В настоящее время основными законодательными актами в области экологической оценки проектов в России являются Федеральный закон «Об экологической экспертизе», разработанный в развитие общих требований Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Градостроительный кодекс РФ. Данные законы, а также ряд подзаконных актов, конкретизирующих и уточняющих их положения, определяют требования к проведению экспертизы. Общие требования к ОВОС, проводимой заказчиком, определяются «Положением об оценке воздействия хозяйственное и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», принятом Госкомэкологией России в 2000 г. Следует отметить, что требования, которые должны учитываться в ходе ЭЭ и ОВОС, определяются многочисленными нормативно-правовыми актами. В их число входят кодексы (Земельный, Лесной, Водный и Градостроительный), законы, указы Президента и постановления Правительства, приказы министерств и ведомств, государственные стандарты (ГОСТ), строительные нормы и правила (СНиП и СП), санитарные правила и нормы (СанПиН), другие нормативные акты. Эти документы определяют различные требования к намечаемой деятельности, ее воздействию на ОС, порядку принятия тех или иных решений, методикам расчетов и т.д. Остановимся лишь на тех нормативных актах федерального уровня, которые определяют порядок проведения экологической оценки проектов, а также общие требования к ее содержанию.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» | 2002 (2009) |
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» | 1995 (2009) |
Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы | |
Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня | |
Положение об оценке воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации | |
Градостроительный кодекс РФ | 2004 (2009) |
Перечень видов инженерных изысканий Положение о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства | 2006 (2009) |
Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий | 2007 (2008) |
Федеральный закон «Об охране окружающей среды » (2002) содержит две главы, в которых установлены требования экологической оценки проектов.
Глава VI «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» устанавливает общие требования к порядку проведения экологической оценки проектов, а именно:
- Необходимость оценка воздействия на ОС в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на ОС;
- Необходимость экологической экспертизы в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны ОС.
При этом отмечается, что требования к материалам ОВОС устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны ОС, а порядок проведения ЭЭ устанавливается соответствующим федеральным законом.
В главе VII «Требования в области охраны ОС при осуществлении хозяйственной и иной деятельности» установлены общие требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, включающие соблюдение требований экологической безопасности и охраны здоровья населения, необходимость проведения мероприятий по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению ОС и др.(ст. 34 – 39). Детализация данных требований, включая, в ряде случаев, необходимость проведения ГЭЭ и государственной экспертизы проектной документации установлены для объектов энергетики, военных и оборонных объектов, объектов сельскохозяйственного назначения, мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, объектов добычи и переработки нефти и газа, обращении с опасными химическими веществами, радиоактивными веществами и др. (ст. 40 – 56).
Кроме того, согласно ст. 11 закона, граждане имеют право выдвигать предложения о проведении ОЭЭ и участвовать в ее проведении в установленном порядке. Общественные экологические организации, в соответствии со ст. 12, имеют право:
- организовывать и проводить слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред ОС, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
- организовывать и проводить в установленном порядке ОЭЭ;
- рекомендовать своих представителей для участия в проведении ГЭЭ;
- подавать в органы государственной власти, местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции объектов, деятельность которых может оказать негативное воздействие на ОС.
Кроме того, в ст. 13 отмечается, что при размещении объектов, деятельность которых может причинить вред ОС, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.