НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА Л.УТЕСОВА




 

" Если режиссер, ставя сегодня спектакль или фильм о довоенной жизни нашей страны, хочет передать атмосферу, эмоциональный колорит 30-х годов, он включает в свое произведение пластинки Леонида Утесова и с помощью этого простого средства безошибочно добивается желаемого эффекта - тембр голоса, жизнерадостный ритм, оптимистическая призывность и мужественность лирики певца мгновенно переносят нас в те далекие годы.

 

Человек актер, певец, влившийся в шеренги энтузиастов, сам энтузиаст, - Утесов задавал тон веселого настроения, можно сказать, тон жизни. То, как он спел " Марш веселых ребят ", надолго запомнилось. Это был марш жизнеутверждения.

 

Каким же талантом надо было обладать, чтобы подняться на этот почетный пьедестал запевалы и оставаться на нем в течение десятилетий?! Ведь вокруг было немало других певцов, - талантливых, популярных. Но именно Л.Утесов стал единственным.

 

Вероятно, кроме таланта певца надо обладать еще чем-то, какой-то колдовской властью над людьми - ее часто называют обаянием -, чтобы десятилетиями приковывать к себе внимание. И такая власть есть у Утесова. Надо обладать мастерством, и Леонид Утесов профессионально знает, как ладить песню и свой выход к зрителям, как заставить сотни людей жить в унисон. А вдохновение делает его творчество крылатым.

 

Но мастерство исполнителя, чтобы стать общественно значимым, должно быть наполнено духовным миром человека, его точным пониманием времени, и чувством масштабности событий. Только тогда можно говорить об артисте как о личности. " (Дмитриев Ю. " Л.Утесов " - Искусство 1982г.)

 

Часто популярность, мода - начало " смерти " артиста. Моды на себя артисту, пожалуй, следует скорее бояться, чем радоваться ей. Но Утесов одолел и моду и популярность, взял над ними верх. Он стал больше, чем просто эстрадный певец,- он стал частью жизни нескольких поколений. Его пение хотели слышать в празничных концертах по радио папанинцы, " Песня старого извозчика " служила радиомаяком для одного из авиационных полков, и голос Утесова приводил летчиков на базу после выполнения боевых задач. Ю.Гагарин ждал своего взлета под пение Утесова.

 

Ценили и любили Утесова не только слушатели, но и коллеги. В одном из телевизионных интервью Георга Отца спросили, кто из певцов больше всего произвел на него впечатление. Он назвал три имени: Карузо, Шаляпин, Утесов.

 

Полюбившие Утесова однажды любят его до сих пор верно и преданно. У него всегда было что сказать людям. Его искусство является школой человечности.

 

Артистизм проявился в нем рано. Подростком Утесов пел друзьям под гитару, но он вовсе не собирался стать именно певцом. Музыка была его неотъемлемой частью.

 

И начинал Утесов не как певец, а как артист театров миниатюр, драматического, оперетты. Его актерские способности сразу же покоряли и коллег и зрителей. Может быть, даже не столько еще способности, сколько светлая энергия его темперамента. С ранних лет в нем бурлила веселая и жадная неуемность, радость жизни. И эти качества стали самыми характерными особенностями его искусства.

 

" Вообще кажется, что Утесов живет в каком-то необычайно выразительном, сочном мире. А он живет в том же мире, что и все мы, только видит его ярче и эту яркость умеет передать в своих песнях. " (Дмитриев Ю. " Л.Утесов " Искусство 1982 г.)

 

От природы Утесов наделен заразительным умением перевоплощаться в самых разных людей. Когда совсем юному Утесову впервые предложили принять участие в концерте профессиональных артистов, ему ничего не оставалось тут же освоить и исполнить популярную в то время сценку-пантомиму с разбитым зеркалом.

 

Утесов вошел в театр легко, но постепенно к ниму пришло понимание ответственности, стремление в каждом выступлении быть лучше себя предыдущего. Он не пропускал ни одной репетиции, знал все роли во всех спектаклях труппы и был готов заменить любого актера. Выразительных средств всегда хватало: восприимчивой душой впитывал Утесов бесконечные впечатления жизни, и они оседали в нем. Отдавал их Утесов так же естественно и легко, как и вбирал. Отдавал всем - и собеседнику,и зрителю. Рассказывая о какой-либо встрече, он непременно воспроизводил и голос и акцент своего собеседника, будь то поляк, казах, китаец или грузин. И собеседник не только видел этого человека, но и чувствовал его характер, круг его интересов, понимал, как сам Утесов относится к предмету пародии! Поэтому любая беседа с Леонидом Утесовым - словно посещение театра одного актера.

 

Такое умение мгновенно перевоплощаться на эстраде - важное и редкое качество. Часто без всяких париков и гримов Утесов показывал зрителям десятки непохожих характеров.

 

Однажды был в его жизни вечер, на первый взгляд, совершенно фантастический. Тем, кто же присутствовал на нем, трудно поверить в его реальность. Даже хорошо знавшие Утесова отнеслись с недоверием к афише ленинградского " Палас - театра " сообщавшей, что артист предстанет во всех мыслимых театральных жанрах: как певец - эстрадный, опереточный, камерный; как танцор - балетный и эксцентрический; как дирижер - оркестровый и хоровой; как скрипач и как гитарист; как рассказчик и куплетист; как клоун, жонглер и акробат, " на трапеции и в трагедии ". Утесов убедил всех сомневающихся. Он показал и бесчисленные свои таланты, и чувство стиля, и чувство жанра. Произведения столь различных видов театрального искусства невозможно было бы исполнить одному артисту, не обладай он подвижностью, гибкостью творческого аппарата, быстротой реакции, способностью мгновенно концентрировать мысль, чувство, ощущение в точном взгляде, интонации, позе. Все номера были исполнены не только профессионально, но и с искренним переживанием. На этом уникальном вечере Утесов продемонстрировал качества необходимые каждому артисту, а эстрадному - в десятикратном.

 

И здесь важно отметить, что этот вечер 1923 г., не был единственным. Он был типичным для Утесова. Во время гражданской войны Утесов выступал в бригаде артистов, дававшей на фронте в день по нескольку концертов. И однажды, на так сказать сверхурочном ночном концерте, он один заменил всех, буквально рухнувших от усталости. Утесов повторил все номера их бригады, вспомнил все что знал сам. А знал он тогда уже много.

 

Однажды Н.Богословский сказал об Утесове: " Как правило, педагоги, умудренные жизненным опытом, влюблены в одну дидактическую истину: для того чтобы достигнуть вершины в области искусства, надо беспрестанно работать и совершенствовать свое мастерство. Я убежден, что эта истина непреложна. Но откуда же тогда взялся Утесов, которому, судя по тому, что он умеет делать в совершенстве, понадбилось бы лет двести для упорной работы над собой. "

 

Энтузиазм, напор, ощущение неиссякаемых сил (спектакль 1923 г. шел шесть часов), уверенность в себе, жажда самовыражения, творческая жадность - все это, соединенное в одном человеке, сделало возможным и тот удивительный вечер в " Палас - театре ", после которого, как было написано в одной рецензии: " публика неистовствовала ", и ночной концерт, данный красноармейцам уходящим на фронт!

 

И хотя потом именно такие вечера не повторялись, Утесов находил возможность использовать свою творческую многогранность. В середине двадцатых годов он одновременно выступал в двух ленинградских театрах, оперетте и " Свободном ", да еще по понедельникам, когда " Свободный " не работал, играл в сборных труппах, в серьезных драматических спектаклях.

 

В спектаклях же " Свободного " театра Утесов исполнял обычно по нескольку ролей в вечер. В пьесе - юмореске " Ну и дельце " С.Томского он с элементами трансформации играл роли всех свидетелей: Ли - х - н Чапа, Пшебздубского, Менделевича, Фемистокла, Папандопуло, Старбекова. Надевая маски или только меняя с помощью деталей форму носа, ушей, головы, Утесов подчас же начинал соответствовать этому новому облику, соответствовать манерой, акцентом речи, глазами, голосом, осанкой, движениями рук и ног. Он делал это так интнресно, что В.Дымов смотрел выступления Утесова на каждом спектакле, который шел два раза в вечер.

 

Откуда только раздобывал он такое разнообразие деталей, столько интонаций, характерных черточек, что ни один персонаж Утесова не был похож на другого?! И ведь каждый раз актер отталкивается от внутренней сути образа. Утесов однажды сказал, что если ему надо сыграть хромого старика, то он не станет копировать знакомых хромых стариков. " Я придумаю его сам " - сказал Утесов и тут же показал, как хромают старики, но показал не только их хромоту, " заодно " и характер, и настроение. По его походке можно было даже понять отчего они хромают - от увечья, болезни или возраста.

 

В исполнении Леонида Утесова даже самые маленькие и незаметные персонажи оперетт или рассказов становилмсь заметными и интересными, потму что он умел найти и ярко показать особенности их человеческого существаи прожитой ими жизни.

 

Преображение Утесова происходило в миг.Чудо роисходило рядом и было от этого еще загадочнее. А секрет - в прирожденном умении остро схватить суть человека. Утесов ярко видит и ощущает то, что каждую секунду происходит с его персонажем.

 

Герой комедийного спектакля " Свободного театра " " Менднель Маранц " (американского драматурга Д.Фридмана) в воплощении Утесова был настолько живым, что зрители и критика могли решительно расходиться в оценках, но не в реакции. Утесовский Мендель Маранц изобретательромантик, сосредоточенный на своих идеях и не приспособленный к жизни, не переставал размышлять над странными, с его точки зрения, поступками жены, дочери и вообще людей. Время от времени Мендель Маранц изрекал выводы - афоризмы: " Что такое деньги? " - горестно спрашивал он, потому что их ему всегда не хватало, и отвечал: " Болезнь, которую каждый хочет схватить, но не распространить ". " Ум для мысли, а деньги могут зарабатывать и идиоты ". Этот задерганный житейскими невзгодами чудак в исполнении Утесова умел филосовски отстраниться от суеты и выглядетр вопреки всему оптимистом.

 

На спектакле хохотали до слез и грустили все. Но критик, садясь писать рецензию и осознавая примитивность текста, только разводил руками и не мог понять, что же у него вызывало такой смех. А смех рождало утесовское умение показать противоречиво-комическую сложность человеческой природы. Утесов раздвигал границы произведения, извлекал скрытую в нем парадоксальность. Утесов умеет легко переходить от юмора к драме и от трагедии к юмору.

 

В драматических вещах он так же достоверен и искренен, как и в комедийных. Но драматизм Утесова какой-то особый, земной, бытовой даже - не декламационный. Умение чувствовать персонаж, видеть его насквозь, понимать любое движение его руки и принес Утесов на эстраду, в свои песни.

 

А разве песни - это не маленькие пьесы? И каждая со своими героями, своим кругом чувств, своей атмосферой действия. Певец в течение одного вечера должен столько раз преобразиться, сколько песен он исполняет. За свою жизнь Утесов переиграл сотни персонажей, сыграл - не только спел - более семисот песен.

 

Петь он начал едва ли не с первых выходов на сцену. Пел в спектаклях, опереттах, выступал с очень популярными тогда куплетами. Но, как уже говорилось, песня не была для Утесова основным жанром, надо было петь по ходу действия, и он пел. По-настоящему певцом Утесов стал со времени создания им " Теа-джаза ", где соединил то, что ему дорого - музыку и театр.

 

Послушав зарубежные джаз-банды, Утесов решил создать свой, отличный от западных, оркестр. Позднее он вспоминал: "... неужели нельзя, думал я, повернуть этот жанр в нужном нам направлении? В каком? Мне было пока ясно одно: мой оркестр не должен быть похожим ни на один из существующих, хотя бы потому, что он будет синтетическим ". Он мечтал о джазе, который был бы хорошим, остроумным театром; о музыкантах которые были бы хорошими, веселыми актерами; о концерте, который стал бы спектаклем; о песнях, которые знал бы весь народ.

 

Музыканты нашлись. Правда, поначалу они ни за что не соглашались "дурачиться" в соответствии с режиссерскими замыслами Утесова. " Чтобы я, - возмущался тромбонист, - становился на колено и голосом тромбона кому-то объяснялся в любви? Ни за что! Разве я для этого кончал консерваторию? " Но - такова сила настоящего коллектива - тромбонист стал на колено. Более того, потом он превратился в одного из самых одаренных, увлеченных артистов " Теа-джаза", где песня, танец, пантомима, декламация, эксцентрика и лирика сплавились воедино.

 

8 марта 1929 г. в Малом оперном театре на концерте, посвященном Международному женскому дню, впервые прозвучал " Теа- джаз" Утесова. Успех был ошеломляющий. Сам Утесов считал, что именно в тот день он " схватил бога за бороду ".

 

Критики уже в 30-е годы поняли, что Теа-джаз Утесова - это свеобразный музыкальный театр миниатюр, что он ближе к театральным явлениям века, нежели к " эстрадно - симфоническим оркестрам ".

 

Не только дирижер и музыкант, а актер и режиссер встал во главе первого советского теа-джаза.

 

Его программы меньше всего походили на исполнение отдельных номеров, отдельных песен, где один солирует, а остальные "сопровождают".

 

Его песни всегда были небольшими новеллами. Сюжеты его песен всегда становились средством раскрытия психологии героя или персонажей. Он никогда не поучает. Словам патетически - возвышенным, артист предпочитает слова простые.

 

У Утесова всегда была своя " драматургия ": именно поэтому спетые им песни люди помнят не по именам их авторов, а как " песни Утесова ".

 

Программы " Теаджаза " ставились как эстрадные спектакли, где различные жанры и номера были объединены сюжетным хором или общими героями.

 

Но не сразу Утесов был понят и признан. Имелось существенное обстоятельство весьма мешавшее деятельности самого Утесова и руководимого им джаза, это было время активной деятельности Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ), созданной в 1925 году, с целью объединения музыкантов вокруг задач социалистического строительства. Наверное, РАПМ и приносил что-то полезное на то время, но вместе с тем, рапмовцы нанесли музыке весьма серьезный ущерб. Прежде всего это была замкнутая организация, взявшая на себя смелость говорить от имени народа, и она решительно отвергала творчество всех композиторов, в эту организацию не входивших. Мало того, выделив из композиторовклассиков нескольких, в первую очередь Мусоргского и Бетховена, признавая, что их творчество героично народно, рапмовцы отвергли искусство многих других композиторов - классиков. Особенно от них доставалось П.И. Чайковскому, которого рапмовцы рассматривали как представителя загнивающего дворянства и упрекали за синтементальность. Лирику рапмовцы вовсе не признавали.

 

Утесов же был певцом - лириком. К произведениям композиторов - рапмовцев он не обращался, чем и вызывал осуждение. А тут еще и джаз, как говорили рапмовцы, типичное порождение буржуазного мира, одно из прямых доказательств его загнивания. Один из авторитетных тогда музыковедов В.Городинский, писал: " Что мы называем легкожанровой музыкой? Это музыка бара, кафешантана, варьете, " цыганщина ", джазовая фокстротчина и т.д., все это, что составляет некий музыкальный самогон, что является художественной формой использования музыкального звучания не для поднятия масс, а для того, чтобы душить их инициативу, затемнять их сознание ". (Городинский В. Музыкальный фронт СССР. Музгиз. 1933 г.)

 

Конечно в таких условиях работать Утесову было трудно. Какие только оскарбительные слова в свой адрес он не слышал, какие только реплики о нем и об оркестре не раздавались! Например, под рубрикой " Огонь по халтурщикам " была напечатана рецензия в связи с пребыванием Утесова и его оркестра в Харькове: " Что же представляло собой само выступление Утесова? Кривлянье, шутовство, рассчитанное на то, чтобы благодушно повеселить " господина " публику. Все это сопровождалось ужасным шумом, раздражающим и подавляющим слух. Уходя и театра, слушатель уносил с собой чувство омерзения и брезгливости от всех этих похабных подергиваний и пошлых кабацких песен.

 

На это безобразие должна обратить внимание вся советская общественность. Необходимо прекратить эту халтуру. Нужно изгнать с советской эстрады таких гнусных рвачей от музыки, как Л.Утесов и К` ". (Хоменко Ю. Утесовщина. - " За пролетарскую музыку ", 1930 г., N 8.)

 

В свою очередь Утесов, пытаясь доказать значение джаза, возможность его развития в советских условиях, перед концертами выступал с " рефератами ", утверждая, что его джаз по своей природе бодр, жизнерадостен, что он порожден эпохой индустриализации. Ну как-то надо было защищать джаз!? А главное Утесов не прекращал работы, создавал новые программы, и успех его ансамбля увеличивался.

 

А между тем защищать джаз было действительно трудно. В статье " Социальные истоки музыкального искусства " А.В. Луначарский утверждал, что "... современная музыка (прежде всего джазовая) рубит вашу волю в котлету, что же касается подъемности джазовой музыки, то это подъемность типа наркотика, заставляющая дергаться как паяца на ниточке ". (" Пролетарский музыкант ". 1929 г. N 4)

 

Однако были люди, защищавшие джаз! Г. Ландсберг, которого не случайно знатоки называют первым по времени теоретиком джаза в нашей стране, писал: " Как не существует единого западного искусства, так нет и единого западного джаза. За годы кризиса в джазе укрепилось левое крыло, смыкающееся с радикальной интеллигенцией Европы и особенно Америки, группирующееся вокруг пианиста и дирижера Дюка Эллингтона ". (Ландсберг Г. На путях джазовой культуры. - " Рабочий и театр ", 1929 г. N 22)

 

В то же время джаз, как экзотическая новинка, начал все чаще звучать в фешенебельных ресторанах, посещаемых буржуазной публикой, и, естественно, приспосабливался к ее вкусам. Утесов естественно воспользовался этим фактом, решив доказать, что его джаз решительно отвергает принципы буржуазной культуры, что его джаз избирает собственную дорогу и служит советскому зрителю.

 

В программе " Джаз на повороте " (1930 г.), был придуман такой ход: первое отделение называлось " Джаз на западе ", и в нем оркестр честно играл боевики " У камина " Рэя Нобла, " Штормовая погода " Гарольда Арлена, " Несколько тех дней " Шелтона Брукса. Зато второе отделение гордо именовалось " Джаз в СССР ", и тут уж оркестр, в белых брюках и темно голубых джемперах с эмблемой " ТД ", сполнял рапсодию на темы песен народов СССР Дунаевского, Джазовую сюиту Животова.

 

Эта программа стала действительно поворотом в судьбе Утесова. Газеты писали: " Теа-джаз - машина бодрости... Буквально вентилируешь усталые мозги, получив порцию утесовского Теа-джаза. Учащенный ритм и темп сооответствует бурным стремительным темпом нашей жизни".

 

Следующей программой был " Музыкальный магазин " (1932 г.). Утесов говорил так: " Лучшее, что сделал я и мой оркестр почти за полвека своего существования, - это синтетическое представление " Музыкальный магазин ". Сам Утесов исполнял в нем несколько ролей.

 

По поводу " Музыкального магазина " критик писал: " Еще недавно джаз Утесова это была шеренга юношей с одинаковыми галстуками и одинаковыми улыбками... И вот музыканты на виду у всех превращаются в актеров ". (Юзовский Ю." Утесов и Хенкин". - " Вечерняя Москва " 1933 г. 12 янв.)

 

На одном из представлений " Музыкального магазина " побывал заместитель председателя Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров Б.З. Шумяцкий. Представление ему очень понравилось, и он предложил перенести " Музыкальный магазин " на экран.

 

Так появились " Веселые ребята ". Успех фильма создал Утесову подлинно всенародную популярность. В те годы не было эстрадного коллектива имеющего такую известность, как утесовский.

 

Постепенно оркестр Утесова все больше склонялся к концертной деятельности.

 

Некоторые программы, например " Песни моей Родины " (1937), " Два корабля " (1938), были составлены из народных песен и произведений советских композиторов. Переход Утесова к концертным программам не остался незамеченным, когда он выступал в парке ЦДКА, критик писал: " Музыкальный коллектив Утесова прошел трудный путь эволюции от " Теа-джаза " к " Музыкальному магазину " и затем к джаз-оркестру, с жизнерадостной, полнокровной массовой песней." (Лабковский Н." Утесов и его джаз". - " Вечерняя Москва " 1937 г., 19июля)

 

Именно Утесову принадлежит честь представления на профессиональной эстраде массовой песни.

 

Особое место в репертуаре Утесова занимают песни о любви. О любви на эстраде всегда пели и поют много и охотно. У Утесова своя " аранжировка " темы. У него всегда серьезное отношение к чувству любви, почти обожествление его.

 

Чаще всего Утесов поет не о безоблачном счастье, а о драматизме этого чувства. И в драматических любовных ситуациях его герои ведут всегда достойно и мужественно. Они никогда не демонстрируют своей страсти, не похваляются любовью.

 

У всех песен Утесова о любви есть одна общая особенность: едва ли не в каждой, даже там, где поется о любви счастливой, чувствуется тоска по идеалу, по той совершенной любви, которой никому не дано достичь, но к которой постоянно стремится душа. Может быть, это и делает их такими проникновенными. Как-то на репетиции дирижер С.Самосуд говорил оперным певцам: " все должно быть выражено голосом так, чтобы, даже когда поешь по радио, было понятно, что ты в это время делаешь ". Эти слова можно впрямую отнести к творчеству Леонида Утесова: слушаешь пластинку и видишь, о чем он поет.

 

Его творчество всегда отличали обаяние, юмор, он умел сразу расположить к себе аудиторию.

 

Утесов всегда умел подбодрить. Во время войны это особенно было нужно. Его песни помогали выживать.

 

Ежедневно, интенсивно шли репетиции, разучивались новые песни: " В землянке ", " Одессит Мишка ", " Темная ночь " и другие.

 

Утесов рассказывал, что когда он пел:

" Ты одессит, Мишка,

А это значит, что не страшны тебе

Ни горе, ни беда.

Ведь ты моряк, Мишка,

А моряки не плачут

И не теряют бодрость духа никогда, "

- он чувствовал, что говорил собственные слова, забывая, что он артист, и подбадривал не только Мишку, но и самого себя.

Однажды концерт проходил на перроне Ярославского вокзала для полка морской пехоты. Утесов пропел про партизана Морозко. И вдруг из теплушки выскочил " плечистый матрос, перепоясанный пулеметными лентами, с автоматом на груди и протянул Утесову руку:

- С такой песней и в бой идти не страшно ". (ТУР П." Леонид Утесов".

" Театр ", 1965 г. N 7) Утесов со своим ансамблем побывал на многих фронтах, однако выступить на всех боевых участках, обслужить всех тыловиков было невозможно, и Утесову предложили сняться в фильме " Концерт фронту ". Вместе с ним снимались: М.Царев, О.Лепешинская, Л.Русланова, К.Шульженко, И.Козловский, и другие артисты. Кстати, конферировал А.Райкин.

 

Пожалуй, никогда ранее Утесов не слышал такого общего одобрения своего творчества, как в годы войны.

 

С репертуаром у Утесова всегда было трудно, хорошая песня вещь дефицитная. Нокак раз в военные годы хороших песен появилось больше, чем в предыдущие, да и в последующие годы.

 

О чем бы ни пел Утесов, все исходило из его сердца, а потому и находило путь к сердцам слушателей. Вероятно, это и есть талант.

 

Рядом с лирикой у Утесова всегда соседствует юмор, но все равно лирически окрашенный.

 

В беседе с корреспондентом Утесов утверждал: " Чем больше у человека развито чувство юмора, тем для меня он человечнее... Человек с развитым чувством юмора, это мое глубокое убеждение, не может быть деспотичным, подлым ". (" И тот, кто с шуткой". - " Труд ", 1968 г. 4 авг.)

 

Сам Утесов говорит: " Когда я умру, этак лет через сто, - к сожалению, случится, - позовите к моей могиле оркестр. Если я не вскочу из гроба, значит, я действительно умер ". (И тот, кто с шуткой.- " Труд ".1968 г. 4 авг.)

 

Совсем незадолго до окончания войны, режиссер Р.Симонов в статье, посвященной Утесову писал: " У Утесова редкое сочетание талантов музыканта и драматического актера, что позволяет обогащать содержание песни, делать его более глубоким. В каждой своей песне он не только исполнитель, но и автор, такой же, как композитор и поэт. Можно подчас удивляться большой эмоциональной подвижности артиста, способности его в каждой новой песне перевоплощаться, создавать образы: лирические, комические, сатирические, драматические, трагические. Вспомним хотя бы его последнюю джаз-сюиту " Салют " (1944 г.): от песен горя и гнева - до песен сатирических и победных. И хотя больше всего говорят об утесовском юморе, но иногда, слушая драматическую по теме песню в исполнении этого артиста, действительно затрудняешься сказать, какая тема ему ближе - комическая или драматическая?

 

Он не только как талантливый музыкант ведет оркестр, но интерпретирует мелодию, проникается ее содержанием, умеет жестом, мимической игрой заразить своим настроением зрительный зал, помогает ему проникнуть в самую глубину содержания мелодии. Мы не видим его лица, когда он дирижирует оркестром, иполняющим " Марш Гастелло ", но как проясняет героическое звучание этого марша патетический, драматический жест Утесова - дирижера! " (Симонов Р." Утесов". - " Советское искусство ", 1945 г., 29 марта)

 

Успех Утесов и его оркестр имели большой, авторитет коллектива и его руководителя, установившийся во время войны, не снижался. В 1947 году Утесову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств.

 

Казалось, что в первые послевоенные годы положение Утесова и его оркестра было стабильным. Везде их хвалили, не хватало билетов на концерты. Утесов находился в поре творческой зрелости. Что же касается оркестра, то о нем сам руководитель через несколько лет писал так: музыканты " любили свое дело и не жалели на него сил. Я это знал и все от них требовал, требовал, и мне все казалось мало, я всегда был не доволен. Я чувствовал, что они могут лучше - и именно в силу этой любви. И после каждого концерта я придирался к малейшему их промаху и сердился на них.

 

А теперь, когда я слушаю пластинки тех лет, я понимаю, какие они были молодцы, какие тонкие и сложные вещи им удавались, и кляну себя, что был безжалостным ". (Утесов Л." Спасибо, сердце!") Значит, и оркестр, по мнению его руководителя, отличался высокими достоинствами.

 

Но история повторяется. На смену РАПМа пришел ЦК ВКП(б). Постановление ЦК ВКП(б) (1946) " О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению " призывало "...отражать в произведениях искусства прежде всего жизнь советского общества в ее непристанном движении вперед по пути к коммунизму ". И критики сразу набросились на Утесова.

 

Их недовольство вызывало то, что Утесов выступал с джазом. Некоторе музыковеды продолжали рассматривать джаз как одно из проявлений буржуазной культуры и в силу этого не могущее быть представленным на советской эстраде. В одной из статей М.Сокольский писал: " что может быть менее созвучным нашей музыке, нашим советским песням, богатейшему фольклору советских народов, чем ноющий, как больной зуб, или воющий саксофон, оглушительно ревущий изо всех сил тромбон, верещащие трубы или однообразно унылый стук всего семейства ударных инструментов, насильственно вколачивющих в сознание слушателя механически повторяющиеся ритмы фокстрота или румбы.

 

Нет! Мы решительно против искусственного соединения нашей музыки с джаз - оркестрами, а те, кто пытается втискивать ее насильственно в джаз, калечит ее, коверкает ". (Сокольский М. " О джазе ". - " Советское искусство " 1952 г. 16 февраля)

 

Подобное выступление было далеко не единичным. И в результате джаз вообще похоронили.

 

И опять Утесов должен был доказывать очевидное, оправдываться, будучи невиновным. С известной долей раздражения он писал тогда: " Надоели поучения - какая музыка нужна советскому человеку. Нужна всякая хорошая. Советский человек жаден до искусства. Ему подай все: оперу, симфонию, песню, романс и легкую музыку. И нечего скучным людям превращать человеческие радости в " мероприятия ", навязывать народу вкусовщину мрачных чиновников, никогда не поющих, не танцующих, носящих маску глубокомыслия ". (" Советская музыка ", 1953 г.,N 11)

 

Не прекращались споры, касающиеся театрализации оркестра. Иные считали ее вовсе ненужной. Например, литературовед и писатель В.Шкловский высоко оценив талант Утесова, сказав добрые слова об оркестре, одновременно заметил: " Леониду Утесову лучше отказаться от театрализации песни, обратить внимание на поиски песен. Эстрада должна оставаться эстрадой ". (Шкловский В. О джазе Утесова. - " Советское искусство ", 1946 г., 6 ноября)

 

Сегодня на эти споры можно посмотреть с иронией, но сколько нервов в свое время потратил на них Утесов! Он даже написал в этой связи такие стихи:

 

" Леса, луга, долины и поляны.

И через это все мой поезд мчиться.

Гостиницы, вокзалы, рестораны -

И не пора ли мне остановиться?

И не пора ли мне сказать: " довольно "?

Я слишком долго по дорогам мчался,

С людской несправедливостью встречался,

И было мне обидно, тяжко, больно

под куполом родного небосвода.

Я песни пел - пел сердцем и желаньем,

Но почему ж любовь ко мне народа

Считается в культуре отставаньем?

Что дураку горячий сердца пламень?

Во мне он видит только тему спора.

И надоело мне всю жизнь держать экзамен

На звание высокое - актера. "

 

Но Утесов не был бы Утесовым, если бы он " остановился ". И четверостишье, в котором не без яда известный поэт - сатирик

 

Ю.Благов констатировал: "

В его исполненьи " Веселых ребят "

Народ и сейчас вспоминает.

А новые песни едва прозвучат -

И... след их вдали пропадает ".

 

Я вижу не сарказм по поводу трудностей, связанных с репертуаром Утесова, а наоборот, как бы того ни хотел автор, выделение творчества Утесова.

 

В период с 1945 по 1965 год Утесов работал творчески очень интенсивно. Как я понял человек он был не без юмора и с удовольствием мог прочитать о себе лестное но справедливое стихотворение:

" Он человек очаровательный

(знак восклицательный)

Кто петь еще умеет так

(вопросительный знак)

Он музыкант, певец и прочее

(многоточие)

(Масс В., Червинский М. Утесову - газета " Дом актера " 1947 г., 23 марта)

 

Кроме исполнения песен Утесов читал стихи, в том числе и свои. Героем стихов выступал немолодой человек, испытывающий потребность оглянуться на прошлое и посмотреть в будущее.

 

Программы ставились по дивиртисментному признаку и прежде всего состояли из песен, исполняемых Утесовым. Причем в них все чаще звучали песни из прежнего репертуара, имеющие у слушателей особенный успех.

 

В 1962 году Союз композиторов РСФСР провел пленум, посвященный легкой музыке, в том числе и джаз. И на этом форуме прозвучало, наконец, что джаз может и должен стать частью отечественной культуры. " Я взволнован, - говорил Утесов, - столько лет ждать и наконец дождаться. Это праздник, праздник, пришедший на нашу эстрадную

 

улицу." После того как в 1965 году было отпразновано семидяситилетие,

 

Утесов продолжать выступать на эстраде. Сам он считал, что оставаться молодым - это значит уметь сохранять непосредственность, искренность при восприятии жизни. Что главное назначение искусства - " делать людей лучше. Из храма искусства мы должны выходить влюбленными в человечество, верящими в него " (Утесов Л. Самый добрый волшебник. -

 

" Советская Россия ", 1965 г., 6 июня) Я думаю, что подтверждением итога творчества Л. Утесова может

 

стать высказывание С.Смоляницкого: " Утесов приблизил песню ко всем и каждому из нас, напомнил живым чувством, обогатил ее интонацию и согрел той теплотой своего голоса, той мягкостью, проникновенностью, от которой щемит сердце.

 

В биографии нашего поколения было много разлук и дальних дорог: и кто из тех, для кого предвоенные годы были последними классами школы, или первыми курсами институтов, не вспомнит встречу, прощание, день подаренный войной, связанный иногда не прямо, ассоциативно, но все-таки связанный с песней Утесова? Его голос стал незабываемой лирической приметой времени в судьбе нашего, да и предшествующего нам поколения ". (Смоляницкий С. Полдень, дорога, память.)


 

Заключение

Главное, что объединяло Л.Утесова и А.Райкина, это эстрада.

 

Если говорить о признаках эстрады, то: открытость, праздничность, краткость всегда присутствовали в творчестве этих людей. В своем творчестве Райкин поднимал темы нравственного воспитания человека, обличая и высмеивая извечные пороки - глупость, жадность, приспособленчество, Утесов же - воспевая и прославляя человека труда.

 

Л.Утесов и А.Райкин были настоящими эстрадниками. Они соединяли в себе и речевые жанры, и песню, и танец, и элементы циркового мастерства.

 

Без чего не может быть эстрады? Без взаимодействия артиста со зрителем. Такой контакт всегда находили Утесов и Райкин.

 

Сейчас уже стало очевидно, что эстрада входит и в театр драматический. Исчезает та самая четвертая стена, которая не давала возможности актеру впрямую говорить со зрителем.

 

Как и вся наша жизнь, эстрада находится на переломе. Идет поиск новых художественных форм, новых структур.

 

Лишь удивляешься, как эстраде удалось выжить. Ведь на протяжении семидесяти лет ей приходилось постоянно выполнять несвойственные задачи: обслуживать различные компании, откликаться на постановления партии и правительства, воспевать достижения социализма.

 

Успех артиста теперь зависит от его таланта, энергии, работоспособности, умения формировать репертуар, чувствовать потребности публики.

 

Традиции Утесова продолжают развивать сегодняшний " Театр песни " таких, как А.Пугачева, В.Леонтьев, Л.Вайкуле. А рядом с именем А.Райкина имена таких мастеров эстрады, как Е.Петросян, В.Винокур, Е.Шифрин, Р.Карцев.


 

Список использованной литературы.

 

1. А.М. Бейлин. Аркадий Райкин. - Л., Искусство: 1969.

2. Е.П. Гершунин. Рассказываю об эстраде. - Л., Искусство: 1968.

3. Ю.А. Дмитриев. Леонид Утесов. М., Искусство: 1982.

4. О. Леонидов. Прошу внимания. " Огонек ", 1942, N 46

5. Н. Милин. Добрый дар. - В кн.: Мастера эстрады. Л., Искусство: 1963.

6. Е. Мин. В пои<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: