Рабочая программа. По внеурочной деятельности




Рабочая программа

По внеурочной деятельности

Художественно-эстетического направления

«Декоративно-прикладное искусство и вышивка»

Возрастная категория: 10-13 лет

 

Составитель:

Кияницкая Ю.С., учитель

изобразительного искусства

 

Ставрополь, 2018 год.

Пояснительная записка

Занятия декоративно-прикладным творчеством способствует гармоничному развитию учащихся, удовлетворяя их тягу к знаниям, художественному творчеству.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, она способствует духовно-нравственному, эстетическому, трудовому, физическому, патриотическому воспитанию детей, профессиональному самоопределению. Уровень освоения программы – углубленный.

Новизна программы:

Данная программа позволяет изучать разные виды декоративно-прикладного искусства в тесной взаимосвязи между собой, способствуя сохранению, развитию и совершенствованию традиций своего народа с применением современных технологий, что необходимо для формирования эстетических восприятий и чувств обучающихся, развития их потребностей в воссоздании прекрасного, воспитания у них бережного отношения к произведениям искусства, к природе.

В структуру программы включено изучение трёх различных видов ДПИ: народные художественные промыслы, вышивка, мягкая игрушка.

Программа тесно связана с такими дисциплинами как история, технология, изобразительное искусство, МХК, основы композиции, основы цветоведения, что значительно расширяет кругозор учащихся и способствует углублению знаний по предметам.

Реализация творческого потенциала через активное участие в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях.

Актуальность программы определяется тем, что в последние годы у учащихся повышается интерес к различным народным промыслам, к различным видам декоративно-прикладного творчества. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни. На занятиях каждый воспитанник проходит путь от художественно - образного восприятия реальности, рождения замысла, поиска способов его воплощения до практического осуществления идеи и оценки результатов своего труда. Итогом этого пути должно стать раскрытие индивидуальных возможностей каждого и, главное, выработка потребности в созидательной, творческой деятельности. Поэтому можно сказать, что

Актуальность программы обусловлена тем, что она реализуется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей детей через предоставление им возможностей развивать свои творческие таланты. Программа создает условия для развития мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, способствует приобщению его к общечеловеческим ценностям. В первую очередь, она актуальна для самого ребёнка в силу его желаний и потребностей, так как все дети любят рисовать, независимо от возрастной и социальной ситуации. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным усвоением нравственных норм. В этом возрасте дети начинают четко осознавать свои возможности и способности, начинают также различать способности и прилагаемые усилия и понимать, что их успехи зависят от старания. В связи со всеми этими возрастными особенностями развития, младший школьный возраст представляется крайне благоприятным для развития творческих способностей ребёнка. Являясь одним из важнейших видов детской деятельности, декоративно-прикладное искусство не только выражает определённый результат психического развития ребёнка, но и само обеспечивает это развитие, ведёт к обогащению и перестройке личности ребёнка.
В процессе этого творчества участвует не какая-либо отдельная функция (восприятие, память, представление, воображение), а личность ребёнка в целом.

В ходе освоения программы дети приобщаются к культуре, приобретают теоретические знания, практические навыки и умения в освоении различных видов творчества, развивают свой потенциал, образное мышление и художественное воображение, учатся видеть и ценить окружающую их красоту в быту и природе, что формирует у них мотивацию к воплощению своих впечатлений в выполняемых заданиях.

Особенностью данной программы является то, что важное место в ней уделяется активизации познавательной деятельности, как одной из ведущих форм деятельности младших школьников.

 

Цель: Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологий изготовления изделий.

Задачи:

Обучающие:

· Познакомить и научить детей основным приемам росписи деревянных изделий по мотивам Хохломы, Городца.

· Формировать знания, умения, навыки в вышивании бисером и лентами.

· Стимулировать познавательную и творческую активность детей в изготовлении мягкой игрушки и народной куклы.

· Углубить и расширить знания в области декоративно-прикладного творчества.

Развивающие:

 

· Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение и внимание.

· Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, походов на природу.

· Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные задачи:

· Воспитывать у детей ценностное отношение к труду, человеку, жизни.

· Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе.

· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Отличительной особенностью программы является то, что данная программа направлена на полное освоение школьниками декоративно-прикладного искусства, развитие их как личности, развитие творческих способностей, так же отвечает за глубокое изучение исторических аспектов возникновения декоративно-прикладного искусства, которые помогли сформироваться тому или иному виду декоративно-прикладного искусства.

Программа способствует:

 

· Раскрытию и развитию творческих способностей ребёнка;

· Формированию интереса к художественной деятельности;

· Формированию эстетического вкуса;

· Развитию пространственного воображения и мышления;

· Развитию мелкой моторики рук;

· Формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

· Умению видеть, чувствовать, оценивать, и создавать по законам красоты;

Возраст: средний школьный возраст

Сроки реализации: 3 года (5-8 класс)

Программа рассчитана на 3 года обучения. Количество учебных часов: 1 год обучения – 274 часа, 2 год обучения – 408 часов, 3 год обучения – 384 часа. Возраст обучающихся – 10-13 лет. Принимаются все желающие. Группы могут быть разновозрастные. В течение года возможен дополнительный приём детей после собеседования и тестирования с учётом их способностей и подготовленности на свободные места.

Формы и методы работы:

 

- словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра;

- практическая работа;

- наглядный метод – демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов изделий и т.п.

Режим занятий

Занятия 1-го года обучения проводятся в группах 1 раз в неделю по 2 часа с 10 минутным перерывом, 2-го года обучения 2 раза в неделю по часу, 3-го года обучения 2 раза в неделю по 2 часа.

Одно занятие: 60 минут

2 занятия в неделю

Базовый режим занятий для обучающихся (включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки):

По будням: с 14:00 до 17:00

По выходным: с 12:00 до 15:00

Ожидаемые результаты:

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня творческого развития через - овладение различными техниками декоративно-прикладного искусства. Они будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

Способы определения результативности:

· Беседа

· Организация внутригрупповых просмотров работ учащихся

· Организация внутришкольных выставок работ учащихся.

Формы подведения итогов:

· опрос во время занятий;

· конкурсы на заданную тему;

· проведение викторин, конкурсов по проверке практических знаний, умений, навыков;

· наблюдение, общение с детьми, анализ их работы;

· участие в выставках, конкурсах, ярмарках и других мероприятиях;

· контрольные задания, тесты;

· создание творческих самостоятельных работ;

· мастер-классы и открытые занятия.

Учебно-тематический план.

(1 год обучения)

 

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Теория Практика Всего
  Введение в программу      
  Раздел 1. Народные художественные промыслы      
2.1 История и виды Хохломской росписи      
2.2 Технология Хохломской росписи      
2.3 Освоение технологии Хохломской росписи      
2.4 Разработка и выполнение эскиза росписи в круге, квадрате, прямоугольнике      
2.5 Роспись. Покрытие лаком      
2.6 Разработка и выполнение Хохломской росписи «под ягодку», «под листок»      
2.7 Роспись. Покрытие лаком      
  Раздел 2. Вышивка      
3.1 История вышивки крестиком      
3.2 Материалы и инструменты      
3.3 Техника вышивания крестиком на ткани      
3.4 Выполнение вышивки. Оформление      
  Раздел 4. Мягкая игрушка      
4.1 История возникновения игрушки      
4.2 Материалы и инструменты      
4.3 Виды швов      
4.4 Пошив мягких игрушек      
  Воспитательно-развивающие мероприятия      
  Итоговое занятие      
  Итого:      

Содержание программы

(1 год обучения)

1. Введение в программу

Знакомство с целями и задачами программы, основными видами деятельности. Рассказ о содержании и результатах обучения. Выставка детских творческих работ, фотографий, наград детского объединения. Выявление уровня первичной подготовки детей. Игра на знакомство «Расскажи мне о себе».

Творческая работа: выполнение матрешки – открытки из ткани, лент, бисера и других материалов на свободную тему.

2. Раздел 1. Народные художественные промыслы.

2.1. История и виды Хохломской росписи.

В каком году и где стали расписывать деревянные изделия хохломской росписью. Откуда пошло название росписи. Из какого дерева и как точили заготовки. Каким образом расписывали, как покрывали, чем покрывали, как обжигали. «Травная роспись», роспись «под ягодку», «под листок», «Пряник», «Рыжик», «Под фон», «Кудрина»

2.2. Технология Хохломской росписи.

Оборудование: инструменты, кисти.

Материалы: краска, лаки, древесина.

2.3. Освоение техники Хохломской росписи.

Правила и приемы росписи. Примеры росписи. Выполнение упражнений. Элементы «капелька», «завиток», «кустики», «травка», «ведущая», «ягодка», «листок» выполняются в альбомах гуашью. Правила техники безопасности при работе с красками, кистями, карандашами.

2.4. Разработка композиции и выполнение эскиза травной росписи. Используя элементы «капелька», «завиток», «кустики», «травка», «ведущая», разработать композицию и выполнить эскиз для прямоугольной, квадратной и круглой деревянной доски красной и черной гуашью.

2.5. Разработка композиции и выполнение эскиза Хохломской росписи «под ягодку», «под листок». Используя элементы «ягодка» и «листок», разработать композицию и выполнить эскиз для прямоугольной, квадратной и круглой деревянной доски красной, зеленой и черной гуашью.

Промежуточная диагностика.

3. Раздел 2. Вышивка бисером.

3.1.История вышивки бисером.

Откуда появился бисер, где он используется и для чего. Как развивалось стеклоделие. Кто внес в него большой вклад.

3.2. Материалы и инструменты.

Бисер. Бусины. Стеклярус. Рубка. Иглы №1.0. Нитки. Леска. Проволока. Ножницы. Фломастеры. Карандаши. Копировальная бумага. Пяльцы. Ткань: сатин, бархат, шелк, лен, атлас. Правила техники безопасности при работе с карандашами, иглами, ножницами, бисером.

3.3. Техника вышивания бисером по свободному контуру.

Вышивание бисером производится не по канве, а по переведенному рисунку, шов «назад иголка» и «вперед иголка».

3..4. Выполнение вышивки. Оформление.

Выполнение эскиза. Подбор материала. Подбор бисера и стекляруса. Подбор нитей в тон ткани. Выполнение вышивки «Солнышко», «Рябинка», «Вишенка», «Виноград» и др.

Промежуточная диагностика.

4. Раздел 3. Мягкая игрушка.

4.1. История возникновения игрушки.

Когда и где были обнаружены первые игрушки. Сюжеты игрушек. Многообразие игрушек. Алгоритм пошива игрушек.

4.2. Материалы и инструменты.

Правила техники безопасности при работе с клеем. Ткань: трикотаж, кримплен, фетр, флиз, мех, плюш, драп и др. Клей ПВА, «Момент», нитки разных цветов. Иглы разных размеров, проволока. Фломастеры, гелиевые ручки, кусочки мыла, бумага, картон, копировальная бумага. Для набивания: вата, синтепон, поролон.

4.3. Виды швов.

Шов «вперед иголку», шов «строчка», шов «через край», «петельный», «стебельчатый», «потайной».

4.4. Пошив игрушки.

Зарисовка эскиза. Изготовление выкроек и лекал. Подбор материала и подготовка его к работе. Раскрой деталей. Соединение деталей. Набивание и сборка деталей игрушки. Оформление. Пошив мягких игрушек: ежик, мышь, хват, утенок, гусеница и др.

5. Воспитательно-развивающие мероприятия.

Первичная диагностика – сентябрь.

Круглый стол «Давайте познакомимся» - октябрь.

Экскурсия в краеведческий музей г. Ставрополь - ноябрь.

Конкурсная программа «Новогодняя игротека» - декабрь.

Беседа «Да здравствует вежливость и доброта» - январь.

Беседа «Азбука нравственности» - февраль.

Подготовка, оформление и проведение выставок - март.

Праздник «Ярмарка талантов» - апрель.

Итоговая диагностика - май.

6. Итоговое занятие.

Анализ работы за год. Поощрение и награждение лучших учеников. Определение уровня теоретических знаний и практических умений через тестирование.

Учебно-тематический план.

(2 год обучения)

 

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Теория Практика Всего
  Вводное занятие      
  Раздел 1. Народные художественные промыслы      
2.1 История и виды Городецкой росписи   -  
2.2 Технология Городецкой росписи   -  
2.3 Освоение техники Городецкой росписи      
2.4 Разработка и выполнение эскиза цветочной росписи      
2.5 Роспись. Покрытие лаком      
2.6 Разработка и выполнение эскиза с мотивом «конь», «птица»      
2.7 Роспись. Покрытие лаком      
  Раздел 2. Вышивка      
3.1 Исторический очерк о вышивке лентами   -  
3.2 Материалы и инструменты. Виды швов      
3.3 Выполнение вышивки. Оформление      
  Раздел 3. Мягкая игрушка      
4.1 Знакомство с мягкой игрушкой на веревочном креплении с проволочным каркасом   -  
4.2 Пошив мягких игрушек      
  Воспитательно-развивающие мероприятия      
  Итоговое занятие      
  Итого:      

Содержание программы

(2 год обучения)

1. Вводное занятие.

Задачи работы кружка. План работы. Оборудование и организация рабочего места. Расписание занятий. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности. Выставка творческих работ. Первичная диагностика.

2. Раздел 1. Народные художественные промыслы.

2.1. История и виды Городецкой росписи.

В каком году и где стали расписывать деревянные изделия Городецкой росписью. Откуда пошло название. Из какого дерева изготавливали заготовки. Каким образом расписывали, чем покрывали. Цветочная роспись (гирлянда, ромб, цветочная полоса), цветочная композиция с включением мотивов «конь», «птица», сюжетная роспись.

2.2. Технология Городецкой росписи.

Необходимое оборудование и инструменты для технологического процесса Городецкой росписи. Материалы: краски, лак, древесина.

2.3. Освоение техники Городецкой росписи.

Правила и приемы росписи. Примеры росписи. Выполнение росписи в альбомах гуашью («круги – подмалевки», «капельки», «травка», «скобки», «дуги», «точки», «спирали», «завитки», «штрихи», «сеточки», «листок», «цветок», «тенежка», «разживка», «птица», «конь»). Правила техники безопасности при работе с красками и кистями.

2.4. Разработка композиции и выполнение эскиза цветочной росписи.

Разработка композиции и выполнение эскиза цветочной росписи в альбомах гуашью в прямоугольнике, квадрате, круге с использованием мотивов «бутон», «ромашка», «купавка», «розан».

2.5. Роспись. Покрытие лаком.

2.6. Разработка композиции и выполнение эскиза с мотивом «конь», «птица».

Разработка композиции и выполнение эскиза росписи в альбомах гуашью для прямоугольника, круга, квадрата с включением мотива «конь», «птица».

2.7. Роспись. Покрытие лаком.

Промежуточная диагностика.

3. Раздел 2. Вышивка.

3.1. Исторический очерк о вышивке лентами.

Ленты в Древней Греции и в Древнем Риме. Украшение обуви и одежды во Франции Людовиком XIV. Эпоха рококо-появление вышивки шелковыми лентами. Расцвет 70-е годы XIX столетия. Демонстрация вышитых изделий.

3.2. Материалы и инструменты.

Иглы. Ленты (шелковые, атласные, кружевные, капроновые). Вышивальные нитки. Пяльцы. Ткань. Бисер. Бусины. Копировальная бумага, карандаш. Правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, бисером, нитками.

Виды швов. Тамбурный шов, шов «полупетельки с прекрепкой», шов «вытянутые стежки», шов «петельки», шов «петельки по кругу», шов «вперед иголку», стебельчатый шов.

3.3. Вышивка лентами. Оформление.

Выбор вышивки. Цветовое решение. Выполнение эскиза. Подбор ткани, лент, вышивальных нитей, бисера, бусин. Заправка в пяльцы. Копирование. Вышивка. Оформление. Выполнение вышивки: «Ромашка», «Василек», «Анютины глазки» и др.

3.3. Выполнение вышивки. Оформление.

Правила техники безопасности при работе с иглами, нитками, бисером, ножницами. Выполнение эскиза, цветовое решение, подбор материала (шелк, бархат, атлас, лен, сукно). Подбор нитей в тон ткани. Подбор бисера, пайеток, бусин. Выполнение вышивки «Букет», «Бабочки» и др. Промежуточная диагностика.

4. Раздел 3. Мягкая игрушка.

4.1. Знакомство с мягкими игрушками на веревочном креплении и проволочным каркасом. Показ игрушек, сшитых обучающимися в объединении.

4.2.Пошив мягких игрушек.

Выбор игрушки. Подбор материала. Изготовление выкроек, лекал из картона. Раскрой деталей. Пошив отдельных деталей, набивание, сборки деталей. Оформление. Игрушки: гном, зайка, медвежонок, тигренок и др. Правила техники безопасности при работе с клеем.

5. Воспитательно-развивающие мероприятия.

Первичная диагностика – сентябрь.

Беседа - октябрь.

Беседа - ноябрь.

Конкурсная программа «Новогодний звездный час» -декабрь.

Игры, развлечения на свежем воздухе - январь.

Познавательная игра «Что? Где? Когда?» - февраль.

Выставка творческих работ «Мастерская сувениров» - март.

Праздник «Ярмарка талантов» - апрель.

Встреча с ветеранами «О чем рассказал орден» - май.

Итоговая диагностика - май.

6. Итоговое занятие.

Подведение итогов за год. Поощрение и награждение лучших учеников. Определение уровня теоретических знаний и практических навыков детей.

 

Учебно-тематический план.

(3 год обучения)

 

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Теория Практика Всего
  Вводное занятие      
  Раздел 1. Народные художественные промыслы      
2.1 Исторические сведения о происхождении Матрешки      
2.2 Копирование матрешек Сергиева Посада      
2.3 Разработка росписи матрешки по мотивам сказок      
2.4 Роспись. Покрытие лаком      
2.5 Разработка росписи по мотивам Городца и Хохломы на объемных деревянных изделиях      
2.6 Роспись. Покрытие лаком      
  Раздел 2. Вышивка      
3.1 Швы и техники      
3.2 Вышивка лентами, бисером, пайетками, бусинами      
  Народная кукла      
4.1 Раздел 3. Народные куклы. Куклы обереги, обрядовые куклы, игровые куклы      
4.2 Тряпичные куклы в костюмах, декорированные вышивкой      
  Воспитательно-развивающие мероприятия      
  Итоговое занятие      
  Итого:      

 

Содержание программы

(3 год обучения)

1.Вводное занятие

Цели и задачи. План работы. Расписание занятий. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности. Выставка творческих работ.

Первичная диагностика.

2 .Раздел 1. Народные художественные промыслы

2.1. Матрешка. Исторические сведения о происхождении. В каком году и куда привезли прототип русской матрешки из Японии. Кто выточил, и кто расписал первую русскую матрешку. В каких городах сегодня расписывают матрешки.

2.2. Копирование матрешек Сергеева Посад. По образцам матрешек Сергеева Посада выполнить эскиз в альбомах гуашью. Правила техники безопасности при работе с красками и кисточкой.

2.3. Разработка росписи матрешек. Подбор и изучение литературы, просмотр фотографий и открыток, книг и журналов с русскими народными костюмами.

2.4. Роспись. Покрытие лаком.

2.5. Разработка росписи по мотивам Городца и Хохломы на объемных деревянных изделиях (ложках, шкатулках и др.)

2.6. Роспись. Покрытие лаком.

Промежуточная диагностика.

3. Раздел 2. Вышивка.

3.1. Швы и техники.

Правила техники безопасности при работе с иголками, нитками, бисером, ножницами. Шов «узелки», шов «вытянутый стежок с завитком», шов «перекрученный вытянутый стежок», шов «перекрученный стежок с узелком», шов «полупетельки с прикрепкой зигзагом», шов «крест», шов «сетка», узор «роза», узор «бантик».

3.2. Вышивка лентами, бисером, пайетками и бусинами.

Выбор вышивки. Цветовое решение. Выполнение эскиза. Подбор ткани, лент, вышивальных нитей, бисера, пайеток, бусин. Вышивка. Оформление. Промежуточная диагностика.

4. Раздел 3. Народная кукла.

4.1. Народная кукла. Куклы обереги, обрядовые куклы, игровые. Традиционная игрушка в быту русской деревни. Кукла эталон рукоделия. Кукольные забавы – проигрывание всех деревенских обрядов. Магическая сила куклы. «Белолица, грудаста и коса непременно, и упряжена хоть куда». Обрядовые куклы – Масленица, Рябинка, куклы обереги – Люба, Закрутка. Технология изготовления кукол, подбор необходимых материалов. Изготовление кукол.

4.2. Пошив тряпичных кукол. Декорирование их костюмов вышивкой лентами, бисером, пайетками, бусинами по мотивам Хохломы, Городца.

5. Воспитательно-развивающие мероприятия.

Первичная диагностика – сентябрь.

Беседа - сентябрь.

Викторина «Чем и кем славен мой город» - октябрь.

Встреча с народными умельцами - ноябрь.

Праздник «Зимняя сказка» - декабрь.

Развлекательная программа «День именинника» - январь.

Беседа «Эстетика общения и поведения» - февраль.

Выставка творческих работ - март.

Праздник «Ярмарка талантов» - апрель.

Игры, развлечения на свежем воздухе - май.

Итоговая диагностика - май.

6. Итоговое занятие.

Подведение итогов за год. Поощрение и награждение лучших учеников. Определение уровня теоретических знаний и практических навыков детей.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: