Выбор темы курсовой работы и оформление задания на ее выполнение




К выбору темы курсовой работы существует два основных подхода.

Первый заключается в том, что тема определяется преподавателем, являющимся научным руководителем, при подготовке курсовой работы. При этом тема курсовой работы является производной от той научной проблематики, которой занимается преподаватель.

Второй заключается в том, что тему выбирает (и предлагает) сам студент. При этом тема может способствовать преодолению затруднений, возникающих в практической деятельности студента (при работе по специальности, в спортивной деятельности). В этом случае студент может исходить из интересов, возникающих при освоении дисциплины «Теория и методика физической культуры».

Тематика курсовой работы в любом варианте выбора должна отвечать следующим требованиям:

· соответствовать дисциплине, по которой она выполняется;

· отвечать задачам подготовки специалиста;

· разрабатывать имеющиеся актуальные проблемы физического воспитания;

· выбор темы должен быть ориентирован на перспективу подготовки дипломной работы.

На основании выбранной темы формулируется название работы. Сразу найти точную и краткую формулировку названия непросто. Название – «визитная карточка» работы. Название должно соответствовать содержанию работы. Примерное рабочее название, принятое первоначально, как правило, уточняется в процессе проведения исследования.

После того, как выбрана и согласована с научным руководителем тема, сформулировано название, составляется задание на выполнение курсовой работы. Задание является нормативным документом, отражающим основные сведения о курсовой работе, устанавливающим этапы и окончательный срок представления работы научному руководителю.

Изменение задания (в том числе и темы) на выполнение курсовой работы производится заведующим кафедрой по письменному заявлению научного руководителя.

Защита курсовой работы проводится в присутствии научного руководителя и не менее двух преподавателей кафедры. Протокол защиты хранится на кафедру, а оценка за курсовую работу проставляется в ведомость и в зачетную книжку студента.

Общая характеристика методологического аппарата при подготовке курсовой работы (объекта, предмета, цели и задач)

Успешность выполнения курсовой работы в значительной мере определяется разработанностью методологического аппарата, к которому в первую очередь относятся объект, предмет, цель и задачи исследования. Именно эти категории в первую очередь определяют логику и содержание проведения исследования и структуру оформления полученных результатов в виде курсовой работы.

Объект исследования – это процесс или явление, избранное для изучения (например, физическое воспитание, спортивная тренировка, обучение двигательному действию, развитие физических качеств и т.п.). Объект педагогического исследования лежит в области целенаправленного процесса (тренировочного, учебного и т.п.): его теории и методики организации; его содержания и принципов, изучения сложившихся и создания новых форм, методов и приемов деятельности учителей, тренеров.

Избранная для изучения проблема может быть исследована в разных аспектах. Предмет исследования – это аспект исследования проблемы, та точка зрения на проблему, с которой исследователь познает объект. Предмет определяется актуальностью исследования и отражает эту актуальность. Объект исследования выступает как заданное, предмет – как то, что отыскивается, устанавливается.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Следовательно, один и тот же объект может иметь различные предметы изучения.

Например, объект – обучение двигательным действиям. Обучение может осуществляться с использованием различных методов, методических подходов. Соответственно, и изучение особенностей и эффективности этих методов, методических подходов может осуществляться с различных позиций, что и определяет предмет изучения. Предметом при овладении двигательных действий могут быть проблемные элементы; программированное обучение; использование тренажерных устройств, средств наглядности, мультимедийных технологий и т.п.

Предмет, как и объект, обязательно должен быть отражен в формулировке названия курсовой работы.

После определения объекта и предмета исследования формулируется цель. Цель исследования – это центральный момент работы. Цель – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы. В качестве цели исследования обычно формулируется в самом обобщенном, сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

Некорректность при формулировании цели исследования возникает в том случае, когда намечаемый научный результат подменяется практическими целями (например, при следующей формулировке цели: «совершенствовать процесс овладения двигательными действиями» или «повысить эффективность развития выносливости» и т.п.).

В наиболее общем виде могут применяться следующие алгоритмы формулирования цели:

Разработать (что?)

· педагогические (методические) основы формирования (или воспитания, развития) (чего?) двигательных умений (или развития физических качеств, или воспитания личностных черт) (у кого?) у младших школьников (студентов, детей дошкольного возраста);

· теоретическую модель (чего?) проведения мониторинга состояния физической подготовленности (у кого?);

· критерии, требования оценки (чего?) состояния физического здоровья (у кого?).

Обосновать (что?) содержание (средства, методы, формы организации) (чего?) тренировочных занятий (уроков физической культуры, коррекционных занятий, гимнастики до занятий, физкультурных пауз) (у кого? где?) в группах начальной подготовки ДЮСШ (у учащихся младших классов...).

Выявить (обосновать, экспериментально проверить) (что?) методические условия формирования (воспитания, развития) (чего?) двигательных навыков (физических качеств, личностных черт, здорового образа жизни) (у кого?).

Если курсовая работа носит обзорно-аналитический характер, то цель может формулироваться следующим образом:

Проанализировать (что?)

· содержание (организационные формы, методы) (чего?) постановки физического воспитания за рубежом;

· существующую систему (чего?) спортивной подготовки (кого?) самбистов.

В случае, если курсовая работа посвящена творческому наследию какого-либо известного ученого (тренера, учителя физической культуры), то цель следует сформулировать следующим образом:

· охарактеризовать (что?) педагогическую концепцию (например, П.Ф.Лесгафта);

· показать (что?) ее значимость (в чем?) и роль и развитии современной системы физического воспитания (кого?) школьников.

На основании сформулированного объекта, предмета и цели определяются и задачи. Под задачами понимаются частные, сравнительно самостоятельные цели исследования. Только последовательно решив поставленные задачи, становится возможным достижение цели.

Следует отметить и то, что задачи прямо исходят не только из цели, но и из предмета исследования, так как именно предмет исследования определяет круг задач.

Задач исследования бывает несколько и между ними существует тесная связь. Как правило, нельзя решить одну задачу, не решив другую (например, нельзя определить влияние на юных конькобежцев различных методов тренировки, не изучив возрастные особенности их сердечно-сосудистой и дыхательной систем).

Формулировать задачи следует как можно тщательнее, так как от этого зависит содержание самой работы и ее структура (так как каждой задаче соответствует определенный раздел или подраздел, заголовки которых составляются именно из формулировок задач). Формулирование задач осуществляется обычно в форме глаголов: изучить что?, описать что?, выявить что?, определить что?

Существует определенный, единый для исследований любого уровня порядок выдвигаемых задач, который зависит от вида курсовой работы. Если работа носит опытно-экспериментальный характер, то первая задача заключается в изучении самой проблемы (ее решение, как правило, связано с изучением литературных источников по избранной теме). Вторая задача нацелена на то, как выявленная проблема может быть решена. Это сугубо теоретическая задача, связанная с построением модели, представляемой исследователем. Третья задача направлена на разработку в соответствии с предлагаемой моделью (концепцией) экспериментальной программы (методики, технологии). Четвертая задача заключается в изучении эффективности разрабатываемой программы (методики, технологии и т.п.).

В том случае, если курсовая работа носит обзорно-аналитический характер, то порядок выдвигаемых задач – от общего к частному. Так, например, если тема курсовой работы «Развитие силы у детей младшего школьного возраста», прежде чем рассматривать непосредственно вопросы, связанные с развитием силы у детей, необходимо рассмотреть общую характеристику силы, физиологические механизмы ее проявления, методы и средства развития силы вообще, возрастные особенности детей младшего школьного возраста и только тогда перейти к рассмотрению особенности развития силы в данном возрасте. Все названные аспекты и должны первоначально найти отражение в задачах, а затем в названиях разделов (или подразделов).

Таковы, в самом общем представлении, методологические категории, необходимые для подготовки курсовой работы. Существует еще одна чрезвычайно важная категория – это «гипотеза». В курсовой работе по теории и методике физического воспитания, являющейся первым опытом проведения исследовательской работы, формулирование гипотезы является необязательным. Гипотеза – это обоснованное предположение о результате разрешения проблемы при проведении исследования. Существует два основных вида гипотез: описательная (эмпирическая) и объяснительная (теоретическая). Описательная гипотеза заключает предположение о возможных характеристиках каких-то фактов, явлений, регистрируемых при проведении исследований. Объяснительная же гипотеза отражает какие-то причинно-следственные связи, закономерности чего-л. (т.е. сущностные стороны). В курсовых работах обычно отражена описательная гипотеза.

Характеристика структуры и содержания курсовой работы

Курсовая работа должна иметь четкую структуру и включать:

1) титульный лист;

2) содержание (оглавление);

3) введение;

4) основную часть (несколько разделов);

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложение (при необходимости).

Все страницы текста должны быть пронумерованы. При этом номер страницы не проставляется на титульном листе и на странице-оглавлении. Таким образом, обычно первой нумеруется страница 3 (там, где начинается введение).

Титульный лист.

Титульный лист – первая страница работы, на которой содержатся сведения об учебном заведении, факультете, кафедре, на которой выполнена работа; сформулирована тема (название работы); содержится фамилия, имя, отчество автора; фамилия и инициалы научного руководителя (с указанием ученой степени и должности); название города (в случае представительства и филиала указывается город, в котором это представительство или филиал находится) и год написания.

 
 

Образец оформления титульного листа:

Содержание (оглавление) размещается на второй (не пронумерованной) странице. В содержании последовательно излагаются все названия разделов (подразделов), если они имеются в курсовой работе, с указанием страниц. Разделы обязательно должны соответствовать соответствующим названиям в текстовой части работы. Следует отметить, что такие разделы курсовой работы, как «введение», «заключение», «список использованной работы», «приложения», не нумеруются. После названия разделов в самой курсовой работе точки не ставятся.

При оформлении курсовой работы по теории и методике физического воспитания могут использоваться два варианта структурирования работы (а следовательно, и его представления в «содержании»). В первом варианте в «содержании» обозначаются лишь пункты (арабскими цифрами); во втором – разделы и подразделы.

Введение. Введение – это своего рода программа курсовой работы. В нем обязательно должны присутствовать следующие составляющие:

· обоснование выбора темы, определение ее актуальности;

· объект исследования;

· предмет исследования;

· цель работы;

· задачи работы;

· общее обоснованное представление структуры работы;

· описание методов исследования (в том случае, если в дальнейшем в работе методы не приводятся в специальном разделе (или подразделе)).

Основная часть курсовой работы. Основная часть отражена в приведенных в содержании разделах после введения (до заключения). Если курсовая работа обзорно-аналитического характера, основная часть строится на основе анализа имеющейся литературы по выбранной теме (учебников, учебных пособий, статей из журналов и сборников научных трудов, монографий, авторефератов диссертаций). При этом, как правило, используется дедуктивный метод изложения – от общих вопросов к частным.

В первой части курсовой работы опытно-экспериментального характера приводятся материалы из литературных источников. Таким образом проводится анализ, который позволяет выяснить и показать, что по избранной теме уже сделано, а что остается невыясненным (Раздел I). Именно это невыясненное (или выясненное, но не со всей очевидностью и требующее уточнения и т.п.) и составляет проблему, делает экспериментальное исследование актуальным. Это теоретическая, базовая часть работы. Затем (в Разделе II) дается описание используемых в экспериментальном исследовании методов, тестовых методик и раскрываются вопросы организации эксперимента. После этого (в Разделе III) приводятся результаты самого эксперимента.

Следует особо отметить, что полученный при проведении экспериментального исследования фактический материал по возможности необходимо подвергнуть статистической обработке с получением:

средней арифметической (х), ошибки средней (m), среднего квадратического отклонения (δ) и достоверности полученных результатов (на основании средней ошибки разности – «t»).

Далее полученные результаты систематизируются и представляются в таблицах и рисунках (диаграммах). Представленные результаты подлежат обязательному обсуждению (интерпретации). Некий алгоритм обсуждения включает рассмотрение следующих вопросов:

1. Что подлежит обсуждению?

2. О чем свидетельствуют обсуждаемые данные сами по себе и в сравнении с другими?

3. Чем обусловлено их состояние?

4. Что из полученных результатов вытекает с полной очевидностью?

5. Какие выводы можно сделать из результатов обсуждения фактов?

a) достаточно определенные;

b) менее определенные.

6. Что остается неясным?

7. Какие знания из полученных являются новыми, какие уточняют, развивают, опровергают, подтверждают известное в науке и практике?

8. Какие проблемы обнаруживаются в результате интерпретации?

Лишь после обсуждения следует перейти к подготовке заключения.

Заключение. В заключении, во-первых, должно быть последовательно отражено, что сделано студентом при подготовке курсовой работы. Во-вторых, должны быть сформулированы выводы, которые должны соответствовать задачам (и гипотезе). В-третьих, в заключении следует рассмотреть перспективы дальнейшей разработки темы курсовой работы (это может быть перспектива включения изложенного материала в дипломную работу).

Приложения. В приложения включается различного рода второстепенный материал –иллюстративный материал, анкеты, протоколы тестирования и др.

Требования к техническому оформлению курсовой работы

Выполнение основных правил оформления любой исследовательской работы повышает культуру представления полученных результатов, которые становятся более доступными для понимания.

Общие технические требования к оформлению курсовой работы, связанные с оформлением текстовой части, представлением табличного и графического материалов, составления списка литературы.

Текст рукописной курсовой работы по «Теории и методике физической культуры» (объемом около 30 печатных страниц) печатается на одной стороне стандартного листа бумаги форматом А4 (210х297) через 1,5 интервала в компьютерной программе Microsoft Word. При этом:

· текст должен быть оформлен гарнитурой Times New Roman (которая наиболее соответствует стандартному книжно-журнальному варианту); размер шрифта – 14 (размер шрифта следует подобрать так, чтобы соблюдалось количество знаков в строке и строк на странице);

· номер страницы проставляется вверху в центре, нумерация должна быть сквозной;

· в тексте должны быть включены функции «Выравнивание текста по ширине», «Отступ (красная строка) – 1,25-1,27 см» (5 печатных знаков).

Требования к литературно-графическому оформлению.

При оформлении текстовой части курсовой работы необходимо соблюдать ряд требований, касающихся:

· оформления заголовков и выделения абзацев;

· правил ссылок на авторов;

· использования сокращений;

· оформления таблиц и рисунков.

Оформление заголовков и выделение абзацев.

Названия отдельных основных разделов печатаются прописными буквами, а подразделов – строчными. Заголовки при этом размещаются по центру, отдаляясь от основного текста сверху и снизу тремя интервалами. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точки после заголовков не ставятся.

Текст должен делиться на абзацы, которыми выделяются относительно обособленные по смыслу части. Каждый абзац начинается с красной строки – 5 печатных знаков. Типичные ошибки при оформлении работ студентами – выделение в абзацы отдельных предложений или, наоборот, сложный текст, объемом на целую страницу.

Ссылки на авторов в тексте.

Ссылаясь на исследование того или иного автора, необходимо в скобках указать инициалы и фамилию автора, а затем, после запятой – год издания упоминаемого источника. Если необходимо сослаться на несколько авторов, то их перечисляют в хронологической последовательности издания работ, разделяя точкой с запятой (И.И. Петров, 2012; В.И. Сидоров, 2011).

В тех случаях, когда ссылка требует упоминания фамилии автора в самом тексте изложения, год публикации дают сразу после фамилии в скобках: А.А. Иванов (2012). В ссылках после обозначения года буква «г» не ставится.

Существует также и другой подход, который заключается в том, что связь текста со списком литературы осуществляется с помощью ссылок, для нумерации которых используются порядковые номера источников, приведенных в списке литературы. Два способа оформления ссылок: 1) фамилия автора в тексте не приводится (приводятся лишь порядковый номер источника). Например: «Мы разделяем точку зрения ряда авторов [2; 5; 10; 12]...»; 2) упоминание в тексте фамилии автора: пишется и фамилия (с инициалами) автора и соответствующий порядковый номер источника. Например, если делаются ссылки на работу, представленную в курсовой работе под номером 3, то эта цифра, наряду с фамилией автора, должна ставиться в тексте курсовой работы, например, «Б.Ф. Вашляев [3] утверждает...». Как видно из приведенных примеров, цифра, обозначающая порядковый номер источника, при таком обозначении ставится в квадратные скобки.

В тех случаях, когда в тексте необходимо привести цитату (т.е. дословное приведение какой-то мысли автора), то в текстовой части курсовой работы указывается номер страницы, откуда это высказывание взято. Например: «Основное условие развития силы у младших школьников, как указывает В.С. Балмашев [2, с. 18], заключается в применении подготовительных упражнений». Следует отметить, что цитирование должно производится точно, с соблюдением всех особенностей подлинника, вплоть до знаков препинания. Если приводится сокращенная цитата, то в местах опущенного текста ставится знак <…>, а знаки препинания до и после точек не ставятся. Цитаты, как видно, из приведенного примера, заключаются в кавычки.

Сокращения в тексте.

В курсовой работе (как и в любой научной работе) допускаются такие сокращения, как «т.е.», «и т.д.», «и т.п.», «и др.», «и пр.». Нельзя сокращать слова «так как», «так называемые», «таким образом» и т.п. Не допустимо делать сокращения путем слияния слов (спорттренировка, спецупражнения, физрук и т.п.).

Не общепринятые сокращения следует оговорить в начале текста при первом употреблении или в отдельном перечне сокращений (аббревиатуры, например). Например, образовательное учреждение (далее ОУ).

Сокращаются общепринятые единицы измерений, широко используемые при тестировании в физическом воспитании (см; м; мм; сек; мин).

Оформление цифрового и иллюстративного материала в тексте.

Цифровой материал рекомендуется оформлять в виде таблиц, назначение которых облегчать восприятие излагаемых результатов. Основные правила оформления таблиц следующие:

· обязательна нумерация таблиц, которая должна быть сквозной (от начала до конца работы);

· нумерация проставляется с правой стороны в верхней части над названием таблицы (которое является обязательным) слово «Таблица» в названии таблицы не сокращается [Таблица 1];

· точка после названия таблицы не проставляется;

· однотипные таблицы в работе следует строить одинаково (например, таблицы, включающие показатели быстроты и выносливости или аналогичные таблицы показателей у мальчиков и девочек и т.п.);

· нельзя оставлять пустые графы и колонки;

· числовые показатели должны иметь одинаковое число знаков после запятой;

· знаки препинания в конце ячеек таблицы (точки, запятые. точки с запятой) не ставятся.

Иллюстрации любого содержания и графического исполнения называются рисунками (диаграммы линейные, столбиковые, секторные; схемы). Рисунки имеют отдельную сквозную нумерацию. Подпись к рисунку делается под ним (рисунком) слева в следующей последовательности: рисунок, порядковый номер рисунка (без знака №), точка, название рисунка с заглавной буквы. В конце названия точка не ставится. Располагать рисунки в работе следует непосредственно после первой ссылки на этот рисунок в тексте. Допустимо расположение рисунка на следующей странице, но лишь в том случае, если в указанном месте они не помещаются.

Требования к оформлению списка литературы.

Книги:

Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: уч. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Ж. К.Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2008. – 480 с.

Статьи из журналов, газеты:

Третьякова Н. В. Нормативно-правовые основания обеспечения здоровья детей и подростков в учебном заведении // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2011. – № 1 (71). – С.124 – 127.

Статьи из сборника:

Терешкин А. Ф. Влияние физических упражнений на выносливость и сердце школьников. // Гигиенические основы физического воспитания: Сб. науч. трудов / Под ред. Б.В. Сергеева. – Таллин, 2005. – С. 193 – 194.

Материалы конференции:

Балмашев В. С. Анализ динамики состояния силовой подготовленности учащихся общеобразовательных школ // Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: Тезисы докл. II Российск. научн.-практич. конф., 14 апреля 2010 г. – Екатеринбург, 2010. – С. 31 – 34.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: