Содержание
Введение
1. Сущность свободного времени
1.1 Свободное время: определение, функции, подходы
1.2 Типы использования свободного времени
1.3 Свободное время в жизни общества
2. Роль организации свободного времени в развитии персонала
2.1 Социальная трудовая среда
2.2 Корпоративный досуг: цели и способы организации
Заключение
Библиографический список
Введение
Свободное время как важнейшая сторона общественной и личной жизни впервые была рассмотрена мыслителями в XVI в. Томас Мор в работе «Утопия» определил оптимальность трудового дня человека шестью часами. Тем самым, не вводя понятия «свободное время», он отчетливо его обозначил. По его мнению, все время, остающееся между часами работы, сна и принятия пищи, предоставляется личному усмотрению каждого, но не для того, чтобы злоупотреблять им в излишествах и лености, а чтобы на свободе от своего ремесла, по лучшему уразумению, удачно применить эти часы на какое-либо другое занятие.
По сути говоря, содержание свободного времени, как общественного явления, было указано Т. Мором столь четко, что все последующие философы и социологи ничего принципиально нового в него не внесли.
Томмазо Кампанелла в «Городе Солнца», Френсис Бэкон в «Новой Атлантиде» и многие другие мыслители в понимании свободного времени, его роли в общественной и личной жизни были единодушны с Томасом Мором и интерпретировали его примерно так же, как в последствии К. Маркс, т.е. «как досуг и время для более возвышенной деятельности»
Повышению качественного состояния свободного времени в огромной степени будет способствовать рост материального состояния трудящегося населения нашей страны, развитие и организация социальной инфраструктуры, воспитание активного ценностного отношения людей к образцам высокой духовной культуры, ее всестороннее усвоение.
|
Цель данной работы – раскрыть сущность свободного времени и показать ее роль в развитии персонала предприятия.
Сущность свободного времени
Свободное время: определение, функции, подходы
Внерабочее время и связанное с ним устройство домашнего быта работников является немаловажным фактором внешней социальной среды организации. Это понятно, поскольку люди проводят на работе, учитывая выходные и праздничные дни, а также ежегодные отпуска, менее '/4 имеющегося в их распоряжении времени. Остальное время работник так или иначе посвящает дому, семейным и общественным обязанностям, отдыху. При этом различаются образ жизни городского и сельского населения, крупных предпринимателей и лиц наемного труда, а также людей, занимающихся преимущественно умственной или физической работой.
Временной ресурс работающего человека в будний день распадается на рабочее и внерабочее время в соотношении примерно 1: 2. В свою очередь, время, прямо не связанное с трудовой деятельностью, включает затрату 9–9,5 ч на восстановление I сил и удовлетворение естественных физиологических потребностей человека – сон, личную гигиену, прием пищи и т.п., а оставшееся время занимают передвижение на работу и обратно, ведение домашнего и подсобного хозяйства, уход за детьми и занятия с ними, досуг. Понятно, что изменение продолжительности любого из названных временных отрезков автоматически приводит к удлинению или сокращению других.
|
Затраты времени на передвижение на работу и обратно определяются типом населенного пункта (город, поселок, село), удаленностью жилья от места работы, состоянием дорожной сети, видами транспорта и т.п. Социальные исследования показывают, что в условиях крупного города передвижение на работу и обратно занимает у человека в среднем 1 – 1,5 ч ежедневно.
По данным тех же исследований, у работающего человека не менее 2,5–3 ч в день уходит на домашние дела, в частности на приготовление пищи, покупки товаров и т.п. Затраты времени на эти цели непосредственно зависят как от места жительства (городской район, пригород или удаленный поселок), так и от развитости социальной инфраструктуры, доступности объектов социальной сферы, благоустроенности быта, – а все это по-прежнему остается в России слабым звеном социальной сферы.
По этим показателям наша страна уступает государствам Западной Европы, США, Австралии, Японии и другим странам, имея при этом огромный, но не задействованный полностью социальный резерв. Поэтому так злободневны для россиян проблемы строительства жилья, улучшения жилищно-коммунального обслуживания, повышения уровня технической оснащенности домашнего хозяйства за счет более широкого использования электробытовых приборов и машин, упорядочения работы пассажирского транспорта, торговых предприятий и различных служб, оказывающих услуги населению.
Возвращаясь к слагаемым внерабочего времени, нужно констатировать, что если из оставшихся после восстановления сил и удовлетворения естественных физиологических потребностей 6,5–7 ч отнять время передвижения на работу и обратно (1 – 1,5 ч), а также время, затрачиваемое на домашние дела (2,5–3 ч), то останется чуть более 2 ч. По иронии судьбы это в будний день (по субботам, воскресеньям и праздникам расклад внерабочего времени может быть иным) и есть свободное время работающего россиянина, которое он должен использовать и для отдыха после работы, и для выполнения домашних обязанностей, и для физического и духовного развития, обогащения личности. [1, 142]
|
Свободное время выполняет следующие основные функции: 1) отдыха и восстановления израсходованных физических и умственных сил; 2) развития физических и умственных сил и способностей; 3) развлечения и общения. Эти функции реализуются в различных видах деятельности в свободное время. [6,178]
Поскольку историческое развитие общества неизбежностью приводило к изменению содержания его жизни и жизни индивидов, то, естественно, что менялась и содержательная сторона свободного времени, которая была наиболее полно исследована уже в XX в. как в зарубежной, так и отечественной социологии. При этом главное внимание было уделено методологической стороне изучения проблемы В частности, исследовались сущность, основные функции, соответствующее специфике XX в. содержание свободного времени и его социально-индивидуальная значимость.
Обобщая существующие определения свободного времени как общественно-исторического явления, можно сказать, что свободное время – это часть социального времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости, находящаяся в распоряжении индивида и употребляемая им по его личному усмотрению для отдыха или развития его личности.
Есть основания полагать, что трудность в выявлении сущности свободного времени, вероятнее всего, была обусловлена тем, что как всякое объективно существующее явление оно обладает сущностями различного порядка, каждая из которых раскрывает одну из его социально значимых граней. В частности, сущностью первого порядка – онтологической сущностью (т.е. определяющей его существование как самостоятельного феномена) является то, что свободное время есть время, не занятое делами производственной или жизненной необходимости.
Однако выделение в свободном времени только этого аспекта рассматривалось в социологии как недостаточное, занижающее его социальную ценность.
Сторонники такого подхода видели сущность свободного времени в духовно насыщенной деятельности, а также в нравственно и эстетически приемлемых формах досуга, как видах восстановительной деятельности, которым предается индивид после труда.
В то же время важное значение свободного времени заключается в том, что оно является существенным условием свободного и гармоничного развития личности. То есть свободное время может быть использовано как средство физического и духовного совершенствования индивида.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что общество и конкретная личность определяют для себя способы использования свободного времени сообразно своим потребностям, интересам и целям.
Выявление сущности свободного времени не представляет собой чисто теоретическую задачу, а имеет целью установить его общественное и индивидуальное предназначение, а через это и его социальную ценность.
Исследование свободного времени продемонстрировало общественный интерес к нему и показало практическую значимость этого социального феномена в важнейших сферах жизни общества и на различных этапах его развития.
В литературе, посвященной рассматриваемой проблеме, достаточно единодушно выделяются два основных подхода к ее изучению:
Экономический, в рамках которого свободное время рассматривается как часть внерабочего времени, используемого для расширенного воспроизводства рабочей силы, а также для подготовки более квалифицированных работников, отвечающих требованиям эпохи научно технического прогресса.
Данный подход рассматривает свободное время как средство, способствующее превращению индивида в более развитую личность, в качестве каковой он опять вступает в процесс производства и положительным образом себя в нем проявляет.
Социологический подход отличается наиболее глубоким изучением проблемы. Для него характерны всестороннее исследование феномена социального времени, выявления его природы, соотношения рабочего и внерабочего времени, роли свободного времени для жизнедеятельности различных групп населения и т.д.
Можно сказать, что социологический подход наиболее содержательно и полно исследует проблему свободного времени, выявляет все составляющие этого социального явления. В частности, в рамках этого подхода исследуется зависимость содержания свободного времени от различных социально-исторических и индивидуальных причин, а также от объективных и субъективных факторов. [7,292]
Важную роль для социолога в исследовании свободного времени играет выявление основных типов времяпровождения людей, а также анализ и разработка механизмов регулирования как величин свободного времени, присущих различным слоям населения, так и его содержания.
Вопрос содержания свободного времени особенно деликатен, так как в сфере его разрешения сталкиваются общественные и личные интересы. Так, например, общество стремится направить личность к нравственно и эстетически значимым видам деятельности, а личность может иметь девиантные интересы, то есть отклоняющиеся от общественных. Возникающая коллизия должна быть решена законными средствами и в приемлемых формах, без посягательства на личные права и свободы граждан.
Рассматривая существующие подходы в изучении свободного времени, нельзя не отметить еще два.
Социально-психологический, исследующий, например, отношение индивидов к свободной деятельности, и произвольные изменения свободного времени в сторону его увеличения за счет сокращения рабочего или учебного времени.
При этом с точки зрения этих индивидов существуют два типа деятельности: (1) представляющая сама по себе непосредственную ценность для индивида, подкрепленная его положительными психическими состояниями или приводящая к ним, и (2) имеющая значение лишь во внешних результатах, подчас чуждых системе индивидуальных ценностей.
Содержательной стороной этого подхода является анализ субъективных отношений к массе возможных видов деятельности и выявление причин предпочтения ее конкретных видов.
Наибольшее внимание исследователи этого направления уделяют изучению содержания свободного времени подростков и молодежи.
Близок социально-психологическому подход с ярко выраженным педагогическим уклоном. Его основной ориентацией является исследование методов, форм и средств воспитательного воздействия на формирующуюся личность в сфере свободного времени. Сторонники этого подхода всем содержанием своей исследовательской деятельности подчеркивают, что свободное время – это не зона абсолютной независимости индивида от общества. Реализуя свое свободное время, человек остается социальным субъектом и на него распространяется вся совокупность норм регулятивного характера, так как в сфере свободного времени осуществляются не только его индивидуальная жизнь, но его социальное бытие, его взаимодействия с другими людьми. [7,293]
В социологической литературе можно выделить еще один, с нашей точки зрения, наименее популярный и менее продуктивный подход, сводящий свободное время ко всему объему внерабочего времени. По сути представители этой точки зрения делят весь бюджет времени человека на две части: на рабочую и нерабочую, пренебрегая тем самым признаком собственно свободного времени как периода, не обремененного рутинной необходимостью.
Следует особо подчеркнуть, что выделенные подходы к изучению свободного времени находятся между собой в творческом взаимодействии и диалектической взаимосвязи, определяющей целостность процесса исследования феномена свободного времени.