Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Произносит фразу | Восприятие фразы на слух |
Организация осмысления | Осмысление фразы |
Вычленение подлежащего фонетической отработке слова | Слушают |
Вычленение звука в слове | Слушают |
Пояснение артикуляции | Смотрят, слушают |
Организует процесс | Многократное воспроизведение звука |
Организует процесс | Многократное воспроизведение слова |
Организует процесс | Многократное воспроизведение фразы |
Технология обучения произношению может быть рассмотрена в виде двух этапов:
1) Ознакомление учащихся с новым фонетическим материалом - 3 подхода (по Е.Н. Солововой):
1. Артикуляторный (Грузинская И.А.) –ориентировка, планирование, артикулирование, фиксирование, отработка звука
2. Акустический (имитация)- направленный не на сознательное усвоение особенностей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и ее имитации.
3. Дифференцированный – объединение двух предыдущих, но предпочтение отдается более простым и понятным инструкциям, речи учителя, в записи, адаптированная речь.
2) Упражнения, направленные на формирование СПН:
а) на активное слушание и распознавание звуков
б) на воспроизведение
в) на автоматизацию навыков (считалки, рифмовки).
Произносительный навык формируется в результате следующих операций:
восприятие дифференциация имитация изолированная репродукция комбинирование
Формирование слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков – длительный и сложный процесс. Для этих целей можно рекомендовать следующие типы фонетических предречевых, подготовительных упражнений.
Ι. Упражнения на восприятие звука на слух:
а) в потоке речи,
|
б) в отдельном слове, изолированно, в сочетании с пояснением учителя,
в) с последующим многократным воспроизведением: сначала в отдельном слове, затем – в речевом образце.
ΙΙ. Упражнение на воспроизведение фонетического явления (языковое фонетически направленное упражнение):
а) воспроизведение фонетического явления отдельными учащимися;
б) хоровое воспроизведение вместе с учителем;
в) хоровое воспроизведение без учителя;
г) индивидуальное воспроизведение в целях контроля.
ΙΙΙ. Упражнения на автоматизацию произносительного речевого навыка в условно-речевых фонетически направленных упражнениях:
а) работа над считалками,
б) работа над рифмовками,
в) работа над песнями,
г) работа над стихотворением,
д) чтение и проговаривание образцов речи диалогического и монологического характера;
е) чтение вслух отрывков из учебных аутентичных текстов.
Хорошим упражнением для поддержания и коррекции фонетических навыков может служить фонетическая зарядка. В нее учитель включает наиболее трудный в фонетическом отношении материал из предстоящего урока.
При обучении фонетике считается целесообразным использование технических средств. Они дают учащимся образец хорошего произношения, которому следует подражать и к которому следует стремиться.
Контроль слухопроизносительных навыков осуществляется при выполнении речевых упражнений в аудировании, в говорении или в чтении вслух. Только в этом случае можно объективно судить о степени практического владения ими.
При оценке правильности речи следует различать фонетические и фонологические ошибки. Первые искажают качество звучания, но не нарушают смысла высказывания; вторые — искажают содержание высказывания. Ошибки первого вида в речи учащихся допустимы, и поэтому при оценке ответов, как правило, во внимание не принимаются. Фонологические же ошибки расцениваются как нарушение правильности речи. Они должны исправляться учителем.
|