Финансы в системе здравоохранения




1. Общие положения о финансах и финансовой политике.

1.1.Финансовое планирование в здравоохранении.

1.2. Финансовый контроль в здравоохранении.

1.3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности медицинского учреждения.

2. Источники финансирования здравоохранения.

2.1. Бюджетное финансирование.

2.2. Внебюджетное финансирование.

3. Оплата труда работников здравоохранения.

4. Бухгалтерский учет и баланс организации здравоохранения.

5. Система национальных счетов здравоохранения.

 

1. Общие положения о финансах и финансовой политике

 

Финансы – это специфическая сфера экономических отношений, которые определяются движением денег. В основе этих отношений лежат сложнейшие процессы, происходящие в результате создания, распределения, обмена и использования ВВП и национального дохода.

С определением «финансы» связано очень много производных от него терминов, поэтому знание основных из них, на мой взгляд, облегчит понимание этой лекции.

Финансовая система – это совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства. Финансовая система включает в себя: финансы предприятий, организаций, отраслей; бюджетную, кредитно-банковскую, страховую системы, а также фондовый рынок.

Как видно из приведенного выше определения, в процессе финансирования основную роль играют «денежные средства». Но при этом не менее распространенным является термин «деньги». В чисто бытовом представлении различий между этими терминами нет. В действительности это не так.

Деньги – это особый товар, который является всеобщим эквивалентом всех других товаров. Специфическими задачами денег является выполнение ими функции средства обмена, платежа, измерения стоимости, накопления богатств, мировых денег.

Несмотря на то, что деньги возникли много тысяч лет назад, дискуссии о том, что такое деньги и почему они используются в хозяйстве, до сих пор продолжаются во всем мире.

Денежные средства – это финансовые средства в отечественной или иностранной валютах, находящиеся в кассе, на расчетном, валютном и других счетах в банках на территории страны или за рубежом, а также в легко реализуемых ценных бумагах и денежных документах.

Здесь уместно дать определение термину финансовые ресурсы – это совокупность всех видов денежных средств, находящихся в распоряжении экономического субъекта (предприятия, организации, отрасли, региона, государства), являющихся результатом взаимодействия поступления, распределения и расходования денежных средств.

Главенствующую роль в оздоровлении и обеспечении устойчивого функционирования российской экономики принадлежит финансам государства, которые включают в себя бюджеты всех уровней (финансовые отношения, связанные с образованием использованием общегосударственного и региональных фондов денежных средств), государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд ОМС, Фонд социального страхования РФ), кредитно-банковскую систему (финансовые отношения, образующие ссудный фонд государства, используемый как основной источник заемных средств), страхование (финансовые отношения, направленные на сокращение и устранение риска в деятельности предприятий), фондовый рынок (финансовые отношения, связанные с обращение6м государственных, корпоративных и других ценных бумаг), финансы государственных унитарных предприятий.

Говоря о финансах как о сложнейшей сфере экономических отношений нельзя не сказать о финансовой политике, которая представляет собой совокупность форм, методов и инструментов регулирующего воздействия на социально-экономические процессы, связанные с реальным денежным оборотом.

Выделяют следующие направления в государственной финансовой политике: налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, социальная, инвестиционная.

Налоговая политика направлена на создание приемлимых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения в реальном секторе экономики.

Первостепенной задачей бюджетной политики является преодоление бюджетного кризиса. Для этого в государстве разрабатываются и реализуются программы экономии государственных расходов. Эффективной мерой является централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства, хотя насколько это оправданно, покажет время. Как считают специалисты, необходимым условием преодоления бюджетного кризиса должна быть реструктуризация государственного долга на основе результатов инвентаризации внешних и внутренних заимствований и тщательного анализа их использования.

Актуальной задачей денежно-кредитной политики остается преодоление банковского кризиса. Этого можно достигнуть путем восстановления доверия населения к кредитным организациям, реформирования банковской системы, причем одной из важнейших функций государства остается регулирование курса рубля к иностранным валютам на основе паритета покупательной способности.

Несмотря на предпринимаемые Правительством РФ меры по оздоровлению экономики, в обществе по-прежнему сохраняется социальная напряженность, которая усугубляется задержками выплаты зарплаты и низким уровнем заработной платы и пенсий. Поэтому важнейшим направлением государственной финансовой политики должна стать социальная политика с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения.

Не менее важно для оздоровления экономики проведение разумной и эффективной инвестиционной политики, которая в первую очередь должна быть направлена на повышение роли бюджета развития РФ как основного источника финансирования инвестиционных проектов и социальных программ.

 

1.1. Финансовое планирование в здравоохранении

 

Основным плановым документом, в котором определяются виды и объемы медицинской помощи, бесплатно предоставляемой населению, является Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (далее – Программа), которая ежегодно утверждается Правительством РФ. В соответствии с ней ежегодно на уровне субъектов РФ утверждаются территориальные Программы, которые разрабатываются на основании муниципальных заказов по обеспечению населения муниципальных образований субъекта РФ бесплатной медицинской помощью.

Основным принципом финансового планирования системы здравоохранения субъекта РФ и муниципальных образований должно стать соответствие объема предоставляемой населению государством бесплатной медицинской помощи и финансовых ресурсов, выделяемых для ее обеспечения.

Финансовое планирование осуществляется на основе системы финансовых нормативов, реально учитывающих затраты на единицу определенных медицинских услуг (койко-день, посещение, вызов скорой помощи и др.). При этом необходимо, чтобы нормативы отвечали реальным затратам на оказание бесплатной медицинской помощи в условиях эффективного финансового управления. При заниженных нормативах невозможно обеспечить необходимыми финансовыми ресурсами Программу, завышение нормативов приводит к неэффективному расходованию этих средств.

Основными этапами финансового планирования здравоохранения являются:

· расчет финансовых нормативов;

· определение реальной потребности населения в различных видах медицинской помощи;

· определение реальной потребности здравоохранения в финансовых средствах;

· сопоставление фактически выделяемых государством финансовых средств с реальной потребностью в них здравоохранения;

· анализ выявленного дефицита финансовых средств в обеспечении населения гарантированной бесплатной медицинской помощью;

· планирование мероприятий по сокращению дефицита.

Финансовое планирование носит трехуровневый характер.

На федеральном уровне устанавливаются минимальные нормативы объемов медицинской помощи и их финансирования.

На уровне субъекта РФ определяются необходимые объемы гарантированной (бесплатной) медицинской помощи населению и утверждаются финансовые нормативы ее финансирования. В рамках государственного заказа устанавливаются объемы медицинской помощи, оказываемой государственными учреждениями, и даются рекомендации по объемам гарантированной медицинской помощи для учреждений муниципальных образований здравоохранения.

На уровне муниципального образования принимается муниципальный заказ, включающий план его финансирования. Разработанный таким образом план доводится до каждого муниципального медицинского учреждения. Муниципальный заказ согласовывается с органом управления здравоохранения субъекта РФ, после чего утверждается органами местного самоуправления.

 

1.2. Финансовый контроль в здравоохранении

 

Финансовый контроль в системе здравоохранения – это контроль за целевым использованием финансовых средств системы здравоохранения, а также за соблюдением действующего финансового законодательства.

Объектом финансового контроля в здравоохранении является финансово-хозяйственная деятельность организаций здравоохранения.

Важнейшей задачей финансового контроля является реализация единой финансовой политики, а также контроль за целевым и эффективным использованием финансовых средств в системе здравоохранения.

Финансовый контроль осуществляется в виде предварительного, текущего и последующего контроля.

Предварительный контроль на стадии составления, рассмотрения проекта территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на очередной финансовый год осуществляется органом управления здравоохранением, финансовыми органами субъекта РФ, территориальным фондом ОМС.

Текущий и последующий контроль в процессе реализации Программы осуществляется: (пленка)

· органом управления здравоохранением;

· финансовыми органами;

· Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ;

· государственной налоговой инспекцией;

· счетной палатой;

· федеральным казначейством.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования принимает участие в осуществлении финансового контроля в системе здравоохранения области (республики) в пределах своих полномочий.

Финансовый контроль в системе здравоохранения осуществляется в следующих организационных формах: (пленка)

· ревизии и тематические проверки;

· экспертные оценки и аналитические расчеты;

· проверка документов и сведений;

· проверка системы учета и внутреннего контроля;

· инвентаризация денежных средств и материальных ценностей;

· анализ бухгалтерской и финансовой отчетности.

 

 

1.3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности медицинского учреждения

 

В условиях рыночной экономики особенно важно определить финансовую устойчивость организации, т.е. состояние финансовых ресурсов, при котором организация может свободно маневрировать денежными средствами, чтобы путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации медицинских товаров, услуг, а также произвести затраты по расширению и обновлению основных средств.

Главная цель финансового анализа – получение основных, наиболее информативных показателей, дающих объективную и точную картину финансового состояния организации, ее доходов и расходов, прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Анализ финансового положения организации позволяет также проследить тенденции ее развития, дать комплексную оценку хозяйственной, коммерческой деятельности и служит, таким образом, необходимой информационной основой для принятия управленческих решений. Обычно в хозяйственной деятельности различают финансовый учет управленческий учет.

Финансовый учет базируется на учетной информации, которая не только используется внутри организации. Но и передается вышестоящим контролирующим органам.

Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего пользования руководству. Управленческий учет допускает введение и использование форм временной оперативной отчетности, а также специально разработанных аналитических таблиц и матриц.

Все большее значение приобретает планирование и анализ показателей, характеризующих доходную часть. В нынешней ситуации данное направление выходит на передний план, поскольку от этого зависит выживание и развитие учреждения, причем для него важно знать не только сумму поступления финансовых средств, но и размер потенциально возможных доходов и, соответственно, размер упущенной выгоды.

Можно выделить основные группы факторов, влияющих на финансовое состояние организации здравоохранения:

· Внешние факторы: система финансирования (оплаты оказанных медицинских услуг); уровень тарифов; величина подушевых нормативов; налогообложения и т.п.

Организации здравоохранения имеют ограниченные возможности влиять на эти факторы, поэтому вынуждены приспосабливаться к ним.

· Внутренние факторы: структура организации здравоохранения; показатели работы учреждения и его подразделений; система стимулирования (система оплаты труда) и т.п.

Внутренние факторы определяются особенностями самого медицинского учреждения. В итоге медицинское учреждение строит свою работу с учетом как внешних, так и внутренних факторов. Поэтому необходимо различать:

· показатели работы подразделений медицинского учреждения как результат их собственного труда;

· показатели как результат, связанный с внешними факторами (цены и др.).

Необходимо различать такие понятия, как «финансовая деятельность» и «финансовое положение». Несмотря на то что эти термины используются как синонимы, они имеют и свое специфическое значение.

Термин «финансовая деятельность» характеризует финансовые результаты, эффективность деятельности медицинского учреждения за определенный период деятельности (месяц, квартал, год и т.п.) безотносительно к стартовому состоянию. Термин «финансовое положение» характеризует состояние финансов учреждения на определенный момент, конкретную дату. В финансовом положении отражается как состояние финансов на предыдущую дату, так и произошедшие за этот период изменения. Универсальным документом, отражающим как финансовое положение медицинского учреждения, так и результаты его финансовой деятельности, является бухгалтерский баланс. Данные баланса отражают финансовое положение учреждения, его платежеспособность и доходность.

По данным баланса руководитель учреждения отчитывается перед учредителями и прочими структурами управления и контроля. Тщательный анализ баланса позволяет раскрыть причины недостатков в работе организации, выявить резервы и наметить пути ее деятельности.

Бухгалтерский баланс – это документ бухгалтерского учета, который в обобщенном денежном выражении дает представление о финансовом состоянии дел в учреждении здравоохранения на определенную дату. По своему строению это двусторонняя таблица, где левая сторона (актив) отражает состав, размещение и использование средств, а правая (пассив) – отражает источники образования средств и их целевое назначение. В балансе должно присутствовать обязательное равенство актива и пассива.

Актив баланса– одна из двух частей бухгалтерского баланса, в которой отражаются внеоборотные и оборотные активы. В активе аккумулируются средства, вложенные организацией с целью получения экономической выгоды. Актив может быть изменен путем использования в сочетании с другими активами в процессе производства продукции (работ, услуг), предназначенной для продажи; обмена на другой актив; погашения кредиторской задолженности; распределения между собственниками организации; получения доходов. Актив показывает вероятное получение организацией экономической выгоды в будущем и ее стоимость.

Пассив – другая часть бухгалтерского баланса, в которой отражаются собственные и привлеченные средства. В пассиве аккумулируются источники финансирования организации, возникшие в результате выполнения ею своей основной деятельности. Пассив может быть изменен путем выплаты денежных средств; замены обязательств одного кредитора на обязательства другого; получения кредита; увеличения доходов в результате предпринимательской деятельности и инвестиций собственников.

 

2. Источники финансирования здравоохранения

 

Финансирование здравоохранения РФ осуществляется из нескольких источников:

1. средств бюджетов всех уровней;

2. средств, направляемых на обязательное и добровольное медицинское страхование;

3. средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;

4. средств государственных внебюджетных целевых фондов;

5. доходов организацией здравоохранения от осуществления в установленном законом порядке предпринимательской деятельности;

6. добровольных взносов и пожертвований граждан и юридических лиц;

7. других источников, не запрещенных законодательством РФ.

2.1. Бюджетное финансирование

 

Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ, органами субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, финансируемая из государственного бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Особенностью большинства бюджетных организаций здравоохранения является то, что они финансируются как непосредственно из бюджета собственника (субъекта РФ, муниципального образования), так и за счет бюджетов государственных внебюджетных целевых фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды ОМС).

Однако, к сожалению, приходится констатировать, что средства, выделяемые в составе государственного бюджета на нужды здравоохранения, остаются крайне незначительными как в абсолютном, так и в относительном выражении. По состоянию на 2001-2002 гг. в России на нужды здравоохранения выделялось всего лишь 2,3 % ВВП страны, в то время как в странах Западной Европы общие расходы на здравоохранение измеряются в пределах 7-10% ВВП, а в США составляют более 10 % ВВП государства.

Существует определенный порядок составления смет затрат организаций здравоохранения. Первоначально эти сметы составляются на уровне конкретной организации здравоохранения, затем разрабатываются сводные проектные сметы расходов на здравоохранение как составная часть проекта бюджета муниципального образования. Далее рассчитываются расходы на уровне субъекта РФ и федерального бюджета.

В основу построения индивидуальных смет расходов организации здравоохранения закладываются статистические и нормативные показатели, характеризующие объем деятельности подразделений данной организации, в идее оперативно-сетевых показателей: среднегодового количества больничных коек, койко-дней, числа должностей медицинского и административно-хозяйственного персонала, количества поликлинических посещений, выездов скорой медицинской помощи и др.

В сметы входят также определяемые по нормативам следующие виды расходов:

· административно-хозяйственные и командировочные расходы;

· расходы на медикаменты, перевязочные средства и другие материалы;

· расходы на питание больных в стационаре;

· расходы на приобретение оборудования и мягкого инвентаря;

· затраты на капитальный ремонт зданий;

· оплата коммунальных услуг, электроэнергии;

· затраты на текущий ремонт и содержание помещений и др.

Отмечю, что выделение и распределение бюджетных финансовых ресурсов на здравоохранение должно увязываться с федеральными и региональными целевыми медико-социальными программами. Финансирование таких программ осуществляется по специально предусмотренным статьям бюджетных расходов.

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Используется для составления и исполнения бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Существуют следующие виды бюджетной классификации: министериальная ­ по министерствам и ведомствам; предметная, или отраслевая – по хозяйственным признакам; смешанная – сочетание ведомственной и отраслевой; целевая – по экономическим и социальным программам.

Бюджетная классификация позволяет обеспечить адресное выделение ресурсов: кому, сколько и на какие цели предназначаются бюджетные ресурсы. Например, целевая статья 522 «Средства бюджетов субъектов РФ на реализацию региональных целевых программ» может быть детализирована законодательным (представительным) органом государственной власти на региональном уровне по каждой целевой программе:

Статья 523 – «Здоровая мать – здоровый ребенок»;

Статья 524 – «Реанимация и интенсивная терапия» и т.д.

Классификация видов расходов бюджетов указывает направления расходования соответствующих денежных средств. Например, код 300 – больницы, клиники, госпитали, 301 – поликлиники, амбулатории, диагностические центры, …, 310 – целевые расходы на финансирование медико-социальных программ, оказание дорогостоящих видов медицинской помощи гражданам РФ и т.д.

 

2.2. Внебюджетное финансирование

 

Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. С учетом исключительной значимости обязательного медицинского страхования и роли Федерального и территориального фондов ОМС в финансировании системы здравоохранения их деятельность будет рассмотрена в отдельной деятельности.

Пенсионный фонд РФ – кредитно-финансовое учреждение, главной задачей которого является сбор и аккумуляция взносов на пенсионное обеспечение граждан, финансирование расходов на выплату пенсий и пособий. В 2003 г. Правительством РФ было принято Постановление о дополнительном финансировании расходов, связанных с оказанием адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам (525 руб в год), что позволит увеличить финансирование их лечения более чем на 80%.

Фонд социального страхования РФ – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, основными задачами которого являются обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком, санаторно-курортному лечению, реализации государственных программ охраны здоровья неработающих и др.

В 1999 г. МЗ РФ и фондом социального страхования было принято решение о порядке направления на долечивание больных, перенесших острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения, операции по поводу аортокоронарного шунтирования и других заболеваний, в специализированные санатории (отделения) за счет средств государственного страхования.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) будет рассмотрено на отдельной лекции.

Средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: финансовые средства предприятий и населения за медицинские услуги, средства от продажи основных фондов организаций здравоохранения, гранты, спонсорская помощь, целевые и другие не запрещенные законодательством источники.

 

3. Оплата труда работников здравоохранения

4.

Оплата труда – это главный источник формирования денежных доходов работника. Работодатель обязан компенсировать затраты умственного и физического труда работающего путем денежной выплаты в виде заработной платы. Другое дело, одна из самых вечных проблем экономики – в какой сумме компенсировать затраты труда работающего. Немаловажно и то, что заработная плата должна не только возмещать трудовые затраты работника, но и стимулировать его интерес к качественному производительному труду.

 

3.1. Формирование фонда оплаты труда организации здравоохранения (пленка)

 

На заработную плату влияет не только способ установления ее величины, но и в не меньшей степени – общая сумма денежных средств организации здравоохранения, которыми оно располагает для оплаты труда своих работников.

Часть денежных поступлений организации здравоохранения, непосредственно используемая для выплаты заработной платы в соответствии с установленными ставками и нормами, именуется «фондом заработной платы». Понятие «фонд заработной платы» несколько отличается от термина «фонд оплаты труда». Фонд заработной платы обычно представляет собой основную часть фонда оплаты труда, который может превышать фонд заработной платы на величину резервных средств: дополнительных к зарплате поощрительных выплат, отдельных платежей, непосредственно связанных с оплатой труда.

Фонд оплаты труда организации здравоохранения принято делить на следующие составляющие:

· оплата труда основного персонала;

· оплата труда персонала параклинических учреждений;

· оплата труда персонала вспомогательных подразделений;

· оплата труда административно-хозяйственного и управленческого персонала;

· оплата отпусков;

· материальное поощрение.

Как говорилось ранее, организация здравоохранения в рамках действующего законодательства может получать финансирование не менее чем из семи источников. Эти финансовые средства распределяются на две составляющие: первая фонд оплаты труда с начислениями во внебюджетные государственные фонды, вторая – средства, направляемые на содержание и развитие организаций здравоохранения.

В последующем эти средства подлежат распределению между подразделениями организации здравоохранения, а в рамках подразделений – между сотрудниками с учетом тарифных разрядов и достигнутых показателей объема и качества выполненной работы.

На основании штатного расписания составляются тарификационные списки должностей работников, которые являются основными документами для определения должностных окладов работников здравоохранения.

 

Формы оплаты труда (пленка)

 

Тарифная ставка есть выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных категорий работников в единицу времени. Размеры тарифных ставок оплаты труда работников бюджетной сферы фиксируются в утверждаемой Правительством РФ Единой тарифной сетке, образующей основу тарифной системы оплаты труда (повременной системы, основанной на единых тарифах).

Тарифная сетка представляет собой совокупность разделенных по разрядам оплаты труда тарифных ставок (месячных окладов) и тарифных коэффициентов, представляющих отношение тарифной ставки данного разряда к ставке первого разряда.

Размеры тарифных коэффициентов тарифной сетки относительно устойчивы, тогда как тарифные ставки постоянно меняются. Обычно такое изменение происходит в сторону повышения ставок в целях индексации доходов, т.е. учета в доходах фактора инфляции, вызывающего снижение реальных доходов в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги.

Основными формами оплаты труда являются:

· повременная:

1. простая повременная,

2. повременно-премиальная,

· сдельная

1. прямая сдельная,

2. сдельно-премиальная,

3. сдельно-прогрессивная,

4. косвенно-сдельная,

· аккордная.

При повременных формах оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ. Повременная форма оплаты труда наиболее распространена в здравоохранении, ей принадлежит ведущее место в бюджетной сфере, финансируемой из средств федерального, регионального и местного бюджетов и фондов обязательного медицинского страхования.

Сдельная форма оплаты труда основывается на установлении заработной платы в зависимости от объема (количества) выполненной работы, оказанных услуг за определенный период времени (чаще всего - за месяц).

Достоинство сдельной оплаты труда состоит в том, что величина заработной платы непосредственно связана с количеством затраченного труда, измеренным в виде объема выполненной работы.

Однако в здравоохранении исключительно трудно измерить объем выполненных работ, услуг в натуральном исчислении. К тому же, если выполненная работа носит групповой, коллективный характер, приходится либо выделять долю объема работ или услуг, выполненных каждым работником, либо исчислять сдельную заработную плату в расчете на весь коллектив, а затем делить ее между членами коллектива в соответствии с мерой их участия в труде, определяемой так называемым коэффициентом трудового участия (КТУ).

При сдельно-прогрессивной оплате расценки повышаются в соответствии с перевыполнением норм выработки без снижения качества услуг.

Сдельно-премиальная система предусматривает увеличение расценок или всей суммы заработной платы за высокое качество работы, экономное расходование материалов и энергии, применение прогрессивных методов труда, бережное отношение к оборудованию, оказание дополнительных услуг. Но наряду с премиями может применяться механизм депремирования в виде штрафов за нарушение правил, низкое качество работы, нанесение материального ущерба.

Центральная проблема применения сдельной формы оплаты труда состоит в определении расценок на единичные работы и услуги.

Применяя сдельную систему оплаты к вспомогательному медицинскому персоналу, обслуживающему основной процесс, осуществляемый врачами, приходится использовать так называемую косвенно-сдельную оплату вспомогательного персонала, чтобы стимулировать труд медицинских сестер и других работников. В такой системе вознаграждение вспомогательного персонала ставится в зависимость от объема медицинских услуг, оказываемых врачами, которых обслуживает вспомогательный персонал.

Аккордная система основана на повышении расценок или общей величины заработной платы, если работы, услуги выполняются ускоренным образом в неурочное время или в сокращенные в сравнении с нормативными сроки. При применении аккордной системы заработная плата устанавливается обычно не за выполнение отдельных манипуляций или услуг, а за выполнение всей работы в целом и не обязательно приурочивается к месячным выплатам.

Анализ систем оплаты труда медицинских работников в России свидетельствует, что по мере вхождения страны в рыночные отношения целесообразно переходить к смешанной форме оплаты труда, сочетающей признаки и свойства повременной и сдельной системы. Одновременно необходимо модернизировать повременную систему в направлении достижения большей вариантности тарифной части оплаты и дополнения тарифной части весомой нетарифной составляющей, отражающей текущую результативность работы.

4.Бухгалтерский учет и баланс организации здравоохранения

 

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

· обеспечение контролирующих органов информацией об осуществлении организацией здравоохранения хозяйственных операций, их целесообразности, использовании финансовых, материальных и иных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном процессе. К этим особенностям следует отнести:

· организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;

· контроль исполнения сметы расходов;

· выделение в учете кассовых и фактических расходов;

· точное исполнение утвержденного бюджета;

· соблюдение финансово-бюджетной дисциплины;

· мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов.

 

Основные правила (принципы) бухгалтерского учета в учреждениях здравоохранения соответствуют правилам, установленным Законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ»

Эти правила предусматривают обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов.

Бухгалтерским документом называется свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности.

Учетнаяполитика организации здравоохранения – это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений, требований и особенностей своей деятельности (организационных, технологических, а также численности и квалификации учетных кадров, уровня технического оснащения учетных работников и др.).

 

5. Система национальных счетов здравоохранения

 

Устойчивое функционирование системы здравоохранения в условиях рыночной экономики во многом зависит от создания механизма определения реальной потребности и оценки эффективности использования необходимых для этого финансовых ресурсов.

Одним из эффективных и признанных во многих странах мира механизмов оценки использования финансовых ресурсов является система национальных счетов. Национальные счета здравоохранения (НСЗ) позволяют характеризовать реальный сектор здравоохранения в экономике государства.

Счета здравоохранения отражают данные бухгалтерского учета расходов на здравоохранение, обеспечивают классификацию общих расходов по источникам финансирования, поставщикам и видам услуг здравоохранения.

Разработка набора стандартных аналитических таблиц – матриц, сопоставимых на международном уровне, – основная задача создания системы национальных счетов здравоохранения.

Система счетов здравоохранения обеспечивает проведение полного и адекватного анализа формирования и использования финансовых средств на нужды охраны здоровья населения на всех уровнях – от федерального и территориального до уровня каждого гражданина страны, позволяет оперативно реагировать на все основные запросы системы здравоохранения. Разработка системы НСЗ осуществляется в России с 1997 г. в рамках проекта Всемирного банка «Национальные счета здравоохранения России».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: