Типовая программа цель, которой в начальных классах - воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Содержание курса представлено разделами:
«Технический труд», который состоит из двух частей:
1) обработка бумаги и картона;
2) техническое моделирование
Данный раздел занимает особое место в содержании курса, так как знания и умения, полученные учащимися при работе с бумагой и картоном, способствуют овладению приемами обработки других материалов. Обработка бумаги и картона позволяет дать представление о деталях (основных, крепежных и украшающих), обучать детей технологическим операциям (видам разметки, способам заготовки деталей, сборки, отделки, осуществляя на каждом этапе изготовления контроль), закреплять навыки культуры труда.
Значительное место на уроках трудового обучения (внеклассных занятиях) занимает техническое моделирование и конструирование, где учащиеся получают сведения о моделях, машинах, механизмах, знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями. Моделирование и конструирование позволяют младшему школьнику познать мир техники, развивают конструкторские способности, техническое мышление, способствуют познанию окружающей действительности, расширяют политехнический кругозор.
«Бытовой труд»
1) обработка ткани;
2) самообслуживание
Данный раздел предусматривает первоначальное ознакомление с приемами обработки ткани, элементами самообслуживания (мелкий ремонт и уход за одеждой), а также овладение элементарными знаниями и умениями по шитью в классе; в домашних условиях при согласовании с родителями предусматривается приобретение навыков ухода за обувью, приготовления пищи, доступных детям данного возраста под непосредственным наблюдением взрослых, мытья посуды, уборки помещения и другой посильной трудовой деятельности по дому, саду, огороду, по уходу за членами семьи, за животными, за комнатными растениями.
«Основы художественной обработки различных материалов»
Разделвключает разные виды деятельности (вязание, вышивание, плетение, выжигание и др.), то, что позволяет учащимися овладеть простейшими способами и приемами работы с различными материалами (глина, древесина, металл, кожа, мех, природные материалы и др.).Также данный раздел имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание младших школьников.
«Сельскохозяйственный труд»
1) работа на учебно-опытном участке («Осенние работы» и «Весенние работы»);
2) работа в классе
На занятиях по сельскохозяйственному труду, начиная с I класса, учащиеся знакомятся с технологией выращивания овощных, ягодных и цветочно-декоративных растений, правилами постановки опытов. Содержание занятий по сельскохозяйственному труду обогащает природоведческие знания учащихся, формирует навыки экологически правильного поведения детей, интерес к природе, бережное и заботливое отношение к ней и желание охранять и преумножать ее красоту.
По каждому виду труда программа содержит технико-технологические сведения, перечень тем для бесед, опытов и наблюдений, практических работ, объектов труда.
Учитель вправе с учетом региональных особенностей, национальных традиций, этнографической специфики, возможностей вносить коррективы в порядок изучения учебного материала, в перечень изделий и практических работ. Например, при отсутствии пришкольных учебно-опытных участков следует расширить объем работ по выращиванию комнатных растений и проведению опытов с ними.
В районах, где развиты народные промыслы, целесообразно обучать учащихся художественно-техническим приемам изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности и посильности для младших школьников объектов труда.
Трудовое обучение. Школа мастеров»
АвторТ.Н. Геронимус
Программа ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно
ориентироваться в любой работе, т.е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.
Автор считает, что цель трудового обучения будет достигнута, если ребенок на уроке труда займет позицию: «Я хочу это сделать. Сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться».
В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.
Для этого учителю необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на уроке труда, включающей в себя как равнозначные интеллектуальный и моторный компоненты, т. е. на уроке должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие, причем на теоретическую часть урока должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, внеся в него, особенно в I—II классах, элементы игры, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Структурно программа «Школа мастеров» устроена иначе, чем другие. Содержание ее в каждом классе разделено не по видам обрабатываемых материалов, а по компонентам деятельности.
Разделы:
1. Учимся размышлять - определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащегося пса осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, названия используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
2. Готовимся к практической работе - предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.
3. Учимся выполнять новые операции - определяет круг операций, осваиваемых на уроках. Более половины упомянутых операций детям известны с детского сада, например, складывание, сгибание, резание ножницами, сшивание нитками и т. д., поэтому внимание обращается на повышение уровня их выполнения; новые для детей операции осваиваются на уровне ознакомления при изготовлении изделия, где такая операция используется небольшими фрагментами.
4. У нас получаются красивые изделия - перечень изделий для изготовления рассчитан на использование бумаги, картона, текстильных материалов, полимерной пленки, пенопласта, природных растительных и минеральных материалов и ряда полуфабрикатов (спичечные коробки, деревянные катушки, картонные шпульки и т. д.).
5. За год мы узнали новые слова - является своеобразным справочником-контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов,
Как видно из содержания программы, часть каждого раздела присутствует на каждом уроке. А, чтобы данная программа успешно реализовалась необходимо: 1) часть технико-технологических сведений, касающихся происхождения, использования и свойств материалов, должна выноситься в отдельные уроки-опыты, уроки-игры, киноуроки; 2)в уроках-практикумах необходимо отказаться от пошагового инструктирования детей в практической работе. Быстрая интересная вступительная часть урока, включая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана, должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя; 3)учителю в рамках отведенного учебного времени необходимо использовать часть уроков для проведения экскурсий на природу для сбора семян, плодов, листьев и других растительных материалов и в школьные мастерские для обобщения представлений детей о разновидностях рабочих мест, инструментов, изделий.
Перечень операций и соответственно изделий может быть расширен по усмотрению учителя (например, можно включить фрагментарно плетение из бисера, лозы, изготовление макраме и др.) с тем лишь условием, что соответственно будет изменен раздел «Учимся размышлять» и учащиеся узнают о происхождении, правильных названиях, свойствах новых материалов либо проявлении известных им свойств при выполнении новых операций, о правилах техники безопасности при проведении новых видов работ.
В программе не предусмотрено жесткое разделение учебного времени по видам обрабатываемого материала: эту задачу учитель решает сам. Однако желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.