Мотивы учебной деятельности. Познавательный интерес, его виды и источники развития. Развитие познавательной активности и творческого мышления обучающихся.




БИЛЕТ 1

Понятие о психологии как науке. Психика, ее свойства и характеристики.

Человек живет и действует в окружающей его социальной среде. Он испытывает потребности и пытается их удовлетворить, получает информацию от окружающей среды и ориентируется в ней, формирует сознательные образы действительности, создает планы и программы действий, сличает результаты своей деятельности с исходными намерениями, переживает эмоциональные состояния и корректирует допускаемые ошибки.

Все это является психической деятельностью человека, а наука, изучающая психическую деятельность, называется психологией.

Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психика – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Психика человека – это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все, что составляет субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

В свете системного подхода психика – это многоуровневая, самоорганизующаяся, динамическая и открытая система, которая отличается рядом специфических свойств и характеристик.

1. Активный и избирательный характер отражения явлений действительности, их отношений и взаимосвязей, позволяющий человеку не только ориентироваться в окружающем мире, но и познавать его. Это свойство проявляется в чувствительности, как общей способности к ощущению и произвольная направленность на внеположное другое.

2. «Опережающий» характер психического отражения, который проявляется в антиципации, т.е. прогностическом характере информационных процессов, а также в построении временной перспективы, планированию и организации деятельности во времени.

3. Способность преобразования внешних воздействий в целостную информацию о мире.

4. Активный и целенаправленный характер адаптации к окружающему миру.

5. Опосредованность высших психических функций опытом социального взаимодействия и знаковыми системами.

6. Способность к сложным формам организации и самоорганизации – сознанию и самосознанию, предполагающих активное отражение не только внешнего мира, но и собственных внутренних состояний и процессов (рефлексия), а также самодетерминацию, т.е. активное целеполагание и самоопределение.

7. Ценностный и смыслообразующий характер высших форм отражения психики, который проявляется в регуляции психической активности посредством значений, смыслов и ценностных ориентаций, а также в способности к реализации базовых ценностей культуры и к творчеству.

 

Мотивы учебной деятельности. Познавательный интерес, его виды и источники развития. Развитие познавательной активности и творческого мышления обучающихся.

Продуктивность процесса обучения зависит:

Ø от активности ребенка в деятельности;

Ø от учета возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся (девочки-подростки 5-6 кл. – быстрая утомляемость);

Ø от уровня и характера организации деятельности (и учащихся, и учителя).

Для гимназического образования не менее значим учет и таких закономерностей:

эффективность усвоения учебного материала (понимание и запоминание)

Ø обратно пропорциональна его объему;

Ø прямо пропорциональна работоспособности учителя (его здоровья, интереса к работе) и ученика (умственное утомление приводит к снижению порога чувствительности анализаторов: через 4 часа (5-й и 6-й уроки) - более чем в 2 раза); при этом работоспособность еще зависит от режима, возраста и пола, дня недели, времени суток (важно мудрое расписание занятий)

Ø прямо пропорциональна осознаваемости учащимся учебных задач и значимости учебного материала; (важна мотивация деятельности);

- познавательные мотивы (больше узнать, интересно узнавать новое);

- мотивы общения (интересно вместе с другими ребятами);

- моральные мотивы (чтобы не огорчать маму)

- социальные (хочу быть образованным человеком)

- мотивы престижа, самоутверждения («хочу быть по знанию истории лучшим в классе», «занимать высокое положение в обществе»).

Задача учителя: распознать и отделить истинные мотивы ученика от декларируемых, что позволяет сделать учебную деятельность значимой, привлекательной.

Мощным фактором эффективности процесса обучения является познавательный интерес.

Анатоль Франс: «Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее».

Г.И. Щукина выделяла три источника стимулирования познавательного интереса ученика.

1. Содержание учебного материала

Привлекают внимание, вызывают интерес:

- его новизна;

- использование исторических сведений;

- показ достижений современной науки,

- обоснование практической значимости (сложнее математикам);

- использование элементов занимательности (особенно в основной школе, но и старшеклассникам тоже интересно);

2. Отношения между участниками образовательного процесса

- доброжелательность отношений;

- педагогический оптимизм (вера в возможности ученика, положительный тонус отношений, благоприятный микроклимат);

Учитель дает установку: «Не бойтесь говорить мне о своих ошибках, непонимании. Если бы вы все знали, вы бы здесь не учились. Важно вовремя исправить, уточнить.»

- создание для учеников ситуаций успеха;

- создания интеллектуальной среды, «интеллектуального фона» (по В.А. Сухомлинскому)

- личность учителя («любимому учителю стыдно отвечать плохо»);

- стиля общения, соблюдение педагогического такта, этики отношений

(ученик должен постоянно ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, что он может свободно высказать идеи, предположения).

Бестактность приводит к снижению успеваемости как отдельных учащихся, так и класса, в целом.

3. Способы организация деятельности учащихся (методы и технологии обучения)

- многообразие самостоятельной деятельности (по анкетам: д/з – исследовательского характера);

- сочетания логического и чувственного (левое и правое полушария мозга); не забывать об эмоциональной заразительности (!);

- проблемное изложение уч./материала;

- выполнение творческих заданий, решение творческих задач;

- использование дидактических игр и игровых элементов (состязательности); Л.С. Выгодский: «В игре ребенок на голову выше своего среднего уровня»

- увеличение доли практической работы:

известно, что обучение путем «делания» в 6-7 раз продуктивнее обучения путем «слушания».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: