Система дошкольного образования в нормативных документах
Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. Эта идея была записана еще в 1918 году в «Положении о единой трудовой школе». С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое с позиций Конвенции о правах ребенка (1989) включает следующие аспекты:
- возможность посещения образовательного учреждения;
- создание условий для образовательной деятельности;
- содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, и дружбы между народами.
- отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка.
Согласно ст. 8 Закона РФ «Об образовании» (от 10.07.1992) система образования представляет собой совокупность взаимодействующих:
—преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
—сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
—органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
—объединений юридических лиц, общественных и государственно общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Что представляет собой система дошкольного образования в Российской Федерации?
Система дошкольного образования:
—представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и семьи;
|
—решает задачи охраны и укрепления здоровья детей;
—реализует спектр образовательных программ (основных и дополнительных) в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ и потребностями родителей воспитанников (вариативные виды дошкольных образовательных учреждений составляют около 35 % от всего количества детских садов);
—предоставляет разнообразный спектр образовательных, оздоровительных и медицинских услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка;
—создает психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ;
—взаимодействует с семьей по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
—встраивается в систему непрерывного образования (несмотря на свою необязательность);
—развивается в условиях социального партнерства;
—учитывает региональные особенности развития образования.
Какое место занимает дошкольное образование в системе образования Российской Федерации?
Согласно ст. 18 Закона РФ «Об образовании»:
1)родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте;
2)для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений;
3)отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
|
Какие учреждения называются образовательными?
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся.
Дошкольное образовательное учреждение является типом образовательного учреждения (Закон РФ «Об образовании»). Соответственно, особенности функционирования дошкольных образовательных учреждений раскрываются в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 № 2562; далее — Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении).
Какие особенности функционирования дошкольных образовательных учреждений раскрываются в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении?
Деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов регулируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.
Согласно Типовому положению о ДОУ дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.