(административные, структурные, производственные)
Организационные методы управления – это способы воздействия на управляемый объект, направленные на создание организационной основы совместной работы путем распределения функций, обязанности, ответственности, полномочий, установление порядка деловых взаимоотношений для достижения целей организации.
Организационные методы управления персоналом Линейная структура обеспечивает управление нижестоящими подразделениями по видам деятельности. Функциональная структура реализует связь между функциями административного и функционального управления.
Линейно-функциональная структура имеет ступенчатую иерархию. Линейные руководители — единственные начальники, которым оказывается помощь со стороны функциональных органов. Нередко систему называют штабной.
Дивизионная структура, она же филиальная, выделяется областью воздействия и географией. К организационным методам управления персоналом относится и матричная структура. Она отличается тем, что исполнитель подчиняется нескольким руководителям одновременно. Структура широко используется в фирмах, работающих по многим направлениям.
Множественная структура подразумевает использование смешанных методов управления. Эффективность управления организацией напрямую зависит от четкого разграничения сфер влияния, ответственности руководящих служб. Обязанности каждой системы и подсистемы должны излагаться в положениях и должностных инструкциях, в которых зафиксированы следующие моменты: задачи, функции, права и обязанности, взаимоотношения с другими подразделениями.
Сравнение видов организационных структур в системе управления персоналом Проведя сравнительный анализ организационных структур, удастся выявить все их достоинства и недостатки. Некоторые компании используют смешанные методы, комбинируют несколько систем и подсистем. Правильное построение аппарата, использование современных способов управления позволяет вывести компанию на новый уровень развития, добиться увеличения прибыльности.
|
Виды организационных структур управления персоналом на предприятии включают линейно-функциональную систему, которая обеспечивает деление задач по функциям, при этом образуется штабная иерархия. Данная структура характеризуется организацией директивных связей, централизацией стратегических решений, инструментами координации с технической поддержкой. Штабы, входящие в ее состав, должны давать консультации и активно участвовать в подготовке всех решений. Если выполняется исключительно рекомендательная функция, сохраняется риск снижения влияния на производственные процессы.
Преимущества и недостатки организационного управления персоналом линейно-функциональной системы
Преимущества: Высокая профессиональная подготовка специалистов. Легкость определения необходимых кадровых ресурсов, принятия решений. Формализация, стандартизация и программирование процессов управления
Недостатки: Затрудняется горизонтальное согласование за счет образования специфических целей для функциональных подразделений. Структура отличается жесткостью, сниженной реакцией на изменения.
Особенности дивизионной структуры управления персоналом Дивизионные структуры ориентированы на рынок сбыта, регионы. Они обеспечивают высокую самостоятельность руководителей, организацию директивных связей по линейному методу, мощное использование координации с полной технической поддержкой, быструю реакцию на изменения рынка, снижение конфликтности. По управлению персоналом и организационному развитию отличаются освобождением высших руководителей от исполнения рутинных обязательств. Недостатки: Высокие затраты на координацию. При децентрализации теряются преимущества кооперации. Многомерные формы имеют ограниченное пространство, высокие затраты на координацию между всеми инстанциями, лимитированное принятие решений. Выделяются структуры, направленные на проект или производство. Предусмотрена функциональная область менеджмента. Распространенные проблемы форм управления Проблемы многомерных форм управления, направленных на продукцию: Сложное регулирование задач. Недостаточная компетентность и ответственность менеджеров. Высокие затраты на координацию. Директивные конфликты. Проблемы структур, нацеленных на объект: Конфликтность между менеджерами, инстанциями. Недостаточные сроки для выполнения поставленных задач.
|
К организационным методам управления персоналом относятся и трехмерные структуры, они же тензорные. Они подразумевают создание ряда производственных советов под руководством менеджера. Основные задачи — обеспечение конкурентоспособности, решение вопросов сбыта. Структуры имеют как центры прибыли, так и центры издержек производства. Возможные проблемы: Конфликтность между представителями инстанций. Групповая работа влияет на скорость принятия решений, чаще не в меньшую сторону.