Возьмите, ребята, в руки магнит, и обследуйте, какой он?




Образовательная область – «Познавательное развитие»

Интеграция с другими областями - «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тема: «Секреты магнита».

Цель: формирование познавательного интереса у детей посредством опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

- сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить об использовании магнита человеком;

- развивать стремление детей к самостоятельному познанию через опытно – экспериментальную деятельность; развивать способность анализировать, делать выводы, умозаключения и формулировать их;

- обогащать словарный запас детей, пополнять новыми словами: магнит, магнетические, немагнетические, притягивать, примагничивать, магнитная сила;

- воспитывать инициативность, внимательность, самостоятельность, аккуратность, осторожность при работе с мелкими предметами.

Оборудование: Посылка, «волшебная варежка» (с магнитом внутри), магниты (каждому ребѐнку), различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки и т. д.), картон, тарелочки с крупой (на каждого ребенка), банка с водой, карточки – схемы, ноутбук, компас, маска – магнит.

Предварительная работа. Проведение опыта «Все ли притягивает магнит?», использование в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв».

Ход НОД:

1. Стук в дверь.

- Ребята. Вам пришла посылка.

Воспитатель читает: «Для любознательных!» Я думаю, что это вы.

Посмотрим, что же там находится?

Читаем записку: «Узнайте в чём секрет волшебства волшебной варежки?

И вы сможете раскрыть все его секреты»

Подпись: неизвестный доброжелатель.

Ребята, интересно от кого бы могла быть эта посылка?

Совместная работа по нахождению средств и способов действий.

Воспитатель: Давайте достанем все из коробки и внимательно рассмотрим. Может быть предметы подскажут нам в чем волшебство варежки.

Дети с воспитателем открывают коробку, достают предметы и называют из какого материала они сделаны: пластмассовая ложка, металлическая ложка, резиновая игрушка, деревянный кубик, стеклянная баночка, железный ключ от дверей, гвоздь, металлические ножницы. Внутри коробки лежит варежка с вшитым магнитом.

- Раз это варежка, значит ее нужно надеть (надевает варежку на свою руку). А что же дальше?

Дети дают различные варианты ответов.

Правильный ответ: брать ею разные предметы.

Воспитатель: Давайте попробуем.

Педагог берет по очереди каждый вышеуказанный предмет, а дети наблюдают и комментируют. Например: когда варежку разжали – деревянный кубик упал, или когда варежку разжали - гвоздь остался висеть.

Педагог: Ребята, вы заметили, какие предметы падают, а какие остаются висеть?

Дети: Предметы из железа и металла висят на варежке, а остальные падают.

- Правильно. А почему так происходит? (выдвижение гипотез)

Дети: Внутри варежки спрятан магнит.

Педагог достает магнит и предлагает детям рассмотреть его.

 

Послушайте загадку, можно так сказать про магнит?

«Этот жадный предмет все предметы хватает.

Для него нормы нет, прилипаньем страдает»

Ребята, как вы, думаете, что такое магнит?

- Это предмет, который притягивает к себе металлические изделия.

Воспитатель. Магнит – это куски железа или стали, который притягивает к себе металлические предметы. (Сядем на стульчики0

Первыми обнаружили магнит и его свойства греки и китайцы. Есть легенда о пастухе Магнисе. Пропала у Магниса овца. Он пошёл в горы искать, и была у него палка с железным наконечником. До тронулся он своей палкой до камня – прилипло так, что отрывать надо. Так и прозвали этот камень – магнитом.

Возьмите, ребята, в руки магнит, и обследуйте, какой он?

(Путѐм экспериментирования дети определяют качества):

Какого цвета? Какой формы? Какого размера?

• определите на ощупь (гладкий, холодный),

• постучите по столу, какой звук слышите? (глухой),

• попробуйте сломать: твѐрдый или мягкий? (твердый),

• какой он: тяжѐлый или лѐгкий? Мы знаем, что легкие предметы в воде что делают (плавают), а тяжелые предметы? (тонут). Опустите в воду магнит – утонул, значит, он тяжелый.

Вывод: гладкий, глухой звук, твѐрдый, тяжѐлый.

Эксперимент: пройдите по группе и найдите предметы к которым примагничивается или притягивается магнит.

Так ответьте ещё раз на вопрос, какие предметы притягивает магнит? (железные (металлические)

Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.

Воспитатель: Ребята, магнит хранит в себе много секретов. Один из них мы уже знаем: притягивает к себе металлические предметы через ткань. (схема крепится на доску)

- А вы хотите узнать ещё секреты магнита?

Я предлагаю вам отправиться в лабораторию, где вы будете юными исследователями и сами будете проводить опыты с магнитом. Но для начала нам нужно правильно одеться – раздаю халаты, вы готовы1

Ой, чуть не забыла, нам нужно вспомнить правила поведения в лаборатории.

Вам помогут карточки:

1.Нельзя ничего брать в рот.

2. Будь осторожен с мелкими, колючими предметами!

Ребята будьте осторожны!

2. В лаборатории: Самостоятельная работа детей по нахождению способов действий (проверка)

Что мы можем сказать теперь про магнит?

Дети: Магнит притягивает только железные предметы.

Воспитатель: А сила, которая помогает их притягивать, называется магнитной силой.

Вот сейчас мы и попробуем разгадать, как действует магнитная сила.

Опыт №1 На картон рассыпаются скрепки, под картоном магнит.

- Скрепки спокойно лежат. Будьте внимательны и следите: проводим магнитом по бумаге и что вы заметили?

- Магнит заставляет скрепки двигаться.

Вывод. В магните есть магнитная сила. Вот и еще один секрет узнали: магнит взаимодействует с предметами через бумагу. (схема – карточка крепится на доску)

Опыт №2

(На тарелках насыпать крупу и закопать в него скрепки.)

Ребята, посмотрите в крупе находятся разные металлические предметы. Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться только что определенным нами свойством магнита притягивать все железное.

А как вы думаете, сможет ли магнит взаимодействовать с металлическими предметами, спрятанные в крупе? (Да. Нет). Давайте попробуем раскрыть этот секрет.

Как быстро вы справились с заданием, будто по взмаху волшебной палочки очистили крупу. Какие предметы волшебный магнит помог найти и достать из крупы? (Гайки, шурупы, болты, скрепки, булавки).

Почему они притянулись к магниту? (Эти предметы из железа - они металлические).

Все предметы, которые притягиваются к магниту, называются магнетические. (повторите)

Вывод. Еще один секрет разгадали, магнит действует через крупу (рисунок).

Воспитатель: А что если бы, в крупе были резиновые, бумажные, стеклянные предметы, смогли бы вы очистить крупу? Почему?

Предметы, которые не притягиваются называются немагнетические. (повторите)

А теперь, прежде, чем узнать еще про один секрет, предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Магнетизм»

Физминутка Ребёнок в роли магнитика.

Дети превращаются в мячики, в роли железных человечков.

Воспитатель: Сейчас мы попробуем разгадать еще один секрет магнита.

Опыт №3

Воспитатель: Дети, а можете вы мне помочь достать монеты со дна стакана не намочив рук? Что скажите? Будем пытаться?

Практическая работа с монетками. (взять удочку)

Воспитатель: Удалось достать монетки? А как вы это сделали?

Ответы детей

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? Магнитная сила может проходить через воду?

Дети: Магнит сохраняет свою силу в воде.

Опыт №4

Воспитатель: А вот вам задача посложнее. Как достать эти же монеты, не замочив рук и магнита.

Гипотезы детей и работа над подтверждением. Дети проводят магнитом по стенке стакана и достают монеты.

Воспитатель: А в этот раз как вы достали монеты?

Дети: через стекло.

Воспитатель: Какое новое свойство магнита мы открыли?

Дети: Магнитная сила действуют через стекло. (схема – карточка)

Воспитатель: Молодцы! Мы всё сделали правильно, достали все металлические предметы.

 

3. Ребята, а мы можем сказать, что магнит наш помощник? Магнит нужен людям не только для того, чтобы проводить с ним эксперименты.

- а как нам в нашей группе магнит помогает?

- А скажите, а где бы магнит дома маме помог? А папе?

- А давайте посмотрим, где в производстве, в быту используют магнит. (садятся)

Ребята, вы сегодня узнали, что о магнитах люди узнали давно и стали использовать их в своей жизни. Первым прибором стал компас (показывает его). При помощи его можно определить где находится: север, юг, запад, восток. Он есть у всех путешественников. Внутри компаса находится магнитная стрелка, которая всегда указывает на север. (показ)

Просмотр слайдов по ноутбуку:

А еще магниты используют под водой. Вот как вы сегодня. Люди с помощью их строят и ремонтируют различные подводные сооружения. И инструменты легко найти с помощью магнитов, потому что они сделаны из металла.

Его используют при изготовлении различных бытовых приборов: микроволновая печь, телефонная трубка, холодильник (дверь, входные двери (показ на слайдах, а также на больших заводах для поднятия тяжестей.)

Ребята подойдите ко мне.

Вы стоите не падаете? А подпрыгните? Походите. Тоже не упали. А я? А гости наши? А хотите я вам скажу почему?

Наша планета Земля – тоже естественный магнит. Только притягивает она не металл, а всё подряд. В том числе и нас с вами. (показ слайдов, планета и космос, в космосе невесомость)

4. Рефлексия:

(телефонный звонок)

Ребята с нами на связь выходит профессор Знайкин из мультфильма «Приключения Незнайки». Это он нам прислал посылку. Он всё это время наблюдал за нами, и говорит, что вы молодцы, хорошо потрудились, много узнали и разгадали секреты магнита.

И для вас есть ещё один сюрприз, он на дне коробки. (Диск с мультфильмом Смешарики,) Вы увидите, для чего ваши любимые герои использовали магнит.

- Ребята, скажите с каким волшебным предметом мы сегодня проводили опыты?

- а какой опыт вам больше всего понравился?

- а какой бы опыт вы показали маме, папе? Если вы забудете, то я вам помогу объяснить маме, или папе опыт.

 

Перед обедом - Просмотр мультфильма про Смешариков «Магнетизм ».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: