МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРУ
ПО УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ «ИСТОРИЯ»
для студентов заочной формы обучения (для неисторических факультетов)
К СЕССИИ НЕОБХОДИМО ПОДГОТОВИТЬ АННОТИРОВАННУЮ БИБЛИОГРАФИЮ ДЛЯ 2-Х КНИГ И 4-Х СТАТЕЙ ПО ОДНОЙ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ТЕМ.
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ АННОТИРОВАННОЙ БИБЛИОГРАФИИ.
Аннотированная библиография – особый вид работы с литературой, включающий в себя библиографическое описание книги или статьи и краткое резюме.
Необходимо строго соблюдать правила постановки знаков препинания в библиографическом описании. Следует различать правила оформления библиографического описания (списка литературы) и текста сноски. В квадратных скобках указывается: изоматериал, карты, рукопись, текст, электронный ресурс. Принятые сокращения мест издания: М. – Москва; СПб. – Санкт-Петербург; Л. – Ленинград.
№ | Наименование | Правила оформления |
Книга (монография) | Автор, Х.Х. Заглавие [Текст] / Х.Х. Автор. – Город: Издательство, 2010. – количество страниц. Пример: Нарский, И.В. Жизнь в катастрофе: будни населения Урала в 1917-1922 году [Текст]/ И.В. Нарский. - М.: РОССПЭН, 2001. - 632 с. | |
Статья в сборнике | Автор, О.О. Заглавие [Текст] / О.О. Автор, В.В. Автор // Наименование сборника. – Город: Издательство, Год. – С. 56-67. Пример: Куликова, Г.Б. Нэп и проблемы вовлечения масс в деятельность государства [Текст] / Г.Б. Куликова // Нэп в контексте исторического развития России ХХ в. - М., 2001. - С. 86-108. | |
Статья в периодическом издании | Автор, О.О. Заглавие [Текст] // Наименование периодического издания. – Год. - №. – С. 21-31. Пример: Глухов, А. Г. Первые библиографические списки на Руси [Текст]/ А. Г. Глухов // Мир библиографии. – 1998. – № 2. – С. 81–82. |
План составления аннотированной библиографии:
|
- Библиографическое описание (см. таблицу).
- Проблема, которой посвящена работа (главный вопрос, на который отвечает автор, его актуальность, значение).
- Структура работы (чему посвящены ее части) и исследовательская логика автора (ход рассуждений, при помощи каких аргументов автор обосновывает свою точку зрения).
- Источники, которые автор привлекает в своей работе (на каких группах источников информации основываются построения автора).
- Содержание работы.
- Основные выводы автора (насколько они представляются Вам аргументированными, нет ли противоречий, решена ли поставленная перед работой проблема).
- Значение работы… (Ваша точка зрения – сохраняется ли актуальность работы на настоящий момент, или она устарела; вносит ли работа что-то новое; для кого работа предназначена и как может быть использована).
Аннотация пишется слитным текстом, то есть без номеров и вопросов.
Непременным условием для контрольной работы является не только
хороший стиль изложенного материала, но и грамотность.
ТЕМА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ АННОТИРОВАННОЙ БИБЛИОГРАФИИ МОЖЕТ БЫТЬ ИЗМЕНЕНА ПО ЖЕЛАНИЮ СТУДЕНТА, НО ПРИ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ.
Примерные темы для составления библиографии:
1. Происхождение Древнерусского государства.
2. Возникновение Новгорода.
3. Принятие христианства на Руси.
4. Социальные группы в Древней Руси.
5. Политическое устройство Новгородской земли в XI-XV вв.
6. Монголо-татарское нашествие, его политические и экономические последствия.
|
7. Причины возвышения Москвы.
8. Ереси в XIV-XVI вв.: источники и последствия.
9. Деятельность московских князей и централизация Русского государства.
10. Присоединение Новгорода к Москве.
11. Опричнина Ивана Грозного: причины, последствия и оценки историков.
12. Смутное время: политический аспект.
13. Новгород в период Смутного времени.
14. Истоки церковного раскола.
15. Модернизация России и реформы Петра I.
16. Европеизация русской культуры в XVIII в.
17. Дворянские привилегии в эпоху Екатерины II.
18. Реформы Александра I: М.М. Сперанский или А.А. Аракчеев?
19. Эпоха Николая I.
20. Великие реформы Александра II и их экономические последствия.
21. Модернизация России и Первая русская революция.
22. Истоки отечественного парламентаризма. Государственная Дума и российские партии в 1905-1917 гг.
23. Россия в Первой мировой войне.
24. Основные политические силы Февральской революции.
25. Причины прихода большевиков к власти в октябре 1917 года.
26. Гражданская война: причины и основные противники.
27. Формирование тоталитарного общества и советской политической системы
28. Страницы Великой Отечественной войны.
29. Восстановление Новгорода после Великой Отечественной войны.
30. Реформы Н.С. Хрущёва и причины их провала.
31. Внешняя политика СССР в послевоенный период.
32. Сущность эпохи «застоя».
33. «Перестройка», её политические и экономические последствия.
Аннотируемые статьи и монографии (книги) должны носить НАУЧНЫЙ характер.
Не допускается использование учебников, детских энциклопедий и т.п.
Студент должен САМОСТОЯТЕЛЬНО подобрать аннотируемые произведения исходя из содержания выбранной им темы (желательно согласовать с преподавателем).