ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет и задачи медицинской психологии.
2. Разделы и отрасли медицинской психологии. Междисциплинарные связи медицинской психологии.
3. Методы медицинской психологии.
4. Виды психологической помощи.
5. Проблема определения психического здоровья и психической болезни. Подходы к классификации психических расстройств. Основные категории психических расстройств по МКБ-10.
6. Выделение различных подходов к определению дихотомии «норма-патология».
7. Биологический подход в медицинской психологии. Теория стресса.
8. Классификация стрессоров. Факторы, опосредующие влияние стрессовой ситуации на здоровье человека.
9. Поведенческий подход в медицинской психологии. Психическое расстройство как следствие нарушения процессов классического обуславливания (привести пример).
10. Поведенческий подход в медицинской психологии. Психическое расстройство как следствие нарушения процессов оперантного обуславливания (привести пример).
11. Поведенческий подход в медицинской психологии. Психическое расстройство как следствие нарушения процессов социального научения (привести пример).
12. Психодинамический подход в медицинской психологии. Основные принципы анализа психических расстройств.
13. Концепция защитных механизмов. Первичные (примитивные) защитные механизмы. Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы. Приведите примеры.
14. Когнитивный подход в медицинской психологии. Основные принципы анализа психических расстройств.
15. Рационально-эмотивная терапия А.Эллиса: общая характеристика.
16. Когнитивная модель расстройства (А.Бек).
17. Основные методы когнитивной терапии.
18. Гуманистический подход в медицинской психологии. Основные принципы анализа психических расстройств. Клиент-центрированная терапия К.Роджерса.
|
19. Экзистенциальный подход в медицинской психологии. Основные принципы анализа психических расстройств.
20. Логотерапия В.Франкла.
21. Критический подход в медицинской психологии и течение антипсихиатров.
22. Социальный подход в медицинской психологии.
23. Интегративный подход в медицинской психологии: биопсихосоциальная модель.
24. Предмет психосоматики. Методы исследования психосоматических отношений.
25. Понятие о психосоматических расстройствах. Виды психосоматических расстройств.
26. Психоаналитический подход к психосоматической проблеме: теория объектных отношений, концепция защитных механизмов, теория истерической конверсии, концепция специфичности Ф. Александера.
27. Физиологические теории в психосоматике: теория кортико-висцеральной патологии.
28. Роль стресса в возникновении психосоматических расстройств.
29. Поведение типа А и его связь с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
30. Поведение типа С и его связь с онкологическими заболеваниями.
31. Когнитивный подход к психосоматическим расстройствам.
32. Психологическая характеристика синдрома дисморфофобии.
33. Психологическая характеристика искусственно вызываемых расстройств.
34. Нарушение пищевого поведения: нервная анорексия.
35. Нарушение пищевого поведения: нервная булимия.
36. Психологические проблемы людей с избыточным весом, навязчивым следованием диете, орторексией.
37. Предмет и методы патопсихологии.
|
38. Принципы построения патопсихологического эксперимента.
39. Этапы патопсихологического исследования. Краткая характеристика.
40. Проблема критериев нарушенного сознания в психологии и психиатрии.
41. Критерии нарушенного сознания по К.Ясперсу.
42. Патопсихологическая характеристика оглушенного сотояния сознания.
43. Патопсихологическая характеристика делириозного помрачения сознания.
44. Патопсихологическая характеристика онейроидного состояния сознания.
45. Патопсихологическая характеристика сумеречного состояние сознания.
46. Патопсихологическая характеристика нарушений сознания при псевдодеменции.
47. Психологический механизм деперсонализации.
48. Психологический механизм нарушения иерархии мотивов и формирования патологической потребности.
49. Психологический механизм нарушения смыслообразования.
50. Зрительные агнозии. Патопсихологический механизм.
51. Галлюцинации. Патопсихологическая характеристика, психологический механизм возникновения, виды.
52. Патопсихологический механизм псевдогаллюцинаций. Синдром Кандинского-Клерамбо.
53. Нарушение мотивационного компонента восприятия.
54. Клинико-психологическая классификация нарушений памяти.
55. Нарушение непосредственной памяти: Корсаковский синдром.
56. Нарушение непосредственной памяти: прогрессирующая амнезия.
57. Нарушение опосредованной памяти.
58. Нарушение динамической стороны мнестической деятельности.
59. Нарушение мотивационного компонента памяти.
60. Нарушение операционной стороны мышления: снижение уровня обобщения.
|
61. Нарушение операционной стороны мышления: искажение процесса обобщения.
62. Нарушение динамики мыслительной деятельности.
63. Нарушение мотивационного компонента мышления. Разноплановость мышления.
64. Нарушение умственной работоспособности: истощаемость, пресыщаемость, нарушения врабатываемости.
65. Патопсихологическая характеристика больных с шизофреническим патопсихологическим синдромом.
66. Патопсихологическая характеристика больных с аффективно-эндогенным патопсихологическим исндромом.
67. Патопсихологическая характеристика больных с экзогенно органическим патопсихологическим синдромом.
68. Патопсихологическая характеристика больных с эндогенно органическим патопсихологическим синдромом.
69. Патопсихологическая характеристика больных с олигофреническим патопсихологическим синдромом.
70. Патопсихологическая характеристика больных с личностно-аномальным патопсихологическим синдромом.
71. Патопсихологическая характеристика больных с психогенно-психотическим патопсихологическим синдромом.
72. Патопсихологическая характеристика больных с психогенно-невротическим патопсихологическим синдромом.
73. Специальная психология в системе психологических, медицинских и педагогических дисциплин.
74. Ребенок с отклонениями в развитии в обществе "культуры полезности" и "культуры достоинства".
75. Ребенок с отклонениями в развитии. Виды аномального развития. Типы специальных учреждений в Беларуси.
76. Теория высших психических функций Л.С.Выготского и ее значение для специальной психологии.
77. Теория деятельности А.Н.Леонтьева и ее значение для специальной психологии.
78. Теория поэтапного формирования умственных действий и ее значение для специальной психологии.
79. Понятие о сензитивных периодах развития, психологических возрастах. Значение этих понятий для специальной психологии.
80. Основные и специфические закономерности аномального развития
81. Компенсация и коррекция.
82. Понятие о психологической структуре дефекта.
83. Клинико-психологическая классификация задержки психического развития (по К.С.Лебединской).
84. Задержка психического развития по типу гармонического инфантилизма. Краткая психологическая характеристика. Стратегия психологической помощи.
85. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Психологическая характеристика. Стратегия психологической помощи
86. Задержка психического развития психогенного происхождения. Психологическая характеристика. Стратегия психологической помощи.
87. Задержка психического развития церебрально-органического генеза.
88. Психологическая структура дефекта задержки психического развития в дошкольном возрасте (по Е.С.Слепович).
89. Особенности общих структур деятельности детей с ЗПР.
90. Особенности личности детей с ЗПР.
91. Особенности игровой деятельности детей с ЗПР.
92. Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР.
93. Особенности речевой деятельности детей с ЗПР.
94. Особенности восприятия, памяти и внимания детей с ЗПР.
95. Понятие об умственной отсталости. Виды умственной отсталости. Степени выраженности.
96. Олигофрения. Причины возникновения.
97. Клинико-психологическая классификация олигофрений по М.С.Певзнер.
98. Особенности общих структур деятельности умственно отсталых детей.
99. Особенности личности умственно отсталых детей.
100.Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей.
101.Особенности речевой деятельности умственно отсталых детей.
102.Сравнительная характеристика особенностей мыслительной деятельности детей с ЗПР и умственно отсталых детей.
103.Сравнительная характеристика речевой деятельности детей с ЗПР и умственно отсталых детей.
104.Сравнительная характеристика особенностей личности умственно отсталых детей и детей с ЗПР.
105.Сравнительная характеристика особенностей общих структур деятельности умственно отсталых детей и детей с ЗПР.
106.Сравнительная характеристика особенностей развития игровой деятельности у детей с ЗПР и умственно отсталых детей.
107.Резидуальная деменция. Причины возникновения. Психологическая характеристика ребенка.
108.Прогрессирующая деменция. Причины возникновения. Психологическая характеристика ребенка.
109.Виды речевых нарушений. Место психолога в структуре оказания помощи детям с речевыми нарушениями.
110.Психологическая характеристика детей с системной речевой патологией.
111.Виды двигательных нарушений и их характеристика.
112.Дети с детским церебральным параличом. Этиология, клиническая структура.
113.Дети с детским церебральным параличом. Психологическая характеристика. Стратегия психологической помощи.
114.Синдром раннего детского аутизма. Причины возникновения.
115.Клиническая структура синдрома раннего детского аутизма. Подходы к пониманию сущности основного расстройства при синдроме РДА.
116.Дети с синдромом раннего детского аутизма. Психологическая характеристика.
117.Дисгармоническое психическое развитие.
118.Клинико - психологическая структура различных вариантов психопатий.
119.Конституциональные психопатии.
120.Основные проявления органических психопатий в детском возрасте.
121.Характерные проявления вариантов отклонения темпа полового созревания: задержка полового развития, ускоренное половое созревание.
122.Невропатия как вариант патологического формирования личности.
123.Виды отношения семьи к ребенку и его дефекту. Стратегия работы психолога с семьей, имеющего аномального ребенка.
124.Основные принципы и направления психологической коррекции вторичных отклонений психического развития детей.
125.Формирование познавательной деятельности у детей с легкими отклонениями в развитии.
126.Формирование общих структур деятельности у детей с легкими отклонениями в развитии.
127.Психокоррекционная работа по формированию способов взаимодействия личности с социальной средой.
128.Формирование игровой деятельности у детей с легкими отклонениями в дошкольном возрасте.
Экзаменационные вопросы
рассмотрены и утверждены
на заседании кафедры
протокол № 1 от 29.08.2019
Заведующий кафедрой
клинической и консультативной
психологии Е.С.Боброва