Рубрикатор
1. Название методики: опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ).
2. Автор: В.М. Русалов (1997 г.).
3. Литература:
Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В.Н. Шашок, Н.В. Смирнова. – Мн.: БГПУ, 2003. – 40 с.
Моисеева, О.Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Часть 1.Психодиагностика темперамента: Учеб. пособие / О.Ю. Моисеева. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2002. - 52 с.
4. Контингент испытуемых: методика может использоваться, начиная с юношеского возраста.
5. Теоретическая основа: концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека, берущая начало в работах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и их последователей. В настоящее время эта концепция претерпела существенные изменения и стала рассматриваться как частный случай более фундаментальной концепции функционально-системной организации работы мозга, предложенной П.К. Анохиным.
6. Предмет диагностики: эргичность, пластичность, скорость и эмоциональность в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах; типы темперамента в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах, а также общий тип темперамента.
7. Операциональный статус: методика стандартизированного самоотчета.
8. Сопряженные практические задачи: консультационная, коррекционная и исследовательская деятельности психолога, профотбор и профориентация.
9. Компетентность исполнителя: результаты могут быть проинтерпретированы профессиональным психологом.
10. Комплектность и состав методики:
10.1. Стимульный материал, инструкция: опросник включает в себя 150 вопросов, охватывающих 12 шкал одинаковой наполняемости (12 вопросов) и 1 контрольную шкалу (6 вопросов).
|
Инструкция испытуемому: Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет Вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет "плохих" и "хороших" ответов. Поставьте "крестик" или "галочку" в той графе, которая соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему Ваше поведение:
1 - не характерно,
2 - мало характерно,
3 - довольно характерно,
4 - характерно.
10.2. Обработка результатов, ключи и нормы:
Код | Шкала | Пункты |
ЭРМ | Эргичность психомоторная | 1, 4, 32, 58, 60*, 70*, 84, 92, 111*, 127, 132 |
ЭРИ | Эргичность интеллектуальная | 3, 9, 17*, 36, 48, 54*, 82, 96*, 120*, 133*, 139, 143 |
ЭРК | Эргичность коммуникативная | 7*, 33, 35, 63*, 68, 77, 94, 98*, 112, 114*, 125, 129* |
ПМ | Пластичность психомоторная | 11, 13, 39, 40, 64, 66*, 76, 79, 99, 100, 115, 131* |
ПИ | Пластичность интеллектуальная | 2*, 8, 18, 41, 47, 59, 95, 97*, 107*, 130, 140*, 149 |
ПК | Пластичность коммуникативная | 15, 21, 43, 46, 51, 67, 80, 101, 113*, 116, 134, 135 |
СМ | Скорость психомоторная | 16, 19, 45, 49, 69, 83*, 93, 102, 118*, 122, 128, 136* |
СИ | Скорость интеллектуальная | 5, 14, 23, 27*, 38*, 53, 62*, 65, 87, 119, 142*, 145 |
СК | Скорость коммуникативная | 20*, 50*, 57, 71, 81*. 85, 88*, 91*, 104, 117, 123, 137* |
ЭМ | Эмоциональность психомоторная | 222, 24, 52, 55, 73, 78, 89, 105, 108, 124, 141, 144 |
ЭИ | Эмоциональность интеллектуальная | 6, 10, 12, 25, 28, 31, 37, 44, 61, 103, 106, 147 |
ЭК | Эмоциональность коммуникативная | 26, 30, 56, 72, 74, 90, 109, 110, 126, 138, 146, 148 |
КШ | Контрольная шкала | 29, 34, 42*, 86*, 121*, 150* |
Звездочкой отмечены пункты, требующие перекодировки (1 = 4, 2 = 3, 3 = 2, 4 = 1).
|
12-25 баллов – низкие значения
26-34 балла – средние значения
35-48 баллов – высокие значения
Контрольная шкала варьирует от 6 до 24 баллов. При значениях от 6 до 17 баллов испытуемые характеризуются более или менее адекватным восприятием своего поведения. Испытуемые с высокими значениями по данной шкале (18-24 балла) из обработки исключаются, поскольку у них наблюдается явно неадекватная оценка поведения. В своих ответах они стремятся выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
Для решения ряда научных и научно-практических задач необходимо учитывать не только значение того или иного отдельного формально-динамического свойства, но и индексы и темпераментальные типы, отражающие различную степень интеграции формально-динамических свойств индивидуальности. Исходя из содержания корреляционных и факторных связей между шкалами ОФДСИ, предложены следующие 6 наиболее важных индексов формально-динамических свойств человека.
1. Индекс психомоторной активности (ИПА) равен сумме баллов активностных шкал в психомоторной сфере.
ИПА = ЭРМ + ПМ + СМ. ИПА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. от 78 до 102.
2. Индекс интеллектуальной активности (ИИА) равен сумме баллов активностных шкал в интеллектуальной сфере.
ИИА = ЭРИ + ПИ + СИ. ИИА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. от 78 до 102.
3. Индекс коммуникативной активности (ИКА) равен сумме баллов активностных шкал в коммуникативной сфере.
ИКА = ЭРК + ПК + СК. ИКА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. от 78 до 102.
|
4. Индекс общей активности (ИОА) равен сумме баллов всех активностных шкал во всех трех сферах.
ИОА = ИПА + ИИА + ИКА. ИОА варьирует от 108 до 432. Среднее значение (норма) равно 180 +/- 36, т.е. от 234 до 306.
5. Индекс общей эмоциональности (ИОЭ) равен сумме всех эмоциональных шкал в трех сферах.
ИОЭ = ЭМ + ЭИ + ЭК. Индекс варьирует в пределах от 78 до 102 баллов. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. от 78 до 102.
6. Индекс общей адаптивности (ИОАД) равен разнице баллов между индексом общей активности и индексом общей эмоциональности.
ИОАД = ИОА - ИОЭ. Индекс варьирует в пределах от -36 до 432. Среднее значение (норма) равно 180 +/- 48.
Для вычисления дифференциального типа темперамента в определенной сфере поведения необходимо на оси ординат отложить значение индекса активности в данной сфере, а на оси абсцисс -значение соответствующей эмоциональной шкалы.
Тип 1. Если значения по обеим шкалам выше нормы, данный испытуемый относится к категории "холерик" в соответствующей сфере.
Тип 2. Если значения по обеим шкалам меньше нормы, то данный испытуемый - "флегматик".
Тип 3. Если у данного испытуемого активность выше нормы, а эмоциональность - ниже нормы, то этот испытуемый - "сангвиник".
Тип 4. Если активность меньше нормы, а эмоциональность - больше нормы, то испытуемый - "меланхолик" в соответствующей сфере.
Тип 5. Если испытуемый имеет нормальное значение по шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения ниже нормы, данный испытуемый принадлежит к "смешанному низкоэмоциональному" типу.
Тип 6. Если испытуемый имеет нормальное значение по шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения выше нормы, данный испытуемый принадлежит к "смешанному высокоэмоциональному" типу.
Тип 7. Если испытуемый по шкале активности имеет значение выше нормы, а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то данный испытуемый принадлежит к "смешанному высокоактивному" типу.
Тип 8. Если испытуемый по шкале активности имеет значение ниже нормы, а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то данный испытуемый принадлежит к "смешанному низкоактивному" типу.
Тип 9. Если значения и активности и эмоциональности находятся в пределах нормы, то испытуемый принадлежит к "неопределенному" типу.
Вычисления общего типа темперамента проводятся аналогично вычислению дифференциального типа. Для этого на оси ординат отложить значения ИОА (индекса общей активности), а на оси абсцисс значение индекса ИОЭ (индекса общей эмоциональности). Названия типов те же, что и в случае дифференциальных типов. Если оба значения выше нормы - "холерик", если оба значения меньше нормы - "флегматик". Если по шкале обшей активности значение выше нормы, а по шкале общей эмоциональности ниже нормы - "сангвиник". Если общая активность ниже нормы, а общая эмоциональность выше нормы - "меланхолик". Если оба значения в пределах нормы - "неопределенный" тип. Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности выше нормы, то - "смешанный высокоэмоциональный" тип. Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности ниже нормы, то - "смешанный низко эмоциональный" тип. Если по шкале общей активности значение выше нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то - "смешанный высокоактивный" тип. Если по шкале общей активности значение ниже нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то - "смешанный низкоактивный" тип.
Психологический диагноз и интерпретация.
Психомоторная сфера
Низкие значения (12-25 баллов) | Средние значения (26-34 балла) | Высокие значения (35-48 баллов) |
Эргичность (ЭРМ) Узкая сфера психомоторной деятельности, низкий мышечный тонус, нежелание физического напряжения, низкая вовлеченность в процесс деятельности, избегание работы, двигательная пассивность. | Нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность; средневыраженное стремление к физическому напряжению, средняя мышечная работоспособность. | Высокая потребность в движении, «широкая» сфера психомоторной активности, постоянное стремление к физическому труду, избыток физических сил, высокая мышечная работоспособность. |
Пластичность (ПМ) Повышенная склонность к монотонной физической работе, боязнь, избегание разнообразных форм ручного труда, стремление к шаблонным способам физической деятельности, вязкость движений. | Типичная для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, средневыраженная склонность к разнообразным формам двигательной активности и различным видам ручного труда. | Высокая гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие, высокое стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движений. |
Скорость (СМ) Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда. | Средняя скорость моторно-двигательных операций. | Высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности. |
Эмоциональность (ЭМ) Низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы. | Средневыраженная чувствительность к неудачам в ручном труде, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия; обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе. | Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы. |
Интеллектуальная сфера
Низкие значения (12-25 баллов) | Средние значения (26-34 балла) | Высокие значения (35-48 баллов) |
Эргичность (ЭРИ) Низкий уровень интеллектуальных возможностей, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс, связанный с умственной деятельностью, узкий круг интеллектуальных интересов. | Средний уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением. | Высокий уровень интеллектуальных возможностей, высокий уровень способности к обучению, постоянное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкость умственного побуждения. |
Пластичность (ПИ) Вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач. | Нормальная гибкость мышления, средняя выраженность стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности. | Высокая гибкость мышления, легкий переход с одних форм мышления на другие, постоянное стремление к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, творческий подход к решению проблем. |
Скорость (СИ) Низкая скорость умственных процессов, замедленность выполнения операций при осуществлении интеллектуальной деятельности. | Средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности. | Высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности. |
Эмоциональность (ЭИ)Низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действия при выполнении умственной работы, слабое эмоциональное реагирование при неудачах, связанных с интеллектуальной деятельностью, спокойствие, уверенность в себе в процессе умственной деятельности. | Средняя выраженность эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, требующей умственного напряжения. | Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом умственной работы, сильное беспокойство по поводу работы, связанной с умственным напряжением. |
Коммуникативная сфера
Низкие значения (12-25 баллов) | Средние значения (26-34 балла) | Высокие значения (35-48 баллов) |
Эргичность (ЭРК)Низкая потребность в общении, социальная пассивность, «узкий» круг контактов, уход от социальных мероприятий замкнутость | Нормальная потребность в общении, «средний» круг контактов, средневыраженное стремление к установлению новых знакомств, средняя степень общительности. | Высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству. |
Пластичность (ПК) Низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, тщательное продумывание своих поступков в процессе социального взаимодействия, стремление к поддерживанию однообразных контактов, ограниченный набор коммуникативных программ. | Нормальная готовность к общению, типичное для среднего человека стремление к новым социальным контактам. | Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность в общении, широкий набор коммуникативных программ. |
Скорость (СК) Низкая речевая активность, медленная вербализация, речевая заторможенность. | Обычная скорость речевой активности и вербализации. | Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности. |
Эмоциональность (ЭК) Низкая чувствительность к, неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми. | Среднеинтенсивное эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к оттенкам межличностных отношений; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия. | Высокая чувствительность (ранимость) в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения. |
Текст опросника
Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет Вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет "плохих" и "хороших" ответов. Поставьте "крестик" или "галочку" в той графе, которая соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему Ваше поведение:
1 - не характерно,
2 - мало характерно,
3 - довольно характерно,
4 - характерно.
1) Я часто испытываю потребность в движении.
2) Я не ищу новых решений известных проблем.
3) Я постоянно хочу приобретать новые знания.
4) В свободное время я с удовольствием занимаюсь физическим трудом.
5) Я быстро считаю «в уме».
6) Я сильно переживаю, когда сдаю экзамен менее успешно, чем ожидал (а).
7) Я предпочитаю уединение большой компании.
8) Мне легко одновременно выполнять несколько дел, например, смотреть телевизор и читать.
9) Мне легко выполнять умственную работу, требующую длительного внимания.
10) Я переживаю, когда выполняю задание не так, как следовало бы.
11) Я - легок(ка) на подъем.
12) Я огорчаюсь, когда обнаруживаю свои ошибки при выполнении интеллектуальной работы.
13) Я легко переключаюсь с одного дела на другое, занимаясь ручной работой.
14) Я быстро решаю арифметические задачи.
15) Я без труда включаюсь в разговор.
16) Я - подвижный человек.
17) Я устаю от длительной умственной работы.
18) Я легко переключаюсь с решения одной проблемы на другую.
19) Я предпочитаю быструю ходьбу.
20) Моя речь медленна и нетороплива.
21) Я часто высказываю свое мнение, не подумав.
22) Я огорчаюсь, если мне не удается что-то смастерить самому(ой).
23) Я люблю интеллектуальные игры, в которых требуется быстрое принятие решения.
24) Я испытываю неудобство из-за того, что у меня плохой почерк.
25) Я часто испытываю опасение от того, что могу не справиться с работой, требующей умственного напряжения.
26) Я - ранимый человек.
27) Я неохотно выполняю срочную умственную работу.
28) Я часто не могу заснуть от того, что мне не удается найти решение какой-либо проблемы.
29) Я всегда выполняю свои обещания независимо от того, удобно мне это или нет.
30) Я огорчаюсь, поспорив с друзьями.
31) У меня портится настроение, когда я долго не могу решить какую-либо проблему.
32) Мне легко заниматься физическим трудом длительное время.
33) Я чувствовал(а) бы себя дискомфортно, если бы на длительное время был(а) бы лишен(а) возможности общения с людьми.
34) Я никогда не опаздывал(а) на свидание или на работу.
35) У меня много друзей и знакомых.
36) Я регулярно читаю о новых достижениях науки и техники.
37) Я сильно волнуюсь перед предстоящим экзаменом.
38) Обычно мои мысли текут неторопливо.
39) Мне нравится мастерить вещи своими руками.
40) Я успешно выполняю работу, требующую тонких и скоординированных движений.
41) Мне легко готовиться к нескольким экзаменам одновременно.
42) Бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
43) Моя речь часто опережает мои мысли.
44) Я склонен(на) преувеличивать свои неудачи, связанные с умственной деятельностью.
45) Я люблю участвовать в спортивных играх, требующих быстрых движений.
46) Во время беседы мои мысли часто перескакивают с одной темы на другую.
47) Мне легко было бы сдать два экзамена в один день.
48) Я чувствую в себе избыток интеллектуальной энергии.
49) Мне нравятся игры, требующие быстроты и ловкости движений.
50) Мне трудно говорить быстро.
51) Мне легко завязывать знакомства первым.
52) Я испытываю досаду, когда у меня не хватает ловкости для участия в спортивных играх на отдыхе.
53) Я быстро думаю, находясь в любой ситуации.
54) Работа, требующая полной отдачи умственных сил, отталкивает меня.
55) Я огорчаюсь от того, что пишу медленно и иногда не успеваю записывать необходимую информацию.
56) Я переживаю, когда меня не понимают в разговоре.
57) Я говорю свободно, без запинок.
58) Я охотно выполняю физическую работу.
59) Мне легко выполнять одновременно несколько заданий, требующих умственного напряжения.
60) Я предпочитаю заниматься работой, не требующей большой физической нагрузки.
61) Я сильно волнуюсь во время экзамена.
62) Мне требуется много времени, чтобы разобраться в той или иной проблеме.
63) Как правило, я не вступаю в общение с малознакомыми людьми.
64) Я легко обучаюсь ремеслу (рукоделию).
65) Мне нравятся задачи на «смекалку».
66) Я предпочитаю однообразную физическую работу.
67) Нередко я конфликтую с друзьями из-за того, что говорю, не подумав.
68) Я предпочитаю постоянно находиться среди людей.
69) Я пишу быстро.
70) Я быстро устаю от физической работы.
71) Я - разговорчивый человек.
72) Иногда я преувеличиваю негативное отношение к себе со стороны своих близких.
73) У меня часто портится настроение из-за того, что сделанная мною вещь оказывается не совсем удачной.
74) Я легко обижаюсь, если мне указывают на мои недостатки.
75) Во время физической работы я часто делаю перерывы для отдыха.
76) Мне нравится разнообразный ручной труд.
77) Мне легко внести оживление в компанию.
78) Я испытываю тревогу, переходя улицу перед движущимся транспортом.
79) Мне легко провести прямую линию от руки (без линейки).
80) Я могу, не раздумывая, задать вопрос незнакомому человеку.
81) Меня раздражает быстрая речь собеседника.
82) Я с удовольствием выполняю умственную работу.
83) Я считаю свои движения медленными и неторопливыми.
84) Многие считают меня физически сильным.
85) Когда я оживленно рассказываю о чем-то, я прибегаю к мимике и жестам.
86) У меня бывают мысли, которые мне не хотелось бы сообщать окружающим.
87) Для подготовки к экзаменам я трачу времени меньше, чем другие.
88) В моей речи много длительных пауз.
89) Меня огорчает то, что я физически менее развит(а), чем хотелось бы.
90) Я сильно волнуюсь перед ответственным разговором.
91) Я устаю, когда приходится долго говорить.
92) Я чувствую в себе избыток физических сил.
93) Движения моих рук быстры и стремительны.
94) Я свободно чувствую себя в большой компании.
95) Мне нравятся задачи, требующие постоянного переключения внимания.
96) Я предпочитаю задания, не связанные с большой умственной нагрузкой.
97) Я предпочитаю решить задачу до конца, прежде чем взяться за другую.
98) Даже находясь в тесном кругу друзей, я остаюсь молчаливым.
99) В работе по хозяйству я легко переключаюсь с одного дела на другое.
100) Я считаю себя мастером на все руки.
101) Я легко высказываю свои мысли в присутствии незнакомых людей.
102) Я довольно быстро выполняю физическую работу.
103) Меня огорчают незначительные ошибки, допущенные при решении какой-либо задачи.
104) Я быстро читаю вслух.
105) Я переживаю из-за того, что у меня нет достаточно выраженных способностей для овладения интересующим меня ремеслом.
106) Я основательно планирую предстоящую умственную работу, чтобы избежать возможных ошибок.
107) Я не отличаюсь оригинальностью в решении задач.
108) Меня огорчает, что я недостаточно хорошо владею ремеслом (рукоделием).
109) Я сильно волнуюсь, когда мне приходится выяснять отношения с друзьями.
110) Я нуждаюсь в людях, которые меня ободряют и утешают.
111) Я стараюсь избегать тяжелой физической работы.
112) В свободное время меня тянет пообщаться с людьми.
113) Я предпочитаю подумать, взвесить, и лишь потом высказаться.
114) На вечеринках и в компаниях» держусь обособленно.
115) Я без особого труда смог(ла) бы начертить сложную геометрическую фигуру.
116) В компании я обычно начинаю разговор первым.
117) Я легко воспринимаю быструю речь.
118) У меня медленные движения, когда я что-нибудь мастерю.
119) Я быстро решаю головоломки.
120) Длительная подготовка к экзаменам утомляет меня.
121) Я иногда сплетничаю.
122) Я предпочитаю выполнять физическую работу в быстром темпе.
123) Мне нравится быстро говорить.
124) Когда я выполняю работу, требующую тонкой координации движений, я испытываю некоторое волнение.
125) Я люблю бывать в больших компаниях.
126) Я не стараюсь избегать конфликтов.
127) Я способен(а) выполнять длительную физическую работу без утомления.
128) Мне приятны быстрые движения.
129) Я люблю уединение.
130) Мне легко настроиться на выполнение нового задания.
131) Мне с трудом удалось бы сделать нужную вещь своими руками.
132) Я считаю себя физически сильным человеком.
133) Я предпочитаю работу, не требующую отдачи интеллектуальных сил.
134) Мне трудно удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи.
135) Я с легкостью могу обратиться с просьбой к другому человеку.
136) Мне нравится работа, не требующая быстрых движений.
137) Я предпочитаю медленный, спокойный разговор.
138) Я испытываю чувство обиды от того, что окружающие меня люди, как мне кажется, обходятся со мной хуже, чем следовало бы.
139) Умственная работа для меня более привлекательна, чем физическая.
140) Обычно я дочитываю книгу до конца, прежде чем взяться за новую.
141) В ручном труде меня раздражают малейшие неполадки.
142) Я обычно медленно выполняю интеллектуальные задания.
143) Я люблю много читать.
144) Когда я что-то мастерю, я обращаю внимание даже на незначительные погрешности.
145) Многие считают, что я - довольно сообразительный человек.
146) В разговоре я легко обижаюсь по пустякам.
147) Приступая к решению даже несложной задачи, я испытываю чувство неуверенности.
148) При общении с людьми я часто чувствую себя неуверенно.
149) Я легко пересматриваю свои решения и принимаю новые.
150) Среди моих знакомых есть люди, которые мне явно не нравятся.