Предмет_____________________________________________________
Класс___5-8
Автор ____Кузнецова Оксана, Лопачева Наталья
Тема урока____Сдавайте батарейки правильно
Тип урока_____комбинированный в форме беседы
Этап урока | Время (45 мин) минуты | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | ||
Аудиальная информация | Визуальная информация | Что говорят? | Что записывают? | ||
1.Знакомство с лектором и темой урока | 1-2 | Здравствуйте друзья. Сегодня мы проведем вместе с вами урок на тему «Сдавай батарейки правильно» | Запись на доске имени и отчества лектора (если это необходимо) | - | Записывают имя лектора, ссылка на портал infoeco.ru, группа Вконтакте Экомобиля |
2. Погружение в тему урока | 3-5 | Первый вопрос нашего урока: «Что такое батарейка или аккумулятор? И для чего они нужны?» Так вот, батарейка и аккумулятор – это автономный источник электричества для питания устройств. | Записывает ответы учеников на доске/флипчарте | Ответ на вопрос «Что такое батарейка и аккумулятор? И для чего они нужна?» | Записывают определение батарейки и аккумулятора и для чего они используются |
3. Работа по теме урока. Часть 1. | 6-10 | Давайте совместно придумаем урок на эту тему для школьников 3-4х классов, в результате чего вы сможете сами провести эти уроки. Предлагаю создать кластер, который будет описывать «жизненный путь батарейки». | Рисуется кластер (Приложение 1) Записываются предложения учащихся, производится анализ и группировка идей | Предлагают содержание кластеров: · История создания · Принцип работы · Состав батарейки (основные вредные вещества) · Плюсы и минусы батарейки · Утилизация · Связь с экологическим правом (правовой аспект правильной утилизации, реализация права на благоприятную окружающую среду) | Рисуют кластер и делают наброски названия кластеров и их содержания |
4. Анализ и обсуждение кластеров. Кластер «История создания» | 11-14 | Причины создания батарейки. | На презентации визуализируется информация об истории (даты, фамилии). На доске записываются причины, предложенные учащимися | Перечисляют причины создания батарейки. | Заполняют первый кластер |
Кластер «Принцип работы» | 15-17 | Кратко: химическая реакция двух металлов, положительный и отрицательный полюса батарейки | Схема строения батарейки На доске записываются идеи, предложенные учащимися | Перечисляют моменты, связанные с принципом работы батарейки | Заполняют второй кластер |
Кластер «Состав батарейки (основные вредные вещества) | 18-21 | Из чего же состоит батарейка и аккумулятор? Какие основные опасные вещества они содержат? Чем вредны эти опасные вещества? | На доске записываются вещества, предложенные учащимися. На презентации появляется слайд с составом батарейки и последствиями вредных веществ для окружающей среды и здоровья человека. | Задают вопросы по различным веществам и строению батарейки. Предлагают список веществ и список последствий. | Записывают опасные вещества, содержащиеся в батарейке и аккумуляторе, их последствия для окружающей среды и человека. Заполняют третий кластер |
Кластер «Плюсы и минусы батарейки» | 22-25 | После ответов учащихся на вопрос кластера Итог: Если правильно утилизировать батарейки и аккумуляторы, они не загрязнят окружающую среду и будут использованы в качестве источника сырья. | Записывает на доске «плюсы и минусы батарейки/аккумуляторы». На доске происходит постепенная прорисовка смены последствий для природы и человека от попадания батарейки/аккумулятора на свалку. | Плюсы: Батарейки и аккумуляторы – электричество в любой момент и в любом месте (независимый источник энергии, богатый источник веществ(при утилизации. Минусы – опасные отходы. | Записывают плюсы и минусы батарейки/аккумулятора, заполняют четвертый кластер |
Кластер «Утилизация» | 26-31 | О чём говорит знак, находящийся на слайде? (Ждем ответов) «Не выбрасывать, необходимо сдать в спецпункт утилизации». И этот знак на батарейке и аккумуляторе стоит неспроста! (и мы уже знаем почему). Как и для чего используются отработанные батарейки и аккумуляторы? Во время переработки сначала батарейки очищают от металлических оболочек, а полученное железо затем используется в черной металлургии. Начинка батарейки представляет собой цинково-марганцево-графитную смесь с электролитом. На выходе переработки упаковываются соли цинка (используемые в косметологии и фармацевтике), марганца (они используются в химической отрасли) и графит (затем используется в машиностроении). Конечно, возникает вопрос: КУДА? | 1)На слайде знак «Не выбрасывать, необходимо сдать в спецпункт утилизации». 2) На слайде схема с полученными веществами и подписи их дальнейшего использования 3) Сайт, на котором можно посмотреть более подробную информацию infoeco.ru и группа Вконтакте. Перечисление адресов пунктов сбора района, магазины (Лента, Перекресток) и расписание стоянок Экомобиля. | Отвечают на вопрос «О чем говорит знак, находящийся на слайде?» Предлагают свои варианты ответа на вопрос «Как и для чего используются отработанные батарейки и аккумуляторы?» Задают вопросы. | Отмечают важные моменты использования отработанной батарейки и аккумулятора. Заполняют пятый кластер. Записывает ближайший адрес пункта сбора. |
Кластер «Связь с экологическим правом» | 32-35 | Реализация права на благоприятную окружающую среду (описание термина – благоприятная окружающая среда), Вопрос: чем отличается благоприятная от неблагоприятной среды? И в какой среде вы хотели бы жить? Обязанность грамотной утилизации батарейки и аккумуляторов | На доске записывает характеристики благоприятной окружающей среды | Отвечают на вопрос: чем отличается благоприятная от неблагоприятной среды? И в какой среде вы хотели бы жить? | Заполняют шестой кластер |
5. Подведение итогов, информирование об участии в конкурсах | 36-39 | Как вы считаете после того как мы с вами обсудили вопросы, связанные с жизнью батарейки и аккумуляторов, сможете ли вы провести этот урок сами? Для того, чтобы вы могли прямо сейчас рассказать другим о том, что вы узнали, мы предлагаем вам участвовать в конкурсах плакатов и в конкурсе на самое большое количество собранных батареек (описание условий участия). | На доске является фоном заполненный кластер. | Отвечают на вопрос. Принимает решение об участии в конкурсах | Записывает даты и информацию по конкурсам |
5. Рефлексия | 40-44 | Предлагает УСТНО закончить предложение, начало которого пишет на доске. | На доске: То, что я сегодня узнал, пригодится мне…(для чего?, для кого?, в каких делах?) | Оценивает полезность содержания урока, с помощью создания законченных предложений | |
7. Окончание урока | 44-45 | Благодарность ученикам за участие в уроке. |
Приложение 1.
![]() |
Кластер «Жизненный путь батарейки»