Россия располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт.
Частями транспортной сети являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортировки нети и газа, сеть воздушных линий. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения продукции — это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия, технического обслуживания и т.д.
Выбор транспорта для перемещения продукции осуществляется в зависимости от многих задач. При этом учитываются размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования.
К достоинствам АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА относятся: большая маневренность и подвижность, высокая скорость доставки грузов, доставка продукции без промежуточных перегрузок и непосредственно со склада отправителя до склада получателя, небольшие капитальные вложения освоение малого грузооборота на короткие расстояния.
К недостаткам относятся низкие производительность труда, уровень эксплуатационных показателей и состояние дорожной сети.
Классификация грузов и их свойства, учитываемые при автомобильных перевозках
Основные факторы, которые учитываются при классификации грузов:
· способ погрузки и выгрузки;
· условия перевозки и хранения;
· возможность использования грузоподъемности подвижного состава;
|
· сохранность при перевозке;
· степень опасности при погрузке, выгрузке и транспортировке.
По способу погрузки-выгрузки грузы делятся на штучные, навалочные и наливные.
В зависимости от условий перевозки и хранения грузы делятся на обычные и специфические. Специфические грузы требуют особых мер сохранности и безопасности при перевозке, погрузке-выгрузке и хранении. Они делятся на:
· требующие соблюдения определенных санитарных условий;
· скоропортящиеся;
· большой массы;
· длинномерные;
· негабаритные;
· опасные.
Определенные санитарные условия соблюдаются при перевозке продовольственных товаров. Скоропортящиеся грузы требуют применения специализированного подвижного состава, который обеспечивает поддержание определенного температурного режима. Грузы большой массы — грузы, масса отдельных мест которых превышает 250 кг. Грузы длинномерные — группа грузов, длина которых больше наибольшего размера стандартного плоского поддона с размерами в плане 1200 х 1600 мм с учетом свеса на сторону по 40 мм. Грузы негабаритные - грузы более 2,5 м по ширине или 3,8 м по высоте, или выступающие более чем на 2 м с заднего борта автомобиля. К опасным относятся грузы в соответствии с классификацией ГОСТ 19433-80.
В зависимости от объемной массы (от максимально возможного использования грузоподъемности подвижного состава, определяемого коэффициентом использования грузоподъемности у.), все грузы подразделяют на четыре класса.
Классификация грузов в зависимости от объемной массы
Класс | Масса |
1,0 | |
0,71-0,99 | |
0,51-0,70 | |
0,40-0,50 |
|
По степени сохранности при их транспортировании грузы делятся на три категории:
- требующие особых условий сохранности (взрывоопасные и огнеопасные грузы, стекло, электронные приборы);
- требующие условий сохранности (изделия машиностроения, мебель, строительные конструкции);
- не требующие условий сохранности (земля, песок, металл).
Считаются допустимыми максимальные вертикальные ускорения кузова при перевозке грузов первой категории — 9 м/с2, второй — 9-15 м/с2, третьей — 15-21 м/с2.
По степени опасности при погрузке, выгрузке и транспортировании грузы делятся на четыре группы:
- 1 группа — малоопасные грузы (стройматериалы, продукты питания);
- 2 группа — грузы опасные по своим размерам (длинномерные и негабаритные грузы);
- 3 группа — грузы пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум);
- 4 группа — особо опасные грузы (взрывоопасные, огнеопасные).
К достоинствам ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА носятся: сооружение путей сообщения на любой сухопутной территории (наличие подъездных путей дает возможность осуществлять связь с большим количеством промышленных и сельскохозяйственных предприятий), высокая провозная и пропускная способность, регулярность перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток, невысокая себестоимость перевозок грузов, более высокая скорость доставки грузов и более короткий по сравнению с речным транспортом путь, высокие показатели использования пути и подвижного состава.
Классификация грузов и их свойства, учитываемые при железнодорожных перевозках.
|
По транспортной классификации к насыпным грузам относят рожь, пшеницу, овес, ячмень, гречиху, просо, кукурузу в зерне и початках, семена масличных и бобовых культур, рис нерушенный, мучку, вику, мельничные и зерновые отходы, отруби, комбикорма. К навалочным грузам относят топливо руду, минеральные строительные материалы, лесоматериалы.
К недостаткам следует отнести большие капитальные вложения на сооружение постоянных устройств и затраты металла на 1 км пути.
Специфические свойства грузов связаны с их физико-химическими свойствами, объемно-массовыми характеристиками и биохимическими процессами, протекающими в органических продуктах в процессе транспортирования.
При транспортировании учитываются:
1.Физико-химические свойства: сыпучесть, гигроскопичность, слеживаемость, смерзаемость, спекаемость, вязкость, морозостойкость, теплостойкость, огнестойкость, огнеопасность, способность к самонагреванию и самовозгоранию, взрывоопасность, распыляемость, пылеемкость, хрупкость, окислительные свойства, способность к коррозии, вредность, ядовитость, инфекционная опасность, радиоактивность.
2.Объемно-массовые характеристики: плотность, удельный объем, удельный погрузочный объем.
3.Возможность биохимических процессов: автолиза, дыхания, дозревания, прорастания, гниения, брожения, плесневения.
Грузы железных дорог делятся на 11 групп.
1. Скоропортящиеся — продукты полеводства, огородничества, садоводства, животноводства, птицеводства, рыбная продукция. В этих грузах активно протекают процессы, вызывающие усушку, изменение цвета, распад и гидролиз органических веществ. При перевозке по железным дорогам скоропортящиеся грузы требуют защиты от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха, ухода или особого обслуживания в пути следования. Перечни скоропортящихся грузов и предельные сроки их перевозки в зависимости от термической, технологической обработки и периода года указаны в «Правилах перевозок скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте». Скоропортящиеся грузы перевозятся в изотермических вагонах, крытых вагонах, универсальных и рефрижераторных контейнерах.
2. Гигроскопичные грузы — соль, сахар, цемент, хлопок. Поглощение влаги этими грузами приводит к изменению массы, объема, физических свойств, к прямым потерям и порче.
3. Грузы, легко аккумулирующие посторонние запахи, что может привести к порче продукта — продукты перемола, чай, кофе.
4. Грузы, обладающие специфическими запахами — рыбные продукты, кожевенное сырье, табачные изделия, нефтепродукты.
5 Грузы, устойчиво сохраняющие свои физико-химические свойства и не претерпевающие заметных изменений при перевозке — минеральные строительные материалы, руды черных и цветных металлов, каменный уголь, лесоматериалы.
6. Навалочные грузы, которые при перевозке теряют свойства сыпучести в результате смерзания или спекания — колчедан, гранулированный шлак, каменный уголь, калийная соль.
7. Слеживающиеся навалочные грузы, которые теряют подвижность в результате давления верхних слоев — цемент, глина, фосфоритная мука, торф.
8. Опасные грузы.
9. Грузы, способные к значительным потерям массы: овощи, бахчевые культуры, мясные продукты.
10. Живность.
11. Продукция машиностроения.
МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ обеспечивает межконтинентальные перевозки грузов, имеет низкую себестоимость перевозок на дальние расстояния, практически неограниченную пропускную и высокую провозную способность, более высокую, чем на речном транспорте, скорость движения, небольшие капитальные вложения в устройства пути.
К недостаткам относятся: зависимость от географических и навигационных условий, необходимость создания на морских побережьях большого портового хозяйства.
Классификация грузов и их свойства, учитываемые при морских перевозках
Наливной — жидкий груз, перевозимый наливом.
Сухой груз — любой груз, кроме наливного.
Навалочный груз — сухой груз, перевозимый без тары навалом.
Насыпной груз — зерновые грузы, перевозимые без тары.
Штучный груз — сухой груз, состоящий из отдельных грузовых мест.
На морской транспорт как наиболее экономичный приходится наибольший удельный вес внешнеторговых перевозок. В морском судоходстве для перевозки грузов используются разные виды судов — грузовые, сухогрузные, рефрижераторные суда, пакетовозы, контейнеровозы, лихтеровозы, наливные суда, или танкеры, газовозы.
Транспортная классификация строится в зависимости от вида и состояния грузов, типа их упаковки и способов погрузки и перевозки, обеспечивающих сохранность продукции.
При морской перевозке учитываются следующие свойства грузов.
Объемно-массовые характеристики: удельный объем грузового места; линейный коэффициент укладки груза; удельный складочный объем груза; коэффициент трюмной укладки; удельный погрузочный объем груза; а также гигроскопические, теплофизические и опасные свойства грузов.
Удельный объем грузового места — это отношение его габаритного объема к массе брутто (м3/т).
РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ имеет высокую провозную способность на глубоководных реках, невысокую себестоимость перевозок, небольшие капитальные затраты на организацию судоходства по водным путям.
К недостаткам относятся неравномерность глубин рек, сезонность работы, небольшая скорость перевозки.
ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ (нефтепродуктопроводы, газопроводы и др.) обладает тем преимуществом, что прокладка трубопроводов и перекачка нефтепродуктов в больших объемах возможны повсеместно. При этом обеспечивается низкая себестоимость и полная герметизация транспортировки, автоматизация операций налива, перекачки и слива. Этот вид транспорта требует меньших по сравнению с другими видами транспорта капитальных вложений и расхода металла.
К недостаткам следует отнести его узкую специализацию.
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ имеет высокую скорость поставки груза, большую дальность беспосадочного полета, более короткие по сравнению с другими видами транспорта маршруты следования.
Классификация грузов и их свойства, учитываемые при воздушных перевозках
Воздушные перевозки грузов исторически развивались как дополнение к пассажирским перевозкам. Сдерживающим фактором является, прежде всего, высокая стоимость авиаперевозок грузов. Средняя стоимость перевозки по воздуху 1 т груза более чем в 150 раз превышает стоимость перевозки той же массы груза по железной дороге.
Перевозка грузов производится на пассажирских и грузовых самолетах. На пассажирских воздушных судах груз перевозится в качестве дозагрузки рейса. К перевозке принимаются грузы, масса одного места которых не превышает 200 кг, а габариты соответствуют допустимым размерам багажных отсеков воздушных судов.
Специальные грузовые воздушные суда осуществляют перевозку груза и почты, используя полностью всю коммерческую загрузку самолета. Отдельные категории грузов, к которым отнесены:
· легковесные;
· тяжеловесные;
· ценные;
· скоропортящиеся;
· «мокрые»;
· опасные;
· радиоактивные;
· трансферные (грузы, которые бронируются и оплачиваются на всех участках следования);
· различные медицинские препараты (вакцины, сыворотки, диагностические средства, медицинские пиявки, эпителий, консервирующая среда, плацентарная сыворотка, консервированная кровь);
· животные, птицы, рыбы и пакеты с пчелами;
· сухой лед,
требуют особых условий для их перевозки и соответственно предварительного согласия перевозчика на такую воздушную перевозку. Груз в результате воздушной перевозки не должен изменить своих химических, физических или иных свойств, которые могут привести к порче самого груза, к порче другого перевозимого груза или к нарушению общей безопасности воздушной перевозки. Авиаперевозка недопустима для легковоспламеняющихся, взрывоопасных грузов, а скоропортящиеся грузы следует перевозить именно авиатранспортом.
Недостатком является высокая себестоимость перевозки грузов, поэтому он используется в основном для перевозки пассажиров. На практике для транспортировки проекции можно применять не только один вид транспорта, а несколько. Проблема смены видов транспорта решается с помощью интегрирующих систем.