Самая важная часть театрализованного действия под открытым небом. Музыка и звуки — незаменимые помощники режиссера в создании настроения мероприятия, психологической окраски, а главное, темпоритма.
По способу использования музыки в действии ее разделяют на две основные категории.
Сюжетная музыка в спектакле в зависимости от условий ее применения, может нести самые разнообразные функции. В одних случаях, она дает только эмоциональную или смысловую характеристику отдельной сцены, не вторгаясь непосредственно в драматургию. В других случаях, сюжетная музыка может подняться до важнейшего драматургического фактора.
Сюжетная музыка может: характеризовать действующих лиц; указывать на место и время действия; создавать атмосферу, настроение сценического действия; рассказывать о действии, невидимом для зрителя.
Перечисленные функции, естественно, не исчерпывают все многообразие приемов использования сюжетной музыки в действии.
Ввести условную музыку в действие значительно труднее, чем сюжетную. Ее условность может войти в противоречие с реальностью жизни, показываемой на сцене. Поэтому условная музыка всегда требует убедительного внутреннего оправдания. Вместе с тем, выразительные возможности такой музыки очень широки, для нее могут быть привлечены разнообразнейшие оркестровые, а также вокально-хоровые средства. Всегда выигрышно звучат народные мотивы, и, конечно, патриотические.
Условная музыка может: эмоционально усилить диалог и монолог, характеризовать действующих лиц, подчеркивать конструктивно-композиционное построение действия, обострять конфликт, сопутствовать танцу, как языку общения с публикой.
|
Одна из общих функций музыки в действии — иллюстративность. Под иллюстративностью понимают прямую связь музыки со сценическим действием: персонаж получил радостное известие — напевает веселую песенку или танцует под звуки радиоприемника; музыка за сценой изображает картину бури, шторма; драматически звучащая музыка выражает драматическую ситуацию на сцене и т. п.
Примеры подобного использования музыки можно встретить почти в каждом театрализованном представлении под открытым небом.
В силу своей ярко выраженной эмоциональности, музыка активно воздействует именно на эмоциональную атмосферу представления при выполнении ею любых драматургических функций.
Мелодия – важнейший элемент музыкального искусства. Когда певец поет без сопровождения, мы слышим мелодию – «одноголосно выраженную музыкальную мысль». Эта мелодия может быть самостоятельным художественным произведением.
Подбор музыкального материала – процесс сложный. Используя фрагменты музыкального творчества одного или разных авторов, режиссер как бы «пересоздает» качественно новое, целостное произведение, отвечающее характеру и всему строю сценического представления. Если эти мелодии в одном жанровом, стилевом ключе, то представление будет более целостное, завершенное. Поэтому желательно отбирать музыку из произведений одного или нескольких близких по творческой индивидуальности композиторов, близких по духу, эпохе, направлению.
При подборе музыкально-шумового оформления стоит учитывать размер площадки, на которой будет действие, основную идею действия и возможности аппаратуры, которая будет работать на этой площадке.
|
Живая музыка всегда будет очень действенным оружием по части создания образа театрализованного действия, но передать ее посредством звукоусилительной аппаратуры тяжело. Поэтому чаще используются уже записанные фонограммы. Также, стоит упомянуть, что в некоторых театрализованных действиях иной раз даже текст монологов лучше прописать заранее в студии. К примеру: в конце февраля 2014 года в с. Усть-Качка проходила Масленица. По идее, во время танцевальных конкурсов, проходивших на главной площади, должна была быть фонограмма с записями “зазывалок ” и “ кричалок ” про масленицу. Но из-за крика людей, плохо настроенной аппаратуры и громкой музыки, эти “зазывалки“ и “кричалки“ не были услышаны.
Песня — это важный материал для создания уличного действия, она несет текстовый смысл и смысл эмоциональный – мелодию. Существует множество различных песен, которые сами по себе уже настраивают зрителя на восприятие действия. К примеру: «Журавли» (композитора Яна Френкеля и поэта Расула Гамзатова), «В лесу родилась елочка». Стоит только зазвучать этим песням, как зритель уже настроен на новогоднее или военно-патриотическое настроение. Музыка уже вызывает в воображении зрителя те или иные картинки, это тоже нужно учитывать в процессе подбора материала.
Так или иначе, для воспроизведения музыки на улице самым важным в настоящий момент остается звукоусилительная аппаратура. Нам стоит продумать, какой мощности должна быть аппаратура для данного пространства. Продумать, какие должны быть микрофоны, музыкальные проигрыватели. Обязательно проконсультироваться со звукорежиссером или звукооператором о том, какую технику и как стоит использовать.
|
Все нюансы музыкально-шумового оформления нужно описать в партитуре. Звуковая партитура — руководящий документ, подсказывающий звукооператору те моменты в ходе программы, когда нужно включить и когда выключить фонограмму. Помимо самого названия и времени, когда нужно включить и выключить фонограмму, нужно указывать характер включения: затухание или нарастание звука, резко включить фонограмму или сделать плавный переход, стоит указать громкость в децибелах или описать это музыкальными терминами.
Также, режиссеру стоит учитывать звуки, подаренные природой местности: шум волн, ветер, звон колоколов храмов, пение мечетей, пение птиц и мн. др. Если местность богата полезными звуками, то стоит в музыкально-шумовом оформлении отталкиваться именно от них, ведь это будет естественно для этого пространства и поможет в создании нужного образа действия. А если местность переполнена лишними звуками — постараться их перекрыть.
Как любое выразительное средство, свет также направлен на создание образа действия. В мероприятиях, проходящих в помещении, эти средства действуют всегда, без них мы бы ничего не увидели на сцене. Но так ли это во время уличного действия?
Не трудно понять, что в дневное время суток эта техника как бесполезна, так и порой, вовсе не нужна. Однако, с наступлением темноты необходимость ее возрастает.
В наше время техника достигла такой степени, что световая аппаратура может не просто создавать цветовую заливку сцены, подсвечивать отдельные детали декораций. Сейчас некоторые прожектора могут создавать иллюзию фактуры сцены, иллюзию декораций. Это во многом облегчает работу художников-оформителей.
Световое оформление театрализованного действия — это очень важный фактор и составляющая успеха мероприятия. Зритель в наше время очень балованный и капризный, ему интересно смотреть на все новые и новые возможности техники. Режиссер должен знать это, но, в то же самое время, не забывать основной задачи, чтобы мероприятие не превратилось в демонстрацию технического прогресса.
Также, современные возможности позволяют нам задавать темпоритм номера и представления в целом. Представим на секунду: на сцену выходит артист с лирической песней или монологом, какой нужен свет для такого номера? Стандартно, у нас в голове возникает картина — приглушенный свет, медленное перетекание из одного цвета в другой. А если эта песня танцевальная, яркая, быстрая? То световые прожекторы с огромной скоростью меняются, переливаются различными огнями, включаются стробоскопы и т.д.
Ни одно масштабное мероприятие не обойдется без огромного количества световой техники. При построении большого массового мероприятия, к примеру, на стадионе, режиссеру нужно набрать такое количество аппаратуры, чтобы его было в меру. Гармонично использовать технику всегда поможет режиссеру его вкус.
В этом разделе стоит упомянуть о таком оборудовании, как светодиодные экраны. Без них не обходится ни одно эстрадное мероприятие. Они – многофункциональное устройство: их использование может быть достойной заменой декорациям. Они могут быть и самой декорацией, могут участвовать в представлении (демонстрация видео), также могут быть и элементом световой техники.
В наше время такие экраны становятся незаменимой частью любого концерта. Стоит сказать, что светодиодные экраны и съемка концерта позволяют сделать то, что было раньше невозможно – увидеть глаза артиста. Это очень важно! Ведь раньше артист, работающий на улице, вынужден был делать более яркие движения и утрировать буквально каждое из них, чтобы его могли видеть все зрители площади или стадионе. А это открытие позволяет артисту вести себя более естественно, а зрителю — ощутить все эмоции артиста, всё, что отражается в его глазах, хоть и через объектив камеры.