Авторы В.И. Романина, В.Г. Машинистов, Н.М Конышева.




Типовая программа цель, которой в начальных классах - воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Содержание курса представлено разделами:

«Технический труд», который состоит из двух частей:

1) обработка бумаги и картона;

2) техническое моделирование

Данный раздел занимает особое место в содержании курса, так как знания и умения, полученные учащимися при работе с бу­магой и картоном, способствуют овладению приемами обработки других материалов. Обработка бумаги и картона позволяет дать представление о деталях (основных, крепежных и украшаю­щих), обучать детей технологическим операциям (видам раз­метки, способам заготовки деталей, сборки, отделки, осуществ­ляя на каждом этапе изготовления контроль), закреплять навыки культуры труда.

Значительное место на уроках трудового обучения (внекласс­ных занятиях) занимает техническое моделирование и констру­ирование, где учащиеся получают сведения о моделях, машинах, механизмах, знакомятся с технической терминологией, производ­ством, рабочими профессиями. Моделирование и конструи­рование позволяют младшему школьнику познать мир техники, развивают конструкторские способности, техническое мышление, способствуют познанию окружающей действительности, расширяют политехнический кругозор.

«Бытовой труд»

1) обработка ткани;

2) самообслуживание

Данный раздел предусматривает пер­воначальное ознакомление с приемами обработки ткани, элемен­тами самообслуживания (мелкий ремонт и уход за одеждой), а также овладение элементарными знаниями и умениями по шитью в классе; в домашних условиях при согласовании с роди­телями предусматривается приобретение навыков ухода за обувью, приготовления пищи, доступных детям данного возраста под непосредственным наблюдением взрослых, мытья посуды, уборки помещения и другой посильной трудовой деятельности по дому, саду, огороду, по уходу за членами семьи, за животными, за комнатными растениями.

«Основы художественной обработки различ­ных материалов»

Разделвключает разные виды деятельности (вяза­ние, вышивание, плетение, выжигание и др.), то, что позволяет учащимися овладеть простейши­ми способами и приемами работы с различными материалами (глина, древесина, металл, кожа, мех, природные материалы и др.).Также данный раздел имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание младших школьников.

«Сельско­хозяйственный труд»

1) работа на учебно-опытном участке («Осенние работы» и «Весенние работы»);

2) работа в классе

На занятиях по сельскохозяйственному труду, начиная с I класса, учащиеся знакомятся с технологией выращивания овощных, ягодных и цветочно-декоративных растений, правила­ми постановки опытов. Содержание занятий по сельскохозяйствен­ному труду обогащает природоведческие знания учащихся, фор­мирует навыки экологически правильного поведения детей, инте­рес к природе, бережное и заботливое отношение к ней и жела­ние охранять и преумножать ее красоту.

По каждому виду труда программа содержит технико-техно­логические сведения, перечень тем для бесед, опытов и наблюдений, практических работ, объектов труда.

Учитель вправе с учетом региональных особенностей, нацио­нальных традиций, этнографической специфики, возможностей вносить коррективы в порядок изучения учебного материала, в перечень изделий и практических работ. Например, при отсут­ствии пришкольных учебно-опытных участков следует расши­рить объем работ по выращиванию комнатных растений и прове­дению опытов с ними.

В районах, где развиты народные промыслы, целесообразно обучать учащихся художественно-тех­ническим приемам изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности и посильности для младших школьников объектов труда.

 

Трудовое обучение. Школа мастеров»

АвторТ.Н. Геронимус

Программа ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно

ориентироваться в любой работе, т.е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.

Автор считает, что цель трудового обучения будет достигнута, если ребенок на уро­ке труда займет позицию: «Я хочу это сделать. Сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться».

В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осозна­нии или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.

Для этого учителю необходимо помнить об особенностях дея­тельности ребенка на уроке труда, включающей в себя как рав­нозначные интеллектуальный и моторный компоненты, т. е. на уроке должна быть специально организованная часть, направ­ленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие, причем на теоретическую часть урока должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, внеся в него, особенно в I—II классах, элементы игры, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Структурно программа «Школа мастеров» устроена иначе, чем другие. Содержание ее в каждом классе разделено не по видам обрабатываемых материалов, а по компонентам деятельности.

Разделы:

1. Учимся размышлять - определяет со­держание и характер совместной работы учителя и учащегося пса осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, названия используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытно­му исследованию.

2. Готовимся к практической работе - предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознан­ному отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.

3. Учимся выполнять новые операции - определяет круг операций, осваиваемых на уроках. Более половины упомянутых операций детям известны с детского сада, например, складывание, сгибание, резание ножни­цами, сшивание нитками и т. д., поэтому внимание обращается на повышение уровня их выполнения; новые для детей операции осваиваются на уровне ознакомления при изготовлении из­делия, где такая операция используется небольшими фрагментами.

4. У нас получаются красивые изделия - перечень изделий для изготовления рассчитан на использо­вание бумаги, картона, текстильных материалов, полимерной пленки, пенопласта, природных растительных и минеральных материалов и ряда полуфабрикатов (спичечные коробки, дере­вянные катушки, картонные шпульки и т. д.).

5. За год мы узнали новые слова - является своеобразным справочником-контро­лером для учителя, организующего на уроке труда усвоение тер­минов,

Как видно из содержания программы, часть каждого раздела присутствует на каждом уроке. А, чтобы данная программа успешно реализовалась необходимо: 1) часть технико-технологических сведений, касающихся происхождения, использования и свойств материалов, должна выноситься в отдельные уроки-опыты, уроки-игры, киноуроки; 2)в уроках-практикумах необходимо отказаться от пошагового инструктирования детей в практической работе. Быстрая инте­ресная вступительная часть урока, включая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана, должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя; 3)учителю в рамках отведенного учебного времени необходимо использовать часть уроков для проведе­ния экскурсий на природу для сбора семян, плодов, листьев и других растительных материалов и в школьные мастерские для обобщения представлений детей о разновидностях рабочих мест, инструментов, изделий.

Перечень операций и соответственно изделий может быть расширен по усмотрению учителя (например, можно включить фрагментарно плетение из бисера, лозы, изготовление макраме и др.) с тем лишь условием, что соответственно будет изменен раздел «Учимся размышлять» и учащиеся узнают о происхожде­нии, правильных названиях, свойствах новых материалов либо проявлении известных им свойств при выполнении новых опера­ций, о правилах техники безопасности при проведении новых ви­дов работ.

В программе не предусмотрено жесткое разделение учебного времени по видам обрабатываемого материала: эту задачу учи­тель решает сам. Однако желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных мате­риалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко прояв­ляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудо­вые умения по обработке отдельных материалов ученик вынуж­ден применять в новых условиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: