Последовательность работы с типовой фразой




Деятельность учителя Деятельность учащихся
Произносит фразу Восприятие фразы на слух
Организация осмысления Осмысление фразы
Вычленение подлежащего фонетической отработке слова Слушают
Вычленение звука в слове Слушают
Пояснение артикуляции Смотрят, слушают
Организует процесс Многократное воспроизведение звука
Организует процесс Многократное воспроизведение слова
Организует процесс Многократное воспроизведение фразы

Технология обучения произношению может быть рассмотрена в виде двух этапов:

1) Ознакомление учащихся с новым фонетическим материалом - 3 подхода (по Е.Н. Солововой):

1. Артикуляторный (Грузинская И.А.) –ориентировка, планирование, артикулирование, фиксирование, отработка звука

2. Акустический (имитация)- направленный не на сознательное усвоение особенностей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и ее имитации.

3. Дифференцированный – объединение двух предыдущих, но предпочтение отдается более простым и понятным инструкциям, речи учителя, в записи, адаптированная речь.

2) Упражнения, направленные на формирование СПН:

а) на активное слушание и распознавание звуков

б) на воспроизведение

в) на автоматизацию навыков (считалки, рифмовки).

Произносительный навык формируется в результате следующих операций:

восприятие дифференциация имитация изолированная репродукция комбинирование

Формирование слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков – длительный и сложный процесс. Для этих целей можно рекомендовать следующие типы фонетических предречевых, подготовительных упражнений.

Ι. Упражнения на восприятие звука на слух:

а) в потоке речи,

б) в отдельном слове, изолированно, в сочетании с пояснением учителя,

в) с последующим многократным воспроизведением: сначала в отдельном слове, затем – в речевом образце.

ΙΙ. Упражнение на воспроизведение фонетического явления (языковое фонетически направленное упражнение):

а) воспроизведение фонетического явления отдельными учащимися;

б) хоровое воспроизведение вместе с учителем;

в) хоровое воспроизведение без учителя;

г) индивидуальное воспроизведение в целях контроля.

ΙΙΙ. Упражнения на автоматизацию произносительного речевого навыка в условно-речевых фонетически направленных упражнениях:

а) работа над считалками,

б) работа над рифмовками,

в) работа над песнями,

г) работа над стихотворением,

д) чтение и проговаривание образцов речи диалогического и монологического характера;

е) чтение вслух отрывков из учебных аутентичных текстов.

Хорошим упражнением для поддержания и коррекции фонетических навыков может служить фонетическая зарядка. В нее учитель включает наиболее трудный в фонетическом отношении материал из предстоящего урока.

При обучении фонетике считается целесообразным использование технических средств. Они дают учащимся образец хорошего произношения, которому следует подражать и к которому следует стремиться.

Контроль слухопроизносительных навыков осуществляется при выполнении речевых упражнений в аудировании, в говорении или в чтении вслух. Только в этом случае можно объективно судить о степени практического владения ими.

При оценке правильности речи следует различать фонетические и фонологические ошибки. Первые искажают качество звучания, но не нарушают смысла высказывания; вторые — искажают содержание высказывания. Ошибки первого вида в речи учащихся допустимы, и поэтому при оценке ответов, как правило, во внимание не принимаются. Фонологические же ошибки расцениваются как нарушение правильности речи. Они должны исправляться учителем.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: