Билет №25
Основные направления и тенденции развития современной литературы.
С позиции становления отечественной литературы первое десятилетие XXI века наиболее показательно. В 90-е годы происходила своеобразная «перезагрузка» российского литературного процесса: наряду с начавшимся книжным бумом и появлением «возращённой литературы» мы были свидетелями определённой борьбы русских литераторов с искушением вседозволенности, которое удалось преодолеть лишь к началу нулевых. Именно поэтому процесс осознанной закладки фундамента новой литературы стоит отнести к началу нового столетия.
Поколения писателей и жанры современной литературы
Современная российская литература представлена несколькими писательскими поколениями:
- шестидесятники, заявившие о себе ещё в период «оттепели» (Войнович, Аксёнов,Распутин, Искандер), исповедующие своеобразный стиль иронической ностальгии и нередко обращающиеся к жанру мемуаров;
- «семидесятники», советское литературное поколение (Битов, Ерофеев,Маканин, Токарева), начавшее литературный путь в условиях застоя и исповедующее творческое кредо: «Плохи обстоятельства, а не человек»;
- перестроечное поколение (Толстая,Славникова, Пелевин, Сорокин), фактически открывшее эпоху неподцензурной литературы и занявшееся смелыми литературными экспериментами;
- писатели конца 90-х (Кочергин,Гуцко,Прилепин), составившие группу самых молодых фигур литературного процесса.
Среди общего жанрового разнообразия современной литературы выделяются такие магистральные направления:
- постмодернизм (Шишкин, Лимонов, Шаров,Сорокин);
- антиутопия(Быков, Аксёнов,Маканин);
|
- «женская проза» (Улицкая, Токарева,Славникова);
- массовая литература (Устинова,Дашкова,Гришковец).
Литературные тенденции современности в зеркале литературных премий
В вопросе рассмотрения литературного процесса в России нулевых годов наиболее показательным будет обратиться к списку лауреатов премий.
Как известно, явление постмодернизма возникает и укрепляется одновременно с возрастающей потребностью переоценки культурного или исторического опыта. Эта тенденция отразилась в заявившей о себе ещё в начале 90-х премии «Русский Букер».
В этот период награды были удостоены О. Павлов за «Карагандинскиедевятины», М. Елизаровза альтернативную историю «Библиотекарь», В. Аксёнов за свежий взгляд на Просвещение в «Вольтерьянцах ивольтерьянках».
Вместе с тем, победителями «Национального бестселлера», обусловившего жанровую пестроту лауреатов, в разные годы стали совершенно разноплановыеЛ. Юзефовичс детективом из «путилинской трилогии» «Князь ветра», Д. Быков с биографическим «Борисом Пастернаком» для серии «ЖЗЛ», В. Пелевинс очередной мистификацией «ДПП (nn)», а юбилейный «Супер-Нацбест» в 2011 году получил З.Прилепинза сборник рассказов «Грех».
Читающая Россия стала свидетелем ещё одной любопытной тенденции, продемонстрировавшей интерес общественности к крупным литературным формам, столь привычным для почитателей классической русской словесности. Это явление отразилось, прежде всего, на лауреатах награды «Большая книга», где во главу угла была поставлена традиционность литературной подачи и объём произведения.
|
В упомянутый период «Большую книгу» получили:
- Д. Быков, снова за «Бориса Пастернака»,
- Д.Гранинза военно-биографического «Моего лейтенанта»,
- В.Маканинза современную чеченскую сагу «Асан».
Рассмотренные тенденции указывают на синкретичность (сочетание разнородных философских начал в одну систему без их объединения) современного литературного процесса. Современный читатель, как, впрочем, и литератор, ищет максимально приемлемый опыт получения нового литературного опыта – от привычной глазу классичности до броского постмодерна, а это означает, что отечественная культура встречает вызовыXXIвека живой и развивающейся литературой.
А.И. Солженицын. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве (на примере одного произведения).
Основной темой творчества А.И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Его творчество притягивает читателя своей правдивостью, болью за человека: «…Насилие (над человеком) не живёт одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью, – писал Солженицын. – А нужно сделать простой шаг: не участвовать во лжи. Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но через меня». Писателям и художникам доступно большее – победить ложь.
В своих произведениях «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» Солженицын раскрывает всю сущность тоталитарного государства.
Запретных тем коснулся и Солженицын в произведении «Один день Ивана Денисовича». Иван Шухов – главный герой повести – фронтовик, теперь живущий, колхозник, теперь отправлен в трудовой лагерь. Солженицын справедливо рассудил, что для правдивого описания несправедливости репрессий советского государства лучше всего показать жизнь простого человека. Всего один лагерный день – от подъёма до отбоя. Шухов сочувствует всем, с кем отбывает наказание и мечтает только об одном – вернуться домой и продолжать работать. Тихие сельские заботы этот человек считает счастьем потому, что в поле он ни от кого не зависит – сам на себя работает и сам себя кормит.
|
Лагерь становится местом действия ещё одной знаменитой книги «Архипелаг ГУЛАГ». В двух томах автор подробно рассказывает сначала о том, как строилось государство советов – пытки, расстрелы, доносы, а затем во втором томе рассказывает о лагерной жизни и судьбах тех, что страдал и погибал в темных камерах.
Немало архивных документов исследовал Александр Солженицын, чтобы писать правду. Ему пригодились также и собственные воспоминания, ведь од больше 10 лет провёл в следственных изоляторах и на лагерных нарах из-за того, что в своих письмах посмел критиковать Сталина. Все действующие герои – реальные люди. Писатель знал, что история не сохранит их имён, как и сотни других, которые навсегда пропали и похоронены были в братских могилах. Желая увековечить не только тех, с кем был знаком лично, но и всех невинных, попавших в горнило репрессий.
Таким образом, судьба человека, по мысли Солженицына, зависит от того выбора, который делает сам человек. Тоталитаризм существует не только благодаря тиранам, но и благодаря пассивному и равнодушному ко всему большинству, «толпе». Только выбор истинных ценностей может привести к победе над этой чудовищной тоталитарной системой. И возможность для такого выбора есть у каждого.