Проблемы и практика представления философии и гуманитарной теории массовому читателю




Теория образования, история теории (высшего) (гуманитарного) образования

· Современная конструктивистская педагогическая теория

· Проблема этической и политической ангажированности в высшем (гуманитарном) образовании

· «Ценностный набор» высшего гуманитарного образования (в частности, ценности толерантности, патриотизма, профессионализма, ответственности и т.п.).

· Проблема «профессиональной подготовки» в высшем (гуманитарном) образовании: pro et contra

· Проблема «эффективности» в высшем (гуманитарном) образовании: pro et contra

· «Цели» и «результаты» высшего гуманитарного образования в педагогической теории 1990-х-2000-х гг. и в образовательной политике.

· Российская теория высшего гуманитарного образования 1990-х-2000-х гг.

· (Гуманитарная) Дипломная и диссертационная педагогика в России и за рубежом

· Решение или «пережидание» социальных проблем при помощи высшего (гуманитарного) образования: теория и практика

· Проблема «омассовления» высшего образования в 1980-е-1990-e-2000-е-2010-е годы

 

Эмпирика образовательного процесса (прежде всего, в современной России, в области высшего гуманитарного образования)

Проблема построения модели образования для взрослых: опыт ИЕК

Опыт осмысления практик тоталитаризма в современной российской школе

 

· Примеры компетентностного подхода в высшем гуманитарном образовании

· Сочетание компетентностного и знаниевого подходов на практике: саморефлексия выпускника-бакалавра или магистра

· Форматы описания/рефлексии учебного курса или учебного процесса: опыт РГГУ, НИУ ВШЭ и пары европейских университетов

· Высшее гуманитарное / культурологическое образование и трудоустройство: практика и релевантность постановки проблемы

· Менеджмент учебных заведений в области высшего гуманитарного образования

· Коммерческие и некоммерческие высшие гуманитарные учебные заведения

· Прозрачность «кухни» в высшем образовании. Мера экспликации студенту целей и средств обучения

· Проблемы обучения творческому процессу и научному поиску: саморефлексия в высшем гуманитарном образовании

· Риторика «кризиса» в саморепрезентации университетского образования

· Риторика «счастья», «бескорыстия» и «достоинства» в саморепрезентации гуманитарного образования

· Риторика «эффективности» в саморепрезентации гуманитарного образования

 

II. Темы, которыми я, пусть и без особого энтузиазма, готов (в каком-то небольшом количестве; если не будет ничего более интересного и если предлагаемый Вами разворот темы будет вселять оптимизм) руководить

 

История идей и история концептов (прежде всего, в областях методологии гуманитарного знания и теоретической культурологии)

 

1. В чистом виде история идей / взглядов:

· Концепция культуры Георга Зиммеля

· Методология исследования культуры Эриха Ауэрбаха: проблема специфики гуманитарного знания

· Школа И.М. Гревса в 1920-е годы: проблема самоопределения в культуре

· Теория рационального действия М. Вебера и ее влияние на концепцию «коммуникативной рациональности» Ю. Хабермаса

· Концепция власти М. Фуко

· Определения «гуманитарного знания» в теории такого-сякого времени

· Проблема исследовательской субъективности в гуманитарном знании (в прагматизме, в герменевтике и т.п.)

2. «Язык» отдельных теоретиков, их способы думать и писать, отдельные (и не всегда кристально ясно ими осознаваемые) смыслы в их теориях:

· Исторические труды Карсавина 1910-20-х годов: язык и способы аргументации

· Философский нарратив В. Соловьева

· Категория здравого смысла у Г. К. Честертона

· Дискурс о культуре в православной теологии ХХ века

 

3. В гуманитарной мысли ХХ века есть авторы и темы, о которых я был бы готов (при помощи руководства диссертационными проектами) узнать больше. Это:

 

· Р. Рорти, Д. Дьюи, М. Фуко, К. Поппер, П. Бурдье, Э. Гидденс, Ю. Хабермас, Х. Патнэм, Д. Дэвидсон

· Атеистические обоснования этики

· Современные (XXI век) формы либеральной и консервативной политической философии

· Попытки сблизить философию (прежде всего, философию сознания) с биологическими науками. Когнитивная философия, нейродела, эволюционизм, теория систем и т.д.

 

Проблемы и практика представления философии и гуманитарной теории массовому читателю

· Популярные философские серии («за 90 минут», «for Dummies» и т.п.)

· Философия для непрофессионального читателя: А. де Боттон («Утешение философией», «Опыты любви»), детские философские повести М. Липмана и т.д.

· «Что такое философия»: профессиональные философы пытаются высказаться (К. Поппер, Т. Нагель и т.д.)

· Профессиональные, официальные и маргинальные дискурсы проблемы «Место философии в обществе»

· Профессиональные, официальные и маргинальные дискурсы проблемы «Место гуманитарного знания в обществе»

· Профессиональные, официальные и маргинальные дискурсы проблемы «Философия и наука»

· Профессиональные, официальные и маргинальные дискурсы проблемы «Гуманитарное знание и наука»

 

5. Социология (популярного) знания (прежде всего, «туземные теории» [1])

· Гендерные исследования в России 1990-х годов: подходы и проблематика

· «DIY панк»-движение в постсоветском пространстве: проблемы контркультуры

 

· Дискурс взаимодействия академического сообщества и туземных теорий

· Профессиональное гуманитарное знание и проблема предоставления права голоса «академическим меньшинствам»

 

6. Современная история ментальностей (с предпочтением русскоязычному Интернету как источнику и болельщикам, националистам или другим ярким сообществам как пациентам). Дискурсивная организация представлений, взаимосвязь содержания знания и социальных, политических или медиальных факторов

· «Живой журнал»: модусы самоописания

· Представление о сверхъестественном в современном славянском неоязычестве

· Представления о прошлом в националистическом дискурсе («Память» Д.Д. Васильева и «РНЕ» А.П. Баркашова)

· Этническая проблематика в Рунете: методы анализа

· Образ православия в российском игровом кино 2000-х: фильмы и рецензии в прессе

· Саморепрезентация фанатов московского «Локомотива» в Рунете (2012 – 2016)

III. «Типичной» курсовой (с 2014 г. – «конкурсной») работой по отношению к планируемому диссертационному проекту является:

1) сбор и обобщение теоретического материала по теме диссертации; определение методологии будущего исследования;

2) попытка поработать с одним-двумя кейсами, лучше всего отражающими специфику выбранного для диссертации источника; практическая апробация исследовательского инструментария и его адаптация к материалу и постановке проблемы.

 

Очень условно могут быть намечены следующие «учебные» направления курсовых работ – как выполнение определенного упражнения по отработке той или иной исследовательской техники:

Для диссертации в области истории идей:

· Проблемный реферат: сопоставление нескольких точек зрения (в области профессиональной гуманитарной теории) на один и тот же предмет; помимо работы с реально сложными и относительно объемными теоретическими корпусами подразумевается обязательное формулирование собственной позиции по отношению к реферируемым концепциям.

Для диссертации в области истории ментальностей или истории идей:

· Типовой анализ (вербального) дискурса: выявление по тексту сознательно и несознательно подразумеваемых условий его истинности и действенности. «Кем надо быть (в смысле – какую социальную позицию занимать, какими ресурсами (знания) владеть, какие ценности разделять) для того, чтобы этот текст написать – с этим текстом согласиться – сделать то, что от потребителя этого текста ожидается». Имплицитный читатель-слушатель-зритель определенного текста или типа текстов.

 

Если Вы все-таки решите обратиться ко мне на предмет научного руководства, пожалуйста, обратите внимание:

1. Я совсем не склонен руководить работами, в которых момент реферата, компиляции, пересказа или описания превалирует над исследовательским. Т.е. мне кажется, что в работе должен быть проявлен собственный голос диссертанта; человек должен продемонстрировать, что за два года его научили чему-то такому, чего он не умел раньше. В окончательном варианте работы надо показать, что «на выходе» появилось нечто, чего не было «на входе»; чего не смог бы вычитать из того же корпуса источников просто старательный исполнитель, не получивший специального образования.

2. Важный недостаток, о котором я просто обязан предупредить: как правило, я довольно плохо знаю существующие корпуса литературы. Скорее всего, я не смогу предложить Вам готовый список классической или актуальной литературы даже по тем темам, которые я назвал сам. Тем не менее, в случае, если тема меня интересует, я буду готов: а) поделиться какими-то соображениями о том, где и как искать литературу; б) в составленном Вами списке, если нужно, посмотреть на названия и высказать какие-то соображения о том, что и в какой последовательности читать.

3. В магистерской диссертации и ее мало-мальски предъявляемых внешнему взору запчастях:

a. должны быть поставлены ссылки на ВСЕ использованные Вами работы, в т.ч. на Интернет-энциклопедии, рефераты и все прочее, что Вы сочли достойным использования;

b. не должно быть попыток выдать за освоенный корпус источников и литературы материалы, с которыми Вы реально не работали.

Будем надеяться, что своевременное предупреждение об этих основных принципах поможет Вам раньше определиться с руководителем и темой. Ну и руководителю сбережет немного времени при чтении и редактировании Ваших текстов:)


Дополнение 2016 года

Текст выше был составлен в 2013 году и за три года обновлялся очень незначительно. С одной стороны, я думаю, что я по-прежнему остаюсь относительно компетентен в темах, которые указаны выше, с поправкой на довольно низкий уровень знакомства с историографией. Мне стали интересны темы, связанные с теорией и эмпирикой высшего гуманитарного образования в России, и, наверное, не исчезла еще окончательно способность помогать в проектах, ориентированных на то, «как люди думают»: от философии и истории идей до истории ментальностей и дискурс-анализа. С другой стороны, за эти годы администратор во мне все более и более уверенно побеждал и даже «придушивал» исследователя:) и, соответственно, мне начинает казаться возможным и даже правильным руководить не только и не столько тем, что интересно магистранту и мне, как если бы мы оба были в первую очередь академическими учеными, но и:

1) тем, что позволяет магистранту в выпускной квалификационной работе продемонстрировать, что он овладел профессиональными компетенциями культуролога. А для того, чтобы это продемонстрировать, надо таковыми компетенциями овладеть;

2) тем, что для магистранта исследовательски едва ли интересно, но зато: а) полезно для ВШЕКа; б) полезно для магистранта, потому что дает ему опыт практической работы, особенно если он как-то связывает свое будущее с областью (администрирования) высшего образования.

Поэтому я хочу предложить два новых типа тем: «квалификационные» и «проектные». Я не предполагаю, что они будут пользоваться большой популярностью и пока еще не могу похвастаться опытом успешного руководства. Но я допускаю, что кого-то могут заинтересовать уже готовые формулировки, а кто-то, наоборот, отталкиваясь от моих соображений, сумеет предложить и обосновать тему, равно интересную и ему или ей, и ВШЕКу, и мне.

 

Пример «квалификационной» темы:

Идентичный культурный проект в различающихся условиях: «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского (1866) и «Темные кадры» П. Леметра (2010)

Примеры «проектных» тем

Интеллектуально-развлекательный ландшафт Москвы в 2016-2018 гг. (сопровождается составлением и раскруткой ленты анонсов соответствующих мероприятий в соцсетях, хотя, естественно, подразумевает и анализ)

Саморепрезентация культурологических (шире – гуманитарных) образовательных программ в Рунете 2010-х годов (сопровождается ведением и рефлексией рекламной Интернет-кампании ВШЕКа; возможно – упражнениями с сайтом)

Построение образовательной программы в области культурологии (к 2017 г. ВШЕК постарается разработать и открыть два профиля бакалавриата. Нам нужна помощь, а у меня ничего без рефлексии не бывает; помощь тоже:))

Теория в магистерских диссертациях по культурологии в РГГУ в 2009–2017 гг. (вероятно, или диск с каталогом и оглавлением более и менее удачных теоретических глав из магистерских диссертаций станет приложением к этой диссертации, или наоборот)

Выпускники Института и Высшей школы европейских культур (1998 – 2017): трудоустройство и публикационная активность

Понимание, организация и оптимизация «практики» в культурологическом образовании (на примере РГГУ и НИУ ВШЭ)

и т.д.

Дополнительное образование в сфере «культурологии» и «искусств и гуманитарных наук»: опыт РГГУ в 2012-2018 гг. (сопровождается ведением документации (и, возможно, рекламной активности) по разрабатываемым сейчас во ВШЕК программам дополнительного образования)

 

Предметные области (а еще не совсем формулировки) тем
про образование в версии 2016 г.

§ Трансляция модели европейского образования в России, удачность, масштабируемость опыта (легкость переноса модели в новые условия)

§ Катастрофа / Трансформация высшего образования. Омассовление и «университет как офис»

§ Технологии развития студенческих компетенций, курсы «прямой трансляции компетенций»

§ Руководство (якобы) самостоятельной работой студентов, диссертационное руководство

§ Чему все-таки следует учить студента (в области гуманитарного знания)?

§ Портрет университетского преподавателя

 


 

Андрей Павлов

Дорогие друзья, несмотря на то, что формально быть научным руководителем ваших магистерских диссертаций я не могу (поскольку у меня нет кандидатской степени), тем не менее готов быть им при совпадении наших интересов и взглядов на исследовательскую работу.

С моей стороны, это означает помощь в выборе темы исследования, регулярные консультации и чтение черновиков, а в случае необходимости – и постановку конкретных дедлайнов при написании диссертации. Соответственно, от вас я ожидаю личной заинтересованности в исследовательском проекте, самостоятельной и аргументированной позиции при выборе темы и методологии, а также соблюдения договоренностей по срокам.

Что касается возможной тематики ваших работ, то в первую очередь со мной будет удобно работать тем, кому покажутся близкими следующие направления[2] (для удобства я разделил их на несколько рубрик, хотя это деление достаточно условно и различные темы могут пересекаться между собой):

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: