Культурная контрреволюция




Здравствуйте, наши уважаемые зрители и слушатели! В эфире вновь «Красная школа».

Добрый день! Мы продолжаем изучать перестройку. Сегодня мы поговорим о процессах, происходивших в сфере культуры.

Общие тенденции. Придя к власти, Горбачёв провозгласил принцип гласности при обсуждении общественных вопросов. Проводником политики гласности стал секретарь ЦК КПСС по идеологии Яковлев. Целью гласности объявлялось обновление социализма. Ранее замалчивавшиеся проблемы стали обсуждаться открыто, публиковались различные точки зрения по многим вопросам. На деле результатом стал рост антисоциалистических настроений и общественного недовольства. Многие представители интеллигенции стали говорить о невозможности реформирования социалистической системы. В обществе рождались независимые от государства инициативы. Представителей негосударственных объединений и организаций стали называть неформалами. Они собирались в научных институтах, вузах и общественных организациях. К началу 1989 года только в Москве было около 200 неформальных клубов.

Гласность в «горбачёвско-яковлевском» варианте обернулась яростной борьбой с социалистической идеологией. Идеологическая перестройка приобрела откровенно разрушительный характер, начиная со сноса исторических памятников до объявления изначально ошибочными всех деяний Октября. 70-летнюю историю и культуру советского народа стали показывать только как негативную. А заодно пересмотру подвергли всю русскую историю. Усиленно создавалось впечатление, что в ней, говоря словами одного из героев советских фильмов, «орудовала банда недоучившихся двоечников».

В конце 80-х годов в СССР фактически была ликвидирована цензура. Читателям и зрителям стали доступны многие ранее запрещавшиеся произведения. Появились альтернативные источники формирования общественного мнения. Постепенно в искусстве возник диктат рынка, где основным критерием оценки творчества является не качество, а прибыль. Профессиональный уровень большинства фильмов, спектаклей, развлекательных эстрадных программ заметно снизился.

Сократилось государственное финансирование образования, науки, учреждений культуры. Литература, изобразительное искусство, кинематограф оказались почти лишенными государственной поддержки. Тотальный рост цен привел к падению тиражей газет, журналов, книг, сокращению выпуска научной литературы, учебников. Начался рост цен на билеты в театры, музеи, концертные залы. Это делало подлинные достижения культуры малодоступными для всё большего количества людей. В результате культурный уровень советского общества значительно снизился.

В погоне за прибылью начали издаваться низкосортные произведения, которые пользовались спросом, но вели к безнравственности и духовной опустошенности общества. Особенно много таких произведений возникло в жанрах детектива, фантастики, эротики. Значительно возросли роль и влияние телевидения и видеопродукции, которые особенно легко и быстро приспосабливались к рынку и вкусам потребителей.

В рамках гласности и открытости стали широко развиваться культурные, научные и образовательные обмены. Одновременно в нашу страну хлынул мощный поток произведений массовой западной культуры – боевики, фильмы ужасов, порнографические издания, бульварные романы и многие другие продукты западного шоу-бизнеса, пропагандирующие культ насилия и низменных удовольствий. Дешевые поделки западной масс-культуры подменяли в сознании большинства подлинные образцы искусства.

В особенно сложной ситуации оказалась молодежь. Поток разоблачений, пересмотр исторического прошлого, почти исключительно в негативном варианте, посеяли в головах полную неразбериху. Материальное стало заслонять духовное. Отсюда абсолютное безразличие к собственной истории и культуре, фактическое предательство идеалов старшего поколения.

Литература и печать. Особенностью перестроечного времени стало появление ряда новых альтернативных изданий, связанных с деятельностью различных общественных организаций и неформальных движений. Это было связано и с развитием полиграфических мощностей. Постепенно разрушалась государственная монополия на средства массовой информации. В печати появлялись сюжеты об исторических событиях, которые ранее не были известны широкой аудитории. Были обнародованы новые архивные документы о деятельности советского и партийного руководства.

Началась активная публикации ранее не печатавшихся или запрещённых произведений. В свет вышли такие произведения, как «Доктор Живаго» Пастернака, «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, «Дети Арбата» Рыбакова, «Белые одежды» Дудинцева, «Жизнь и судьба» Гроссмана, «Ночевала тучка золотая» Приставкина, «Зубр» Гранина, «Котлован» Платонова, «Собачье сердце» Булгакова, «Мы» Замятина и другие. Большими тиражами издавались произведения Николая Гумилёва, Мандельштама, Цветаевой, Ахматовой, Набокова.

В это же время многие советские писатели, пытаясь адаптироваться к новым реалиям, оказались в глубоком творческом кризисе. Публикация книг прошлого сочеталась с тем, что в период перестройки (да и в более поздние времена) практически не было создано ни одного нового значительного литературного произведения. Едва ли не единственным исключением стал роман Чингиза Айтматова «Плаха», опубликованный в 1987 году. В нём автор впервые обратился к проблеме наркомании, о которой в советском обществе было не принято говорить.

Вскоре процесс гласности вышел далеко за рамки улучшения социализма. Особую роль в этом сыграли такие газеты и журналы как «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Московские новости», «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов», «Огонек». Их возглавили новые главные редакторы –Залыгин, Бакланов, Коротич и другие. Некоторые из этих личностей до сих пор ведут сытую и благополучную жизнь на территории США. Именно эти издания познакомили читателей почти со всеми перечисленными ранее произведениями прошлого. Под маской «критики сталинизма» и необходимости «переосмыслить советскую эпоху» эти издания всё откровеннее переходили на позиции огульного отрицания и огульного очернения всего, что было сделано в СССР после Октябрьской революции. Такая позиция, впрочем, позволяло значительно повысить тиражи. Например, в 1988 году тиражи указанных журналов выросли в 3-4 раза и стали соперничать с тиражами газет.

Надо заметить, что рост тиражей газет и журналов был общим явлением. Причиной было активное обсуждение важных социально-экономических и политических проблем, по которым высказывались самые разные точки зрения. Рекордным стал 1989 год: «Аргументы и факты» выходили тиражом в 30 млн экземпляров, «Труд» – 20 млн, газета «Правда» – 10 млн.

Одновременно с демократическими набирали силу издания так называемого консервативного или национально-патриотического направления. Центрами сопротивления западному влиянию стали журналы «Наш современник» и «Молодая гвардия», «Роман-газета», партийные газеты «Правда» и «Советская Россия». Большим влиянием пользовались писатели Бондарев, Распутин, Белов, художник Глазунов. Большинство из них имели к социализму такое же отношение, как свинья к апельсинам, часто занимали националистические, монархические и мистические позиции. Большевиков основная их часть, мягко говоря, не любила. Но в какой-то период даже и их деятельность приносила пользу, так как позволяла противодействовать западной масс-культуре и охранять культуру отечественную.

Театр и эстрада. Изменения произошли и в театральной жизни. В 1986 году состоялся съезд Союза театральных деятелей, сменивший руководство этой организации. Новым председателем Союза стал Шатров. Новое руководство высказалось за ликвидацию цензуры в театральном искусстве. Были поставлены ранее запрещённые спектакли «Говори…» Фокина и Марусалова (театр имени Ермоловой) и «Диктатура совести» Шатрова (Ленком). Популярны были постановки по произведениям ранее непубликовавшейся литературы, таким как «Белые одежды», «Дети Арбата», «Доктор Живаго» и другим. Залы на этих спектаклях были переполнены, интерес публики – велик.

Однако вскоре театральное искусство оказалось в кризисе. Театры не могли заработать, чтобы покрыть собственные расходы на костюмы, декорации и т.д. Стал ощущаться дефицит хороших режиссеров. Политические постановки с запретными до недавнего времени персонажами были слишком неглубоки. Зрительский интерес к театру стал стремительно сокращаться. В то же время большой популярностью пользовались сатирики, среди которых наиболее известными были Жванецкий и Хазанов.

Музыка. Музыкальное творчество в период перестройки сильно изменилось. Очень популярным жанром стала рок-музыка. Такие группы как «Аквариум», «ДДТ», «Машина Времени», «Наутилус Помпилиус», «Ария», «Гражданская оборона» стали буквально культовыми. Одной из самых популярных советских рок-групп была «Кино» с её лидером Цоем. Творчество группы оказало влияние на целое поколение. Многие композиции «Кино» популярны и по сей день. В СССР состоялись рок-фестивали с участием иностранных групп. В конце 1980-х годов появились ориентированные на молодёжь группы «Мираж», «Ласковый май», «На-На», завоевавшие огромную популярность у слушателей.

В то же время оставались очень популярными эстрадные песни в исполнении Магомаева, Лещенко, Пугачёвой, Ротару и других известных с прежних времён исполнителей. Оставалось востребованным творчество Пахмутовой, Паулса и других композиторов. Но в целом многие композиторы, как и писатели, в условиях новой реальности оказались в кризисе, хороших новых произведений было очень мало.

Отметим, что в годы перестройки вернулись на Родину некоторые музыкальные деятели, ранее покинувшие страну, как, например, дирижёр и виолончелист Ростропович.

Религия. В условиях растерянности в обществе и утери ценностных ориентиров (особенно среди молодежи) начала возрастать роль религии и церкви. Изменилось отношение государства к церкви. Стали открываться новые храмы всех вероисповеданий. Стремительно росло число граждан, желающих принять крещение. Православной церкви были возвращены многие монастыри и храмы. В 1988 году православная церковь торжественно отпраздновала тысячелетие Крещения Руси. Стало издаваться большое количество религиозной литературы. Были изданы Библия, в том числе и для детей, Библейская энциклопедия и другие книги. В марте 1989 года впервые в советской истории церковные деятели вошли в высшие законодательные органы.

В 1990 году был принят новый закон о свободе совести и религиозных организациях. Закон подтверждал право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Но при этом из закона исчезло упоминание о праве вести пропаганду атеизма. Церковь получила права самоуправления, возможность создавать производственные предприятия, приобретать собственность, осуществлять благотворительную деятельность, иметь собственные печатные издания. В 1991 году Рождество было объявлено государственным праздником. Одновременно, пользуясь почти бесконтрольной свободой религиозных организаций и попустительством властей, в СССР начали проникать секты, в том числе и запрещенные в других странах. Их руководство не стеснялось использовать криминальные методы привлечения верующих (гипноз, психотропные средства).

В годы перестройки свершилась культурная контрреволюция. Последствия этого мы продолжаем расхлёбывать до сих пор. На этом прервёмся. До свидания!

До новых встреч в эфире!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: