РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ КАК КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ




Е.В. Замашнюк

 

Коррекционный курс «Развитие зрительного восприятия» входит в структуру коррекционно-развивающей области Федерального государственного образовательного стандарта начального образования слабовидящих обучающихся. Реализация его содержания предполагает, что слабовидящие обучающиеся осознают значимость зрения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, научатся его рациональному использованиюв учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни,при изучении предметов, объектов, процессов окружающего мира; у них будет развиваться зрительное восприятие, обогащаться и расширяться зрительные представления; они научатся ориентироваться во внешних признаках объектов: цвете, величине, форме, пространственных отношениях; у них будет повышаться зрительная работоспособность.

По мнению Б.Г. Ананьева, зрительное восприятие как процесс формирования и функционирования чувственного образа действительности есть сложное сочетание весьма разнообразных образований - функциональных, операционных и мотивационных. Именно это триединство обеспечивает качественное восприятие окружающего.

Зрительное восприятие является сложным, многоуровневым системным процессом, выполняющим отражательную и регулятивную функцию в поведении человека, связанным с обнаружением объекта, выделением и различием его признаков: яркости цвета, формы, величины, расположения в пространстве, ориентации его отдельных деталей и т.д. В результате соотношения комплекса признаков, их мысленного анализа и синтеза и формируется зрительный образ.

Исследования по изучению нейрофизиологических механизмов нарушения зрительного восприятия у детей и подростков, проведенные Н. Н. Зислиной, дают возможность говорить о негативном влиянии нарушения зрения на формирование и развитие процесса восприятия. Более того, развитие восприятия не заканчивается в раннем детстве, а продолжается в течение длительного периода индивидуального развития, причём это развитие осуществляется в единстве с совершенствованием под влиянием социального опыта и обучения других психических функций. Хотя, как свидетельствуют психологические и офтальмологические исследования, к началу школьного обучения главные зрительные функции в основном сформированы, развитие же зрительного восприятия в его сложных и разнообразных формах продолжается под влиянием различных видов учебной деятельности в школьном возрасте вплоть до 11-15 лет.

Исследования по выявлению зависимости возникновения зрения от возраста ребёнка, проведенные Н.Н. Зислиной, позволили связать степень пластичности системы с уровнем её зрелости в разные возрастные периоды. Чувствительность зрительной системы к недостаточности не ограничивается первыми годами жизни ребенка, когда наиболее интенсивно формируются основные зрительные функции. Известная пластичность зрительной системы сохраняется на протяжении всего периода, в течение которого зрительное восприятие формируется как сложный интегративный процесс вплоть до 15 лет.

Зрительное восприятие детей с нарушениями зрения имеет ряд особенностей, обусловленных, прежде всего, своеобразием проявления основных свойств восприятия.

Нарушения зрения вызывают снижение эмоционального воздействия некоторых признаков объектов, ослабляют интерес детей к зрительной среде, что отрицательно влияет на такие свойства зрительного восприятия как активность и избирательность.

Вследствие обедненного перцептивного отражения предметов и явлений окружающего мира нарушается предметность зрительного восприятия, что часто приводит к схематизму зрительных образов.

В условиях нарушенного зрения страдает целостность зрительного восприятия, в результате сформированный зрительный образ становится фрагментарным, что вызывает неполное и неточное отражение в сознании ребёнка с нарушением зрения внешнего мира. В то же время тифлологическими исследованиями доказана возможность развития целостности зрительного восприятия посредством ориентировочно-исследовательской деятельности в зрительной среде и максимального вовлечения в процесс зрительного восприятия механизмов памяти и мышления.

В условиях зрительной недостаточности формирование и опознание зрительных образов имеет особую специфику. Ухудшение качества и скорости различения признаков объектов оказывает отрицательное влияние на формирование перцептивной структуры образа, что снижает константность восприятия.

Нарушения зрения обусловливают возникновение трудностей при вычленении ребёнком в объекте существенных признаков, что проявляется в фиксации внимания на случайных элементах, доступных для различительных способностей зрительного анализатора ребёнка, что приводит к снижению уровня обобщенности восприятия.

Современными исследованиями доказано, с одной стороны, негативное влияние нарушений зрения на уровень развития зрительного восприятия, с другой, - возможность его развития в специально-организованной деятельности.

В настоящее время имеют место различные подходы к развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения, что связано с комплексным изучением данной проблемы специалистами разных научных областей знаний: офтальмологический, психофизиологический, психолого-педагогический, педагогический.

В рамках офтальмологического подхода развитие зрительного восприятия предполагает несколько направлений:

осуществление поддерживающего медикоментозного лечения;

проведение определённых лечебных мероприятий: оптической коррекции, окклюзии, аппаратного лечения и т.п. (З.С. Аветисов, Л.А. Григорян, А.И. Каплан и др.), направленных как на нивелирование последствий патологического процесса, так и на создание оптимальных условий развития зрения;

строгое соблюдение детьми офтальмо-гигиенических рекомендаций во время пребывания в условиях образовательного процесса;

использование различных методик электро- и магнитной стимуляции;

использование комплексов упражнений, воздействующих на питание глаз путём улучшения общего кровотока и движения крови непосредственно в сосудах глазного яблока и циркуляции внутриглазной жидкости (З.С. Аветисов, Бейтс, О. Хаксли, А.Г. Демирчоглян, Е.Е. Сомов, С.П. Колпаков).

В рамках психофизиологического подхода к развитию зрительного восприятия предусматривается использование методики ритмической стимуляции для коррекции нарушений зрительных функций или улучшения различения признаков изображений, реализуемой с помощью фотостимулятора и персонального компьютера. Адекватная ритмическая стимуляция, по мнению Л.П. Григорьевой и С.В. Сташевского, позволяет задействовать те элементы зрительной системы, активность которых снижена вследствие "неупотребления". Необходимость использования многократно повторяемой ритмической стимуляции зрительной системы как базового психофизического метода способствует синаптогенезу, активации сенсорных процессов, улучшению структурно-функциональных организаций нейронных сетей. При этом, как показывают исследования данных авторов, в значительной степени уменьшается эффект зрительной депривации.

Психолого-педагогический и педагогические подходы к развитию зрительного восприятия направлены, на обеспечение активности зрительной системы, происходящей за счет получения ребенком стимульной информации и активной обработки данных в зрительно-проекционных и ассоциативных центрах мозга. В связи с этим основным принципом, лежащим в основе указанных подходов, выступает принцип восприятия окружающего мира как активного творческого процесса. Это возможно в условиях активной деятельности ребенка в обогащенной зрительной среде и при наличии руководства этой деятельностью со стороны психолога или педагога. Условием развития зрительного восприятия являются постоянные упражнения и непрерывный приток в нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ.

В качестве средств развития зрительного восприятия в рамках обозначенных подходов выступает ряд методических приёмов, направленных как на формирование зрительных образов и представлений, так и на обучение детей пользоваться ими при отражении окружающего мира. Этому способствует формирование у детей мотивации в улучшении качества перцептивного процесса, потребностей в получении возможно более четких и ясных зрительных образов, что обеспечивается созданием таких условий, при которых восприятие включается в активное практическое взаимодействие с окружающей средой. При этом педагогический подход предполагает разработку содержания как дидактического материала, позволяющего обогатить перцептивный опыт детей, так и организацию педагогической деятельности.

Современная тифлопедагогика располагает программами и методическими рекомендациями по развитию зрительного восприятия в условиях образовательной организации и семьи у дошкольников и младших школьников.

Разработаны психолого-педагогические основы работы по охране и развитию зрения в условиях общеобразовательного учреждения общего назначения, методики диагностики развития зрительного восприятия, дана характеристика различных типов коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия на начальном этапе обучения и факторов оптимизации работы в данном направлении.

Однако в условиях работы по внедрению ФГОС НОО слабовидящих обучающихся возникает необходимость пересмотра содержания работы по развитию зрительного восприятия школьников.

Так, например, коррекционный курс « Развитие зрительного восприятия» раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий у слабовидящих обучающихся, от уровня развития которых зависит умение школьников учиться, дальнейшее развитие у них способности к саморазвитию и подготовки к обучению на следующей ступени образования. К ним можно отнести:

осознание необходимости охраны нарушенного зрения, умение им пользоваться в учебной и практической деятельности;

установление связи между целью деятельности по развитию зрения и зрительного восприятия, мотивом, результатом развития базовых зрительных функций;

развитие потребности к сенсорно-перцептивной деятельности, использование адекватных учебным задачам способов чувственного познания;

развитие зрительного восприятия как перцептивного познавательного процесса;

осуществление итогового и пошагового контроля зрительного перцептивного действия по результату с целью корректировки действий;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели в условиях зрительной перцептивной деятельности;

алгоритмизация зрительных действий как компенсаторный способ достижения результата деятельности;

анализ объектов с целью выделения опознавательных признаков (цвет, форма, величина);

адекватное использование информационно-познавательной и ориентировочно-поисковой роли зрения;

осуществление аналитико-синтетической деятельности сравнения, классификации, выбора основания и критерии для указанных логических операций;

развитие зрительно-моторной координации;

развитие зрительно-пространственного восприятия;

умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий - нормально видящий», «слабовидящий - слабовидящий» с использованием нарушенного зрения.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия» должны отражать:

овладение умением использовать нарушенное зрение для безопасного передвижения в пространстве, при организации рабочего места;

развитие способности использования нарушенного зрения для формирования целостного образа об объекте познания;

расширение и обогащение зрительных представлений посредством совершенствования способов зрительного обследования;

развитие зрительной памяти, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

овладение приемами использования нарушенного зрения в учебно-познавательной деятельности; овладение знаниями о возможностях охраны и развития зрения; формирование навыков охраны и рационального использования нарушенного зрения.

В коррекционном курсе «Развитие зрительного восприятия» заложены возможности использования полученных знаний и умений в различных предметных областях и внеучебной деятельности. Более того от уровня развития зрительного восприятия и его компонентов во многом зависит успешность овладения учебными навыками.

Основными задачамикоррекционногокурса «Развитие зрительного восприятия» слабовидящих обучающихся являются:

ü формирование у слабовидящих школьников потребности в самостоятельном использовании зрительных умений и навыков для установления логических и причинно – следственных связей при отражении множества объектов окружающего мира;

ü расширение и коррекция предметных представлений и конкретных способов обследования объектов через углубление знаний о предметах окружающего мира за счет целенаправленного и полисенсорного восприятия, формирование системы основных умственных действий и операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);

ü повышение уровня сенсорной готовности школьников к обучению путем совершенствования системы сенсорных эталонов, обучение пользоваться эталонами при анализе качеств и свойств предметов и явлений окружающего мира;

ü развитие умения оценки глубины пространства, формирование навыка переноса знаний в практическую деятельность в свободном пространстве, формирование измерительных навыков (в малом и большом пространстве), обучение ориентироваться на основе пространственных представлений;

ü совершенствование зрительно – моторных координаций;

ü активизация зрительного восприятия обучающихся посредством автоматизации навыка максимально использовать свои зрительные возможности при восприятии окружающего мира;

Структура коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия» включает четыре направления работы:

1. Охрана зрения и стабилизация зрительных функций.

2. Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения (развитие зрительно-моторной координации).

3. Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения (развитие восприятия пространства, умения удерживать в поле зрения зрительный стимул, глубины зрения и поля зрения).

4. Развитие информационно-познавательной роли зрения (активизация зрительных образов и сенсорных эталонов; использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно-следственных связей)

Первое направление предполагает осуществление работы по охране и стабилизации зрительных функций слабовидящих обучающихся.В свою очередь работа по «охране зрения» представляет собой комплекс лечебно-профилактических, гигиенических и профилактических мероприятий, направленных на создание благоприятных условий функционирования нарушенной зрительной системы с целью стабилизации нарушенного зрения и создания базы для его последующего улучшения. Формами работы по охране зрения являются: соблюдение режима охраны зрения; применение оптических средств коррекции; проведение коррекционно-педагогических мероприятий; лечебно-восстановительная работа. Можно выделить следующие условия успешности работы педагогов по охране зрения слабовидящих обучающихся:

· предупреждение возникновения зрительного переутомления, путем проведения зрительных гимнастик на уроке и самоподготовке;

· знание и соблюдение гигиенических требований к организации учебной деятельности в классе как учителем, так самими обучающимися;

· контроль зрительных нагрузок во внеурочное время во время занятий по интересам;

· инструктаж родителей по вопросам охраны зрения в домашних условиях.

Второе направление направлено на развитие регулирующей и контролирующей роли зрения (развитие зрительно-моторной координации).

Зрительно-моторная координация является одним из компонентов сенсомоторного развития и представляет собой взаимодействие зрительного и двигательного анализаторов. В тифлопедагогических исследованиях Плаксиной Л.И., Солнцевой Л.И., Рудаковой Л.В. и других отмечается, что слабовидящие дети затрудняются при выполнении действий, требующих точности и синхронности движений: когда необходимо что-либо вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка значительные трудности, которые заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

При обучении в школе согласованные действия глаза и руки особенно важны, например, при акте письма. Письмо – это сложный навык, включающий в себя выполнение тонких координированных движений руки, в связи с этим техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Современными психолого-педагогическими исследованиями установлен факт наличия трудностей, возникающих в процессе овладения первоклассниками графическим навыком письма, которые наиболее ярко выражены у подавляющего большинства обучающихся с нарушением зрения потому, что зрительно-моторная координация предполагает осуществление одновременно с движением руки зрительного и кинестетического контроля. Обучающийся, имеющий проблемы со зрением, также гораздо медленнее и менее качественно, по сравнению с нормально видящими сверстниками, справляется с выполнением графических заданий.

Таким образом, совершенствование зрительно-моторной координации у слабовидящих младших школьников предполагает решение следующих задач:

Ø совершенствование способов восприятия движущихся предметов;

Ø закрепление навыка прослеживания глазами за действием руки;

Ø развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи;

Ø продолжение развитие осязания и мелкой моторики;

Ø автоматизация умения пользоваться карандашом, ручкой;

Ø развитие умения проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу;

Ø совершенствование умения соединять точки прямой линией;

Ø закрепление умения писать буквы, цифры по образцу и самостоятельно;

Ø развитие умения выбирать рациональный способ действия при выполнении графических заданий.

Решение вышеперечисленных задач требует проведения специальной коррекционной работы, включающей систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации, что предполагает развитие у обучающихся ряда зрительных умений, например: ориентироваться на листе бумаги в клетку и в линейку; выполнять простые графические диктанты (до 9-10 команд); обводить по внешнему и внутреннему контуру; составлять орнаменты из геометрических фигур и выкладывать их мозаики; выполнять различные виды штриховок; выполнять графические работы по готовому образцу и зрительной памяти и другие.

Третье направление предполагает развитие ориентировочно-поисковой роли зрения (развитие восприятия пространства, умения удерживать в поле зрения зрительный стимул, глубины зрения и поля зрения). Содержание работы по данному направлению направлено на формирование умения подчинять восприятие поставленной задаче, и обеспечивает профилактику трудностей при формировании у слабовидящих обучающихся навыков письма и чтения. В целях повышения различительной чувствительности, способности к анализу, развития умения видеть изменения в результате манипуляций с деталями - убавления, перестановки, добавления – можно использовать различные виды коррекционно-развивающих заданий. В ходе их выполнения вырабатывается и закрепляется комплекс зрительных умений внимательно рассматривать объект, предмет, его изображение, знак, символ, схему, выделять составляющие его детали и как можно точнее копировать воспринятое. При формировании у обучающихся умения удерживать зрительный стимул в поле зрения во время выполнения заданий на зрительно-моторную координацию целесообразно использовать стимул актуальный для учебной деятельности - буквы русского алфавита. Частые манипуляции с элементами букв, постоянный творческий поиск, самостоятельное «открытие» законов создания алфавита, будет способствовать развитию зрительно-моторной координации, вместе с тем, обеспечивая формирование умений отличать одну букву от другой и профилактику возникновения трудностей в обучении, связанных с ошибками при запоминании букв.

Содержание работы, направленной на совершенствование зрительно-пространственного восприятиядолжно быть ориентировано на отработку восприятия пространственных отношений. Однако в соответствии с необходимостью формирования у слабовидящих младших школьников нестерескопических способов восприятия глубины пространства центральное место в процессе совершенствования данного параметра восприятия должна занимать работа в указанном направлении. Её актуальность обусловливается тем, что наличие нарушений глазодвигательных функций влечет за собой возникновение недостатков фиксации взора, снижение амплитуды движения глаз, нарушение прослеживающих функций глаза, недостатки контрастного различения, что, в свою очередь, вызывает нарушение бинокулярного и стереоскопического зрения. Кроме того, с началом школьного обучения значительно возрастают требования к объёму пространственных представлений обучающихся.

При развитии глубинного зрения и восприятия глубины пространства у слабовидящих обучающихся необходимо решать следующие задачи:

Ø развитие нестереоскопических способов восприятия пространства (перекрытый контур, пересеченный контур, линейная и воздушная перспектива, изменение видимых размеров предмета, образование теней, изобразительные средства глубины пространства, насыщенность окраски совершенствование анализа нестерескопических способов восприятия глубины пространства);

Ø уточнение пространственных представлений;

Ø закрепление пространственных понятий;

Ø обучение применению сформированных способов восприятия глубины пространства в познавательной и практической деятельности (узнавание реальной величины предметов, узнавание предметов на большом расстоянии);

Ø развитие глубинного зрения, глазомера, глазодвигательных функций;

Ø обобщение предметных представлений за счёт уточнения взаимного расположения частей предмета и активизация представлений о предмете при пространственной ориентировке в окружающей действительности;

Ø формирование прочной связи между восприятием пространственных признаков и отношений и их словесными обозначениями.

На коррекционных занятиях, для решения выделенных задач целесообразно использовать различные приёмы развития восприятия глубины пространства, такие как: выполнение заданий в большом пространстве (дом, улица); выполнение заданий на определение расстояния (от предмета к предмету, а также через практические действия по распределению предметов – по образцу, по словесной установке, по схеме); сравнение окружающих предметов по сходству и различию признаков, выделение заданных объектов среди нескольких других; оценка глубины пространства, удаленности предметов и объектов и расстояние между ними; определение формы, величин предметов, их местоположения в пространстве относительно ребенка и друг друга; полисенсорное восприятия пространства, закрепленного в слове, т. е. четкое словесное описание учеником практических действий, связанных с освоением им пространственных признаков предметов и объектов и их расположением в пространстве.

Четвертое направление предполагает решение задач на развитие информационно-познавательной роли зрения (активизация зрительных образов и сенсорных эталонов; использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно-следственных связей)

Одним из средств развития и коррекции зрительного восприятия у слабовидящих обучающихся является работа с сюжетной картиной. Данный вид деятельности способствует формированию навыков ориентировки в наглядно-представленной ситуации, конкретизации сенсорного опыта и актуализации знаний, а также развитию объема, осмысленности и полноты зрительного восприятия.

В основе отбора содержания работы в указанном направлении необходимо помнить о том, что нарушения зрительных функций приводят к затруднению выделения информационных признаков, снижают возможности познавательной деятельности детей с нарушениями зрения. Поэтому особое внимание в ходе развития умения воспринимать сюжетную картину необходимо уделять установлению причинно-следственных связей. Это будет способствовать, во-первых, развитию у обучающихся таких важных свойств восприятия как сукцессивность и симмультантность, во-вторых, - стимуляции аналитико-синтетической деятельности, и, наконец, в-третьих, - расширению и коррекции представлений об окружающем мире.

В ходе работы по установлению причинно-следственных связей при работе с сюжетной картиной решаются следующие задачи:

Ø обучение детей восприятию сюжетного изображения через формирование различных способов его восприятия (целостное обведение, выделение главного, восприятие по плану, детальное рассматривание отдельных объектов);

Ø формирование знаний об информационных признаках предметов (объектов), определяющих сюжет;

Ø обучение выделению объектов и предметов в сюжетном изображении с установлением логических связей;

Ø развитие монологической речи, с использованием элементов описания.

На коррекционных занятиях при работе с сюжетной картиной целесообразно использовались следующие приёмы: постановка вопросов (на определение места и времени событий, действующих лиц, оценку происходящего), обеспечивающих детальное, последовательное и целостное восприятие изображения; целостное рассматривание композиционных планов; обучение «чтению» картины; обучение пониманию позы, мимики, жеста в зависимости от того предмета, с которым действует изображенный на картине человек; целенаправленное определение информационных признаков, характеризующих явления природы, место действия героев; определение социальной принадлежности персонажей по одежде, предметам обихода, внешнему виду; выделение в картине главного; называние картины.

Использование приема, направленного на придумывание названия картины будет способствовать развитию операций обобщения, синтеза, что, в свою очередь, способствует совершенствованию умения воспринимать картину в целом.

Таким образом, реализация данных направлений коррекционной работы по развитию зрительного восприятия со слабовидящими позволит достичь планируемых результатов овладения обучающимися по ряду образовательных областей и будет способствовать предупреждению трудностей при формировании учебных навыков.

Литература:

Замашнюк Е.В Развитие зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения в условиях общего образования. В сб.: XVI Царскосельские чтения: Человек – гражданин – гражданское общество – правовое государство: материалы междунар. науч. конф., 24-25 апр. 2012 г./ под ред. Проф. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2012. – Т. IV, С.305-309

Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Замашнюк Е.В., Никулина И.Н., Быкова Е.Б.Зрительное восприятие: диагностика и развитие. Электронный ресурс. Учебно-методическое пособие – Киров: МЦНИП, 2013. Электрон. Текст дан. (1 файл 2,2 Мб.) 264с.

Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Замашнюк Е.В. Система работы по развитию зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения. Учебно-методическое пособие / Под ред. Г.В. Никулиной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: