История русской литературы второй четверти XIX века (1826-1855 гг.)




 

Николаевская эпоха и литературно - общественное движение. Завершение "пушкинского периода" русской литературы и вступление ее в "гоголевский период". Периодизация литературного процесса второй четверти XIX в.: 1)1826 - 1842 гг. (т.н. ЗО-е годы) - сложное соотношение и переплетение романтических и реалистических тенденций, 2)1842 - 1855 гг. - становление "натуральной школы" и завоевание ею ведущего положения.

Общественная ситуация после поражения восстания декабристов и вступления на престол Николая 1 Ориентация правительства на жандармско-бюрократическую диктатуру и усиление идеологического влияния. Цензурная политика (Уставы 1826 и 1828 гг.) Теория «официальной народности» С.С.Уварова

Противоречивые тенденции в общественных настроениях второй половины 20-30-х гг.: апатия и бездействие значительной части общественности и в то же время активизация идейных исканий мыслящей части общества Проблема "самоосознания" личности, освобождения ее от "вериг патриархальности". Поиск этического идеала. Интерес к "философии истории". Социально-историческая проблема "Запад - Россия -Восток" (П.Я.Чаадаев, западники и славянофилы).

Развитие романтической эстетики и преодоление ее требований в литературно-художественном сознании 30-х гг. (Н.А.Полевой, С.П.Шевырев, И.В.Киреевский, Н.И.Надеждин, В.Г.Белинский). Течения в романтизме и их воплощение в лирике, драме и эпосе. «Высокий» романтизм и реализм в творчестве М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя.

Нарастание кризиса самодержавно-крепостнической системы в 40-е годы. Революционные события в Европе и оценка их в России. «Мрачное семилетие» (1848-1855 гг.). Вызревание либеральной идеологии (Т.Н.Грановский, ВП.Боткин, К.Д.Кавелин, Б.НЧичерин и др.). Восприятие идей материализма и утопического социализма (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, НП.Огарев, В.Н.Майков, петрашевцы). Социально-историческая утопия первого поколения славянофилов (АС.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, Ю.В.Самарин).

Актуализация проблемы "искусство и действительность" и вопроса о назначении писателя в 40-х - первой половине 50-х гг. Формирование реализма как ведущего литературного направления. В.Г.Белинский -сторонник «поэзии действительности», теоретик "натуральной школы" и журналы «Отечественные записки» и «Современник», альманахи «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». Господство прозы над поэзией. Анализ "действительности в фактах" в творчестве А.И.Герцена и других писателей "натуральной школы". Возникновение "эстетической" критики (А.В.Дружинин, П.В.Анненков) как движения сторонников «чистого искусства». Обострение литературно-общественной борьбы к середине 50-х гг.

Демократизация как характерная черта литературного движения второй четверти XIX в. Увеличение количества авторов из разночинской и крестьянской среды, усиление сочувственного внимания к социальным низам, расширение читательской аудитории.

Словесность и коммерция. Издательская деятельность А.Ф.Смирдина и его роль в литературном процессе 30-х гг. ("смирдинский период русской словесности").

Часть 1. Общая характеристика литературного процесса. 1.1826-1842 гг.

Роль А.С.Пушкина и его наследия в литературном процессе 30-х гг. Определяющее значение творчества М.Ю.Лермонтова и Н.В Гоголя. Судьба романтизма: новый подъем и кризис направления. Начало вытеснения поэзии прозой.

Общая характеристика поэзии. Традиции романтизма 20-х гг. и эволюция поэтического мышления и языка поэзии. Тяготение к философской насыщенности поэзии. Эмоциональная и образная гиперболизация.

Опыт декабристской поэзии и творчество А.И.Одоевского. Идеи патриотизма, межнациональной солидарности и преемственности поколений в борьбе за свободу.

Традиции гражданского романтизма в поэзии А.И.Полежаева. Вольнолюбивые мотивы в поэме "Сашка" и конфликт с царем. Соединение элегически-пессимистического и бунтарского начала в лирике поэта.

Эклектичность поэтического мироощущения и стиля в творчестве В.Г.Бенедиктова. Эпигонство и экспериментаторство. Феномен популярности и причины ее падения.

Литературно-эстетические традиции кружка любомудров и творчество АС.Хомякова. Национально-романтические тенденции в его поэзии. Образ России.

Женщины-поэты Е.П Растопчина, К.К.Павлова. Их место в литературном процессе.

Творчество А.В.Кольцова как крупнейшего представителя нового течения в лирике 30-х гг. Поэзия крестьянской жизни: радость труда и горечь нужды. Жанровые предпочтения, особенности стиля и стихосложения. Народность, связь с фольклором. Влияние Кольцова на развитие русской лирики

Общая характеристика прозы. Развитие традиций романтической прозы 20-х гг. Новаторство Пушкина-прозаика и его влияние. Новые тенденции в прозе 30-х гг. Расширение тематики. Изменения в системе жанров. Популярность исторической, нравоописательной, философско фантастической повести. Становление романа.

Литературный путь ААБестужева-Марлинского. Проблема личности в его романтических повестях 30-х гг.: свобода воли и рок, страсть и долг ("Испытание", "Фрегат "Надежда"). Влияние Марлинского на прозаиков 30-40-х гг.

Демократические тенденции в нравоописательных повестях писателей-разночинцев М.П.Погодина ("Нищий", "Черная немочь"), Н.А.Полевого ("Живописец"), Н.Ф.Павлова. ("Три повести")."Именины" Павлова - повесть о судьбе крепостного музыканта. Своеобразие композиции и стиля повествования.

Творчество В. Ф Одоевского и традиции "любомудрия". Интерес к миру сверхчувственного ("Сильфида", "Саламандра"), проблемам творчества ("Последний квартет Бетховена", "Себастиян Бах"). Критика дворянского общества ("Княжна Мими", "Сильфида"). Цикл "Русские ночи" как своеобразная энциклопедия идей и образов русских романтиков, Одоевский и дальнейшее развитие литературы и литературно-художественной критики в России.

Фантастика и ирония в прозе АА.Перовского (Антония Погорельского -"Двойник") и АФ.Вельтмана ("Странник").Поэтическая картина национальной жизни в "малороссийских былях и небылицах" и русских сказках О.М.Сомова.

Популярность жанра исторического романа. Традиции В.Скотта и беллетристика М.Н.Загоскина ("Юрий Милославский", "Рославлев") и И.И.Лажечникова ("Ледяной дом"). Проблема "поэтического" отношения к истории и фактической достоверности.

Писатели-пропагандисты теории "официальной народности". Н. В.Кукольник и его романтические произведения (лирика, драма "Рука Всевышнего Отечество спасла"). Читательский успех "литературного триумвирата" - ФВ.Булгарина, НИ.Греча и ОИ.Сенковского. Место "нравственно-сатирических" ("Иван Выжигин") и исторических ("Дмитрий Самозванец") романов Булгарина в литературно- общественном процессе.

2.1842-1855 гг.

Традиции М.Ю.Лермонтова и НВ.Гоголя и новые тенденции в литературе 40-х - первой половины 50-х гг. Обострение интереса к анализу "действительности в фактах". Господство прозы над поэзией, переживающей сложный переходный период. Преобладание социальной проблематики. Закономерность появления "натуральной школы" как нового этапа в развитии реалистического направления в русской литературе. Связь раннего творчества ИС.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Н.АНекрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, И.А.Гончарова, А.Н.Островского, Л.Н.Толстого с идейно-художественными принципами "натуральной школы". Общая характеристика поэзии. Традиции "поэзии мысли" 20-30-х гг. и "рефлективная поэзия". Поэты кружка Н.В.Станкевича, Н.П.Огарев, А.А.Григорьев. Идеи утопического социализма в лирике А.Н.Плещеева и др. поэтов-петрашевцев. Творческие искания Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Поэзия Н.А.Некрасова и принципы "натуральной школы". Общая характеристика прозы. История зарождения "натуральной школы" и завоевания ею ведущего положения. В.Г.Белинский - организатор, теоретик и пропагандист "натуральной школы". Происхождение термина и его смысл.

Альманахи "Физиология Петербурга" и "Петербургский сборник": организационное оформление группы писателей "натуральной школы". Обостренное внимание к общественным противоречиям в их будничных проявлениях. Особенности типизации. Отличительные черты русского физиологического очерка. Социальная повесть и социально-психологический роман. Демократизация стиля.

Гоголевские традиции в изображении социальных низов: горькая правда и гуманистический пафос. Драма деревенской и городской бедноты в ранних произведениях А.И.Герцена, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, В.И.Даля "Деревня", "Антон Горемыка" Д.В.Григоровича и крестьянская тема в русской литературе. Антикрепостническая направленность повестей. Эволюция "натуральной школы" и судьбы ее участников.

Новые герои и новые темы в прозе 40-х гг. "Полинька Сакс" А.В Дружинина: вопрос о положении женщины в обществе и идеи Жорж Санд в России. Жанровые особенности повести, способы раскрытия характеров.

Панорама жизни русского общества в 'Тарантасе" В.А.Соллогуба Своеобразие жанра, сюжета и композиции. Славянофильская утопия и авторская позиция.

Часть 11. Творчество крупнейших писателей второй четверти XIX в. М.Ю.Лермонтов (1814-1841)

Этапы творческого пути: ранний (1828 - 1832 гг.), переходный (1832 - 1836 гг.), зрелый (1837 - 1841 гг.). В.Г.Белинский о Лермонтове как выразителе нового этапа русского общественного сознания.

Лирика Лермонтова как голос поколения 30-х гг. Автобиографические и условно-романтические черты лирического героя.

Своеобразие лирики раннего и переходного периода. Свободолюбие, настроения мятежного бунтарства и отчаяния. Философские, религиозные и богоборческие мотивы. Субъективизм, антиномичность мировосприятия. Монологичность и исповедальность, роль контрастов и антитез.

Лирика зрелого периода. Эволюция лирического героя. Переосмысление темы "поэт и толпа". Углубление анализа внутренних противоречий личности и общества. Размышления о вечных ценностях, о патриотизме и национальной вражде. Медитативность, отказ от исключительной монологичности. Жанры философской думы и "лирической новеллы". Проявление реалистических тенденций.

Жанр поэмы в творчестве Лермонтова. Байроническая традиция и ее преодоление. "Песня про... купца Калашникова" как "историческая поэма в народном стиле". Своеобразие конфликта и трактовки характеров. Художественные особенности. "Мцыри" как "лирическая повесть". Романтический герой и проблема судьбы. Форма поэмы-исповеди и значение авторского вступления. Поэма "Демон": история создания и публикации. Герой Лермонтова и демонические персонажи в мировой литературе. Проблема романтического индивидуализма и авторская позиция.

Драматургические опыты Лермонтова. "Маскарад" и традиции русской драмы. Романтические и реалистические начала в трагедии. Критика светского общества и тема рока.

Эволюция прозы Лермонтова: от исторического романа ("Вадим") к светской повести ("Княгиня Лиговская") и 'Терою нашего времени" -вершине лермонтовской прозы. Лермонтов - один из основоположников русского социально-психологического и философского романа. Своеобразие жанра и композиции. Проблема личности. Печорин как "герой времени". Система образов. Авторская позиция. Полемика вокруг романа: оценки В.Г.Белинского и С.П.Шевырева.

Место и значение творчества Лермонтова в истории литературы.

Н.В.Гоголь (1809-1852)

Периодизация творчества: 1) ранний, петербургский период (1829 -1835 гг.), 2) расцвет творчества (1835 - 1842 гг), 3) последнее десятилетие (1843 - 1852 гг.). Духовная эволюция Гоголя и изменение его взглядов на литературу. А.С.Пушкин и В.Г.Белинский о своеобразии таланта Гоголя. Гоголь и народная смеховая культура. Проблема этического идеала в творчестве писателя.

"Вечера на хуторе близ Диканьки": поэтизация народной жизни. Образ вымышленного издателя. Национальный и исторический колорит в повестях. Элементы бытописи и фантастики (комической и романтически-трагической).

"Миргород": романтические и реалистические тенденции в повестях. Традиции "Вечеров..." в "Вие". 'Тарас Бульба" и героический эпос. Особенности конфликта и авторская позиция. "Старосветские помещики" и "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем": переосмысление традиционных сюжетов о любви и дружбе. Образы обывателей и тема скуки.

"Арабески" в творческой эволюции Гоголя. Петербургские повести: внутреннее единство и идейно-тематическое разнообразие. Образ Петербурга. Социальная и нравственная проблематика в повестях. Тема художника и вопрос о сущности и назначении искусства в "Невском проспекте" и "Портрете". Тип "маленького человека": комическое и трагическое в героях "Шинели" и "Записок сумасшедшего". Ирония и гротеск в изображении пошлости и абсурдности русской жизни ("Коляска", "Нос"). Отрывок "Рим": значение итальянских мотивов.

Гоголь - комедиограф и традиции "высокой" комедии. Общие черты в тематике и поэтике гоголевских комедий ("Женитьба", "Игроки", "Ревизор"). Особенности комического в "Ревизоре". Система образов и роль Хлестакова. Смысл развязки. Восприятие комедии критикой и авторская интерпретация. "Теория" комедии в "Театральном разъезде" Гоголя.

История создания поэмы "Мертвые души". Своеобразие жанра, сюжета и композиции. Эпическое и лирическое начала. Реалистическая сатирическая панорама жизни крепостнической России. Чичиков как новый "герой времени". Проблема духовной деградации и возрождения души. Принципы типизации. Образ автора. Темы и значение авторских отступлений. Усиление религиозных настроений Гоголя в 40-е гг. и переосмысление им задач писателя. Отражение этих тенденций во втором томе поэмы. Сочетание сатиры и стремления создать образы "положительно прекрасных" людей. Полемика вокруг поэмы. В.Г.Белинский, С.П Шевырев и К.С.Аксаков о "Мертвых душах".

"Выбранные места из переписки с друзьями": замысел и его реализация. Особенности жанра. Синтез исповедальных и проповеднических начал. Размышления о задачах литературы, о значении Слова Программа индивидуального и общего жизнестроения. Споры современников о книге и "Авторская исповедь" Гоголя. Продолжение полемики вокруг "Выбранных мест," во второй половине XIX - XX вв.

Гоголь и "гоголевский" период в истории русской словесности. Мировое значение и современное звучание гоголевского творчества.

А.И.Герцен (1812-1870)

Творческий путь: 1) ранний период (1834 - 1842 гг.); 2) период 40-х годов (1842 - 1847 гг.), 3) в эмиграции (1847 - 70 гг.). Эволюция социально-политических, философских, эстетических взглядов Герцена и его место в развитии русской общественной мысли, освободительного движения и литературы.

Роман "Кто виноват?" и "натуральная школа". Тема "непризнанного человеческого достоинства" в феодально-крепостническом обществе. Бельтов и тип "лишнего человека" в русской литературе. Изображение разночинской интеллигенции. Своеобразие авторской иронии.

"Доктор Крупов": черты памфлета в повести. История "поврежденного" общества и история Левки. Анализ причин "всемирного безумия".

Антикрепостнический пафос "Сороки - воровки" Трагизм положения крепостной интеллигенции. Отражение идейных споров западников и славянофилов и позиция автора.

"Былое и думы": творческая история. Свобода формы и синтез жанров. Хронологические рамки повествования. Проблема взаимодействия человека и истории, личности и среды Широкое отражение духовной жизни общества в России и Европе середины XIX в. Реалистическая достоверность изображения и философская глубина осмысления явлений и событий. Восприятие книги современниками на Родине и за рубежом.

Роль творчества Герцена в дальнейшем развитии литературно-общественного процесса в России.

Литература ко всему курсу* Учебники и сводные работы Манн Ю.В. Русская литература XIX в.: Эпоха романтизма. М.,2001.

Монографии и сборники статей

Аронсон М.И., Рейсер С.А. Литературные кружки и салоны. СПб.,2001. Бочаров С.Г. О художественных мирах. М.,1985. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. Элегическая школа. СПб., 1994. Вацуро В.Э., Гиллельсон М. И. Сквозь "умственные плотины": Очерки о книге и прессе пушкинской поры. М.,1986.

Списки обязательных для чтения художественных произведений и литературно-критических статей предлагаются читающим курс лектором. При знакомстве с учебной и научной литературой по курсу надо иметь в виду, что многие работы в определенных своих аспектах устарели. Некоторые новые подходы и идеи в монографической литературе, к сожалению, не представлены, а содержатся лишь в различных журнальных публикациях, включить которые в данную библиографию невозможно из-за ограниченности объема.

Виноградов В.В. Избранные труды: Язык и стиль русских писателей: От

Карамзина до Гоголя. М.,1990.

Гинзбург ЛЯ. О психологической прозе, М.,1999. Гуковский ГА. Пушкин и русские романтики. М.,1995. Кулешов В.И. Литературные связи России и Западной Европы в XIX в.

(первая половина). М.,1977.

Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. М.,1982.

Лотман ЮМ. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь.

М.,1988,

Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М.,1998.

Очерки истории русской литературной критики; В 4 т. Т. 1. ХУШ - первая

четверть XIX в. СПб,1999. Тынянов ЮН. Пушкин и его современники. М.,1968., История лит.

критики, СПб, 2001

Эйхенбаум Б.М. О прозе, О поэзии. Л, 1986.

Вступительные статьи, предисловия и послесловия к сборникам "Арзамас": В 2 кн. М.,1994.

Справочная литература, хрестоматии

Лермонтовская энциклопедия. М.,1981 (переиздано в 1999 г.). Пушкинская энциклопедия. 1799 -1999, М.,1999. Русские писатели: Биобиблиогр. словарь: В 2 книгах. М.,1990. Русские писатели. 1800-1917: Биограф, словарь. Т. 1 - 4 (издание продолжается). М.,1989-1999. Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. Л.,1988.

* * *

Русская критика ХУШ-Х1Х веков. М.,1976,

Русская литература XIX века. 1800-1830-е годы: Хрестоматия мемуаров, эпистолярных материалов и литературно-критических статей. 4.1. Изд.З,

доп. М., 2000.

* * *

История русской литературы XIX века: Библиогр. указ. М, Л.,1962.

История русской литературы XIX - начала XX в.: Библиогр. указ. М.,1993. Литература об отдельных писателях

К.Н.Батюшков

Кошелев В.А. Творческий путь Батюшкова. Л,1986.

Семенко ИМ. Батюшков и его "Опыты"// Батюшков КН. Опыты в стихах и прозе. М.,1977.

В.Г.Бенедиктов ПриймаФЯ. В.Г.Бенедиктов. //Бенедиктов В.Г. Стихотворения.Л.,1983.

А.А.Бестужев - Марлинский

Канунова Ф.З. Эстетика русской романтической повести: (Бестужев-Марлинский и романтики- беллетристы 20-30-х гг. 19 в.). Томск, 1973. Бэгби Л. А.Бестужев-Марлинский и русский байронизм., СПб, 2001.

Б А.Боратынский

Фризман Л.Г. Творческий путь Баратынского. М.,1966. Хетсо Г. Е.Баратынский. Жизнь и творчество. Осло, 1973.

Д.В.Веневитинов

Маймин Е.А. Д.Веневитинов и его литературное наследие // Веневитинов Д.В. Стихотворения. Проза. М.,1980.

П.А.Вяземский Гиллельсон МИ. П.А.Вяземский. Жизнь и творчество. Л,1969.

А.И.Герцен

Бабаев Э.Г. Из истории русского романа XIX в.: Пушкин, Герцен, Толстой. М.,1984.

Гинзбург Л.Я. "Былое и думы". М.,1957.

Гурвич-Лшцинер С.Д. Творчество Герцена в развитии русского реализма середины XIX века. М.,1994.

Ф.Н.Глинка Карпец В И. И мне равны и миг, и век...// Глинка Ф Н. Соч. М,1986

Н.В.Гоголь

Бахтин ММ Рабле и Гоголь: Искусство слова и народная смеховая культура // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975. Воропаев В.А. "Монастырь ваш - Россия!" // Гоголь Н.В. Духовная проза. М.,1992.

Золотусский И.П Гоголь. М.,1998.

Манн Ю.В. В поисках живой души: Писатель - критик - читатель. М., 1987. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя: Вариации к теме. М.,1996. Мережковский Д.С. Гоголь и черт (Исследование). // Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М.,1991. Мочульский КВ. Духовный путь Гоголя // Мочульский КВ. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995,

Набоков ВВ. Николай Гоголь.// Набоков ВВ. Лекции по русской литературе. М.,1998.

А.В. Д ружинин

Егоров Б Ф. Проза А.В Дружинина // Дружинин А В. Полинька Сакс. Дневник. М.,1989.

В.А.Жуковский

Канунова Ф.З. Вопросы мировоззрения и эстетики Жуковского. Томск,1990. Янушкевич АС. Этапы и проблемы творческой эволюции Жуковского. Томск, 1985.

И.А. Крылов

Выготский Л.С. Анализ басни. Тонкий яд. // Выготский Л С. Психология искусства. М.,1998. Коровин В И. Поэт и мудрец. Книга о Крылове. М.,1996.

И.И.Лажечников

Петрунина Н.Н. Романы И.И.Лажечникова.// Лажечников ИИ. Сочинения: В 2 т. М,1986.

М.Ю.Лермонтов

Макогоненко Г.П Лермонтов и Пушкин: Проблемы преемственного развития литературы. Л.,1987.

Мережковский Д.С. Лермонтов - поэт сверхчеловечества. //Мережковский Д.С. В тихом омуте. М.,1991.

Ходанен Л. А Поэмы Лермонтова: Поэтика и фольклорно-мифологические традиции. Кемерово, 1990.

В.Ф.Одоевский

Сакулин ПН Из истории русского идеализма. Князь В.Ф.Одоевский. Мыслитель. Писатель. Т.1. М.,1913.

Антоний Погорельский (А А.Перовский!

Шелаева А.А. Антоний Погорельский и его сочинения.// Погорельский А. Избранное. М.,1988.

АИ.Полежаев

Версовин АН. "Неизменный друг свободы". //Полежаев А. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания современников. М.,1990.

А С.Пушкин

Алексеев МП. Пушкин: Сравнительно-исторические исследования. Л,1984. Гаспаров Б.М. Поэтический язык Пушкина. М.,1999. Гуревич A.M. Романтизм Пушкина. М.,1993. Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. М.,1999. ЛотманЮ.М. Пушкин. СПб.,2000.

Модзалевский Б.Л. Пушкин и его современники: Избранные труды (1898 -1928) СПб, 1999.

Проскурин О.А. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. М.,1999. Пушкин в русской философской критике. Конец XIX - первая половина XX вв. М.,1990.

Русская критика о Пушкине. М.,1998. Турбин В.Н. Поэтика романа А С,Пушкина "Евгений Онегин". М.,1996.

О.И.Сенк овский

Кошелев В.А,, Новиков А.Е. "Закусившая удила насмешка..." // Сенковский О.И. Сочинения барона Брамбеуса. М.,1989.

В.А.Соллогуб

Чистова И.С. Беллетристика и мемуары Владимира Соллогуба. // Соллогуб В.А. Повести Воспоминания. Л.,1988.

Приложение

Список литературы для желающих расширить свои знания в области истории русской литературы первой половины XIX века

Учебники и сводные работы

История русской литературы: В 10 т. Т.6. М.-Л., 1953. Т.7. М-Л.,1955.

История русской литературы XIX века: 1800-1830-е гг. М, 1989, изд.2-е В

2-хч. М.,2001.

История русской литературы XIX века: 1840- 1860-е гг. М, 1998.

Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX века (1840-1860). М,1981.

Ревякин АИ. История русской литературы XIX века. Первая половина

М.,1981.

Справочная литература, хрестоматии

Кулешов В И. Русская критика ХУШ - XIX веков. Хрестоматия М.,1978. Литературная критика 1800 - 1820-х годов. М., 1980

Онегинская энциклопедия: В 2 тт. М.,1999.

Русская литература XIX века: Хрестоматия литературоведческих

материалов. М.,1984.

Сахарова ЕМ,, Петровская В.И. Эхо русского народа: Поэзия дореволюц.

России: Рекомендат, библиогр. указ. М.,1985.

Сахарова ЕМ., Семибратова ИВ. Энциклопедия русской жизни: Роман и

повесть в России второй половины ХУШ - начала XX в.; Рекомендат,

библиогр. справочник. М.,1988.

Словарь языка АС Пушкина: В 4 т. М.,1959.

Монографии и сборники статей

Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М.,1998. Анненков П.В. Пушкин в Александровскую эпоху Минск, 1998.

Архипова А.В Литературное дело декабристов. Л,1987.

Вацуро В.Э. Пушкинская пора. СПб.,2000.

Вересаев ВВ. Гоголь в жизни: В 2 т. СПб.,1995.

Вересаев В.В, Пушкин в жизни. М.,1987.

Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М.,1999.

Виноградов В.В. Язык Пушкина. М.,2000.

Гриц Т., Тренин В., Никитин М Словесность и коммерция (Книжная лавка

А.Ф.Смирдина). М., 2001.

Гуревич AM. Динамика реализма (в русской литературе XIX в.). М.,1994.

Дневник А.С. Пушкина. 1833-1835 М.,1997.

Жуковский в воспоминаниях современников. М.,1999.

Зеньковский В. Гоголь. М.,1997

Зорин АЛ. Кормя двуглавого орла... Литература и государственная

идеология в России в последней трети ХVIII - первой трети XIX века.

М.,2001.

Легенды и мифы о Пушкине, СПб.,1994.

М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников. М.,1989.

Литература и история. Вып.1. СПб., 1992; Вып.2. СПб., 1997.

Майков Л.Н. Батюшков, его жизнь и сочинения. М.,2001.

Маймин Е.А. Русская философская поэзия. -М.,1976.

Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. Л,1989.

Михайлова НИ. Традиции ораторского искусства и А.С.Пушкин. М.,2001.

Набоков В. Комментарий к "Евгению Онегину" А. Пушкина. М,1999.

Недзвецкий В А. Русская литературная критика ХУШ-Х1Х веков. М.,1994.

Овсянико-Куликовский ДМ. Литературно-критические работы: В 2 т.

М.,1989.

Песков A.M. Поэт Рылеев. // Рылеев К.Ф. Соч. М,1988. С.3-20.

Рейтблат А.И. Как Пушкин вышел в гении: Историко-социологические

очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи. М., 2001. С. 51 - 69.

Розанов В.В. Два этюда о Гоголе.// Розанов В.В. Соч. Л,1990.

Русская литература XIX века и христианство. М.,1997.

Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века: Проблемы поэтики

и типологии жанра. М.,1997.

Тодд У.М. Литература и общество в эпоху Пушкина. СПб., 1996

Пушкин: Работы разных лет. М.,1990!

Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов: Опыт жанрового анализа.

М.,1998.

Ходасевич В. Грибоедов // Ходасевич В. Колеблемый треножник. М.,1991.

Христианство и русская литература. СПб.,1994.

Юрьева И Ю Пушкин и христианство М.,1999.

Вступительные статьи, предисловия и послесловия к сборникам

Живые картины: Повести и рассказы писателей натуральной школы.

М.,1988.

Поэты кружка Н В.Станкевича. М.-Л., 1964.

Поэты - петрашевцы. Л.,1957.

Поэты тютчевской плеяды. М.,1982.

Проза русских поэтов XIX в. М,1982.

"России верные сыны...": Отечественная война 1812 г. в русской литературе

первой половины XIX в, В 2 т. Л,1988.

Русская басня ХУШ - XIX веков. Л., 1977

Русская военная проза XIX века. Л,1989

Русская и советская фантастика: Повести и рассказы М.,1989.

Русская историческая повесть: В 2 т. М,1988.

Русская классическая комедия М.,1989.

Русская фантастическая проза XIX - начала XX вв, М,, 1991.

Русская фантастическая проза эпохи романтизма. Л,1990.

Русская элегия ХУШ - начала XX века. Л.,1991.

Русская эпиграмма: ХУШ - начало XX вв. Л,1988

Русские песни и романсы. М.,1989.

Русские очерки: В 3 т. Т.1. М.,1956

Русские эстетические трактаты первой трети XIX в.: В 2 т. М.,1974.

 

Отсканировано Koljan

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: