История развития трудового обучения (технологии) в начальной школе (общеобразовательных учреждениях).




Методика преподавания технологии, как всякая наука, имеет свою историю развития.

Ручной труд изучается, в общеобразовательных школах, начиная с 60-х годов XIX века. Впервые ручной труд как учебный предмет стал преподаваться в школах Финляндии. В 1866 году ручной труд начал вводиться во все финские начальные школы и учительские семинарии в качестве обязательного учебного предмета.

Затем труд становится обязательным учебным предметом общеобразовательных школ практически всех развитых стран мира. Это вызвано ростом промышленности, железнодорожным строительством и увеличением торговли. Наряду с изучением чтения, письма, счета и религии в общеобразовательных школах нужно было включать детей в различные виды труда, призванные формировать качества, необходимые для практической деятельности.

В России ручной труд стал вводиться с 1884 года. Преподавание труда должно было решать задачи воспитания трудолюбия, развития руки, ее способности к тонким дифференцированным движениям и таким же точным усилиям при этих движениях, развития глазомера, трудовой смекалки и т.д. Другими словами, ручной труд стал использоваться как средство развития детей, средство воспитания, как универсальное образовательное средство.

Большую роль в организации обучения ручному труду в общеобразовательных и педагогических учебных заведениях России сыграл преподаватель Санкт-Петербургского учительского института К.Ю. Цируль. По его предположению термином «Ручной труд» стали обозначать практические занятия в учебной мастерской, состоящие в обработке древесины, металла и других материалов.

Первоначально обучение ручному труду строилось на примере освоения различных ремесел: столярному, сапожному, слесарному, портняжному, ткацкому и т.д. Это обусловлено было требованиями кустарной местной и ремесленной промышленности. Цель обучения ремеслам – подготовка учащихся к будущей трудовой деятельности, формирование у них профессиональных умений и навыков. Это играло важную роль при выборе изделий.

 

Постепенно складывалась и методика обучения ручному труду. Например, типовые программы, по ручному труду опубликованные в 1915 году, содержали указания не только организационного, но и методического характера. Программа, разработанная К.Ю. Цирулем, по подготовке учителей данному предмету включала:

1) сведения о педагогическом и практическом значении ручного труда для общеобразовательных учебных заведений;

2) историю развития предмета;

3) обзор состояния его преподавания в России и др. государствах;

4) практические сведения о станках, инструментах и материалах;

5) методические рекомендации;

6) обзор литературы;

Введение ручного труда в общеобразовательные учебные заведения России осложнялось двумя крайними взглядами на его роль в общем образовании детей. Одни считали, что не нужно вводить ручной труд в школу, т.к. он профессионализирует ее. Другие – наоборот считали, что занятия ручным трудом не дают достаточных знаний, умений и навыков для будущей конкретной практической деятельности и нужно вести обучение по профессиям. И эти крайние взгляды не преодолены и до сих пор.

После 1917 года начались коренные изменения общеобразовательной школы и всей системы народного образования нашей страны. В эти годы велись активные поиски в определении целей, задач и содержания трудового обучения. Шла борьба с ремесленничеством, с отрывом обучения труду от изучения основ наук.

Первой учебной программой по трудовому обучению данного периода была «примерная программа ручного труда», разработанная в 1919 году. В её объяснительной записке указывалось, что преподавание ручного труда следует четко разграничивать с ремесленным обучением, что изготовление учащимися различных изделий не самоцель, а только средство ознакомления с технологией, развития моторики и трудового воспитания.

В 1927 г. Крупская Н.К. обосновала необходимость политехнической подготовки. В начале 30-х годов ХХ века произошла переориентация общеобразовательной школы на подготовку к вузу и техникуму, к преподаванию труда внимание ослабло.

В 1931 -1932 годы цели обучения труду формулировались как «изучение основного научного принципа всякого труда и ознакомление с главными материалами и инструментами». В школе было восстановлено предметное преподавание основ наук. Трудовую подготовку усилили, и трудовое обучение было включено в учебный план как отдельный предмет. Однако недостаток квалифицированных учителей трудового обучения, отсутствие удов­летворительной материальной базы и другие негативные фак­торы привели к тому, что в 1937 г. трудовое обучение как са­мостоятельный предмет был исключен из учебного плана школы. Труд стал изучаться в рамках воспитательной работы.

В довоенные годы, во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы трудовое воспитание осуществля­лось в процессе внеклассной и внешкольной общественно по­лезной работы.

В 50-х годах бурный технический прогресс вновь поставил перед общеобразовательной школой проблему подго­товки учащихся к производительному труду. И в 1952 г.было принято решение о развертывании в общеобразователь­ной школе трудовой политехнической подготовки учащихся. В соответствии с этим в 1954 г. в учебный план общеобразовательной шко­лы был включён новый предмет - трудовое обучение. В начальных классах этот предмет стал называться ручней труд и рассматривался он как средство всесторон­него развития учащихся. Основной задачей было - вооружение учащихся несложными трудо­выми умениями, привития интереса и любви к труду, воспита­ния навыков культуры труда. На уроки труда в I—IV классах отводилось по одному часу в неделю. В содержание уроков ручного труда включались работы с бумагой, картоном, тканью, глиной, пластилином, древесиной, проволокой и другими ма­териалами. Также программой предусматривались работы по выра­щиванию растений на учебно-опытном участке и в классном уголке природы.

В 1956 году изменений практически не произошло, были только конкретизированы основные направления и задачи трудовой подготовки.

А программа в 1959-1060 учебном году значи­тельно изменилась и получила название «Трудовое обучение и общественно полезный труд». В качестве основной в этой программе была поставлена задача подготовки учащихся к жиз­ни, самостоятельной трудовой деятельности. Содержание тру­довой подготовки оставалось в основном таким же, как и в предыдущей программе.

В 1961 г.было уделено большое вни­мание повышению воспитательной роли труда, и в 1965 г. был разработан новый проект программы по трудовой политехнической подготовке учащихся 1-3 классов, который после пятилетнего эксперимента получил название «Трудовое обуче­ние».В ней трудовая политехническая подготовка уча­щихся начальных классов рассматривалась как важнейшая составная часть единой системы обучения, воспитания и раз­вития. Программа предусматривала расширение трудового опыта детей, их знаний о производстве, воспитание физическое, умственное, эстети­ческое и нравственное воспитание учащихся, практическую под­готовку школьников.

В 1984 г. в связи с реформой школы трудовое обучение строилось на политехнической основе и преемственности 1-4 и 5-9 классы.

Согласно реформе, средняя общеобразовательная школа стала одиннадцатилетней. Обучение детей в школе начиналось с 6 – летнего возраста.

Продолжительность учебы в начальной школе увеличилась на 1 год, т.е.

с 1по 4 классы. Это должно было позволить обеспечить более основательное обучение детей чтению, письму, счёту, элементарным трудовым навыкам, одновременно уменьшая нагрузку учащихся.

Целью трудового воспитания и обучения являлось привитие любви и уважения к людям труда; ознакомление учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирова­ние у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному вы­бору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки. Одновременно с этим усилилось подготовка учителей. В педагогических вузах на методике обучения труду будущие учителя знакомились с основами современного производства, с различными ремёслами и технологиями обработки.

В целом, в общеобразовательной школе трудовое обучение характеризовалось следующим содержанием:

-начальные классы: обработка бумаги, картона, тканей и других материалов;

-средние классы- трудовое обучение дифференцированно (мальчики занимаются в учебных мастерских, в основном обработкой древесины и металлов, девочки в этих школах занимаются обслуживающим трудом на примере обработки тканей, кулинарии, ухода за жильем).

Во внеклассной работе по трудовому обучению получает развитие изучение народных промыслов и ремесел.

В 1992 году был разработан государственный базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений РФ. В инвариантной части этого плана, т.е. в части определяющей минимальное количество учебных часов на изучение той или иной области знаний, учебные предметы «Трудовое и профессиональное обучение», а так же «Черчение», «Техника как средство жизнедеятельности человека» и некоторые другие трансформированы в образовательную область «Технология».

Главной целью образовательной области «Технология» является формирование у учащихся свойств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности необходимых в новых социально-экономических условиях для осуществления всей деятельности в целом от определения потребностей до реализации продукции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: