Учение Гегеля о праве и государстве




Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -1831 гг.) - гениальный мыслитель, творческие достижения которого представляют собой заметную веху во всей истории философской и политическо-правовой.
Составная часть его системы философии - философия права и государства. В цельном виде свою политико-правовую философию Гегель изложил в "Философии права" (1820).

Право по Гегелю - это наличное бытие свободной воли. В гегелевской философии права - это понятие, которое употребляется в следующих основных значениях:

1) право как свобода 2) особое право; 3) право как закон.

Тремя основными степенями развития понятия права являются абстрактное право, мораль и нравственность.

Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство. В своем развитом и разумном виде такое государство представляет собой конституционную монархию, основанную на разделении властей (законодательная, правительственная и власть государя).

4.Историческая школа права

Представители И. ш. п. (Г. Гуго). Ф. Савиньи, Г.-Ф. Пухта и др.) выступали против идей естественного права. Важнейшим источником права был объявлен обычай.

 

Наиболее полно доктрина И.ш.п.изложена Фридрихом фон Савиньи. Уже в ранней своей работе "Право владения" (1803) Савиньи выдвигает важнейшие ее положения. Не произвол, не рефлексия. не законодательство создают право, как не могут создать они религию или язык; право с внутренней необходимостью вытекает из "природного" развития народа, из потребностей национального, присущего каждому народу знания. Правообразование - длительный исторический процесс, в котором развивается народное сознание: одну из необходимых ступеней этого процесса составляет изучение права в его истории, в частности римского права. Эти воззрения Савиньи получили дальнейшее оформление и развитие в его сочинении "О призвании нашего времени к законодательству" (1814). Проведенный Савиньи анализ состояния германского права и германской юридической науки убеждает его, что "наше время не имеет призвания к тому. чтобы предпринять издание свода законов". Нужно отметить, что в позднейших работах, в частности в "Системе римского права" (1840), Савиньи уже допускает в необходимых случаях вмешательство законодателя.

Учение Савиньи завершает Г.-Ф. Пухта в своем "Курсе институций" (1841). Он также считал, что источником права прежде всего является народное развитие. "Право возникает невидимым путем", оно не развивается, однако из житейской практики, как это можно было предположить, исходя из указанного соотношения права и морали, оно ей предшествует в виде общенародного убеждения. "Житейская практика естьлишь последний момент, в ней лишь выражается и воплощается возникшее право, живущее в убеждении сынов данного народа".

5.Возрождение юридического позитивизма

В результате буржуазных революций в развитых странах Европы были проведены преобразования правовых систем, особенно частного права, непосредственно связанного с регулированием товарно-денежных отношений. Юридическое мировоззрение воплотилось в действующем, позитивном праве. Этим обусловлены отказ большинства буржуазных теоретиков от идей естественного права и критика этих идей. То и другое нашло выражение в юридическом позитивизме, выступившем против дуализма теории естественного права, т.е. против представления о существовании рядом с позитивным правом более высокого по своему значению права естественного, требующего воплощения в законодательстве.

Отождествление права с законом имело четко выраженные идеологические и практические цели. Оно было направлено против оценки и критики позитивного, уже действующего права гражданского общества с позиций естественного права.

К критике естественно-правовой теории юридический позитивизм подошел иначе, чем историческая школа права. В отличие от последней, поначалу использовавшей терминологическую оболочку опровергаемой теории юридический позитивизм с самого начала принципиально отрицал иное право, кроме позитивного. В поле зрения юридического позитивизма - не исторически сложившийся обычай, а закон, нормативный акт, установленный властью; происхождение закона, его обоснование, изучение причин его принятия вообще выводятся за пределы правоведения. Наконец, отождествление права с законом обусловило распространение юридического позитивизма по мере ликвидации феодальных институтов и воплощения буржуазных правовых принципов в нормативных актах.

Одним из первых представителей юридического позитивизма был ученик Бентама Джон Остин (1790 - 1859 гг.), издавший в 1832 г. книгу "Лекции о юриспруденции, или философия позитивного права". Термин "право", писал Остин, используется в самых разных смыслах: для обозначения не только права, но и религиозных догматов, правил морали, законов природы; это существенно мешает точному определению предмета юриспруденции.

Остин различает и разграничивает этику, науку о законотворчестве, и собственно науку о праве, юриспруденцию. Последняя "имеет дело с законами, или правом, без рассмотрения того, плохи они или хороши". В таком понимании право - приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа. Первостепенное значение для юриспруденции имеет формальная логика.Возникновение юридического позитивизма связано с укреплением и совершенствованием правовой оболочки развивавшихся капиталистических отношений.

6. Политико-правовое учение Огюста Конта

Огюста Конта. всю историю человечества он делит на три стадии развития, соответствующие состояниям человеческого ума.

Первое состояние теологическое (фиктивное). Вторым является метафизическое (критическое), третья и последняя

, позитивная.

Социология Конта делится на две части: социальную статику,. изучающую строение общества, и социальную динамику. В центре внимания Конта стоит общество как органическое целое; при этом взаимосвязь людей и социальных групп понимается им как солидарность. Признавая в современном ему обществе наличие противоположных классов (капиталистов и пролетариев), Конт настойчиво проводит идею их солидарности, утверждая, что каждый из них выполняет общественно необходимую функцию.

Поскольку общественная солидарность достигается средствами материальными и нравственными, необходимо наличие двух властей: светской и духовной.

Конт утверждал, что для промышленного быта необходимо деление общества на капиталистов и наемных рабочих.

К мелкой буржуазии Конт относился резко отрицательно и желал ее исчезновения. Духовную власть в социократии осуществляют жрецы позитивистской церкви, воспитывающие оба класса в духе солидарности.

Конт выступал против индивидуализма, против теорий невмешательства государства в частную жизнь.

Взгляды Конта на право и на права личности весьма своеобразны; он отвергает и то, и другое. Право он считает авторитарно-теологическим понятием, основанным на представлении о богоустановленности власти. В социократии не должно быть ни права, ни прав личности Иначе говоря, никто не имеет другого права, кроме права всегда исполнять свой долг".

Конт стремится дать новое, позитивистское обоснование частной собственности капиталистов. "В нормальном состоянии человечества, - писал Конт, - каждый гражданин является общественным должностным лицом, функции которого определяют его обязанности и притязания

Конт осуждал агрессивные войны, видя в них враждебный промышленности пережиток "военного быта".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: