посредством игр и игровых упражнений с мячом.
- Понимание важности занятий физической культурой и спортом для сохранения и укрепления здоровья своих детей.
- Информированность родителей о роли физического воспитания и значимости мяча в физическом развитии дошкольника.
- Формирование знаний детей и родителей об истории мяча, разнообразии игр с мячом.
- Освоение детьми различных игр с мячом и появление интереса к играм с мячом вне детского сада.
- Передача игрового опыта родителей следующему поколению.
- Знакомство родителей с лечебными свойствами мячей.
· Повышение уровня физической подготовленности детей.
|
- Заинтересованное отношение родителей к совместной активной деятельности с детьми.
· Создание пособий и методического материала по ознакомлению детей и родителей с формами активной деятельности с мячом.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I встреча:
1. Знакомство детей и родителей с планом проекта.
2. Подведение итогов анкетирования.
3. Просмотр видео презентации «История мяча».
4. Викторина «Мой веселый звонкий мяч».
5. Подвижная игра «Переброска мячей»
6. Домашнее задание. Детям раскрасить картинки видов спорта. Родителям вспомнить игры из детства, записать, а детям нарисовать ход игры.
II встреча:
1. Знакомство детей с подвижными играми с мячами, в которые играли родители в детстве.
2. Проигрывание подвижных игр.
3. Создание родителями картотеки подвижных игр.
4. Рассматривание мячей (форма, материал, рельеф, способы передачи) и распределение их по видам спорта.
5. Создание детьми картотеки видов спорта.
III встреча:
1. Знакомство родителей с лечебными свойствами мячей.
2. Семинар-практикум с родителями «Мяч – как средство профилактики нарушения осанки»
3. Выступление специалиста детской поликлиники по ЛФК.
4. Изготовление буклета «Мяч — как средство для профилактики нарушения осанки»
IV встреча:
1. Подведение итогов
2. Спортивное мероприятие «Праздник мяча»
3. Фоторепортаж проекта «Семейный мяч»
ЛИТЕРАТУРА:
1. Волошина Я. Организация здоровье сберегающего пространства// Дошкольное воспитание. - № 1. – 2004
2. Глазырина Л.Д. На пути к физическому совершенству. - Минск, 1987
3. Данько Ю.И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности/ Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - М.: Просвещение, 1980
4. Детские подвижные игры/ Под ред. Е.В. Конеевой. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006
5. Цой Е. Физическое и психическое развитие, коррекция и оздоровление дошкольников// Дошкольное воспитание. - № 10. – 2006
6. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. - М.: Академия, 1998
7. Фонарев М.И., Фонарева Т.А.Лечебная физкультура при детских заболеваниях. Л., 1977
8. Нищева, Н.В. О здоровье дошкольников родителям и педагогам / Н.В. Нищева. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006
9. Здоровье дошкольников [Электронный ресурс].-Режим доступа: [https://www.medicall.ru/articles/aerobika] – 19.05.2015
«Праздник мяча»