Интегрируемые образовательные области




Пояснительная записка

РАБОЧАЯ программа курса кружка «Математические ступеньки» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки»

Предлагаемый курс кружка ориентирован на развитие математических способностей детей 3-4 лет, которое определяется в двух направлениях:

-систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игры, общение, предыдущего обучения и т.д.);

-организация работы с детьми по освоению содержания Программы кружка.

В ходе реализации кружка предусматривается совмест­ная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении и самостоятельной деятельности детей.

Содержание кружка представляет одно из направлений образования в области «Познавательное развитие», включаю­щее не только первичное формирование о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере, но и предполагаю­щее развитие познавательных интересов ребенка.

Программа кружка реализуется с помощью учебно-методического комплекта (УМК), который обеспечивает включенность детей в образовательный процесс по формированию математических представлений.

Цели кружка:

— раскрытие основных направлений математического раз­вития детей 3—4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

— приобщение к математическим знаниям с учетом возра­стных особенностей детей;

— создание благоприятных условий для формирования ма­тематических представлений с целью развития предпо­сылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей;

— введение ребенка в мир математики через решение про­блемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, экспери­ментирование, метод проекта;

— формирование основ математической культуры.

Задачи:

— развивать потребность активно мыслить;

— создавать условия не только для получения знаний, уме­ний и навыков, но и развития математических способно­стей;

— приобретать знания о множестве, числе, величине, про­странстве и времени как основах математического раз­вития дошкольников;

— обеспечивать возможность непрерывного обучения в ус­ловиях ДОО;

— развивать логическое мышление;

— формировать инициативность и самостоятельность;

— учить применять полученные знания в разных видах де­ятельности (игре, общении и т.д.);

— формировать и развивать приемы умственной деятельно­сти (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классифи­кация, моделирование), конструктивные умения (плос­костное моделирование);

— формировать простейшие графические умения и навыки;

— обеспечивать повышение компетентности педагогов, ро­дителей в вопросах математического развития ребенка.

Эти задачи решаются комплексно как на занятиях кружка по фор­мированию математических представлений, так и в процессе организации разных видов деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, общении).

Все это позволяет обеспечить:

— равные возможности усвоения программы кружка каждым ре­бенком;

— развитие познавательной деятельности;

— объединение обучения и воспитания в целостный обра­зовательный процесс по формированию математических представлений в различных видах деятельности (в обще­нии и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, игре, занятиях, познавательно-исследовательской, озна­комлении с художественной литературой);

— создание благоприятных условий развития детей в соот­ветствии с их возрастными и индивидуальными особен­ностями и склонностями;

— формирование математических зависимостей и отноше­ний;

— формирование математических действий;

— овладение математической терминологией;

— комплексный подход к развитию детей во всех пяти вза­имодополняющих образовательных областях; социально-­коммуникативной, познавательной, речевой, художе­ственно-эстетической, физической.

Акцент в УМК сделан на развитие познавательных дей­ствий (анализ и синтез, сравнение, обобщение, моделирова­ние и т.д.), формирование предпосылок к учебной деятельно­сти.

Реализация личностно-ориентированной модели обеспе­чивается индивидуальными рабочими тетрадями, в которых ребенок самостоятельно выполняет игровые задания и уп­ражнения в своем темпе, используя опыт, приобретенный ранее.

Формирование математических представлений предполага­ет включение в жизнь ребенка специально спроектированные ситуации общения, действий (индивидуальных и коллектив­ных), в которых он принимает активное участие.

 

Содержательный раздел

Содержание программы кружка соответствует основным положе­ниям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

При отборе содержания учитывались возрастные и психо­физиологические особенности детей 3—4 лет.

В соответствии со ФГОС ДО содержание Программы кружка реали­зуется в различных ведущих видах деятельности.

 

Общение

Педагог:

— организует повседневное общение с детьми с целью зак­репления и использования количественных, временных, пространственных отношений и т.д.;

— связывает математику с окружающей жизнью, опытом ребенка (например, предлагает положить на стол столько ложек, сколько на нем тарелок, собрать большие и ма­ленькие листочки и т.д.);

— организует совместную деятельность с детьми: экскур­сии, наблюдения, обращая внимание на количествен­ную характеристику предметов окружающего мира (мно­го домов, машин, цветов, птичек; одно солнышко и т.д.);

— привлекает внимание к последовательной смене частей суток, времен года;

— рассматривает с детьми деревья, определяя их высоту, толщину стволов, величину листьев; сравнивает вместе с детьми дома по высоте, машины по величине и т.д.;

— читает сказки, в которых присутствуют числа: «Два жад­ных медвежонка», «Три медведя» и т.д.

Игра

Педагог:

— создает условия для самостоятельной игровой деятельно­сти детей в группе, размещая дидактические и настольно-печатные игры с математическим содержанием, иг­рая в которые ребенок закрепляет полученные знания;

— организует самостоятельную деятельность детей с раз­личными конструкторами, мозаиками.

Взаимодействие с семьей

Педагог:

— в первую очередь знакомит родителей с содержанием Программы кружка «Математические ступеньки», особо отме­тив, что они являются участниками педагогического процесса;

— ориентирует родителей на развитие познавательных ин­тересов, не оставляет без внимания вопросы детей;

— предлагает им познакомить детей с произведениями, в которых присутствуют числа: сказки «Три медведя», «Два жадных медвежонка», загадки;

— привлекает родителей к участию в совместных мероп­риятиях, проектах, праздниках, конкурсах («Математика вокруг нас», «Числа в стихах, загадках, сказках» и т.д.).

Сотрудничество педагогов с семьей предполагает измене­ние модели их взаимодействия. Помимо традиционных форм (беседа, консультация, открытые занятия) педагогам и роди­телям предстоит работа по реализации совместных проектов, сетевому взаимодействию (сайт, электронная почта).

Педагогу необходимо информировать родителей о ходе ус­воения ребенком содержания программного материала через индивидуальные и групповые консультации, оформление ин­формационных стендов. Приглашать родителей на открытые занятия, осуществлять совместные проекты.

Все это будет способствовать повышению компетенции ро­дителей в вопросах математического развития детей, реше­нию задач по формированию предпосылок к учебной деятель­ности (лекции, семинары, переписка по электронной почте и т.д.).

Родителей желательно познакомить с книгами дополнитель­ного комплекта для включения в образовательный процесс, рассказать, как использовать дополнительные пособия, игры, которые помогут ребенку лучше усваивать содержание Про­граммы кружка..

 

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Учить:

— сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;

— устанавливать равенство и неравенство групп предметов;

— понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше;

— понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отве­чать на него;

— называть числительные по порядку в пределах 5, отно­сить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;

— согласовывать в роде, числе, падеже числительное с су­ществительным;

— решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.

Познакомить со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.

В разделе «Количество и счет» дети через художественные произведения и веселые рисунки познакомятся с числами от одного до пяти. Например: узнают, что у верблюда два горба, у светофора три огонька, у велосипеда два колеса.

Выполняя игровые упражнения, дети научатся понимать отношения между числами.

Все это делает процесс обучения интересным и ориентиро­ванным на ребенка-дошкольника.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учить:

— приемам обследования зрительно-двигательным путем;

— видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

Познакомить:

— с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямо­угольник, овал, треугольник;

— с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.

Дать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.

Для усвоения знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал) и телах (шар, куб, цилиндр) ре­бенку будут предложены задания не только запомнить их названия, но и соотнести эти фигуры с предметами окружа­ющего мира.

ВЕЛИЧИНА

Учить:

— сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

— выделять признаки сходства разных и одинаковых пред­метов и объединять их по этому признаку.

Использовать в речи результаты сравнения (большой, помень­ше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).

Усвоению понятий в разделе «Величина» будут способство­вать игровые упражнения практического характера, при вы­полнении которых у детей разовьются глазомер, зрительно­-двигательная координация.

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Учить:

— различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;

— различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.

Для ознакомления с частями суток, временами года ребен­ку будут предложены веселые стихи, рисунки, задания прак­тического характера, что поможет лучшему усвоению знаний маленького ребенка в разделе «Ориентировка во времени».

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Учить:

— различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;

— обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу;

— двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.

Такие понятия, как слева, справа, ребенок усваивает в про­цессе выполнения учебных заданий: возьми карандаш в пра­вую руку, во время еды — возьми ложку в правую руку, во время обувания — надень правильно сапоги (правый на пра­вую ногу, левый на левую). Поэтому в книге заданий на ори­ентировку в пространстве не так много, они лишь служат зак­реплению знаний.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Учить: решать логические задачи на сравнение, классифи­кацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.

В книге есть задания на решение простых логических за­дач, выполнение которых будет способствовать не только раз­витию математических представлений, но и развитию внима­ния, памяти, мышления.

Планируемые результаты

(целевые ориентиры)

К концу года ребенок:

— сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше);

— устанавливает равенство и неравенство групп предметов;

— понимает значение вопроса «сколько»? и правильно от­вечает на него;

— называет числительные по порядку в пределах пяти;

— относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;

— называет геометрические фигуры: круг, квадрат, пря­моугольник, овал, треугольник;

— понимает, что фигуры могут быть разного размера;

— видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;

— сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

— использует в речи результаты сравнения;

— правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь;

— правильно называет времена года: весна, лето, осень, зима;

— обозначает словами положение предмета относительно себя;

— решает логические задачи на сравнение, классифика­цию, установление последовательности событий, на ана­лиз и синтез предметов сложной формы.

Интегрируемые образовательные области

Каждое занятие, предложенное в книге, построено с уче­том принципа интеграции образовательных областей ФГОС ДО в соответствии с возрастными возможностями и особенностя­ми ребенка.

«Социально-коммуникативное развитие» направлено на развитие общения и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, становление самостоятельности, целенаправлен­ности и саморегуляции собственных действий, формирование позитивных установок к учебной деятельности.

«Познавательное развитие» предполагает формирование понятий и представлений о числе, форме, величине, ориенти­ровке во времени и пространстве.

«Речевое развитие» включает:

— овладение ребенком математическим словарем (число, геометрические фигуры, больше, меньше и т.д.);

— формирование грамматического строя речи (один ежик, одно солнце, одна шишка; один медвежонок, много медвежат и т.д.);

— диалогической речи (ответы на вопросы).

«Художественно-эстетическое развитие» предполагает

чтение стихотворений о частях суток, временах года, отгады­вание загадок, в которых присутствуют числа.

На занятиях дети выполняют несложные задания на соеди­нение (соедини картинки так, чтобы они относились к одно­му времени года), штриховку (раскрась только те предметы, которых по два; только круги и т.д.).

«Физическое развитие» представлено физкультминутка­ми, которые проводятся на каждом занятии. На них дети вы­полняют несложные движения по тексту стихотворений, что способствует развитию мелкой моторики, основных движений.

Построение занятий обеспечивает единство воспитательных, развивающих и образовательных задач.

Воспитательные задачи формируют:

— умение не мешать товарищам;

— заниматься сообща;

— готовить материалы, необходимые для занятия;

— желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми;

— умение самостоятельно выполнять задание;

— интерес к занятиям математикой;

— развивать самостоятельность при выполнении учебно-­игровых заданий.

Образовательные задачи

— приобретать знания о множестве, числе, величине, про­странстве и времени как основах математического раз­вития дошкольников;

— учить применять полученные знания в разных видах де­ятельности (игре, общении и т.д.);

— формировать и развивать приемы умственной деятельно­сти (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классифи­кация, моделирование), конструктивные умения (плос­костное моделирование);

— формировать простейшие графические умения и навыки;

Развивающие задачи в первую очередь направлены на раз­витие мышления, памяти, внимания, речи, а также овладе­ние предпосылками к универсальной учебной деятельности.

 

Материально-техническое обеспечение:

1.Е.В.Колесникова Демонстрационный материал математика для детей 3-4 лет

2. Е.В.Колесникова Я начинаю считать

Литература:

1. Е.В.Колесникова Математические ступеньки.- М.:ТЦ Сфера, 2015

2. Е.В.Колесникова Математика для детей 3-4 лет. Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2015

3. Е.В.Колесникова Математика вокруг нас. 120 учебно-игровых заданий для детей 3-4 лет. - М.:ТЦ Сфера, 2015

 

Интернет ресурсы:

1. https://tc-sfera.ru/

2.https://www.maam.ru/

3.https://ped-kopilka.ru/

4. https://nsportal.ru/

 

 

Календарно-тематическое планирование

Количество часов _ 38 в год

в неделю 1 занятие

Планирование составлено на основе авторской программы Е.В.Колесникова Математические ступеньки.- М.:ТЦ Сфера, 2015

 

№ п/п Тема Кол-во часов Календарные сроки
планируемые фактические
Вводный (стартовый) мониторинг (2 ч.)
  Мониторинг   02.09  
  Мониторинг   09.09  
  Утро. Большой - маленький.   16.09  
  Большой -маленький.   23.09  
  Один - много.   30.09  
  День. Круг.   07.10  
  Число 1. Вечер.   14.10  
  Высокий - низкий, большой - маленький, один - много   21.10  
  Ночь. Число 1.   28.10  
  Круг.   04.11  
  Слева, справа, на, под.   11.11  
  Толстый, тонкий   18.11  
  Осень. Число 2.   25.11  
  Треугольник.   02.12  
  Большая, поменьше, маленькая   09.12  
  Треугольник   16.12  
  Слева, справа, наверху.   23.12  
  Большой, поменьше, маленький   30.12  
  Сравнение чисел 2 и 3.   13.01  
  Большой, поменьше, маленький.   20.01  
  Логическая задача   27.01  
  Зима. Число 4.   03.02  
  Квадрат.   10.02  
  Квадрат.   17.02  
  Логическая задача.   24.02  
  Сравнение чисел 3 и 4.   02.03  
  Прямоугольник.   09.03  
  Весна. Число 5   16.03  
  Большой, поменьше, самый маленький.   23.03  
  Утро, день, вечер, ночь.   30.03  
  Логическая задача   06.04  
  Сравнение чисел 4 и 5.   13.04  
  Овал. Логическая задача   20.04  
  Времена года.   27.04  
  Овал.   04.05  
  Слева, справа.   11.05  
Мониторинг(2ч.)
  Мониторинг   18.05  
  Мониторинг   25.05  

 

 





Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: