БИЛЕТ 1
Понятие о психологии как науке. Психика, ее свойства и характеристики.
Человек живет и действует в окружающей его социальной среде. Он испытывает потребности и пытается их удовлетворить, получает информацию от окружающей среды и ориентируется в ней, формирует сознательные образы действительности, создает планы и программы действий, сличает результаты своей деятельности с исходными намерениями, переживает эмоциональные состояния и корректирует допускаемые ошибки.
Все это является психической деятельностью человека, а наука, изучающая психическую деятельность, называется психологией.
Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
Психика – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Психика человека – это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все, что составляет субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.
В свете системного подхода психика – это многоуровневая, самоорганизующаяся, динамическая и открытая система, которая отличается рядом специфических свойств и характеристик.
1. Активный и избирательный характер отражения явлений действительности, их отношений и взаимосвязей, позволяющий человеку не только ориентироваться в окружающем мире, но и познавать его. Это свойство проявляется в чувствительности, как общей способности к ощущению и произвольная направленность на внеположное другое.
2. «Опережающий» характер психического отражения, который проявляется в антиципации, т.е. прогностическом характере информационных процессов, а также в построении временной перспективы, планированию и организации деятельности во времени.
|
3. Способность преобразования внешних воздействий в целостную информацию о мире.
4. Активный и целенаправленный характер адаптации к окружающему миру.
5. Опосредованность высших психических функций опытом социального взаимодействия и знаковыми системами.
6. Способность к сложным формам организации и самоорганизации – сознанию и самосознанию, предполагающих активное отражение не только внешнего мира, но и собственных внутренних состояний и процессов (рефлексия), а также самодетерминацию, т.е. активное целеполагание и самоопределение.
7. Ценностный и смыслообразующий характер высших форм отражения психики, который проявляется в регуляции психической активности посредством значений, смыслов и ценностных ориентаций, а также в способности к реализации базовых ценностей культуры и к творчеству.
Мотивы учебной деятельности. Познавательный интерес, его виды и источники развития. Развитие познавательной активности и творческого мышления обучающихся.
Продуктивность процесса обучения зависит:
Ø от активности ребенка в деятельности;
Ø от учета возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся (девочки-подростки 5-6 кл. – быстрая утомляемость);
Ø от уровня и характера организации деятельности (и учащихся, и учителя).
Для гимназического образования не менее значим учет и таких закономерностей:
эффективность усвоения учебного материала (понимание и запоминание)
|
Ø обратно пропорциональна его объему;
Ø прямо пропорциональна работоспособности учителя (его здоровья, интереса к работе) и ученика (умственное утомление приводит к снижению порога чувствительности анализаторов: через 4 часа (5-й и 6-й уроки) - более чем в 2 раза); при этом работоспособность еще зависит от режима, возраста и пола, дня недели, времени суток (важно мудрое расписание занятий)
Ø прямо пропорциональна осознаваемости учащимся учебных задач и значимости учебного материала; (важна мотивация деятельности);
- познавательные мотивы (больше узнать, интересно узнавать новое);
- мотивы общения (интересно вместе с другими ребятами);
- моральные мотивы (чтобы не огорчать маму)
- социальные (хочу быть образованным человеком)
- мотивы престижа, самоутверждения («хочу быть по знанию истории лучшим в классе», «занимать высокое положение в обществе»).
Задача учителя: распознать и отделить истинные мотивы ученика от декларируемых, что позволяет сделать учебную деятельность значимой, привлекательной.
Мощным фактором эффективности процесса обучения является познавательный интерес.
Анатоль Франс: «Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее».
Г.И. Щукина выделяла три источника стимулирования познавательного интереса ученика.
1. Содержание учебного материала
Привлекают внимание, вызывают интерес:
- его новизна;
- использование исторических сведений;
- показ достижений современной науки,
- обоснование практической значимости (сложнее математикам);
|
- использование элементов занимательности (особенно в основной школе, но и старшеклассникам тоже интересно);
2. Отношения между участниками образовательного процесса
- доброжелательность отношений;
- педагогический оптимизм (вера в возможности ученика, положительный тонус отношений, благоприятный микроклимат);
Учитель дает установку: «Не бойтесь говорить мне о своих ошибках, непонимании. Если бы вы все знали, вы бы здесь не учились. Важно вовремя исправить, уточнить.»
- создание для учеников ситуаций успеха;
- создания интеллектуальной среды, «интеллектуального фона» (по В.А. Сухомлинскому)
- личность учителя («любимому учителю стыдно отвечать плохо»);
- стиля общения, соблюдение педагогического такта, этики отношений
(ученик должен постоянно ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, что он может свободно высказать идеи, предположения).
Бестактность приводит к снижению успеваемости как отдельных учащихся, так и класса, в целом.
3. Способы организация деятельности учащихся (методы и технологии обучения)
- многообразие самостоятельной деятельности (по анкетам: д/з – исследовательского характера);
- сочетания логического и чувственного (левое и правое полушария мозга); не забывать об эмоциональной заразительности (!);
- проблемное изложение уч./материала;
- выполнение творческих заданий, решение творческих задач;
- использование дидактических игр и игровых элементов (состязательности); Л.С. Выгодский: «В игре ребенок на голову выше своего среднего уровня»
- увеличение доли практической работы:
известно, что обучение путем «делания» в 6-7 раз продуктивнее обучения путем «слушания».