Стойкий оловянный солдатик




ГУ «Донецкий республиканский учебно-методический центр

Психологической службы системы образования»

 

Игры, направленные на

Формирование

Произвольности и

Саморегуляции у детей

Дошкольного возраста

 

 

Составитель:

Практический психолог

Терещенко Наталья Вадимовна


Пять спичек

Цель игры: развитие концентрации внимания.

Ход игры: Перед ребёнком на столе лежат пять спичек одна под другой. Первую спичку необходимо поднять со стола двумя большими пальцами, вторую – двумя указательными, третью – двумя средними. Затем четвертую – безымянными пальцами, пятую – двумя мизинцами. В конце необходимо удержать все поднятые спички в течение 10 секунд.

Тихий колокольчик

Цель: развитие концентрации внимания и контроля движения, снижение импульсивности.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Одному из ребят дают колокольчик. Нужно отнести колокольчик по кругу тому, кто сидит рядом. Это надо сделать так, чтобы колокольчик не зазвучал – идти медленно и осторожно. Если колокольчик зазвучал, нужно остановиться, подождать, когда он утихнет, и идти дальше. Колокольчик должен пронести каждый ребенок.

Наоборот

Цель игры: развитие концентрации внимания.

Ход игры: Ведущий показывает различные движения (руки вверх, вправо и т. д., а дети изображают движения, только с точностью да «наоборот» (руки вниз, влево и т. д.).

Надоедливая муха

Цель: обучение навыку концентрироваться на отдельных частях своего тела, контроль за мелкими движениями.

Ход игры: «Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас пригревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и села на лобик. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями. Муха кружится вокруг глаз – поморгайте ими. Перелетела на щеку, затем на другую – подвигайте губами, надуйте щеки. Уселась на подбородок – подвигайте челюстью».

Сова

Цель игры: развитие произвольности и внимания.

Ход игры: Дети сами выбирают водящего — «сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит». В течение «дня» дети двигаются. Затем ведущий командует: «Ночь! » Дети замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить. Кто из играющих пошевелится или рассмеется, выходит из игры (того сова «съела»).

Я кубик несу и не уроню

Цель: развитие произвольности и самоконтроля движений.

Ход игры: Ребенок должен перенести кубик от одной стены до другой, маршируя. Кубик лежит на открытой ладони вытянутой руки. Если ребенок легко справляется с заданием, то кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Тогда ребенок не марширует, а двигается плавно.

Тыкалки

Цель игры: развитие произвольности и самоконтроля.

Ход игры: Ведущий проходит за спинами детей и легко щекочет каждого. Детям необходимо сохранить неподвижность и не рассмеяться.

Шаловливая минутка

Цель: снятие психофизического напряжения, развитие произвольности.

Ход игры: Детям объясняют: «Сейчас наступает «шаловливая минутка». В течение этой минутки вы можете делать все, что хочется: прыгать, бегать, кричать... Но помните, что есть правило: «шаловливая минутка» начинается со звучания музыки, а заканчивается, когда музыка выключается». Упражнение повторяется 2 – 3 раза.

Черепашки

Цель игры: развитие произвольности и самоконтроля.

Ход игры: По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене. Побеждает тот, кто оказался последним.

Рисование ладонями

Цель: снижение мышечного напряжения, развитие умения контролировать силу прикосновений.

Ход игры: Взрослый предлагает детям рисовать ладошками картины на спине друг друга. Дети разбиваются по парам. Ребенок, на спине которого рисуют, закрывает глаза. Взрослый медленно читает текст и демонстрирует движения, как надо рисовать на спине.

Море, море, море… (медленно поглаживаем верхнюю часть спины партнера от позвоночника в стороны одновременно двумя руками)

Рыбы, рыбы, рыбы… (быстрые и легкие прикосновения пальцами в том же направлении)

Горы, горы, горы… (медленные прикосновения всей ладонью)

Небо, небо, небо… (снова поглаживания)

Затем дети меняются ролями.

Снеговик

Цель: снятие мышечного напряжения чередованием напряжения и расслабления.

Ход игры: Наступила зима. Выпал снег. Ребята слепили снеговика (дети стоят, широко расставив ноги).

Ночью был сильный мороз, и снег стал крепким, как лед (напрягают мышцы ног, рук и шеи).

Утром выглянуло солнышко, стало тепло, снеговик начал таять. Подтаяла голова (расслабляют мышцы шеи), затем плечи, руки (расслабляют мышцы рук), ноги (расслабляют мышцы ног).

Растаял снеговик и превратился в лужицу (ложатся на ковер).

Следите за тем, чтобы дети находились в расслабленной позе.

Стойкий оловянный солдатик

Цель: развитие произвольности поведения, общей координации.

Ход игры: Детям дается инструкция: «Вам нужно встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить по швам. Вы - стойкие оловянные солдатики на посту, несете свою службу и можете усмирить не только противника, но и самих себя. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг происходит, кто, чем занят. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Вы настоящие «стойкие солдатики», и самое главное - вы смогли справиться со своим поведением».

Время нахождения в статичной позе постепенно увеличивается.

Запрещенное движение

Цель: развитие произвольности и внимания.

Ход игры: Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше. Запрещенных движений может быть около 7.

Запретное число

Цель: развитие внимания, формирование произвольности.

Ход игры: Ведущий объясняет детям: «Я выбираю запретное число (например, 2); после этого произношу вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, надо хлопнуть в ладоши и улыбнуться (или нахмуриться)».

Вариант 2. Дети по очереди считают по порядку от 1 до 10 (20). Кому выпадает назвать запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его вслух.

Схвати предмет

Цель: коррекция импульсивности, баланс механизмов возбуждения и торможения.

Ход игры: Маленький предмет лежит на столе посередине. Двое кладут ведущие руки по разные стороны от предмета на одинаковом расстоянии. Ведущий называет различные числа. Когда называется, например, число 5, нужно схватить предмет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: