Политический режим: понятие, признаки, виды.




Политический (гос-ый) режим - система методов, способов и средств осуществления полит. власти.

Полит. режим - динамическая, функциональная хар-ка полит. системы. Категории «полит. режим» и «полит. система» тесно связаны между собой. 1 показывает весь комплекс институтов, участвующих в полит. жизни общества и в осуществлении полит. власти, то 2 – как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично.

Политический (гос-ый) режим

↙ ↘

Демократический антидемократический

↙ ↘ ↙ ↓ ↘ ↘

Либерально- консервативно- тоталитарный фашистский авторитарный деспотический

Демократический Демократический и др.

Полит. режим создает определенный полит. климат, сущ-ий в той или иной стране в конкретный период ее историч. развития. Представляет собой совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, гл образом высшими должностными лицами, гос-ой властной воли. Обеспечивает стабильность и попред-ую упорядоченность полит. власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность полит. отношений; достижение целей гос-ой власти, реализацию интересов властвующей элиты.

Полит. режим определяется уровнем и интенсивностью социально-полит. процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-полит. традиций, господствующими в обществе полит. сознанием, поведением, типом легитимности.

Понятие «полит. режим» вкл. в себя след. параметры (признаки):

• Степень участия народа в механизмах формирования полит. власти, а также сами способы такого формирования

• Соотношение прав и свобод человека и гр-на с правами гос-ва; гарантированность прав и свобод личности

• Хар-ку реальных механизмов осущ-я власти в обществе; степень реализации полит. власти непосредственно народом

• Положение СМИ, степень гласности в обществе и прозрачности гос-ого аппарата

• Место и роль негос-ых структур в полит. системе общества; соотношение между законодательной и исполнит. ветвями властью

• Тип плит. поведения; хар-р полит. лидерства

• Доминирование опред-ых методов (убеждения, принужд. и т.д.) при осуществлении полит. власти

• Полит. и юр. положение и роль в обществе «силовых» структур гос-ва (армия, полиция, органы гос. безопасности и т.д)

• Меру полит. плюрализма, в том числе многопартийности

Демократический режим - народовластие.

Осн. хар-ки:

• Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гр-на

• Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства

• Предполагается существование правового гос-ва и гр-ого общества

• Выборность и сменяемость центральных и местных органов гос-ой власти, их подотчетность избирателям

• Силовые структуры находятся под демократическим контролем общества

• Доминируют методы убеждения, компромисса

• Полит. плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование полит. партий, существование на закон. основаниях полит. оппозиции

• Гласность; средства массовой информации свободы от цензуры

• Реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

Признаки:

• Население участвует в формировании и осущ-ии гос-ой власти

• Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства

• Предполагает существование правового гос-ва и гр-ого общества

• Провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гр-на

• Полит. плюрализм

• Верховенство закона

• Доминируют методы компромисса, согласования

• Выборность и сменяемость центральных и местных органов гос-ой власти

Демократия может осуществлять посредством 2 форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без полит. посредников. Отсюда и ее название- непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через след. институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания гр-н, петиции гр-н, митинги и демонстрации, всенарод. обсуждения.

+ прямой демократии - прямой демократии
1.Дает больше возможностей (по сравнению с представит. институтами) для выражения интересов гр-н и их участия в полит. процессе 2.В большей мере обеспеч. полную легитимизацию власти 3.Обеспеч. контроль на полит. элитой и др. 1. Отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деят-ю 2.Сложность и дороговизна проводимых демократич. мероприятий 3.Низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.

 

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителей народа депутатам, др. выборным органам исполнит. и судебной власти, которые призваны выражать интересы различ. классов, соц. групп, слоев, полит. партий и общественных организаций.

+ представительной демократии - представительной демократии
1.Дает больше возможностей (по сравнению с прямой демократией) для принятии эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью 2.Более рационально организует полит. деятельность и т.п. 1.Возможное неограниченное развитие бюрократии и коррупции 2.Отрыв представителей власти от своих избирателей 3.Принятие решений в интересах не большинства гр-н, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

 

Демократические режимы могут быть неоднородными. Разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы.

• Либерально-демократические режимы- хар-тся тем, что приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль гос-ва сводится к защите этих прав и свобод, собственности гр-н.

• Консервативно-демократический режимы- опираются не столько на Конституцию, сколько на полит. традиции, которые являются основой данных режимов.

К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.

Тоталитарный режим - хар-тся абсолютным контролем гос-ва над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека полит. власти и господствующей идеологии.

Осн. хар-ки тоталитарного полит. режима:

Гос-во стремится к глобальному господству над всеми сферами общ-ой жизни, к всеохват. власти

Общество практически полностью отчуждено от полит. власти, но оно не осознает этого, ибо в полит. сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа

Монопольный гос-ый контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией и т.д., вплоть до лич. жизни, до мотивов поступков людей

Гос-ая власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа

Доминирующем методом управления становится насилие, принуждение, террор

Господство 1 партии, фактич. сращивание ее проф-ого аппаратас гос-ом, запрет оппозиционно настроенных лиц; права и свободы человека и гр-на носят декларативный, формальных хар-р, отсутствуют четкие гарантии их реализации

Факти. устраняется плюрализм; централизация власти во гл. с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных гос-ых органов со стороны общества и т.д

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим (радикальный тоталитаризм) (Италия, Германия ). Режим фашистского типа хар-ется: воинственным, антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Авторитарный режим - можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим режимами.

Авторитарный режим - гос-но- полит. устройство общества, в котором полит. власть осущ-тся конкретным лицом(класс, партия, элита, группа и т.д.) при минимальном участии народа. Глав. Черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общ-ых отношений.

Осн. хар-ки авторитарного режима:

• В центре и на местах происходит концентрация власти в руках 1 и нескольких тесно взаим-ых органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов гос-ой власти

• Игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

• Роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могу существовать

• Суд вступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использовать и внесудебные органы

• Сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности гос-ых органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению

• В качестве методов гос-ого управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор

• Сохр. ограниченная цензура, «полугласность»

• Сущ-ет частич. плюрализм

• Права и свобода человека и гр-на главным образом провозглашаются, но реально не обеспечивают во всей своей полноте

•Силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо полит. целях и т.п.

Авторитарный режим неоднороден по своему хар-ру. Выделяют: деспотический, тиранический, военный и иные разновидности.

Деспотический режим абсолютно произвольная, неограниченная власть основанная на самоуправстве

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается. Как правило, в результате военного переворота против правления гр-их лиц. Военные режимы осущ-ют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе гос-ва находится 1 из высших военных чинов.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по след. параметрам:

1. Если при тоталитаризме устанав-ся всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличией сфер соц. жизни, недоступных гос-ому контролю

2. Если при тоталитаризме осущ-тся систематический террор по отношению к противника, то в авторитарном обществе проводится тактика «выборочного» террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: