Современные тенденции, проблемы и перспективы развития экономики России




Развитие экономики России весьма неоднозначно, так как включает в себя многоплановые проблемы и противоречия, в том числе: особенности экономического положения, климатические условия, менталитет проживающего на ее территории многонационального народа, исторические закономерности, характерные преимущественно для Российского государства в сравнении с другими странами и многое другое. В вопросах развития экономической системы РФ нельзя не затронуть период перехода экономики от планового регулирования к рыночным отношениям, которые всегда являлись основополагающим условием становления общих основ как внутренней, так и внешней стабильности в государстве. С другой стороны современные тенденции развития отечественной экономики во многом зависят от взаимодействия с заграницей, от состояния мировой экономики в целом, от наличия и использования природных ресурсов, научно-технического развития и других факторов [3]. Говоря о тенденциях развития экономики России, следует отметить, что по своему развитию она в 2014 г. среди многочисленных стран мира по объему номинального ВВП занимала десятое место (данные Всемирного Банка) [5]. В целом современная отраслевая структура ВВП российской экономической системы представляет собой следующее: — сельское и лесное хозяйство — 4,2 %; — добыча полезных ископаемых — 10,3 %; — обрабатывающая промышленность — 15,6 %; — производство и распределение электроэнергии, газа и воды, прочие коммунальные услуги — 5,2 %; — строительство — 6,5 %; — торговля — 18,4 %; — транспорт и связь — 8,7 %; — финансы и услуги — 17,5 %; — госуправление, образование, здравоохранение и военная безопасность — 13,6 % [4]. Однако, современный потенциал рыночная экономика составляет немногим более половины экономики бывших стран Советского Союза, хотя активы и потенциал ее огромны. Безусловно, современная оценка развития российской экономики целесообразно проводить с учетом особенностей плановой экономики, как стартового положения национальной экономики на начало трансформационных рыночных преобразований. Отметим, что экономика Советского Союза, которая функционировала еще до перестройки, не претерпевала столь значимых изменений в период с 1953 по 1987 гг., несмотря на то, что некоторые преобразования все же имели место быть. План на пятилетку и годовые планы были основными механизмами экономической политики страны. В целом, централизованная плановая система основывалась на представлениях о том, что если по каждому виду продукции будет выполнен или перевыполнен план, то спрос и предложение достигнут сбалансированного положения. Плановая система позволила советским лидерам эффективно перераспределять ресурсы во время мировых экономических кризисов с наименьшими потерями. С этим же связано и форсированное восстановление экономики страны после тяжелой Второй Мировой войны с последующим превращением Советского Союза в мировую державу. Что касается экономических реформ 1990-х гг., даже в настоящее время невозможно до конца дать им однозначную оценку. Попытки Горбачева преобразовать существующую в России экономическую систему (1985–1991 гг.) лишний раз доказали всю сложность перехода к рынку. Об этом же свидетельствовали совершенно абсурдные шаги Ельцина на пути построения капитализма: недобросовестная приватизация, политика поощрения импорта, отказ от протекционизма, либерализация цен, поглощение отечественного бизнеса иностранным капиталом — все эти попытки привели к полнейшему развалу некогда сильнейшей державы, установлению прямой зависимости от иностранных партнеров [1]. Фактически весь производственный потенциал России был разрушен, по ряду товаров производство полностью приостановлено, создавались условия для развития черного рынка, массовой бедности, незаконной торговли — в совокупности это сформировало такую «гремучую смесь», последствия которой и по сей день не представляется возможным ликвидировать до конца. На наш взгляд, события 90-х гг. несут преемственную взаимосвязь тех явлений с современным состоянием экономики, так как в начале перестройки был заложен «фундамент» новой экономической системы, неэффективной и уязвимой для экзогенных факторов, социально не справедливой. Эта преемственность проявляется, прежде всего, в том, что самостоятельности и независимости в ходе различного рода преобразований (в период с 2000-х и по сей день) российская экономика так и не добилась, несмотря на то, что был сделан огромный шаг в восстановлении экономического потенциала государства, характеризующимся активными темпами восстановления после серьезнейших испытаний. Наша страна сидит на «нефтяной игле», собственная индустрия — отечественное производство развивается очень медленными темпами, что негативно сказывается на внутренней стабильности государства. Большинство предприятий, приостановивших свою работу за годы перестройки, по-прежнему остаются банкротами. Экономическая зависимость России от стран зарубежья прослеживается и на основе ряда политических действий, свидетелями которых мы и являемся сейчас. Хотя в этом аспекте можно выделить как общие негативные черты, так и ряд позитивных, стимулирующих необходимое восстановление отечественной промышленности и сельского хозяйства. Так в частности отметим, что обострение внешнеполитических противоречий России со странами Западной Европы, в частности с членами Европейского Союза под непосредственным давлением США привело к применению со стороны последних пакета экономических санкций, призванных «задавить» любой экономический потенциал России. Тем не менее,по оценке инициаторов введения ограничений (США) от февраля 2015 г., санкции против России не изменили российской политики, собственно как и не привели к сильному экономическому упадку страны. Несомненно, приостановление сотрудничества с рядом ведущих стран Западной Европы имело ряд негативных черт, тем не менее, введение такой меры как «ограничение ввоза импортных товаров» благоприятно сказалось на развитии отечественного производства, легкой и тяжелой промышленности, сельского хозяйства, сопровождаясь активным внедрением новых технологий и инновационных моделей исследования с точки зрения научно-технического прогресса. В тоже время ни о какой изоляции России от внешнего мира не может быть и речи, так как значительна ее роль на международной арене, огромны природные богатства, на экспорте которых завязаны все экономические контакты с зарубежьем. Руководству нашей страны удается держать под контролем внешнеполитическую обстановку, какой бы напряженной она не была в настоящее время. Большое значение для устойчивого развития российской экономики имеет стабильность курса российского рубля. Отметим, что на начало 2014 г. наблюдалось стремительное падение курса рубля. Следовательно, учитывая подобную ситуацию, в современных условиях нестабильности мировой экономики, периодически возникающих финансовых кризисов, негативно сказывающихся на Российской экономике; важной задачей является укрепление национальной валютной единицы. На основе состояния современной российской экономики, реализация провозглашенной свободной конвертируемости рубля может затянуться на 10–20 лет, чему способствует целый ряд противоречий. В частности, по некоторым параметрам паритета покупательной способности рубль является недооцененным. Повышение его стоимости поможет сдержать инфляцию, которая находится на высоком уровне, но поставит под угрозу рост экономики [2]. Существует угроза, что поддерживаемый нефтью обменный курс сделает Российскую промышленность неконкурентоспособной. С другой стороны, одним из основных причин недоверия к рублю является инфляция, темпы роста которой очевидно необходимо уменьшать. Только тогда будет выполнено важнейшее условие достижения фактической конвертируемости рубля — доверие к национальной денежной единице внутри страны и за рубежом. На наш взгляд, развитие российской экономики имеет весьма значительный потенциал, и это выражается, прежде всего, в наличии огромных активов внутри страны: огромнейшие запасы природных ресурсов, сырья, рабочей силы — все это присутствует, осталось только научиться правильно их использовать, ликвидируя существующую зависимость от Европы. Также традиционно слабыми сторонами непосредственно внутри страны остаются факторы, характеризующие общественные институты, слабая защита прав собственности, проблемы с доступом к венчурному капиталу, низкая эффективность проводимой в стране экономической политики, инфляция, недостаточная развитость инфраструктуры, валютное и налоговое регулирование, преступность. Нам представляется, что устранив перечисленные недостатки, наша экономика достигнет нового, более высокого уровня социально-экономического развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: