Министерство образования и науки Пермского края




Министерство образования и науки Пермского края

ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ,

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ

 

ОП.09. ОХРАНА ТРУДА

для специальности

 

13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

 

2018 г.

Редакция 1

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии «___ » _________________ 20 ___ г. Председатель __________________ «УТВЕРЖДАЮ» Директор техникума ________________________________ «___ » __________________ 20 ___ г.
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии «___ » _________________ 20 ___ г. Председатель __________________ «УТВЕРЖДАЮ» Директор техникума ________________________________ «___ » __________________ 20 ___ г.
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии «___ » _________________ 20 ___ г. Председатель __________________ «УТВЕРЖДАЮ» Директор техникума ________________________________ «___ » __________________ 20 ___ г.
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии «___ » _________________ 20 ___ г. Председатель __________________ «УТВЕРЖДАЮ» Директор техникума ________________________________ «___ » __________________ 20 ___ г.
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии «___ » _________________ 20 ___ г. Председатель __________________ «УТВЕРЖДАЮ» Директор техникума ________________________________ «___ » __________________ 20 ___ г.

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Организация-разработчик: ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум».

 

Разработчики:

 

Мельникова Ирина Федоровна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум».

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дисциплина «Охрана труда» входит в структуру профессионального цикла, относится к общепрофессиональным дисциплинам.

Учебная дисциплина «Охрана труда» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

 

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

OK 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

 

ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования;

ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования;

ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования;

ПК 1.4. Составлять отчётную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.

ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники;

ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники;

ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.

ПК 3.1. Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения;

ПК 3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей;

ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.

ПК 4.1. Осуществлять наладку, регулировку и проверку сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением;

ПК 4.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением;

ПК 4.2. Осуществлять испытания нового сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением;

ПК 4.3. Вести отчётную документацию по испытаниям сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

· применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

· использовать экобиозащитную и противопожарную технику;

· организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

· проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

· соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса;

· проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды;

· визуально определять пригодность СИЗ к использованию.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

· действие токсичных веществ на организм человека; меры предупреждения пожаров и взрывов;

· категорирование производств по взрыво- и пожаро-опасности;

· основные причины возникновения пожаров и взрывов;

· особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;

· правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты;

· правила безопасной эксплуатации механического оборудования;

· профилактические мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и производственной санитарии;

· предельно допустимые концентрации (далее - ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;

· принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

· систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;

· средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

 

Введение.

 

Раздел 1. Правовые и организационные основы охраны труда.

 

Тема 1.1. Нормативно-правовая база охраны труда.

Тема 1.2. Обеспечение охраны труда.

Тема 1.3. Организация охраны труда в предприятиях (организациях).

Тема1.4 Производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Тема 1.5 Компенсации за вредные условия труда. Средства коллективной и индивидуальной защиты.

 

Раздел 2. Производственная санитария.

 

Тема 2.1. Условия труда. Производственная санитария.

Тема 2.2. Вредные производственные факторы.

 

Раздел 3. Техника безопасности

 

Тема 3.1 Электробезопасность.

Тема 3.2 Пожарная безопасность.

Тема 3.3 Несчастный случай на производстве.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Оформление контрольной работы:

Контрольные работы выполняются в ученической тетради с полями или на листах формата А4. На первой странице нужно указать номер варианта. Содержание вопросов и задач переписываются полностью.

Ответы на теоретические вопросы должны быть четкими без сокращений (за исключением общепринятых).

В конце работы следует привести список использованной литературы, дату выполнения работы и поставить свою подпись. Необходимо оставить чистый лист для рецензирования.

Все графики и рисунки сопровождаются номером, названием и ссылкой на источник. Все чертежи, графики необходимо выполнять простым карандашом, а когда это необходимо – цветным. Схемы должны выполняться с помощью чертежных принадлежностей, элементы должны иметь размеры согласно стандартам ЕСКД. Если графический материал выполнен на отдельном листе, то надо вклеить его в тетрадь.

Контрольная работа, соответствующая всем предъявляемым требованиям, может быть оценена положительно и зачтена. Если работа не зачтена, она с учетом сделанных замечаний в рецензии должна быть переработана и вместе с первым отзывом представлена на повторное рецензирование.

Выполнение контрольной работы является обязательным условием для допуска студента к экзамену.

Контрольные работы предъявляются на проверку не позднее, чем за две недели до начала промежуточной аттестации.

 

 

ВАРИАНТЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Вариант 1

1.Основные понятия и терминология безопасности труда

2.Идентификация опасностей

3.Что входит в задачи производственной санитарии, гигиены труда и производственной безопасности

4.Каковы задачи охраны труда
Вариант 2

1.Основные стадии идентификации негативных факторов

2.Классификация опасных и вредных производственных факторов

3.Наиболее типичные источники ОВПФ на производствах

4.Виды работ, относящихся к наиболее опасным и вредным. Дать характеристику ОВПФ этих видов работ
Вариант 3

1.Основные источники и причины получения механических травм на производстве

2.Какой ручной и механизированный слесарный столярный и монтажный инструмент является источником механических травм

3.Виды подъемно транспортного оборудования, представляющие наибольшую опасность

4.Основные опасности подъемно транспортных машин и устройств
Вариант 4

1.Дать определение вибрации и шума, Основные источники вибрации, шума на производстве.

2.Как классифицируется вибрация, ее параметр, уровень вибрации.

3.Как воздействует шум на человека, Классификация производственного шума.

4.Основные источники инфра- и ультразвука на производстве. Электромагнитные поля и их воздействие на человека
Вариант 5

1.Основные характеристики ионизирующих излучений.

2.Параметры, характеризующие радиацию. Источники радиации. Единицы измерения радиационных доз и активности радиации.

3.Источники радиации в промышленности и на производстве.

4.Защита от ионизирующих излучений


Вариант 6

1.Типы электрических сетей наиболее распространенные на производстве. Источники электробезопасности на производстве.

2.Как воздействует электрический ток на человека. Виды электротрамвм.

3.Сделать анализ опасности электрических сетей с заземленной нейтралью и с изолированной нейтралью.

4.Средства защиты от поражения электротоком
Вариант 7

1.Классификация вредных химических веществ в зависимости от их практического использования. Ч то такое токсичность вещества?

2.Как классифицируется вредные вещества по степени опасности?

3.Классификация вредных веществ по характеру воздействия на человека. Каков их характер воздействия на человека?

4.Осуществления гигиенического нормирования содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
Вариант 8

1.На какие виды подразделяется процесс возгорания. Определение горения и взрыва.

2.Основные причины и источники пожаров и взрывов на производстве. Основные опасные факторы пожаров

3.Основные опасные факторы, возникающие при нарушении герметичности системы. Причины возникновения опасности герметичных систем.

4.Причины возникновения электростатических зарядов и в каких процессах на производстве они возникают. Чем опасно статическое электричество и к каким чрезвычайным ситуациям оно может привести?
Вариант 9

1.Основные методы защиты от шума и вибрации. Что такое виброгашение и в чем особенность динамического виброгашения.

2.В чем заключается сущность вибродемфирования и какие материалы для него применяются, Для каких частот вибрации применяют виброгашение и повышение жесткости конструкции.

3.Средства защиты от вибрации. В чём заключается сущность звука изоляции и какие материалы наиболее эффективны для звукоизоляции.

4.Как устроены глушители шума? Какие СИЗ применяются для защиты от шума? Общие методы защиты от электромагнитных полей.

Какие материалы применяются для зашиты ионизирующих излучений различного вида?

Вариант 10

1.Технические меры, используемые для защиты от поражения электрическим током

2.Как устроено и работает заземление? Какие виды заземления применяются и когда?

3.Устройство защитного отключения и принцип их действий.

4.Какие СИЗ используются для защиты от поражения электрическим током?
Вариант 11

1.Методы защиты от загрязнений воздушной среды. Системы вентиляции используемые на производстве.

2.Как устроена естественная и механическая вентиляция? Какие типы местных отсосов загрязненного воздуха применяется на производстве?

3.Какие методы и средства применяются для отчистки воздуха от вредных газов? Опишите их устройство и принцип работы.

4.Как осуществляется рассеивание вредных примесей?
Вариант 12

1.Какие методы используются для обеспечения безопасности наземно-транспортных механизмов?

2.Как рассчитать опасную зону грузоподъемного крана? Как

выбрать канат для заданной нагрузки?

3.Чем и как определяется устойчивость крана? Какие устройства обеспечения безопасности применяются на подъемно-транспортном оборудовании?

4.Как и кем осуществляется регистрация, освидетельствование и испытание подъемно-транспортных машин?
Вариант 13

1.Какие пассивные (архитектурно - планировочные) меры используются для защиты от пожара?

2.Как устроена пожарная сигнализация? Основные способы и механизмы тушения пожара?

3.Типы огнетушителей применяющихся на производстве. Методы зашиты от статического электричества.

4. Как устроены молниеотводы и какова зона их защитного действия? Порядок регистрации, технического освидетельствования и испытания, сосудов и емкостей, работающих под давлением
Вариант 14

1.От чего зависит выделение теплоты в организме человека? Что нужно делать, если вам холодно или жарко?

2.За счет каких механизмов осуществляется обмен теплоты между человеком и окружающей его средой? Объясните сущность этих механизмов.

3.Какие параметры окружающей среды влияют на теплообмен человека с окружающей средой? Объясните влияние параметров среды на передачу теплоты.

4.Как нужно изменить параметры климата для того, чтобы увеличить отдачу тепла от человека окружающей среде (Вам жарко) или наоборот ее уменьшить (Вам холодно)?
Вариант 15

1.Основные характеристики освещения и световой среды и единицы их измерения.

2.Виды освещения, применяемые на производстве. Какие искусственные источники света применяются на производстве? Опишите их достоинства и недостатки.

3.Как влияет цвет на человека, и какие цвета используются для различных видов работ?

4.Как осуществляется расчет искусственного освещения? Какими методами осуществляется расчет естественного освещения?
Вариант 16

1.Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда. Психические процессы, определяющие безопасность труда.

2.Психические свойства человека, влияющие на безопасность. Психологическое состояние человека и производственная безопасность.

3.Виды трудовой деятельности, классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса.

4.Основные психологические причины травматизма. Влияние алкоголя на безопасность труда.
Вариант 17

1.Какие психические процессы, свойства и состояния влияют на безопасность труда? Как они влияют на безопасность? Дайте их характеристику.

2.Как характер человека влияет на безопасность труда? Как классифицируются условия труда по тяжести и напряженности трудового процесса?

3.Как классифицируются условия труда по факторам производственной среды?

4.Каковы основные психологические причины травматизма и методы их устранения. Что такое эргономика и какие характеристики человека необходимо учитывать при создании машин и организации рабочего места?
Вариант 18

1.Основные задачи управления безопасности труда. Законодательные акты в области охраны труда и их основные положения.

2.Какие виды нормативных правовых актов существуют в области охраны труда, какие органы их утверждают? Кто осуществляет управление, надзор и контроль за безопасностью и охраной труда, каковы основные задачи, функции и права этих органов?

3.Какие виды инструктажа по безопасности труда проводятся? Перечислить время и периодичность их проведения.

4.Какие существуют виды ответственности должностных лиц за нарушение требований по безопасности труда? Основные показатели эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Вариант 19

1.Основные методы и последовательность оказания первой помощи пострадавшему. Как выполняются искусственное дыхание и массаж сердца?.

2.Каковы методы освобождения человека от действия электрического тока?

3.Как остановить кровотечение?

4.Приемы оказания первой помощи при вывихах, переломах, колотых и других ран, перечислить другие виды травм и оказание первой помощи при их возникновении.
Вариант 20

1.Первая ступень трехступенчатого контроля за охраной труда.

2.Вторая и третья ступень трехступенчатого контроля за охраной труда

3.Охраны труда женщин.

4.Охрана труда молодежи.

^ 4.ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ

 

1. В чем заключается сущность вибродемфирования и какие материалы для него применяются?

2. Виды освещения, применяемые на производстве.

3. Виды подъемно транспортного оборудования, представляющие наибольшую опасность

4. Виды работ, относящихся к наиболее опасным и вредным. Дать характеристику ОВПФ этих видов работ

5. Виды трудовой деятельности, классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса.

6. Виды электротрамвм.

7. Влияние алкоголя на безопасность труда.

8. Вторая и третья ступень трехступенчатого контроля за охраной труда

9. Дать определение вибрации и шума, Основные источники вибрации, шума на производстве.

10. Для каких частот вибрации применяют виброгашение и повышение жесткости конструкции.

11. За счет каких механизмов осуществляется обмен теплоты между человеком и окружающей его средой? Объясните сущность этих механизмов.

12. Законодательные акты в области охраны труда и их основные положения.

13. Защита от ионизирующих излучений

14. Идентификация опасностей

15. Источники радиации в промышленности и на производстве.

16. Источники электробезопасности на производстве.

17. Как влияет цвет на человека, и какие цвета используются для различных видов работ?

18. Как воздействует шум на человека, Классификация производственного шума.

19. Как воздействует электрический ток на человека.

20. Как выбрать канат для заданной нагрузки?

21. Как выполняются искусственное дыхание и массаж сердца?.

22. Как и кем осуществляется регистрация, освидетельствование и испытание подъемно-транспортных машин?

23. Как классифицируется вибрация, ее параметр, уровень вибрации.

24. Как классифицируется вредные вещества по степени опасности?

25. Как классифицируются условия труда по тяжести и напряженности трудового процесса?

26. Как классифицируются условия труда по факторам производственной среды?

27. Как нужно изменить параметры климата для того, чтобы увеличить отдачу тепла от человека окружающей среде (Вам жарко) или наоборот ее уменьшить (Вам холодно)?

28. Как остановить кровотечение?

29. Как осуществляется рассеивание вредных примесей?

30. Как осуществляется расчет искусственного освещения? Какими методами осуществляется расчет естественного освещения?

31. Как рассчитать опасную зону грузоподъемного крана?

32. Как устроена естественная и механическая вентиляция?

33. Как устроена пожарная сигнализация?

34. Как устроено и работает заземление? Какие виды заземления применяются и когда?

35. Как устроены глушители шума? Какие СИЗ применяются для защиты от шума?

36. Как устроены молниеотводы и какова зона их защитного действия?

37. Как характер человека влияет на безопасность труда?

38. Какие виды инструктажа по безопасности труда проводятся? Перечислить время и периодичность их проведения.

39. Какие виды нормативных правовых актов существуют в области охраны труда, какие органы их утверждают? Кто осуществляет управление, надзор и контроль за безопасностью и охраной труда, каковы основные задачи, функции и права этих органов?

40. Какие искусственные источники света применяются на производстве? Опишите их достоинства и недостатки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основные источники:

1. Девисилов В.А. Охрана труда.- М.: Форум-Инфра-М, 2004.

2. Медведев В.Т., Новиков С.Г. Охрана труда и промышленная экология. – М.: Академия, 2013.

 

Дополнительные источники:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

4. Типовые инструкции по охране труда.

5. Система стандартов безопасности труда (ССБТ).

6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве».

7. Кукин П.П., Лапин В.Л. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда. – М.: Высш.шк., 2001.

 

 

Интернет-ресурсы:

Проблемы охраны труда в электроснабжении. www.ohranatruda.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: